ЖУРНАЛ  МОСКОВСКОЙ  ПАТРИАРХИИ
01-2010

ЦЕРКОВЬ И ОБЩЕСТВО

Выживут ли в России православные школы

По действующему законодательству государство не обязано финансировать православные школы, хотя и могло бы – соответствующего запрета в законах нет.
К сожалению, за вычетом зарплат учителям, содержание таких школ и гимназий зависит лишь от усилий прихожан, учителей и родителей, многие из которых являются многодетными.
В условиях кризиса православные школы оказались на грани выживания.

«Мы создаем гимназии не только для того, чтобы из них люди шли в семинарии,
но и для того, чтобы формировался корпус православной интеллигенции –
людей, способных передавать христианское послание не только словом, но и жизнью своей,
и таким образом влиять на жизнь общества»
Святейший Патриарх Кирилл

       Православные школы и гимназии представляют собой новый тип среднего общеобразовательного учебного заведения: гуманитарно-эстетическое образование соединяется в них с религиозно-нравственным воспитанием. Таким образом, православная гимназия, учреждение негосударственное, решает и задачи, стоящие перед государственными школами.
       Однако православные школы до сих пор не включены в систему общеобразовательных учреждений. Государство берет на себя их лицензирование и аккредитацию и обязуется финансировать по общегосударственным нормативам – субвенциям. Этого финансирования хватает на зарплату учителям и часть хозяйственных нужд. Расходы на коммунальные услуги и содержание здания школы должны оплачиваться из родительских и приходских пожертвований.
       Ситуация осложняется еще и тем, что ученики в православных школах социально не защищены. Им не положены пособия на питание, они не получают разовых ежегодных выплат на покупку учебников. Родители за свой счет приобретают школьную форму и делают ремонт в учебных помещениях. При этом большинство учащихся православных школ – дети из многодетных и социально незащищенных семей; немало учится детей-сирот и инвалидов.
       Учителя также не включены в систему государственной поддержки. Они лишены стандартных льгот, повышение квалификации в органах управления образованием осуществляется для них на платной основе. Негосударственные школы лишены всех привилегий: они оплачивают аренду, коммунальные услуги, налоги.
       Это ставит под вопрос существование православных школ в районах с низким уровнем жизни населения, и малоимущие родители попросту лишаются возможности дать детям православное образование.

ШКОЛА «ОБРАЗ», ПОСЕЛОК МАЛАХОВКА МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ

       По данным, опубликованным в «Православном церковном календаре на 2010 год» Издательства Московской Патриархии, сегодня в Москве и Московской области работают 37 православных гимназий.
       Татьяна Смирнова, директор негосударственного образовательного учреждения «Школа «Образ»», которое работает в Малаховке с 1992 года, рассказывает, что в 2009-м году часть негосударственных школ Московской области получила только треть средств государственного финансирования (в частности школы в Щелково и в Клину). В 2010 г. официально запланировано сокращение выделяемых на негосударственные школы средств в три раза.
       По словам Татьяны Смирновой, государственные школы в той же мере финансируются из бюджета области, но они имеют от районов свои надбавки, а от муниципальных органов получают компенсацию за коммунальные платежи, оплату содержания зданий и бесплатную аренду. Но православным школам этих надбавок никто не дает. Таким образом, искать средства на аренду муниципального здания по стандартным расценкам приходится самостоятельно.
       «Мы все в крайне тяжелом положении. Родители наши небогаты, плата за школу не соответствует реальным затратам и стоимости обучения, да и платят полностью не все, многие имеют льготы – у нас 40 % многодетных семей!», – рассказывает Татьяна Юрьевна. Как и большинство аккредитованных негосударственных школ Московской области, школа получает деньги из расчета «класс-комплект 25 человек». Соответственно, на свои классы в 12–17 человек школа получает около половины необходимых денег.

НОРИЛЬСКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ГИМНАЗИЯ

       Еще более тяжелая ситуация складывается вокруг православных гимназий и школ, расположенных в российской глубинке.

Норильская православная гимназия

       Самая северная в мире и единственная на территории Таймыра православная негосударственная общеобразовательная гимназия находится в Норильске. В 2009 году ей исполнилось 10 лет. С момента своего создания и по сегодняшний день Норильская гимназия находится на финансовом обеспечении прихода собора в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радости».
       Как рассказал директор гимназии, благочинный церквей Таймырского округа протоиерей Михаил Гренадеров, гимназия не получала и не получает ни копейки от государства. Финансирование осуществляется за счет прихожан и частных жертвователей. На сегодняшний день гимназия лицензирована, но пока не аккредитована, поэтому субвенции ей не положены. По словам завуча школы архидиакона Апполинария (Обухова), плановой аккредитации нужно ждать еще два года. Школа небольшая: в классах учатся по 10–14 детей.
       Норильская гимназия дает только начальное образование. Окончив четыре класса младшей школы, ученики расходятся по разным общеобразовательным учреждениям. Продолжение образования среднего и старшего в гимназии возможно лишь в том случае, если городской администрацией будет выделено дополнительное помещение и средства на закупку оборудования в кабинетах физики, химии.
       «Проблемы начинаются со здания, которое необходимо содержать. Кроме того, нужно платить зарплату дополнительным педагогам, закупать оборудование, содержать спортзал и кабинеты, – сетует архидиакон Аполлинарий. – Наука не стоит на месте: многие вещи, которые давно уже вошли в школьный обиход, у нас считаются экзотическими. Это и интерактивные доски, и проекторы... На средства одного прихода нереально вывезти весь груз проблем. Конечно, хотелось бы, чтобы хоть какая-то поддержка государства была, хотя бы в плане учебных пособий и обеспечения компьютерного класса».

Православная гимназия в Хотькове

ЕНИСЕЙСКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ГИМНАЗИЯ

       Похожие проблемы и у Енисейской православной гимназии. Как рассказал настоятель Свято-Успенского кафедрального собора Енисейска протоиерей Геннадий Фаст, в связи с материальными трудностями гимназия не имеет возможности выпускать 10–11 классы. В результате дети после 9-го класса вынуждены расходиться по обычным школам. Сегодня в гимназии учатся 46 детей, в лучшие времена было 100 учеников. Некоторые ее выпускники учатся в Свято-Тихоновском университете, Томской семинарии.
       По словам отца Геннадия, положение гимназии сейчас очень шаткое. «Законом мы не защищены и существуем на птичьих правах. Наш губернатор понимает, что закрытие гимназии подорвет престиж края, поэтому мы еще держимся».
       Несмотря на то что Енисейская гимназия – достопримечательность города, обязательное место посещения паломников, она проигрывает общегородским школам по всем позициям: нет льготного питания, физкультурного зала, кабинетов физики, биологии, химии. Руководству приходится заключать договоры с другими школами, чтобы некоторые предметы дети изучали там.
       Енисейская гимназия была открыта в 1994 году как церковноприходская школа и поначалу имела полное гособеспечение. В 1998 году финансирование вдвое сократилось, гимназия была на грани закрытия. Затем при поддержке губернатора А. Лебедя финансирование гимназии продолжилось. Хотя формально гимназический статус был снят, гимназия получала денежную поддержку от государства наравне с обычными школами.
       Сворачивание государственного финансирования произошло в 2000 году со сменой власти. Было неизвестно, начнется ли следующий учебный год, что не могло не повлиять на число учащихся. В 2004 году ситуацию, ставшую критической, усугубило принятие Госдумой закона о том, что государство не обязано финансировать негосударственные учебные заведения. К тому времени гимназия уже была аккредитована как общеобразовательная средняя школа.
       Несмотря на то что гимназия имеет лицензию, аттестацию и аккредитацию, в школу не поступают учебники и компьютеры, а из-за малокомплектности классов часть учителей работают по совместительству. Ситуация усугубляется тем, что Енисейск – это дотационный город с населением всего 20 тысяч жителей.

ПРАВОСЛАВНАЯ ГИМНАЗИЯ г. ЛЕСОСИБИРСКА

       Лесосибирск – крупнейший лесопромышленный центр России, который обеспечивает 30% российского экспорта древесины.

Православная гимназия Лесосибирска

       Протоиерей Андрей Юревич, ректор местной православной гимназии, благочинный Енисейского округа, настоятель Крестовоздвиженского собора Лесосибирска, убежден, что помимо государства православные гимназии должна поддерживать и Церковь: «Наш городок с населением 70 тысяч, равный небольшому кварталу Москвы, содержит гимназию в 170 учеников. В Лесосибирске для содержания гимназии даже было специально создано коммерческое предприятие. Ежемесячно мы тратим на учебный процесс около 150 тысяч рублей, это около двух миллионов ежегодно. В эту сумму входит обновление всего парка оборудования, библиотека, компьютеры. И при этом нас никто не освобождает от епархиальных сборов. Я считаю, что приходы, которые устраивают гимназии, нужно освобождать от церковных налогов».
      
       Сегодня православные школы России находятся в равном положении со всеми негосударственными образовательными учреждениями. Экономическая ситуация складывается неблагоприятно для всех. Но если светские частные школы в России нередко имеют возможность выжить и без активной финансовой помощи государства, то православные учебные заведения находятся в бедственном положении. Чтобы упрочить их положение, нужно объединяющее начало, которое бы оказывало им административную и финансовую поддержку.
       Учредители гимназий и учителя сходятся во мнении, что выход из этой ситуации должна помочь найти Церковь, четко обозначив свое отношение к поддержке государством православных учебных заведений.

Елизавета Пападаки

* * *

       Сегодня в России существует 117 православных средних общеобразовательных учреждений. Общее число учащихся в православных школах по стране составляет менее 9000 человек, по Москве и Московской области – около 5500 учащихся, итого менее 15000 школьников на всю Россию.

* * *

СПРАВКА

       Негосударственные школы стали появляться в Российской Федерации после выхода в 1992 году Закона «Об образовании», который давал каждой аккредитованной школе право на государственное финансирование.
       Большинство из них образованы епархиями, приходами и существуют как негосударственные организации. Если же, получив лицензию, школа подтверждает выполнение государственного образовательного стандарта, она может претендовать на получение государственной аккредитации.
       Аккредитация – это процедура признания государственными органами государственного статуса образовательного учреждения. Аккредитованная школа имеет право выдавать документ государственного образца, а также имеет право на государственное финансирование.

* * *

КОММЕНТАРИЙ ЮРИСТА

       Основные вопросы деятельности государственных и негосударственных образовательных организаций регулируются Законом РФ № 3266–1 «Об образовании» от 10.07.1992 (далее – Закон об образовании). Порядок финансирования образовательных учреждений определен ст. 41 этого закона, в которой предусмотрено бюджетное финансирование исключительно для государственных образовательных учреждений. Вместе с тем следует отметить, что ранее действовавшая редакция Закона об образовании предусматривала право негосударственных образовательных учреждений на государственное и (или) муниципальное финансирование (пп. 6, 7 ст. 41 Закона «Об образовании» в редакции от 20.07.2004). Однако правовые нормы о государственном финансировании негосударственных образовательных учреждений с 1.01.2005 утратили силу в связи с внесением в них изменений Федеральным законом № 122–ФЗ от 22.08.2004 «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»». Таким образом, право негосударственных образовательных учреждений на включение их в схему централизованного государственного финансирования исключено.
       Как указал суд в одном из споров по вопросу бюджетного финансирования негосударственного образовательного учреждения, с 1.01.2005 финансирование таких учреждений стало правом, а не обязанностью органов государственной власти субъектов Российской Федерации и местного самоуправления, так как прямое финансирование негосударственных образовательных учреждений за счет средств бюджетов всех уровней действующим законодательством не предусмотрено (Постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 6.08.2009 № Ф04–4679/2009 (12204–А03–32) по делу №А03–543/2009). Данная позиция также находит свое подтверждение в Определении Конституционного суда РФ от 25.01.2007 № 80–О–О.
      
       Вопрос: «А как же конституционная норма об обязательном образовании? Как суд формулирует отсутствие противоречия в законодательстве?»
       После вступления в силу изменений в Законе «Об образовании» с 1.01.2005 финансирование негосударственных образовательных учреждений является правом, а не обязанностью органов государственной власти субъектов Российской Федерации и местного самоуправления.
       Конституционность п. 21 ст. 16 Федерального закона № 122–ФЗ от 22.08.2004, которым признаны утратившими силу пп. 6 и ст. 41 Закона «Об образовании», которые предусматривали право негосударственных образовательных учреждений на государственное и муниципальное финансирование, являлась предметом рассмотрения Конституционного суда РФ (Определение Конституционного суда РФ № 80–О–О от 25.01.2007).
       В своем определении суд указал: «Конституция РФ не предусматривает право негосударственных образовательных учреждений на государственное (муниципальное) финансирование, равно как не предполагает, что правовое положение государственных (муниципальных) образовательных учреждений и негосударственных образовательных учреждений должно быть одинаковым. Как следует из ее ст. 43, общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования гарантируется в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях (ч. 2); каждый вправе на конкурсной основе бесплатно получить высшее образование в государственном или муниципальном образовательном учреждении и на предприятии (ч. 3)».
       По мнению Конституционного суда РФ, в положениях Конституции РФ не закреплены нормы, предусматривающие права и гарантии гражданам по вопросам обучения в негосударственных образовательных учреждениях. Ни в ст. 2,43 Конституции РФ, ни в статьях Закона РФ № 3266–1 от 10.07.1992 «Об образовании» не содержатся нормы о равном положении государственных и негосударственных образовательных учреждений. С учетом данной позиции Конституционный суд РФ указал, что п. 21 ст. 16 Федерального закона от 22.08.2004 № 122–ФЗ (согласно которому признаны утратившими силу пп. 6 и 7 ст. 41 Закона об образовании) не может рассматриваться как нарушающий конституционные права граждан. Однако следует отметить, что позиция Конституционного суда РФ, изложенная в Определении от 25.01 2007 № 80–О–О, противоречива по следующим основаниям.
       1. Неодинаковое правовое положение государственных (муниципальных) образовательных учреждений и негосударственных образовательных учреждений суд обосновал только отдельными нормами Конституции РФ (чч. 2, 3 ст. 43).
       Не приняты судом во внимание положения чч. 1, 2 ст. 19 Конституции РФ, которыми закреплен принцип равенства перед законом, применяемый во всех сферах, в том числе и в сфере образования. Представляется, что позиция суда должна была быть сформирована по результатам комплексного толкования чч. 1, 2 ст. 19 и чч. 23 ст. 43 Конституции РФ. Однако такой подход в определении суда отсутствует.
       2. В Постановлении от 21.10.1999 № 13–П Конституционным судом РФ прямо указано, что действие законодательства РФ в области образования распространяется на все образовательные учреждения на территории РФ, независимо от их организационно-правовой формы и подчиненности. Вывод о равенстве всех образовательных учреждений, независимо от их организационно-правовой формы (государственных, муниципальных и негосударственных – частных, учреждений общественных организаций и др.), следует и из Определения Конституционного суда РФ от 06.12.2001 № 310–О. Таким образом, заключение суда о том, что Закон об образовании не содержит норм, свидетельствующих о равном положении государственных и негосударственных образовательных учреждений, сделано без учета ранее изложенных судом выводов.
       3. Обзор практики Конституционного суда РФ по другим делам в сфере образования показывает, что суд фактически восстанавливал федеральные гарантии в сфере образования, отмененные тем же самым Федеральным законом № 122–ФЗ от 22.08.2004. Так, в Постановлении № 5–П от 15.05.2006 Конституционный суд РФ указал, что отдельные обязанности, ранее установленные и действовавшие по состоянию на 31 декабря 2004 года, сохраняются. При этом суд определил: «Этим, однако, не исключается право федерального законодателя – в соответствии с Конституцией РФ (ст. 19, чч. 1 и 2; ст. 71, п. «в») и с учетом данного постановления – предусмотреть в дальнейшем иные формы и способы реализации конституционных гарантий общедоступности и бесплатности дошкольного образования».
       Таким образом, судом не только не вполне аргументированно и, даже можно сказать, необоснованно отказано в принятии к рассмотрению жалобы о неконституционности положений п. 21 ст. 16 Федерального закона № 122–ФЗ от 22.08.2004, но и в противоречии с практикой в сфере образования указано на то, что заявителем фактически поставлен не относящийся к компетенции Конституционного суда РФ вопрос о восстановлении в Законе об образовании положений, содержавшихся ранее в пп. 6 и 7 ст. 41.
       Определение Конституционного суда РФ от 25.01.2007 № 80–О–О окончательно и обжалованию не подлежит.
       Однако на данное определение была подана частная жалоба, в которой помимо вышеизложенных доводов было указано, что по смыслу ч. 3 ст. 55 Конституции РФ право негосударственных образовательных учреждений на государственное (муниципальное) финансирование может быть ограничено, но не исключено федеральным законом, и только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства. При этом следует отметить, что в спорном определении Конституционного суда РФ не указано никаких обоснований и соразмерности ограничению, установленному Федеральным законом № 122–ФЗ от 22.08 2004. По результатам рассмотрения частной жалобы суд остался непреклонен (Определение Конституционного суда РФ № 920–О–О от 16.07.2009).

Татьяна Евсевичева,
юрист Юридического бюро
«Падва и Эпштейн»