ЖУРНАЛ  МОСКОВСКОЙ  ПАТРИАРХИИ
02-2010

ПОУЧЕНИЯ

О молитве умной и сердечной

МИТРОПОЛИТ НАВПАКТА И СВ. ВЛАСИЯ ИЕРОФЕЙ (ВЛАХОС)

В моей жизни был такой период, когда я, отправляясь на Афон, совсем не желал работать в библиотеках и посещать монастырские музеи.
Я просил каждого монаха, которого встречал на своем пути, поведать мне об умной молитве.
Таким образом, я встретил в своей жизни многих старцев: Паисия, Ефрема Катунакского, Ефрема, игумена монастыря Филофей, и других монахов,
живших на Святой Горе. Я ничем у них не интересовался, кроме Иисусовой молитвы. И, по правде сказать, научился многому.


      
       Я не могу утверждать, что владею молитвой, но я понял, как она совершается. В юности я молился, участвуя в церковных богослужениях. Впоследствии я попытался научиться умной молитве.
      
       В душе человека действуют два вида энергии: одна из них разумная, другая – умная. Богослужение Церкви – разумное служение, потому что совершается путем логики, разума. Одновременно мы подвизаемся в развитии умной энергии души для достижения умной молитвы.
      
       По великой Своей милости Господь послал мне преподавателей, научивших меня богословию святого Григория Паламы. Однако, познав теорию, необходимо осуществлять ее на практике. С помощью моего профессора Панайотиса Христу я стал чаще посещать Святую Гору Афон, работал в библиотеках афонских монастырей и впоследствии участвовал в выпуске критического издания творений святителя Григория Паламы. Во время моего пребывания на Афоне мне представилась уникальная возможность научиться Иисусовой молитве путем общения с духоносными монахами Святой Горы.
      
       В моей жизни был такой период, когда я, отправляясь на Афон, совсем не желал работать в библиотеках и посещать монастырские музеи. Я просил каждого монаха, которого встречал на своем пути, поведать мне об умной молитве. Таким образом, я встретил в своей жизни многих старцев: Паисия, Ефрема Катунакского, Ефрема, игумена монастыря Филофей, и других монахов, живших на Святой Горе. Я ничем у них не интересовался, кроме Иисусовой молитвы. И, по правде сказать, научился многому.
      
       Затем в Англии, в монастыре святого Иоанна Предтечи в графстве Эссекс, я познакомился со старцем Софронием (Сахаровым). Имея большой духовный опыт и обладая даром Иисусовой молитвы, он неразрывно связывал умное дело с богословием. Старец очень помог мне в духовной жизни.
      
       Конечно, Господь больше всего помогает тем, кто пытается подвизаться в молитве. У митрополита Антония Сурожского (Блюма) есть одна очень хорошая книга «Молитва и жизнь». Святые Отцы единогласно не только советуют читать о молитве, но и учиться таковой. Если утром посвящать небольшое время молитве, пусть даже краткой «Господи Иисусе Христе, помилуй меня», а также вечером и в течение дня, например, во время ходьбы или в пути, то можно, в конце концов, познать многое о молитве.
      
       Приведу пример, чтобы вам было легче понять, как научиться молиться. Молитва Богу суть выражение любви. Кто любит Бога, тот Его помнит и молится. Когда мать любит своего ребенка, то постоянно думает о нем. Так же парень, влюбленный в девушку, всегда мыслит о своей возлюбленной. Как не следует объяснять, что такое любовь, и учить неким упражнениям постижения оной, так и не нуждается в подробных инструкциях тот, кто любит Бога и постоянно пребывает своими помыслами в Нем. Когда подвижник держит молитву в уме, то в один прекрасный день она может перейти в его сердце, став сердечной умной молитвой.
      
       Помните тот случай, когда Христос повстречал двух учеников по дороге в Еммаус? Они были разочарованы тем, что произошло в ту неделю в Иерусалиме. Господь предстал им как незнакомец и сказал: «О чем это вы, идя, рассуждаете между собою, и отчего вы печальны?» Один из них ответил Ему: «Неужели Ты один из пришедших в Иерусалим не знаешь о происшедшем в нем в эти дни?» Тогда Христос сделал вид, что не понял и спросил: «О чем вы?.. И начав от Моисея, из всех пророков изъяснял им сказанное о Нем во всем Писании». Тогда возгорелось сердце учеников и затем «они сказали друг другу: не горело ли в нас сердце наше, когда Он говорил нам по дороге и когда изъяснял нам Писание?» Эта теплота сердца суть любовь человека к Богу, и таким образом осуществляется молитва. Апостолы «удержали Его, говоря: останься с нами... и когда Он возлежал с ними, то, взяв хлеб, благословил, преломил и подал им. Тогда открылись у них глаза, и они узнали Его; но Он стал невидим для них» (Лк. 24, 13–33).
      
       В действительности этот путь символически означает Божественную литургию. В начале Литургии мы слышим слово Божие, внимая чтению отрывков из Апостола и Евангелия, и возгорается сердце наше. Затем мы совершаем Таинство Евхаристии и причащаемся Тела и Крови Христа. Это показывает, как в духовной жизни мы от бед и горестей может дойти до видения Бога, от слышания Слова перейти к Его созерцанию.
      
       Эта дорога является также и символическим образом перехода молитвенного состояния из ума в сердце.

Из беседы со студентами Московских духовных школ
20 сентября 2009 г.