|
ЖУРНАЛ МОСКОВСКОЙ ПАТРИАРХИИ
| 02-2010 |
О чем писал «Журнал Московской Патриархии» в 1960 году
В течение многих десятилетий «Журнал Московской Патриархии» был единственным официальным церковным периодическим изданием в нашей стране. Он начал выходить в 1931 году, а в 1935 году его выпуск был прекращен; возобновилось издание во время Великой Отечественной войны, в сентябре 1943 года, и с этого момента журнал выходил ежемесячно. Несмотря на жесткие цензурные ограничения эпохи тоталитаризма, малый объем и тираж, журнал сыграл большую роль в жизни Церкви. Он позволил собрать все немногие церковно-литературные силы того времени. «Журнал Московской Патриархии» много десятилетий был голосом Русской Православной Церкви и единственным средством массовой информации, рассказывающим о событиях церковной жизни.
В 2011 исполняется 80 лет со дня основания «Журнала Московской Патриархии» – официального печатного органа Русской Православной Церкви. К этой памятной дате мы открываем новую рубрику, в которой представляем нашим читателям ретроспективу публикаций из нашего архива.ПОЕЗДКА В ГРЕЦИЮ
(путевые заметки и впечатления)
В связи с исполнившимся в нынешнем году 600-летием со дня кончины св. Григория Паламы, архиепископа Фессалоникийского, в г. Салоники с 11 по 15 ноября минувшего, 1959 года происходили церковные торжества, посвященные памяти этого святителя. Русская Православная Церковь была представлена на этих торжествах делегацией в составе епископа Волоколамского Василия (Кривошеина), ректора Московской духовной академии прот. К.И. Ружицкого и автора этой статьи.
Наша делегация получила возможность посетить в Греции места проповеди ап. Павла и Св. Гору Афон, которая со времени прп. Антония Печерского являлась для русских православных людей средоточием высокой духовной жизни и школой благочестия, где и до настоящего времени существуют русские монастыри.
За два дня пребывания на Афоне мы могли посетить только четыре монастыря. Но и это позволяет составить известное представление об афонском монашестве.
Численность братии в монастырях различна, в среднем от 50 до 100 человек в монастыре. При Андреевском ските существует общемонастырская богословская школа с шестилетним курсом обучения, куда монастыри в обязательном порядке посылают из числа их братии наиболее молодых и способных к усвоению богословских наук монахов, имея в виду через них богословски просвещать насельников монастырей и вести пастырскую деятельность в церковных приходах вне Св. Горы.
Это относится и к русским обителям – Пантелеимоновской, Андреевской и Ильинской. Эти обители, к сожалению, не пополняются новыми молодыми монахами. Если в Пантелеимоновском монастыре есть еще 50 человек братии, то в Андреевском и Ильинском скитах осталось только по 12 человек, и все они преклонного возраста – от 60 лет и старше. Отсутствие молодых, трудоспособных монахов отрицательно отражается и на монастырском хозяйстве и на богослужении. Нас русские монахи встретили весьма радушно. /.../
Посещением Коринфа мы закончили свое путешествие по святым местам Греции и 24 ноября вылетели из Афин на Родину, мысленно посылая с борта самолета нашу благодарность всем, оказавшим нам помощь в нашем путешествии, и пожелание процветания греческому народу.Н. Д. Успенский,
профессор Ленинградской духовной академии
(«Журнал Московской Патриархии» № 2, 1960 г.)