ЖУРНАЛ  МОСКОВСКОЙ  ПАТРИАРХИИ
12-2010

ОФИЦИАЛЬНАЯ ХРОНИКА

Наречения и хиротонии

Наречение и хиротония архимандрита Варнавы (Сафонова) во епископа Усть-Каменогорского

Во исполнение постановления Священного Синода об избрании архимандрита Варнавы (Сафонова) епископом Павлодарским и Усть-Каменогорским (журнал № 97 от 06.10.2010)
в Храме Христа Спасителя была совершена его хиротония во епископский сан.


       12 ноября в рабочей Патриаршей резиденции в Чистом переулке Святейший Патриарх Кирилл совершил чин наречения архимандрита Варнавы (Сафонова) во епископа Павлодарского и Усть-Каменогорского. 14 ноября, в неделю 25-ю по Пятидесятнице и день памяти святых бессребреников и чудотворцев Космы и Дамиана Асийских и матери их преподобной Феодотии, в кафедральном соборном Храме Христа Спасителя Святейший Патриарх Кирилл возглавил хиротонию архимандрита Варнавы (Сафонова) во епископа Павлодарского и Усть-Каменогорского. Предстоятелю Русской Православной Церкви сослужили: митрополиты Крутицкий и Коломенский Ювеналий, Саранский и Мордовский Варсонофий, Астанайский и Казахстанский Александр; архиепископы Симбирский и Мелекесский Прокл, Сергиево-Посадский Феогност, епископы Захумско-Герцеговинский Афанасий (Сербская Православная Церковь), Тираспольский и Дубоссарский Савва, Южно-Сахалинский и Курильский Даниил, Солнечногорский Сергий, Нарвский Лазарь, Рузаевский Климент.



Слово архимандрита Варнавы (Сафонова) при наречении во епископа Павлодарского и Усть-Каменогорского

       Ваше Святейшество, Святейший Владыка и Отец!
       Ваши Высокопреосвященства, Преосвященства, богомудрые архипастыри!
       Промыслом Божиим и изволением Великого Господина отца нашего Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла и Священного Синода призван я, недостойный, к высокому служению в сане епископа.
       Покоряясь сему избранию, осознаю, что предстоящее епископское служение потребует от меня неустанного труда, мужества и самоотверженности, мудрости и любви к пасомым, так как «епископу вверены люди Господни, и он воздаст о душах их» (39-е правило святых Апостолов).
       Высокие требования чистоты и святости, предъявляемые Церковью к носителю архиерейской благодати, приводят меня к мысли о моем духовном несовершенстве. Страшась подвергнуться осуждению неплодной смоковницы (см.: Мф. 21, 19), уповаю на непостыдное предстательство и непреложное ходатайство Преблагословенной Девы Богородицы, Которая на всех путях моей жизни была мне Покровительницей и усердной Заступницей. Воодушевляюсь также непоколебимой надеждой на всесильную помощь Господа нашего Иисуса Христа, сказавшего: Не вы Меня избрали, а Я вас избрал и поставил вас, чтобы вы шли и приносили плод (Ин. 15, 16), и да радость Моя в вас пребудет (Ин. 15, 11). Обязанный творить волю Избравшего, с упованием на милость Его, из глубины души взываю: «Буди во всем святая воля Твоя».
       Родился я в Волгоградской области в многодетной семье. Мама моя, глубоко верующий человек, воспитывала нас в православной вере, и, хотя в те трудные годы богоборчества храмов поблизости не было, она старалась приобщать нас к церковным таинствам. Не забыть мне, как по ночам, стоя на коленях перед святыми иконами, она горячо молилась за нас.
       После прохождения воинской службы мама благословила меня на поступление в Московскую духовную семинарию, а потом и на монашеский путь. На втором году обучения в семинарии я был принят в братию Троице-Сергиевой лавры и вскоре был пострижен в монашество наместником архимандритом Иеронимом (Зиновьевым), у которого стал потом келейником. По окончании в 1985 году Московской духовной академии я нес послушания в восстанавливаемых обителях: Оптиной пустыни и Даниловом монастыре.
       В течение последних 19-ти лет Промыслом Божиим и благословением Высокопреосвященнейшего Варсонофия, ныне митрополита Саранского и Мордовского, являюсь наместником Рождество-Богородичного Санаксарского мужского монастыря, открытого первым в епархии после многих лет запустения. В этой святой обители Господь сподобил меня стать участником прославления преподобного старца Феодора, священноисповедника Александра – последнего игумена монастыря, а также святого праведного воина Феодора Ушакова, которое возглавляли в 2001 году Вы, Ваше Святейшество.
       Избрание мое на апостольское служение выпало на 30-летие со дня монашеского пострига, в чем вижу особый Промысл Божий. Прибегаю к молитвенному предстательству святого апостола Варнавы, так как служение епископа есть продолжение апостольского дела совершать молитвы, прошения, моления, благодарения за всех человеков (1 Тим. 2, 1), и повинуюсь воле небесного Пастыреначальника, повелевающего мне последовать подвигу моего небесного покровителя.
       Ваше Святейшество, Святейший Владыка и отец! Выражаю Вам сыновнюю любовь за оказанное мне доверие, прошу Ваших Первосвятительских молитв и отеческой поддержки. Пример Вашего ревностного служения Церкви Христовой будет вдохновлять меня в прохождении моего нового послушания в сане епископа Русской Православной Церкви.
       Слова искренней признательности и сердечной благодарности обращаю к Высокопреосвященнейшему Варсонофию, митрополиту Саранскому и Мордовскому, внимательному и заботливому наставнику и многоопытному и рассудительному архипастырю, который является неустанным деятелем Божественной истины и совершителем высокого и многогранного святительского служения во славу Святой Церкви.
       В преддверии сошествия на меня благодати епископской, подаваемой преемственно через апостолов от Самого Христа, прошу вас всех помолиться за меня, чтобы я был достоин этой великой благодати и сохранил ее до конца моей жизни. Аминь.



Слово Святейшего Патриарха Кирилла при вручении жезла Преосвященному Варнаве, епископу Павлодарскому и Усть-Каменогорскому

       Преосвященный епископ Варнава!
       Сегодня за Божественной литургией через возложение рук архипастырей Церкви Христовой ты приобщился благодати архиерейства, принял жребий апостольства, стал преемником служения самовидцев и служителей воплощенного Слова Божия (см.: Лк. 1, 2). Ты включился в таинственную, но реальную цепь преемства, восходящую от Самого Господа через святых апостолов, и обрел ту полноту благодати, которую имели сами апостолы.
       Предстоящий тебе подвиг невозможно совершить, опираясь лишь на собственные силы и природные дарования, сколь значительными бы они ни были. Божественное призвание осуществимо только в соработничестве со Святым Духом, Который и наставляет нас на всякую правду.
       Водительством Господним ты был подготовлен к нелегкому деланию в винограднике Христовом. Получив образование в московских духовных школах, ты принял монашеский постриг у мощей преподобного и богоносного отца нашего Сергия, игумена земли Русской. Здесь же, в стенах Большой кельи преподобного, ты приобщился к клиру церковному, восприняв благодать диаконства, а затем и пресвитерства.
       Оттуда ты вышел на стезю церковного служения, чтобы укреплять традиции монашеского делания в других прославленных обителях. Господь судил тебе нести послушание в очень непростое время становления монастырской жизни в таких обителях, как Оптина пустынь, Свято-Данилов монастырь в Москве и, наконец, Рождество-Богородичный Санаксарский монастырь в Мордовии. Возрастая внутренне и приобретая административный и пастырский опыт, ты был приготовляем премудрым Промыслом Божиим к сегодняшнему дню. Теперь перед тобой открываются широкие возможности и большое поле деятельности в новом сане, с новыми полномочиями и новыми обязанностями.
       Возглавляя Санаксарскую обитель, ты приобрел ценный навык управления и хозяйствования. Теперь тебе предстоит заботиться о благоустроении монашеской, приходской, церковно-общественной жизни в пределах епархии. Заботясь о возведении новых храмов и реставрации существующих, помни, что главное достояние Церкви не здания, но люди. Сын мой! отдай сердце твое Мне, и глаза твои да наблюдают пути Мои (Притч. 23, 26), – говорит Господь в слове Своем. Устремленность сердца человеческого к Богу – главное условие служения народу Божиему.
       Ты будешь проходить послушание в пределах Республики Казахстан, управлять новообразованной Павлодарской и Усть-Каменогорской епархией. Здесь, в этих краях, издавна селились казаки – люди, которые всегда были готовы доказывать ратными подвигами и делами свою твердость в вере и преданность Отечеству. Ныне, как и прежде, Православная Церковь призвана быть центром притяжения для всех наследников исторической Руси, причастных к духовной культуре восточно-христианской цивилизации.
       Вместе с тем в Казахстане святое православие мирно соседствует с другими религиями. Это стало возможным во многом благодаря плодотворным усилиям руководства республики, осуществляющего взвешенную внешнюю, а также и внутреннюю политику по сохранению межэтнического и межконфессионального мира и согласия в регионе. Следуя призыву апостола: Будьте в мире со всеми людьми (Рим. 12, 18), – стремись и ты по мере сил поддерживать добрые инициативы, нацеленные на созидание взаимопонимания, солидарности и социального спокойствия в регионе.
       Православие на протяжении столетий несло в эти края культуру и просвещение, утверждало традиционные нравственные ценности. И в веке XXI должно твердо следовать путем, проложенным нашими предками, хранить и приумножать оставленное ими наследие. Посему старайся сделать проповедь о Христе Распятом и Воскресшем доступной и понятной каждому.
       Особенно заботься о приобщении к вере, церковной традиции и нормам благочестия молодого поколения. Те, кто сегодня сидит за школьной партой, наполняет аудитории вузов, осваивает специальности, завтра будут определять путь развития города, страны, духовно-культурный уровень нации. Призыв к деятельной любви, самопожертвованию и помощи ближним способен найти отклик в юном сердце, пробудить душу к познанию истины. Не упускай же этой возможности. Будь ревностным сеятелем слова Божия, ибо кто сеет скупо, тот скупо и пожнет; а кто сеет щедро, тот щедро и пожнет (2 Кор. 9, 6).
       Помни также и о том, что вера подтверждается делами. Людей убеждают не красивые фразы о благочестии и любви, но поступки, исполненные евангельского духа милосердия, заботы о нуждающихся и помощи страждущим. Пусть на это жертвенное служение ближним тебя вдохновляют примеры исповеднического подвига владыки Николая (Могилевского), митрополита Алма-Атинского и Казахстанского, преподобного Севастиана Карагандинского, преподобномучеников Серафима и Феогноста Алма-Атинских и многих других иерархов, клириков и верных чад Русской Православной Церкви, пострадавших в суровые годы гонений за веру.
       Кафедра, на которую тебе предстоит вступить, образована совсем недавно и ранее входила в состав объединенной Алма-Атинской епархии. Немало удалось сделать Преосвященным владыкам, трудившимся до тебя на Казахстанской земле, но еще более важные дела на благо Церкви предстоит совершить в будущем.
       Высочайшая степень ответственности неразрывно сопряжена с архипастырским служением и не сопоставима ни с какими почестями архиерейства. Будучи продолжателем дела апостолов, епископ ежечасно призван к тому, чтобы собственным примером являть образец здравого учения, по слову апостола Павла (см.: 2 Тим. 1, 13), непрестанно пребывая в чистоте, в благоразумии, в великодушии, в благости, в Духе Святом, в нелицемерной любви, в слове истины, в силе Божией, с оружием правды в правой и левой руке (2 Кор. 6, 6–7).
       А теперь прими сей жезл и благослови народ, с усердием молившийся о даровании тебе непорочного архиерейства. Аминь.



Биография

       Епископ Павлодарский и Усть-Каменогорский Варнава (Сафонов Василий Алексеевич) родился 21 февраля 1957 г. в хуторе Троицком Урюпинского района Волгоградской области в семье служащих.
       В 1972–1974 гг. учился в СПТУ № 1 г. Урюпинска.
       С 1975 по 1977 г. служил в армии.
       С 1977 по 1978 г. работал в г. Находка Приморского края в рыболовном флоте.
       С 1978 по 1985 г. обучался в Московских духовных семинарии и академии. Защитил кандидатскую работу «Феномен религиозного секуляризма».
       2 ноября 1979 г. был принят послушником в Троице-Сергиеву лавру. 28 февраля 1980 г. пострижен в монахи наместником Троице-Сергиевой лавры архимандритом Иеронимом (Зиновьевым) с именем Варнава.
       20 июля 1980 г. рукоположен в сан иеродиакона архиепископом Владимиром (Сабоданом).
       14 марта 1982 г. рукоположен в сан иеромонаха архиепископом Владимиром (Сабоданом).
       4 апреля 1987 г. возведен в сан игумена.
       С 1988 по 1991 г. проходил послушание в Оптиной пустыни и Свято-Даниловом монастыре.
       10 января 1990 г. назначен экономом Свято-Данилова монастыря с возведением в сан архимандрита.
       1 апреля 1991 г. назначен наместником Рождество-Богородичного Санаксарского мужского монастыря г. Темникова Саранской епархии.
       Решением Священного Синода от 6 октября 2010 г. избран епископом Павлодарским и Усть-Каменогорским (журнал № 97). 12 ноября 2010 г. в рабочей Патриаршей резиденции в Чистом переулке Святейший Патриарх Кирилл совершил чин наречения архимандрита Варнавы во епископа Павлодарского и Усть-Каменогорского.
       14 ноября 2010 г. в Храме Христа Спасителя Святейший Патриарх Кирилл возглавил хиротонию архимандрита Варнавы во епископа Павлодарского и Усть-Каменогорского.