ЖУРНАЛ  МОСКОВСКОЙ  ПАТРИАРХИИ
02-2010

ЦЕРКОВНАЯ ЖИЗНЬ

Епископ Сурожский Елисей: «Будни Сурожа»

На рубеже XX–XXI веков в Великобритании значительно расширилось русское присутствие, что повлекло за собой изменение
традиционного уклада жизни Сурожской епархии, долгие годы ориентированного на сравнительно узкий круг прихожан.
Это привело к конфликтам и нестроениям, в результате которых часть прихожан и духовенства перешли в юрисдикцию Константинопольского Патриархата.
О том, как епархия преодолела трудности и о ее сегодняшнем дне ответственному редактору «Журнала Московской Патриархии» Сергею Чапнину рассказывает епископ Сурожский Елисей.


       – Ваше Преосвященство, как известно, группа духовенства и прихожан собора, объявившая о своем переходе в Константинопольский Патриархат, претендовала на имущество епархии и, в частности, на кафедральный собор. Как сегодня складывается ситуация?
       – Сначала хотел бы пояснить, в чем был драматизм ситуации. Перешла в Константинопольскую юрисдикцию не просто группа, а административное руководство епархии и кафедрального собора. К печально известному бывшему епископу Сергиевскому Василию (Осборну) с несколькими священниками, к сожалению, присоединились трастовые попечители (в соответствии с законодательством Великобритании благотворительная организация может иметь т. н. трастовых попечителей, которые, не имея права принимать решения, уполномочены совершать необходимые юридические действия во исполнение решений ответственных лиц прихода, касающихся приходской недвижимости и активов. Прим. ред.). Эти люди имели юридические права распоряжаться имуществом от имени Сурожской епархии и кафедрального собора.
       Летом 2007 года ушедшие от нас представители нового образования–Амфипольского викариатства Константинопольского Патриархата, – удержавшие у себя трастовых попечителей, собрались на встречу и назвали ее Епархиальной ассамблеей Сурожской епархии. Примечательно, что во всех документах они обозначили дату собрания «по состоянию на май 2006 года». Сделано это было для того, чтобы официально показать, что вся Сурожская епархия выразила желание выйти из Московского Патриархата и что якобы это состоялось до того, как епископ Василий раздал отпускные грамоты для перехода клириков в Константинопольский Патриархат. На этом собрании было объявлено, что все имущество Сурожской епархии должно перейти в руки Амфипольского викариатства Константинопольского Патриархата.
       Мы вынуждены были срочно предпринять ответные шаги. Вместе с духовенством и мирянами епархии мы буквально в тот же день провели Епархиальную ассамблею и сделали заявление, что представители Константинопольского Патриархата неправомочно выдают свое собрание за собрание Сурожской епархии.
       Более того, согласно нашим историческим трастовым договорам, трастовые попечители не могут распоряжаться имуществом без воли самого епархиального собрания и, в случае с собором, приходского совета. Все их действия должны быть основаны на волеизъявлении общины.
       В течение нескольких месяцев Ассамблея Сурожской епархии и Приходской совет кафедрального собора трижды приглашали трастовых попечителей для разъяснений относительно происходящего с имуществом и банковскими счетами, к которым мы не имели доступа. Не получив ответ на наши приглашения, с целью возвращения юридических прав Сурожской епархии на свое имущество, представители нашей Епархиальной ассамблеи и Приходского совета собора обратились в суд. К сожалению, другого выхода у нас не было.
       Если бы мы бездействовали, то государственные органы признали бы, что заявление последователей епископа Василия имеет силу. Наша задача во время судебного процесса была проста – показать, что епархия и приход не прекратили своего существования и продолжают активно действовать. Ни жизнь епархии, ни жизнь прихода не прервались, но наоборот – развиваются. И соответствующие документы мы подавали в суд.
       Судебное разбирательство длилось долго. В результате 5 июня 2009 года мы получили положительное решение Верховного суда с подтверждением прав Сурожской епархии на свою собственность. Аналогично был решен вопрос и о кафедральном соборе.
       Признаюсь, разговор на эту тему меня всегда печалит. Да, люди сделали неправильный шаг – захотели уйти, так как им не понравилось быть зависимыми от Москвы. В этом поступке есть и личные мотивы – не сложились отношения внутри епархии, среди клира и мирян собора. Имели место и националистические, и политические мотивы. Но возникает вопрос: неужели вся эта совокупность конфликтов является достаточным основанием для разделения, нанесшего большой моральный урон как той, так и другой стороне?
       Я приехал в Лондон в декабре 2006 года, и с первых дней моего пребывания в епархии главной задачей было примирение. Много сил к этому положил архиепископ Иннокентий Корсунский, временно управлявший епархией до меня. Он не раз говорил, что видел свою миссию в искреннем примирении сторон, в обращении к Богу, прекращении раздоров.
       К сожалению, эта ситуация была в некотором смысле предсказуемой. В тот период, когда митрополит Сурожский Антоний был на одре болезни и не мог руководить епархией, конфликт уже наметился, но еще более стремительно он стал развиваться после его кончины. Росло недоверие людей друг к другу. Мне до сих пор непонятно, почему некоторым англичанам и русским показалось вдруг неудобным, некомфортным принадлежать Московскому Патриархату. Ведь до мая 2006 года все, включая епископа Василия, повторяли вслед за митрополитом Антонием, что все мы – чада Русской Православной Церкви, и ценили это. Видимо, эти заявления были, говоря по-английски, немного формальны. Возможно, некоторые рассчитывали продолжать пользоваться этой формальностью, а жить хотелось совершенно самостоятельно, независимо.
       Между тем непонятно, от чего именно искали независимости ушедшие под омофор Константинополя. Я много лет трудился в Отделе внешних церковных связей и не помню серьезных вмешательств нашего отдела или Московской Патриархии во внутренние дела Сурожской епархии ни в то время, когда епархией управлял митрополит Антоний, ни после его кончины. Печальный курьез состоит в том, что ушедшие получили свою независимость не от «твердой руки Москвы», а от любимого для всех них Успенского кафедрального собора на Ennismore Gardens, где столько лет они слушали горячие проповеди митрополита Антония, но, видимо, не услышали самого главного – призыва к любви, открытости для разных мировоззрений и традиций, призыва к миру и единству.

       – Возвращаются ли прихожане, которые ушли вслед за епископом Василием?
       – Дело в том, что ушло совсем немного людей. Когда мы слышим, что из 20 священников ушли 10, – кажется, что епархия раскололась надвое. На самом деле, большинство верующих Русской Церкви на территории Сурожской епархии – это тысячи прихожан Лондонского кафедрального собора, сотни – в наших Сурожских приходах в Оксфорде, Кембридже, Глазго, а также в ставропигиальных приходах Дублина и Манчестера. Из них едва ли можно насчитать 1% ушедших. В остальных, так называемых (независимым Уставом Сурожской епархии) «евхаристических общинах» насчитывалось по два-три десятка прихожан.
       В тех малых общинах, которые возглавляют ушедшие священники, конечно, не все разделяют их идеи, но, не желая разделяться на еще более малочисленные группки, остаются со своими священниками. В Лондоне идет процесс возвращения мирян, хотя некоторые остаются под Константинополем также именно из-за полюбившегося пастыря, в данном случае – бывшего настоятеля Лондонского кафедрального собора протоиерея Иоанна Ли. Сам он был бы и рад вернуться (объявление о его уходе произошло за его спиной, когда он находился в больнице в тяжелом состоянии), но для его возраста и при его болезни новые коренные изменения в его статусе могут оказаться тяжелыми потрясениями. Один священник все же вернулся в епархию и сейчас успешно окормляет три прихода.
      
       – Судиться в Англии – занятие крайне дорогостоящее. Трастовые попечители, которые проиграли суд, должны теперь возместить все судебные издержки. Насколько я понимаю, вы по доброй воле пошли им навстречу и отказались от компенсации за оплату адвокатов....
       – У нас была только одна задача – исправить ошибку наших заблудившихся братьев и сестер, которые не только ушли в другую юрисдикцию, но и заявили свои права на церковное достояние. Мы не ставили своей целью принести им личный ущерб.
       Я хорошо помню свою первую встречу с епископом Василием. Это было уже в конце судебного процесса, я немного опасался воинственного настроения, но беседа была спокойной. В этот момент я с горечью подумал, что за прошедшие два года было столько волнений, потрачено столько нервов, столько бумаг исписано юристами... И сейчас мы мирно обсуждаем вопрос, как выйти из этой ситуации с наименьшими потерями. Тогда я предложил епископу Василию, чтобы проигравшая сторона не оплачивала судебные издержки нашей стороны. Замечу, что Церковь не понесла никаких расходов во время судебного процесса, потому что защищавшие нас адвокаты были наняты не Сурожской епархией, а нашими друзьями, которые любезно согласились не брать с проигравшей стороны возмещения расходов на юристов. Проигравшие восприняли это предложение с благодарностью. Но они должны независимо от нас покрыть относительно небольшие издержки генеральному прокурору, поскольку они стали опротестовывать предварительное заявление генерального прокурора в нашу пользу, что, кстати, было довольно странным действием с точки зрения английского менталитета, которому свойственна крайняя законопослушность.
       По окончании длительного процесса мы приняли мирную декларацию о том, что не имеем друг к другу имущественных претензий. Недвижимое имущество – два церковных жилых дома (один из них мы оставили в пользование бывшему настоятелю собора отцу Иоанну Ли), банковские счета, к которым мы три года не имели доступа, – наконец, передано в наши руки.
       И я, и наше духовенство искренне жалеем епископа Василия, для которого события его бегства в Константинополь и ухода от своей многочисленной сурожской паствы, а затем и объявление об уходе в «отставку» – очередное бегство от примкнувших к нему немногочисленных соратников, на самом деле явились лишь следствием глубокой личной драмы, которую теперь все сложнее и сложнее излечить...
       Что касается поторопившихся уйти за епископом Василием священников и мирян, многие из них не могут не сожалеть о содеянном. Мы со своей стороны призываем наших ушедших братьев и сестер вернуться, а тех, кто отстаивал нашу позицию, был верен Матери-Церкви, – не укорять ушедших, простить их и не вспоминать о конфликте. Мы все достаточно потерпели.
      
       – Как развивается епархиальная жизнь в последние годы? Что нового произошло в епархии?
       – Жизнь епархии вошла в спокойное русло. Постепенно решаем задачи по организации социальной работы, религиозного образования и работы с молодежью. Все это было и раньше, но исключительно на приходских началах. Теперь созданы соответствующие епархиальные отделы и комиссии. Кстати, раньше как такового и епархиального управления не существовало, приходилось многое начинать с нуля.
       Мы возобновили издание епархиального журнала «Сурож» в измененном, более современном формате. Планируем издать двуязычный Служебник с параллельными английскими и церковно-славянскими текстами. Продолжаются еженедельные публикации катехизических материалов в русскоязычной газете «Пульс-UK».
       Большое внимание мы уделяем пастырской работе: посещаем новые места, встречаемся с людьми, с нашими соотечественниками, которые живут вдалеке от православных приходов. За три года мы открыли девять новых приходов. И в малодоступных местах, как, например, остров Мэн, там есть небольшая община наших соотечественников. У меня нет известий, что кто-либо до нас совершал там православное богослужение. Так же и в других местах – открыли недавно приходы в Хале, в графстве Дорсет, 4 новых прихода в Ирландии. Стоит задача открыть приходы в Бирмингеме и Ньюкасле. Проблема в том, что и наши соотечественники, и православные англичане живут очень разбросанно. Поэтому многие из наших священников служат поочередно на двух, а то и на трех приходах.

       С целью пастырского общения развиваем традицию епархиальных конференций, на которых в течение трех дней духовенство и верующие с семьями из разных мест Великобритании встречаются с друг другом, вместе молятся, обсуждают духовные проблемы, проводят богословские занятия и детские классы.
      
       – Несколько лет назад вашими трудами в Месяцеслов был внесен Собор вретанийских святых. Есть ли планы по составлению на русском языке житий святых, включенных в святцы и, быть может, еще не включенных в святцы, но почитаемых в Британии?
       – В списке наших местночтимых святых есть имена, давно известные за пределами Британских островов; назовем лишь некоторых – двух благоверных королей Английских с именем Эдуард, преподобного Беду Достопочтенного, летописца Английской церкви и народа, преподобную Бригиту, игумению Килдарскую, а также многих других угодников Божиих, почитание памяти которых, хотя и местное, укрепляет свидетельство православия в Великобритании и Ирландии. Многим из них написаны иконы, составлены церковные песнопения и службы.
       Объединив усилия Сурожской епархии с Русской Зарубежной Церковью, а также с заинтересованными агиографами из России, мы могли бы подготовить материал и издать жития святых, просиявших на островах Британии и Ирландии.

       Местное же почитание святых уже распределено по датам церковного календаря. Сурожская епархия издает такой календарь на английском языке.

* * *

СПРАВКА

       Преосвященный Елисей, епископ Сурожский (в миру – Илья Владимирович Ганаба) родился в 1962 г. в Ленинграде. Учился в Ленинградской духовной академии, где принял монашеский постриг.
       В1988 г. был направлен в Иерусалим заместителем начальника Русской духовной миссии. По возвращении трудился в Отделе внешних церковных сношений, возглавлял секретариат по межправославным связям и загранучреждениям Русской Православной Церкви.
       В 1998 г. возведен в сан архимандрита.
       В 2000–2002 гг. архимандрит Елисей (Ганаба) – представитель Патриарха Московского и всея Руси при Патриархе Антиохийском и всего Востока в Дамаске. С 2002 по 2006 г. – начальник Русской духовной миссии в Иерусалиме.
       26 ноября 2006 г. хиротонисан в Храме Христа Спасителя в Москве во епископа Богородского, викария Корсунской епархии. Определением Священного Синода от 27 декабря 2007 г. назначен правящим архиереем Сурожской епархии с титулом епископ Сурожский.

* * *

СПРАВКА

       Сурожская епархия учреждена в 1962 г. и объединяет приходы Русской Православной Церкви на территории Великобритании и Ирландии. Кафедральный собор в честь Успения Божией Матери и Всех святых находится в Лондоне.
       Основателем и первым правящим архиереем епархии был митрополит Антоний (Блум, † 2003). С 2003 по 2006 год епархией управлял епископ Сергиевский Василий (Осборн). Указом Святейшего Патриарха Алексия от 9 мая 2006 г. епископ Василий освобожден от управления епархией с увольнением на покой; временно управляющим епархией назначен архиепископ Корсунский Иннокентий. Решением Священного Синода от 6 октября 2006 г. архимандриту Елисею (Ганабе) определено быть епископом Богородским, викарием Корсунской епархии, с поручением управлять Сурожской епархией.
       Определением Священного Синода от 27 декабря 2007 г. архиепископ Корсунский Иннокентий освобожден от временного управления Сурожской епархией, правящим архиереем епархии с титулом «Сурожский» назначен епископ Елисей. Викарный архиерей – архиепископ Керченский Анатолий (Кузнецов).
       В 2007 г. Священный Синод благословил внести в Месяцеслов Русской Православной Церкви празднование Собора святых, в земле Британской и Ирландской просиявших (в третью Неделю по Пятидесятнице).

Интернет-сайт: www. sourozh. org