ЖУРНАЛ  МОСКОВСКОЙ  ПАТРИАРХИИ
08-2010

ЦЕРКОВНАЯ ЖИЗНЬ

Протоиерей Николай Ведерников.
Быть священником: вчера и сегодня

Предлагаем вашему вниманию фрагменты из книги одного из старейших пастырей Русской Православной Церкви.
Автор размышляет о проблемах проповеди, отношениях с паствой и особенностях поведения священника в обществе.


       Пастырь в любом обществе – в кругу ли образованных людей, среди простого народа – должен быть как бы отрезвляющим напоминанием о том, что человек живет на земле временно. Люди часто впадают в иллюзию, что они пребывают на земле вечно, и уверены, что если это не так, то смерть, по крайней мере, наступит не скоро. Священник уже одним своим появлением напоминает о том, что в любой момент человек может оказаться перед лицом суда Божия. Пастырь всегда призывает к реальности. Священник живет в миру, но в то же время его служение – надмирное. Он трудится не для того, чтобы обогатиться, приобрести материальные блага, собственность или производство, устроиться на земле как можно лучше. Наоборот, он указывает на то, как все здесь непрочно, призывает искать прежде всего Царствия Небесного. Само присутствие священника должно отрезвлять, заставлять людей хоть немного, но задуматься над своей жизнью. Роль пастыря особая, поэтому не во всяком обществе он бывает приятен.

Священник среди людей

       Пастырь общается с людьми современного мира и должен вникать в проблемы общества. Священнику необходимо быть образованным в такой степени, чтобы свободно рассуждать об актуальных задачах, трудностях пасомых в связи с их мирскими занятиями. Пастырь обязан во многих областях иметь собственное суждение и, если требуется, ответить на любой поставленный перед ним вопрос, причем ответить мудро и смиренно, без лицеприятия, без лести, без желания показать свое превосходство, в то же время ощущая себя полноценным членом современного общества, гражданином своей страны.
       В сегодняшних условиях жизни пастырю необходимо быть человеком высокой культуры. Нередко священник совершает требы на дому, его могут пригласить на чашку чая к семейному столу, посадить с ним рядом неверующего или агностика. От пастыря потребуется умение разумно ответить на самые разнообразные вопросы, с которыми к нему, естественно, обращаются, а тому, кто по-настоящему хочет узнать об Истине, спокойно и на уровне современных требований к культурному человеку разъяснить ее, не вступая в споры и ненужные дискуссии.
       В наше время желательно, чтобы священник имел еще и светское образование: литературное, музыкальное, медицинское, техническое... Хорошо, если священник разбирается в вопросах психологии, психиатрии или причастен к искусству, поэзии, знает художественные произведения, кем и когда они написаны. Безусловно, священнику надо быть достаточно начитанным человеком, уметь высказать свое мнение о событиях в стране, в мире. Тогда он действительно будет членом общества, а не «белой вороной», которая знает только богословие и больше ничего; не всем это интересно, и он не сможет участвовать в разговоре. А среди людей, заинтересованных только в материальном благополучии, в их мире, где царят склоки, присутствие священника – большое дело, и энциклопедическая образованность может ему очень пригодиться, чтобы пробудить среди этих людей живой интерес к вопросам, им совершенно чуждым. Ведь область пастырских усилий и забот не может ограничиваться лишь прихожанами – людьми, которые уже нашли свою дорогу к Богу. Она должна распространяться и на тех, кто еще не познал радости богообщения.
       Священнику нужно стараться быть внимательным к окружающим людям, никого не задевать, не унижать. Если перед ним человек невежественный, пастырь не должен его укорять, необходимо очень мягко, с пониманием отнестись и к такому человеку. На нелепые и даже глупые вопросы, не обижая, умно ответить. Где бы ни был пастырь, он должен быть на высоте своего положения, вызывать у людей почтительное отношение к сану. Еще лучше, если он проявит человеческие качества и вызовет уважение окружающих просто как человек.
       Священник, попадая в мирскую среду, не должен с ней сливаться, уподобляться светскому человеку, становиться как все, думая таким образом завоевать популярность, он должен всегда оставаться священником. Если пастырь, попадая в общество «выпивох», выпивает вместе с ними или, оказываясь в обществе, где рассказывают анекдоты, делает то же – он совершенно забывает, что имеет сан, забывает, что он должен быть прежде всего священником. Это не значит, что пастырю нужно чуждаться людей, но быть самим собой, то есть священником, он обязан везде, не обращая внимания на то, как его воспримут. Апостолы, когда шли на проповедь, знали, что мир встретит их враждебно. Они шли на крест: их и убивали, и побивали, и пыткам подвергали. Таков крестный путь пастыря. Священник – образ Христа, а Христос шел на крест ради нашего спасения. Пастырь в миру должен как бы восходить на Голгофу. Я не говорю о священниках-монахах, которые служат в монастырях, там тоже бывает много трудностей. Но священники на приходе вращаются среди людей мира сего: эти люди приходят на исповедь, на богослужение, слушают проповедь, задают вопросы, часто совсем не по сути. Надо терпеть приходящих, уметь терпеть всё. Как говорит Христос: приходящего ко Мне не изгоню вон (Ин. 6, 37). Пастырь должен всегда с любовью увещевать, никого не отвергая, не раздражаясь, не гневаясь. Сказано: исправляйте... в духе кротости (Гал. 6, 1). Кроткий дух – твердый и мужественный одновременно. Будьте мудры, как змии, и просты, как голуби (Мф. 10, 16) – вот этот принцип должен соблюдать пастырь.
       В пастырском делании, как воздух для дыхания, необходима молитва. Священник должен быть непосредственно связан со своим Пастыреначальником, которым является Христос, должен жить во Христе, тогда его деятельность верно направлена. Священников, которые имеют дух искренней молитвы, народ уважает, любит, относится к ним с доверием и в затруднительных случаях обращается за советом.
       Пастырь должен жить добродетельно, показывать пример высокой духовной жизни. Ему нужно всегда помнить, что влияние на паству напрямую зависит от высоты его собственной жизни. Чем более развиты в нем духовные качества, добродетели, тем сильнее его влияние на людей.

Проповедь

       Проповедь является значимой частью богослужения, это слово, которое должно быть услышано. При этом очень важен контакт с аудиторией. Священнику, выходящему на проповедь, не нужно закрывать глаза, иначе контакт нарушается, надо стараться всматриваться в лица, переводя взгляд с одного человека на другого. В проповеди важно то, как священник обратился к верующим, сказал «Братья и сестры» или «Дорогие». Можно не обращаться, но почувствовать контакт с первого момента. Никогда не нужно долго говорить, надо чувствовать форму проповеди. Что касается структуры, то проповедь должна быть логично выстроена. В начале определяется тема, допустим – притча. Следует сказать о Священном Писании, изложить основу, Евангелие. Затем разработать эту мысль так, как священник считает нужным. Разработка идет до определенной кульминации, нужно почувствовать, где находится «золотое сечение», на чем-то заострить внимание и сделать нравственное приложение, выводы из сказанного. Сердечный тон, контакт с аудиторией сами по себе много дают. Общение с пастырем через слово имеет большое значение для прихожан. Человек может даже запамятовать, о чем священник говорил, но запомнить внутренний контакт, созданный во время проповеди. В душе человека этот эффект остается надолго, а вот книжный язык, как правило, не доходит. Нужно бояться «книжной» проповеди и всегда говорить от опыта. Конечно, начитанность – вещь хорошая, но проявить свою эрудицию можно в другом месте. Когда священник говорит о великих истинах, до которых сам еще не дорос, то находится под судом собственной же проповеди. Христос сказал о фарисеях: По делам же их не поступайте, ибо они говорят, и не делают: связывают бремена тяжелые и неудобоносимые и возлагают на плечи людям, а сами не хотят и перстом двинуть их (Мф. 23, 3–4). Обычно опыт проявляется в нравственных выводах из сказанного. Пастырь должен разъяснить так, чтобы человек понял, как на практике применить евангельское слово. К примеру, как понять заповедь о любви к ближнему? Священник может спросить: «Вы бы хотели, чтобы с вами поступали так же, как вы поступаете с другими?» Постараться на это обратить внимание, как бы приноровиться к практике жизни современного человека, не залезая в догматические дебри, – иначе прихожане уйдут в сумбурном состоянии, а в головах должна быть ясность. Заключать проповедь всегда надо на положительной ноте, чтобы у людей была надежда на то, что они могут это исполнить.
       Проповедь не должна озадачивать. «О! – скажут прихожане в отчаянии. – Что он там наговорил! Этого вообще нельзя исполнить. Любить врагов невозможно». И начнут с недоверием относиться к Богу, к Священному Писанию. Пастырю надо стараться всегда вселять надежду, что все, сказанное им на проповеди, можно исполнить. Кроме того, он должен указать, каким путем к этому прийти. Как, например, врага любить? Надо всегда думать о Христе. Помогает мысль, что эта заповедь основана на искупительном подвиге Христа, Который Сам на Голгофе умер за нас: Сия есть заповедь Моя, да любите друг друга, как Я возлюбил вас. Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих (Ин. 15, 12–13). Священнику нужно утвердить в сознании прихожан то, что Христос Сам через страдания, через искупительный подвиг достиг такой любви. Это окрыляет человека. Сила же церковных Таинств, благодать, которая нам дается, не имеет границ. Только силой благодати Божией, благодати Таинств Церкви возможно сказать: любите врагов. Эту силу дает Христос. Как Христос относился к врагам? Иисус же говорил: Отче! прости им, ибо не знают, что делают (Лк. 23, 34). Не было ненависти к врагам, которые Его распинали. Что больше? Эта мысль может сподвигнуть человека думать: да, наверное, можно любить врагов, благотворить им.
       Надо указать на то, что у нас сохраняются ветхозаветные заповеди: любить ближнего, а ненавидеть врага, око за око, зуб за зуб. Эта ветхозаветная мысль не дает нам силы полюбить врагов. Христос поднялся выше: любить врагов, давать взаймы, не ожидая ничего. Какая свобода в этом! Мы еще не жили в таком блаженном состоянии, не испытали этой радости. У людей появляется надежда: оказывается, можно испытать. Давайте попробуем, испытаем. Почувствуем, какая там красота неведомая: все будут иначе относиться к врагам, не будут мстить, отвечать злом на зло. Еще не было такого опыта, но в душе, в воображении он уже возникает. Слушающие проповедь начинают предвкушать радость этого блаженного состояния. Священнику обязательно надо вселять в людей надежду на то, что этого можно достигнуть. Надо людей окрылить. Вот какая задача у проповеди.
       Итак, структура проповеди такова: тема, разработка, кульминация и нравственные выводы. Во время проповеди священник должен следить за тем, чтобы не потерять контакта, говорить от опыта и никогда не затягивать проповедь. О цели, которую должен ставить перед собой священник на проповеди, святой праведный Иоанн Кронштадтский говорит так: «Нам, проповедникам, надо только помогать действиям Божиим над сердцами человеческими, ловить их готовые расположения к покаянию и усиливать их»1.

Взаимоотношения с духовным чадом

       Духовник имеет дело с уверовавшим человеком. Даже если тот верит еще в малой степени, это уже значит, что с ним можно говорить: «Я тебе могу указать, куда мы идем, куда мы стремимся, где счастье, где радость жизни. Я такой же человек, как ты, такой же грешник, хотя облечен саном, но я могу тебе помочь, потому что у меня есть некоторый опыт, знания и благодать священства, которая дает особое право говорить не от себя, а от Бога во время совершения Таинства исповеди. Если ты хочешь, можешь этим воспользоваться». Нельзя ни малейшего намека дать на то, что духовник возвышается над человеком, как над неким пигмеем: «Я, мол, выше тебя, а ты где-то еще там...» Должны быть отношения дружбы и равенства. Это очень значимый момент.
       Если пасомый почувствовал, что духовник сострадательно относится к нему, не осудит, не отвергнет, потому что знает, что сам такой же грешник, то человек скорее раскроется такому духовнику. Священник просто может поддержать, помочь; наконец, просто выслушать.
       Человек исповедуется и долго рассказывает; а духовник, может быть, одно слово скажет и сразу даст разрешительную молитву. Бывает достаточно просто молча выслушать: человек выговорился и в какой-то момент почувствовал, что здесь присутствует Кто-то Третий.
       Люди, которые приходят на исповедь, часто бывают душевно изломаны, иногда даже душевно больны, например, находятся в депрессии. Для них, особенно вначале, важно, чтобы духовник был братом и другом, а не командиром. Задача священника – быть солидарным с таким человеком, показывать ему, что и у пастыря есть, может быть, большие душевные трудности, но священник старается делать так и так. Надо, чтобы духовник показал, что и он вместе с пасомым, чтобы тот почувствовал, что священник такой же человек, как и он, просто облечен саном.
       Не надо настраивать человека на «подвиги», ведь не в подвигах дело. Господь нас спасает по Своей милости и любви, на это и надо надеяться. А то: «Я не буду есть чего-то...» Ничего подобного; это совершенно в данном случае не нужно. Необходимо укрепляться в сознании того, что Бог нас любит.
       Окрыляться надо тем, что любовь Божия беспредельна. Человека это поддерживает. Пусть он старается жить так, чтобы не оскорбить Бога, Его любви. Это так же, как если любишь человека, то боишься обидеть его небрежным, грубым, неблагодарным отношением. Надо воспитывать пасомых на благодарности к Господу за жизнь, за все, что есть в жизни. Вот так духовник беседует, а не просто сухо перечисляет грехи. Всячески, особенно новопришедшего, нужно побуждать к любви, потому что главное – это поверить в Божию любовь и стараться отвечать на эту любовь такой же любовью, а не формальным исполнением чего-то. Надо объяснять, что все заповеди строятся на любви к Богу и к человеку; что ближнего нельзя лишать жизни, ближнего нельзя обкрадывать, ближнему нельзя лгать, клеветать на него и так далее. Надо внушать: Возлюби Бога и ближнего, как самого себя (см.: Втор. 6, 4–5; Лев. 19, 18; Мк. 12, 30–31; Иак. 2, 8; Рим. 13, 9); не желай другому того, что себе не желаешь (см.: Деян. 15, 20, 29); это так просто, казалось бы. Вот, на этом строятся все отношения духовника с новоначальным. Священник не должен отпугивать жесткими предписаниями, а то ведь можно на долгое время отвратить человека от Церкви. Или наоборот: тот сразу решится, двинется; появится спортивный интерес к подвигам. Это очень опасно: человек обязательно сорвется, и ничего хорошего не выйдет. В таком случае лучше сказать: «Сейчас ты не постись, ты просто по мере сил и возможностей молись, читай слово Божие, проникайся любовью ко Христу. На этом строй целеустремленность своей воли, на любви ко Христу; ты пришел не ко мне, а ко Господу пришел, Ему говоришь, Он главный, я только помощник твой».

       Духовнику нужно всегда вести по такой линии: каждый человек драгоценен бесконечно. Пастырь должен с большой любовью отнестись к тому, кто пришел. Если человек еще не справляется, если много делает ненужного – тем больше нужно проявить любви и внимания, чтобы он почувствовал душевное, человеческое расположение к пастырю. На человеческом уровне и говорить, именно на человеческом, не на каком-то очень возвышенном, духовном, вначале этого не требуется.
       Каждый человек – единственная, неповторимая личность, и духовник должен смотреть, как Святой Дух воздействует на данного человека. Не мешать этому воздействию, а, наоборот, стараться быть в стороне, быть как бы другом Жениха (см: Ин. 3, 29), то есть тем, кто все делает, чтобы состоялась встреча Жениха и невесты. Он хранит их союз, готовит встречу, он, когда приводит их в брачную комнату, остается за дверью. Он не вторгается, он свою роль выполнил. Вот таким должен быть и священник по отношению к тем, кто приходит к нему на исповедь. Он должен помочь донести исповедь до Христа и, наблюдая, как действует благодать Божия, стараться помочь человеку. Это главная задача. И больше ничего – никаких вторжений, никакого насилия. Это очень важная, очень тонкая и трудная вещь.
       Человеческое достоинство пасомого надо всячески поддерживать и никогда не унижать, не подавлять. Во Христе какое же может быть унижение? Ты не червь, а сын Господу, брат и друг! Да, ты грешник, конечно; и я грешник, но все равно я знаю, что я могу исправить свою жизнь. Я стараюсь исправляться, потому что я люблю Христа и не хочу Его оскорблять, я хочу жить с Ним в мире. Вот в чем дело; из этого надо исходить.
       Духовник не может принуждать ни к чему, он просто друг, брат. Сам Христос говорил ученикам: Братья Мои, друзья Мои (см.: Ин. 15, 14–15; Ин. 20, 17); Он, будучи Богочеловеком, так относился к ним. В молитве Господней мы произносим: Отче наш, то есть Бог –– Отец, Отец Небесный, Источник и Начальник всего – наш Отец. И мы являемся Его детьми вместе со Христом; мы Христу братья и сестры, и поэтому-то мы обращаемся именно «Отче наш». Вот что надо внушать, чтобы люди полюбили Христа, таков должен быть путь руководства– путеводительство ко Христу.
       Апостол Павел говорит: Для меня жизнь Христос (Флп. 1, 21); уже не я живу, но живет во мне Христос (Гал. 2, 20); живу во плоти только верою в Сына Божия, пострадавшего за меня (Гал. 2, 20). Это его личная святость; нам только можно учиться у него этой пламенной любви ко Христу. Это пример, а вообще на этом надо строить свои отношения с духовником: тот не должен быть недосягаемым. Священнику надо сознавать про себя, что он такой же грешник, но просто хочет помочь пасомому, поддержать его, потому что он тем же путем шел и идет сейчас. Когда будет так поставлен вопрос, то появятся совсем другие отношения с духовником, человек потянется к нему, потому что узнает, что это друг, доступный, к кому он не боится подойти. Духовник поможет ему быть в дружбе со Спасителем; духовник укажет, что истинный Друг – Сам Господь Иисус Христос. Он нас всех называет братьями и сестрами. Как Марии Магдалине сказал Господь: Иди к братьям Моим и скажи им (Ин. 20, 17), что Я воскрес2. А к братьям – это к ученикам; Он называет их братьями и друзьями Своими; отношение Христа к нам и наше ко Христу именно такое; на это должен настраивать духовник. Если ко Христу такое отношение, то к духовнику тем более. Наше стремление – ко Христу, мы должны идти к Нему всю жизнь, полюбить Его и быть во Христе, со Христом всю жизнь. Вот тогда совершается наше личное спасение; а спасение – это жизнь в Боге и с Богом, больше ничего. Грех и погибель – отделение от Бога, духовная смерть. Жизнь – это Христос: и в Нем, и с Ним. Вот к этому надо стараться вести пасомого. Тогда и будет выполнена задача духовника.

ПРИМЕЧАНИЯ:

       1 Иоанн Кронштадтский, св. прав. Священнику: Извлечения из дневниковых тетрадей. М.: Отчий дом, 2005. С. 222.
       2 Точная цитата: иди к братьям Моим и скажи им: восхожу к Отцу Моему и Отцу вашему, и Богу Моему и Богу вашему (Ин. 20, 17).

* * *

СПРАВКА

       Протоиерей Николай Ведерников родился в Москве 10 июня 1928 г. В 1955 г. окончил Московскую государственную консерваторию им. П. И. Чайковского по оркестровому и теоретико-композиторскому факультетам; в 1978 г. окончил Московскую духовную академию. С тринадцати лет прислуживал при архиерейских и патриарших богослужениях в качестве посошника, книгодержца и иподиакона. В 1958 г. рукоположен в сан диакона, в 1961 г. – священника. Награжден правом служения Божественной литургии с отверстыми Царскими вратами до «Отче наш». В настоящее время по состоянию здоровья находится за штатом и служит в храме мч. Иоанна Воина на Якиманке.

* * *

       Полностью размышления протоиерея Николая Ведерникова читайте в новой книге Издательства Московской Патриархии «Быть священником: вчера и сегодня», которая предназначена будущим пастырям и священникам, служащим на приходе, но может стать полезным чтением для самого широкого круга читателей. В книге также представлена работа иеромонаха Иоанна, в которой раскрывается образ идеального пастыря по учению святых отцов.