ЖУРНАЛ  МОСКОВСКОЙ  ПАТРИАРХИИ
12-2010

ЦЕРКОВНАЯ ЖИЗНЬ

IV Всецерковный съезд епархиальных миссионеров Русской Православной Церкви

Обращение к православному миссионеру

На заключительном пленарном заседании IV Всецерковного съезда епархиальных миссионеров Русской Православной Церкви, состоявшемся 18 ноября 2010 года,
редакционной комиссией съезда был предложен и принят новый декларативный документ – «Обращение к миссионеру».
Документ адресован всем миссионерам и основан на Священном Писании и творениях святых отцов Церкви и великих миссионеров.


       «Что лучше, возвышеннее, благороднее служения миссионерского?» [Свт. Николай Японский. Дневник.] Оно «есть дело поистине святое и равноапостольное. Блажен, кого изберет Господь и поставит на такое служение!» [Свт. Иннокентий Московский. Наставления священнику, назначаемому для обращения иноверных и руководствования обращенных в христианскую веру.]
       К тебе, дорогой собрат, ощутившему в своем сердце призыв Божий к миссионерскому служению, обращены эти строки, собранные от сокровищницы святоотеческого наследия.
       Прежде всего православному миссионеру надлежит «догматов веры и сущности деятельного учения держаться так твердо, чтобы ничего противного им не говорить и не допускать, хотя бы угрожала тебе явная смерть» [Свт. Иннокентий (Вениаминов). Наставления...]. «Ни единым догматом, ни единой чертой в догмате мы не можем поступиться, так как все, что мы содержим, до йоты – Божие учение, данное роду человеческому для спасения» [Свт. Николай Японский. Дневник].
       Если миссионер твердо следует этим принципам, тогда «на его стороне стоит истина православия, а истина есть такая сила, которую ничто в мире одолеть не может» [Свт. Макарий (Невский). Беседы о миссионерском деле]. Истина христианства проста, и изложение ее должно быть ясным и доступным.
       Из прочих «признаков, по которым должен быть угадан хороший миссионер, самый первый есть смирение – источник силы и успеха для миссионера, ибо только «смиренным Бог дает благодать». Без благодатной же помощи Божией миссионерское служение – ничто; второй признак – искреннее желание служить Богу проповедью Евангелия» [Свт. Николай Японский. Письма]. Если миссионер обладает этими признаками, тогда он в своей деятельности избегает ошибок и крайностей, способных вызвать соблазн в Церкви. Ибо смирение уберегает его от самоуверенности и желания эпатировать людей, от увлечения миссионерскими формами в ущерб содержанию проповеди, от стремления обрести какую-то корысть, пусть даже в виде преходящей славы.
       Нам, дорогой собрат, следует быть особенно осторожными. «В таком служении, как наше, сколь опасно быть предоставленным одному себе, а не опираться на надежный авторитет» [Свт. Николай Японский. Письма]. Поэтому при любых новых инициативах прежде их воплощения надлежит рассмотреть их сквозь призму Писания и Предания Церкви, обсудить с опытными миссионерами и, конечно же, предоставить на рассмотрение правящего епископа, поставленного Богом надзирать за Церковью Христовой в своей епархии.
       Чуткость, осмотрительность миссионера, стремление не навредить душам доверившихся ему людей и не ввести в соблазн братьев по вере ни в коем случае не должны исключать смелости и дерзновения, поиска новых форм и средств христианской проповеди, открытости представителям различных субкультур и социальных слоев. Нет такой глубины невежества и омрачения человеческого, до которых не сошел бы Сын Божий, нет на земле такого места, где бы не могла звучать вдохновенная проповедь о Христе.
       Дорогой собрат! К тому, чтобы стать подлинно хорошим миссионером, у тебя есть несколько средств.
       Во-первых, молитва, «потому что она низводит на дела благовествования ту благодать, которая сильна разрушить всякую твердыню: она делает слово проповедника действенным, покоряющим сердца слушателей в послушание Христово» [Свт. Макарий (Невский). Беседы...].
       Во-вторых, поучение в Откровении Божием: «Непрестанно упражняйтесь в чтении слова Божия. Пусть не пройдет у вас ни единого дня, когда бы вы не прочитали прежде всего положенного в этот день чтения из Евангелия и Апостола. Такое чтение, неопустительно ежедневное, нужно не только для того, чтобы помнить слова евангельского или апостольского учения, но для того, чтобы напитаться духом этого учения» [Свт. Макарий (Невский). Беседы...].
       В-третьих, надежда на Бога, истребляющая пагубную самонадеянность, «только бы сердце миссионера Господу принадлежало, только бы он, куда ни устремится, везде учился ходить пред Богом, и жить для Бога, и действовать с Богом, взирая на Него» [Прп. Макарий (Глухарев). Мысли о способах к успешнейшему распространению христианской веры...]. «Имей всегда скромное расположение духа и не обещай себе самонадеянно необычайных или верных успехов по твоему делу. Такие обещания происходят от гордости, а гордым не дается благодать» [Свт. Иннокентий (Вениаминов). Наставления...].
       В-четвертых, это христианская вежливость. Миссионеру надлежит «говорить со всеми кротко, разумно, от любви, тогда слово большей частью будет производить хорошее действие, по крайней мере не будет вредить; говорить же гневно, гордо, нетерпеливо – слово будет гнилое, люди так и примут его, и хорошего ничего не выйдет» [Свт. Николай Японский. Дневник]. «С первого вступления твоего в должность [миссионера] поведением своим... старайся заслужить о себе хорошее мнение и уважение... Доброе мнение заставляет уважать, а кого не уважают, того и не слушают» [Свт. Иннокентий (Вениаминов). Наставления...].
       А в-пятых – любовь. «Помни всегда, что если проповедник не будет иметь в себе любви, как к своему делу, так и к тем, кому проповедует, то и самое лучшее и красноречивейшее изложение учения может остаться без всякой пользы, ибо только любовь созидает; а потому старайся иметь в себе дух святой любви» [Свт. Иннокентий (Вениаминов). Наставления...]. «Христова истина успешнее всего проповедуется любовью. Любовь – лучший проповедник. Она найдет путь и в самую черствую душу для истины Христовой» [Прп. Иустин (Попович). Внутренняя миссия нашей Церкви].
       Любовь рождается и подпитывается в миссионере, когда он не только проповедует словом, но и исполняет заповеди Христовы о милосердии к тем, кому проповедует. Поэтому важно, чтобы миссионеры «разными образами помогали бы страждущим и бедствующим» [Прп. Макарий (Глухарев). Мысли...], чтобы, таким образом, «благотворительность тесно связывала юную паству с миссионерами. Без нее и невозможно... совершать дело благовествования» [Свт. Макарий (Невский). Беседы...].
       Чтобы не допускать лжи в деле, совершаемом тобою ради Господа Иисуса Христа, необходимо прилагать всемерные усилия к тому, чтобы жизнь привести в соответствие со святой истиной Божией. Ведь «если проповедник говорит не от сердца, лицемерно, то слушатели внутренним чутьем понимают несоответствие слов проповедника с его сердцем, с его жизнью – и слово не имеет той силы, которую оно могло бы принести в случае, когда проповедник сам исполнял бы слово свое на деле» [Св. Иоанн Кронштадтский. Моя жизнь во Христе].
       «Успех евангельской проповеди зависит не от количества только, но и от качества проповедников веры. Итак, для миссионерского служения нужны... такие деятели, которые могли бы учить не только словом, но и нравами своими» [Свт. Макарий (Невский). Беседы...]. «Подвижничество – единственная миссионерская школа православия. Православие – это подвиг и жизнь, поэтому и проповедуется оно только жизнью и подвигом» [Прп. Иустин (Попович). Внутренняя миссия нашей Церкви].
       Поэтому миссионеру как «ратнику Церкви необходимо носить на себе броню правды и наблюдать, чтобы она всегда была целою, чтобы ни одного кольца не выпало из этой кольчуги, ни одного дела праведности не было опущено. Иначе противник Церкви, заметив в сопернике своем какой-либо нравственный недостаток или нарушение какого-либо устава Церкви, свои стрелы обличения и будет направлять прямо на этот недостаток в миссионере и может заставить его замолчать» [Свт. Макарий (Невский). Беседы...].
       Наконец, миссионерское служение немыслимо без жертвенности и самоотречения. «Путь миссионера легок не бывает» [Свт. Филарет (Дроздов). Письма к игумении Марии (Тучковой)], и это видно как в житиях святых апостолов, так и проповедников последующих времен. Но «неужели мы убоимся издержек, беспокойств, неудач, ведущих к решительному успеху в деле, составляющем внутреннюю, неувядающую, истинную и вечную славу нашего народа? Нет, не убоимся, если только возжелаем сей славы... если решимся... стремиться к цели, к награде вышнего звания Божия во Христе Иисусе» [Прп. Макарий (Глухарев). Мысли...].