ЖУРНАЛ  МОСКОВСКОЙ  ПАТРИАРХИИ
02-2010

ЦЕРКОВЬ И ОБЩЕСТВО

Батюшки особого назначения

В РОССИЙСКОЙ АРМИИ ПОЯВИЛИСЬ ВОЕННЫЕ СВЯЩЕННИКИ

В январе в войсках Северокавказского военного округа появились первые штатные священнослужители. Правда, официальной должности «военный священник» в армии пока не будет. Представители духовенства будут называться помощниками командиров по работе с верующими военнослужащими.

Вот уже полтора десятилетия после почти векового гонения на религию и Церковь в нашей стране православные священники и духовные лидеры иных традиционных исповеданий возвращаются в армейские казармы, жизнь воина приобретает духовное измерение, уже никого не удивляет присутствие священника на военных учениях или в «горячей точке». Это обстоятельство не может не радовать, ведь именно силой духа во все века была сильна великая русская армия. Сегодня призыв лучшей части общества
к духовному обновлению армейской среды услышан властью. В июле этого года Президент России
на совещании с лидерами религиозных организаций заявил о целесообразности введения института воинских и флотских священнослужителей. И все мы верим, что этот важный шаг
принесет свои благие плоды уже в ближайшем будущем.

Из приветствия Святейшего Патриарха Кирилла
создателям фильма «Батюшки особого назначения»

       О подробностях появления в Российской армии военных священников, их новом статусе, правах и обязанностях речь шла на двух встречах, состоявшихся в Москве в начале декабря минувшего года. Первая из них была связана с премьерой фильма «Батюшки особого назначения», а вторая – слушания по вопросам религии и армии, которые прошли в Общественной палате.
       В целом интегрирование священнослужителей в структуру Министерства обороны идет последовательно и конструктивно, а предпринимаемые в этом направлении шаги способны приблизить Российскую армию к практике большинства стран мира.

Протоиерей Димитрий Солонин, руководитель отдела Оренбургской епархии
по взаимодействию с Вооруженными силами

       Многие факты, приведенные участниками упомянутых мероприятий, внушают оптимизм. Так, по словам начальника Отдела патриотического воспитания и работы с общественными организациями Главного управления воспитательной работы (ГУВР) Вооруженных сил полковника Игоря Сергиенко, в Минобороны уже подготовлен проект создания в центральном аппарате ведомства управления военного духовенства, которое, как ожидается, возглавит священнослужитель Русской Православной Церкви. Правда, несколькими днями позже в беседе с автором этих строк Игорь Сергиенко обмолвился, что по последним данным руководитель управления необязательно будет принадлежать к духовному сословию. Возможно, эту должность займет светский военный специалист. В компетенцию управления будет входить руководство работой военных священнослужителей в Вооруженных силах.
       По прогнозам начальника отдела ГУВРа, в полноценном режиме управление начнет функционировать в 2010 году, когда институт военных священников в армии и на флоте будет окончательно сформирован. Помимо координации действий священнослужителей, работающих в войсках, управление будет заниматься всеми вопросами, касающимися взаимодействия военного ведомства с Русской Православной Церковью, другими религиозными объединениями, участвовать в выработке основных принципов и методов организации работы военного духовенства и т. д. В будущем году планируется также создать отделы военного духовенства в военных округах и на флотах.
       Священнослужители традиционных для России религий появятся во всех родах и видах Вооруженных сил до бригады включительно. Условием для появления в части священника, муллы, раввина или ламы станет принадлежность более чем 10% личного состава к той или иной религии. Учитывая тот факт, что священники начнут работать на штатной основе, им будет выплачиваться жалование из бюджета Министерства обороны.
       Постепенно решается и кадровая проблема. По словам председателя Синодального отдела по взаимодействию с Вооруженными силами и правоохранительными учреждениями протоиерея Димитрия Смирнова, в настоящее время подготовлено 30 православных священников для прохождения службы в частях, расположенных на Северном Кавказе и за пределами Российской Федерации. Тринадцать из них, по решению Священного Синода, уже отправились к месту своего нового служения. Есть планы и по дальнейшей подготовке священнослужителей для работы в войсках.

       Число военных священнослужителей пополнят верующие воцерковленные офицеры, которых будут готовить для рукоположения, кроме того, в армию пойдут священники, уже имеющие за плечами опыт военной службы. На базе Рязанского военного училища будет создан специальный факультет для подготовки армейского духовенства. Предполагается, что новый факультет будет внеконфессиональным, так что учиться на нем будут и православные верующие, и представители иных традиционных религий. К слову сказать, ситуация с последними пока остается неясной. Главным образом потому, что на сегодняшний день число имамов, раввинов и лам, необходимых для армии, еще не определено. Впрочем, руководителей религиозных общин это не смущает. Так, по словам представителя верховного муфтия в Москве Рустама Валеева, в случае отсутствия в части имама, военнослужащие-мусульмане могут обращаться за советом и духовным утешением к православному священнику.
       Отношение представителей силовых структур к появлению в армии священнослужителей в целом можно оценить как положительное. «Я дважды командовал Объединенной группировкой войск на Северном Кавказе и был свидетелем того, что, когда в группировку приезжали батюшки, люди подтягивались, становились совершенно другими – и солдаты, и офицеры», – отметил на пресс-конференции заместитель главкома Внутренних войск МВД по военно-научной работе генерал-полковник Валерий Баранов. По его словам, «чем быстрее решится вопрос о введении института военного духовенства в Вооруженных силах, тем крепче будет армия». Большие надежды на улучшение морально-психологического климата в армии вследствие работы духовенства питает и заместитель главного военного прокурора генерал-лейтенант юстиции Александр Арутюнян. По его словам, «позиция Главной военной прокуратуры такова: священнослужители в армии уже есть, они полезны, и их деятельность будет полезна и в будущем».

       Благоприятно настроено по отношению к возрождению института военного духовенства и общественное мнение. В экспертной среде полагают, что приход священнослужителя в войска будет способствовать преодолению многих негативных явлений, которые сегодня во многом определяют облик армии: неуставные отношения, коррупция, грубость и т. д. Священник в этих обстоятельствах способен стать моральным авторитетом для солдат и офицеров и в значительной мере повысить духовно-нравственный уровень личного состава.
       Описанная картина выглядит оптимистично. Однако, слушая выступления и комментарии людей, принимающих непосредственное участие в формировании института военного духовенства, трудно отделаться от ощущения, что начавшееся движение по включению религиозных организаций в армейскую жизнь уже очень скоро столкнется с рядом препятствий.
       Во-первых, несовершенство законодательной базы. Несмотря на вроде бы идущее полным ходом включение священнослужителей в армейскую структуру, нормативная основа для их служения до сих пор не создана. На этом пути сделаны только первые шаги, а впереди – титаническая работа. Для полноценного функционирования института военных священников необходимо внести изменения в более чем сорок нормативно-правовых актов, регулирующих деятельность Вооруженных сил, обновить воинские уставы и т. д. При общей неповоротливости и консерватизме военного ведомства, эта работа может затянуться на долгие годы.
       Характерно, что самой должности военного священнослужителя до сих пор нет ни в одном из документов, призванных регламентировать деятельность военного духовенства. Вместо этого создана довольно расплывчатая должность помощника командира по работе с верующими. При такой формулировке присутствие священника в армии вновь грозит стать виртуальным, даже при его реальном нахождении в войсках.

Иерей Димитрий Василенков, руководитель отдела военного духовенства
при штабе Северо-Кавказского военного округа

       Во-вторых, священнослужитель в своем статусе будет приравнен к гражданскому персоналу Минобороны, а следовательно, лишен всех льгот и привилегий, которыми обладают военнослужащие и лица, состоящие на государственной службе. В такой жестко иерархической, субординационной структуре, как армия, низведение священника до уровня техобслуги вряд ли будет способствовать повышению его авторитета в среде кадровых военных. Не менее странно выглядит регламентация работы священнослужителя, который, по мнению военного руководства, должен заниматься духовным окормлением военнослужащих во внеслужебное время. В этой связи возникают закономерные вопросы: каковы будут функции священнослужителя в служебное время и когда будет заканчиваться рабочий день священника, если заниматься духовным попечением ему разрешат только во время отбоя?
       Кроме того, по словам заведующего сектором ВДВ Синодального отдела по взаимодействию с Вооруженными силами и правоохранительными учреждениями протоиерея Михаила Васильева, «пока нет разговоров о предоставлении жилья или предоставлении социальных гарантии военным священникам, например оплаты проезда к месту службы».
       Отсутствие социальных гарантий для людей, которые наравне с военнослужащими рискуют в любую минуту подвергнуться смертельной опасности, вызывает недоумение. Вспомнить хотя бы недавнее прошлое, когда священники, выезжавшие на Северный Кавказ и получившие серьезные ранения, даже не могли лечиться в госпиталях Минобороны. Не было речи и о финансовой компенсации им и их семьям. Сегодня, правда, декларируется, что Минобороны собирается платить военным священникам жалование за их работу. Но каков будет размер этого вознаграждения? «Зарплата военного священника, по последним данным, будет составлять 7600 рублей», – говорит отец Михаил. Деньги, мягко говоря, символические. Военные священники не смущаются – они идут в армию «не за деньгами». Слова благородные и правильные. Они были бы еще правильнее, если дать социальные гарантии семьям военных священников.

       Это лишь некоторые из проблем – те, которые проявились уже сегодня. Будет ли при таких условиях работа священника в армии эффективна? Реализует ли он те надежды, которые возлагает на него общество? Трудно ответить на этот вопрос. Но горько будет слышать упреки, которые через какое-то время могут посыпаться на военных священнослужителей со всех сторон. Ведь настроение общества, как известно, переменчиво. «Как же так – мы ввели военное духовенство, а никаких изменений не происходит!» – разочарованно скажут те, кто, не слишком вникая в институциональные тонкости возрождения военного духовенства, видели в священниках панацею от всех армейских бед.
       Необходимо отказаться от паллиативного подхода в вопросе о военных священниках. И вместо того, чтобы заново изобретать велосипед, обратиться к отечественному дореволюционному и современному зарубежному опыту, трезво оценить наши сегодняшние реалии и обеспечить военному духовенству то положение, которое необходимо для боеспособности армии и духовной безопасности Российского государства.

Евгений МУРЗИН