ЖУРНАЛ  МОСКОВСКОЙ  ПАТРИАРХИИ
02-2010

ЦЕРКОВНАЯ ЖИЗНЬ

Свет христов на земле Сиама

ДЕСЯТИЛЕТИЕ ПРАВОСЛАВИЯ В ТАИЛАНДЕ

Торжества в честь десятилетия православия в Таиланде состоялись 18–23 декабря 2009 года, их возглавил архиепископ Волоколамский Иларион. Пока еще короткая, но яркая история возникновения и развития православной общины в Таиланде наглядно показывает, что миссионерское служение Русской Православной Церкви, начатое в прошлом святыми Иннокентием Аляскинским и Николаем Японским, продолжается и в наши дни.


       Вплоть до конца XX века в Таиланде никогда не звучала проповедь православия, в стране не существовало ни одного православного прихода или храма. Но некоторая предыстория все же есть, и она связана со святым страстотерпцем царем Николаем II, который был первым и единственным православным святым, когда-либо посещавшим эту землю. В 1891 году он, будучи тогда наследником престола, прибыл в Бангкок по личному приглашению Рамы V, короля Сиама (так называлось Королевство Таиланд до 1932 года). Личное знакомство произвело на обоих благоприятное впечатление. В 1897 году Рама V отправился в Европу и посетил с ответным визитом Санкт-Петербург, где его принимал уже вступивший на императорский престол Николай П.
       Высокий прием, оказанный в России, помог тайскому королю в дальнейшей политической миссии в Европе. Из Франции Рама V писал супруге: «президент [Франции] поднялся в карету и сопровождал меня до резиденции. Такую честь они не оказывают никому, кроме России. Понятно, что это произошло не из-за страха перед какой-то нашей силой. Это из-за мощи [Российской] Империи. Они видели, какой прием был оказан мне в России, и всё сделали так же».
       Во время визита в Россию король Рама V с сыновьями, а также несколько десятков тайцев, входивших в его свиту, впервые узнали о православии. Они посетили Храм Христа Спасителя, храмы Московского Кремля и Новоспасский монастырь.
       Добрые отношения с императором Николаем II дали основание королю Раме V отправить учиться в Россию своего любимого сына принца Чакрапонга. Вместе с ним обучался и его друг Най Пхум. После прохождения двух лет обучения в императорском пажеском корпусе они еще пять лет учились в академии Генштаба. В России принц познакомился с русской девушкой Екатериной Десницкой и полюбил ее. Они решили пожениться, и в 1906 году, когда Чакрапонг сел на корабль, чтобы вернуться на родину, с ним отправилась и Катя. По пути, в Константинополе, тайский принц тайно принял крещение, и молодые люди обвенчались в православном храме.
       В Сиаме это событие вызвало скандал. Король Рама V долгое время не признавал сына Чакрапонга и Кати, которого назвали Чула. Лишь в 1910 году, впервые увидев внука, он смягчился и даровал ему титул принца крови. Однако через некоторое время после возвращения домой принц Чакрапонг вернулся в буддизм, а в 1919 году они с Катей разошлись. Еще год спустя он умер, были подозрения, что его отравили французы. Катя умерла в 1960 году. Сейчас в Таиланде живет принцесса Нариса Чакрапонг, их внучка, которая написала книгу об истории любви сиамского принца и русской девушки.
       Что же касается друга принца Чакрапонга, Най Пхума, то он открыто принял православие в России, отказался возвращаться в Сиам и дослужился до чина полковника в царской армии.
       После трагических событий 1917 года отношения России с Таиландом на многие десятилетия прекратились.

Освящение закладного камня будущего храма на Пхукете

       До революции Россия не успела открыть духовную миссию в этой стране, и первым русским православным священником, который оказался здесь в качестве миссионера, стал игумен Олег (Черепанин), прибывший в Таиланд в 1999 году. Решением Священного Синода Русской Православной Церкви в декабре того же года в столице государства Бангкоке был учрежден приход во имя Святителя Николая Чудотворца.
       Далеко не сразу православной общине удалось получить признание со стороны официальной власти. Существенно положение изменилось после официального визита в Таиланд митрополита Смоленского и Калининградского Кирилла (ныне – Патриарха Московского и всея Руси), который состоялся в 2001 году. Во время своего визита митрополит Кирилл рекомендовал направить в Россию для обучения в семинарии первого тайца, которого обратил в православие и крестил игумен Олег, – Даниила Ванна.
       Через некоторое время после обращения Даниила вызвали в местный департамент по делам религий, где поинтересовались, почему он выбрал именно Православную Церковь? Ведь если ему захотелось стать христианином, он мог бы пойти к католикам или протестантам, которые уже давно присутствуют в Таиланде. В ответ Даниил сказал: «У католиков поют, у протестантов танцуют, а молятся только у православных».
       Этот молодой человек отправился в Россию и прошел полный курс обучения в Санкт-Петербургской духовной семинарии, после чего летом 2008 года удостоился диаконской хиротонии, а год спустя – иерейской. Он стал первым в истории Православной Церкви священником-тайцем. В Таиланд он вернулся с русской женой. Отец Даниил свободно говорит по-русски и служит на церковнославянском языке, а когда нужно – и на тайском, поскольку за годы после его крещения в православие пришли еще несколько десятков тайцев, для которых, конечно же, важно иметь возможность хотя бы частично слушать богослужение на родном языке.
       В 2002 году в столице Таиланда Бангкоке был построен первый в этой стране православный храм. Именно здесь 18–19 декабря минувшего года на престольный праздник – день Святителя Николая Чудотворца – совершил богослужение архиепископ Волоколамский Иларион. За богослужением он по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла возвел игумена Олега (Черепанина) в сан архимандрита, а также наградил священника Даниила Ванна правом ношения набедренника.
       Архиепископ Иларион торжественно освятил новую ризу на главной храмовой иконе Святителя Николая, прославившейся многими чудесами. Зафиксированы случаи чудесного исцеления от укусов кобры, рождения чад у неплодных родителей. Но самое известное чудо, которое случилось в минувшем году, – исцеление прихожанки Оксаны Калмыковой, безнадежно больной раком. Произошедшее после молитв у иконы необъяснимое исчезновение опухоли зафиксировано в медицинских документах и стало большой радостью для всех местных православных, которые горячо сопереживали Оксане в ее болезни. Благодаря этим чудесным событиям икона стала главной православной святыней в Таиланде, и верующие захотели украсить ее драгоценной ризой.
       В своем архипастырском слове после освящения ризы архиепископ Иларион сказал: «Святитель Николай совершил много чудес при жизни и после своей смерти, и то, что от его иконы здесь, в далекой стране, и сегодня происходят исцеления, свидетельствует о его великой силе и святости».

Архиепископ Волоколамский Иларион после богослужения
в храме Святителя Николая в Бангкоке

       Поскольку в Таиланде есть еще ряд отдаленных от столицы мест, где проживает заметное число православных верующих, встал вопрос об открытии в стране и других приходов. Возможности для его решения появились летом 2008 года, когда была, наконец, официально зарегистрирована Православная Церковь в Таиланде. Это позволило без затруднений покупать землю и строить храмы в других городах. Второй православный приход появился в приморском городе Паттайя, куда приезжает особенно много туристов из России. В 2009 году здесь был построен храм в честь Всех святых. 20 декабря архиепископ Волоколамский Иларион совершил великое освящение этого храма.
       После богослужения состоялось награждение юбилейными медалями мирян, активно потрудившихся в устроении церковной жизни в Таиланде. А вечером того же дня произошло официальное открытие гражданскими властями Таиланда храма Всех святых в Паттайе. От лица Королевского дома и Правительства Таиланда торжество возглавил секретарь парламентского Комитета обороны генерал Акачай Чантоза.
       В своей речи он выразил надежду на дальнейшее организационное развитие православных общин в стране. В знак признательности государства за труды, понесенные в деле становления православия в Королевстве Таиланд, генерал Чантоза вручил ряду лиц юбилейные медали, специально изготовленные к торжествам по случаю 10-летия православия в Таиланде.

Генерал Чантоза вручает награды православным священникам

       Третий тайский приход создан на острове Пхукет. Здесь приобретена земля для будущего храма, посвященного Святой Троице, и возведен его фундамент. 21 декабря архиепископ Волоколамский Иларион совершил закладку храма Святой Троицы на Пхукете. На торжестве присутствовали вице-губернатор провинции Пхукет, мэр города и другие представители власти.
       В своем слове после богослужения архиепископ Иларион отметил важность присутствия храма в месте, которое активно посещается туристами, поскольку «зачастую под отдыхом сегодня принято понимать лишь физическое восстановление сил, при этом из виду совершенно упускается внутреннее состояние человека. Нередко после нескольких дней отдыха людей одолевает скука и ощущение внутренней пустоты. Эта пустота является ни чем иным, как отсутствием смыла жизни, что лишает человека душевного мира и удовлетворения». Для верующего человека «физический отдых непременно должен сочетаться с духовным отдохновением, – подчеркнул архиепископ Иларион. – Именно поэтому так важно, чтобы у отдыхающих была возможность посетить храм, помолиться, принять участие в богослужении, приобщиться Святых Христовых Таин».
       Четвертый, самый молодой приход в Таиланде находится на острове Самуи. Здесь пока только куплена земля для строительства будущего храма в честь Вознесения Господня. По благословению архиепископа Илариона священник Даниил Ванна совершил освящение места строительства.
       Приобретен также земельный участок для создания первого православного кладбища: в Таиланде умерших принято кремировать, и постоянно проживающим в стране православным христианам важно иметь возможность быть погребенными по-христиански. При кладбище будет построена небольшая Успенская церковь, а со временем, возможно, возникнет монастырь и образовательный центр.
       По благословению архиепископа Илариона архимандрит Олег (Черепанин) совершил монашеский постриг монаха Серафима (Рачеа).

Постриг монаха Серафима (Рачеа) в храме Всех святых в г. Паттайе

       На празднование десятилетия православия в Таиланде съехались клирики Русской Православной Церкви, несущие служение в Азии: настоятель храма во имя святых апостолов Петра и Павла в Гонконге протоиерей Дионисий Поздняев, настоятель Свято-Троицкого храма в Улан-Баторе священник Алексий Трубач, настоятель храма во имя святого равноапостольного князя Владимира в Джакарте (Индонезия) иеромонах Иоасаф (Тандибиланг), клирик Успенского прихода в Сингапуре иерей Александр Донденко.
       У всех остались самые приятные впечатления о состоявшейся встрече с православной общиной Таиланда. Протоиерей Дионисий Поздняев, в частности, сказал, что «здесь сейчас очень сложный период работы, когда закладывается фундамент и создается среда для будущего миссионерского служения». Он также отметил необходимость продолжения начатой работы по переводу православных текстов на тайский язык.
       Иерей Алексий Трубач признался, что в сравнении с монгольским приходом «тайская община больше преуспела в проповеди православия – здесь уже существует свой священник из числа местных жителей, а мы пока только готовим двоих местных ребят к поступлению в семинарию». Иерей Александр Донденко сказал, что «очень рад был увидеть, насколько пестрая и разнообразная здесь паства, и насколько дружно сосуществуют ее члены – не только русские, но и французы, и тайцы».
       На своем заседании 25 декабря 2009 года Священный Синод Русской Православной Церкви, заслушав доклад архиепископа Волоколамского Илариона о прошедших торжествах, постановил: «Возблагодарить Господа за плоды, принесенные на ниве Христовой православными общинами в Таиланде» и «отметить важность укрепления духовных связей между Россией и Таиландом».

Юрий Максимов,
кандидат богословия, преподаватель
Московской духовной академии и семинарии