ЖУРНАЛ  МОСКОВСКОЙ  ПАТРИАРХИИ
12-2010

В ПОМОЩЬ НАСТОЯТЕЛЮ

Протоиерей Геннадий Фаст:
Как велик и прекрасен наш Бог!

ОПЫТ УСТРОЕНИЯ ЦЕРКОВНОПРИХОДСКОЙ ОБЩИНЫ

Опытом пастырского окормления приходской общины делится один из старейших клириков Красноярской епархии,
в течение многих лет бывший настоятелем Успенского прихода Енисейска.
Любая община не только отличается от прихода, но имеет свои особенности.
Протоиерей Геннадий рассказывает об особенностях своей общины и предлагает свою философию общинной жизни.


       Одно из объяснений происхождения слова «церковь» возводит его к латинскому слову circus – «круг», который возникает из учеников Христа и таинственно реализуется в Церкви Божией. Иисус Христос собирает учеников, и возникает круг. Таинственно это всегда реализуется в Церкви Божией. Сакрально присущее Церкви свойство круга переживается народом Божиим и определяет формы церковной жизни.
       Практика Православной Церкви в устроении общинно-приходской жизни многоразлична. В этом устроении бывают успехи и неудачи, вдохновение и оскудение духа, освящение жизни и обмирщение Церкви. Однако Церковь всегда пребывает неизменной в своем спасительном служении.
       В постсоветские десятилетия все чаще отмечается практика устроения прихода как молитвенно-евхаристической и миссионерско-благовестнической общины. При этом возможны два варианта. Первый – это когда в достаточно большом городе, имеющем много приходов, возникает братство или сестричество, члены которого могут быть прихожанами разных храмов, но их духовно-церковная жизнь сосредоточена в братстве. Такие братства не имеют своей самостоятельной евхаристии, хотя в принципе она могла бы быть.
       Другой вариант реализуется, когда приход, объединяющий православных жителей какого-либо населенного пункта, в результате служения того или иного пастыря перерастает в общину с самобытной внутренней и внешней жизнью. Такие примеры наблюдались даже в непростые советские годы.
       Община, организованная по принципу «целевого» братства или сестричества, более мобильна и приспособлена для конкретных дел. Организация прихода как общины – более «пастырский» вариант, формирующий сознание всего народа Божия, всего прихода, постепенно становящегося общиной. При этом, с одной стороны, сохраняются обычные формы приходской жизни, а с другой – появляется общинное самосознание и самоощущение прихода, возникает тот самый круг, собирающий всех воедино вокруг Христа. Этим путем устроялась жизнь и на приходе Успенского храма Енисейска последние три десятилетия.
       В послевоенные годы в нашей Церкви, особенно в городах, сложилась ситуация, когда границы приходов оказались размытыми. Жизнь была такова, что ни о каком общинном или приходском членстве не могло быть и речи. Прочно утвердилась практика общей исповеди, вызванная большим притоком людей, устремляющихся в редкие действующие храмы. Однако всё имеет обратную сторону, и частая общая исповедь нередко вела к духовной лени и поверхностному покаянию верующих. Да и сами пастыри стали порой бездушно подгонять людей на исповеди, которая совершалась при этом быстро, торопливо, человек не раскрывал свою душу, грехи оставались не только не исповеданными, но и неосознанными. Жизнь многих людей, посещавших храмы, едва ли чем отличалась от жизни неверующих. Исчезли стены Иерусалимские (Пс. 50, 20), отделявшие алтари Господни от мира. Эта ситуация досталась нам в наследство, но там, где пастыри не выборочно и иногда, а всегда и всех исповедовали полной тайной исповедью и ко Святой Чаше приступали только оставляющие греховный образ жизни, – она менялась. Приход переставал быть проходным двором, превращаясь в двор Господень. Говорит Господь: Когда Вы приходите являться пред лице Мое, кто требует от вас, чтобы вы топтали дворы Мои? Не носите больше даров тщетных; курение (жертвенное) отвратительно для Меня; Новомесячий и суббот, праздничных собраний не могу терпеть; беззаконие – и празднование! (Ис. 1, 12–13).
       Прихожане, которые были согласны оставить свои грехи, получали пастырское к тому наставление, епитимии для исправления образа жизни и за ранее соделанные грехи. Исповедь требовала немалого душевно-телесного напряжения, совершалась после вечерней службы, нередко до полуночи.
       Очень важно развести исповедь и службу на разное время, то и другое не может совершаться одновременно. На приходе в Енисейске со временем появился особый день пастырского приема, когда любой человек мог с вопросом прийти к священнику. Существовала практика особого исповедального дня на неделе, когда без всякой спешки и священник, и кающийся могли приступить к таинству покаяния. В результате такой исповедной практики приход естественным образом, без каких-либо административных действий стал приобретать некоторые формы общины.
       Возникает пастырский вопрос. Некоторый отсев прихожан – это хорошо или плохо? Не задача ли священника любыми средствами привлечь людей?
       Привлечение и отсев – это обоюдный процесс. Ко Христу тянутся те, кого привел Отец (см.: Ин. 6, 44), а отходят от Него те, для кого жестоко есть слово сие (Ин. 6, 60). Ведь и в Апостольской Церкви Господь ежедневно прилагал спасаемых к Церкви (Деян. 2, 47), но при этом из посторонних же никто не смел пристать к ним (Деян. 5, 13). Если нет «стен Иерусалимских», то некуда и звать, неясно, где поле, засеваемое плевелами врага, а где – град Божий. Если же нет зова любви, то может быть и круг стен, но внутри его пусто.
       Церковь Апостольская пребывала в учении апостолов (Деян. 2, 42). Апостолы и Церковь были как учители и ученики. С самого начала мы стремились, чтобы Успенский приход стал для нас училищем благочестия. Учение апостолов стало содержанием приходской жизни. На каждом вечернем богослужении и в праздники, и в будни после чтения утренних кафизм произносится поучение. При этом последовательно читается либо какая-нибудь книга Священного Писания (Евангелие, Деяния апостолов, Апокалипсис; Книга Премудрости Иисуса, сына Сирахова и другие), либо творения святых отцов (святителя Иоанна Златоуста, преподобных Антония Великого, Макария Великого, Амвросия Оптинского, Силуана Афонского и других). Священник читает текст и комментирует его в приложении к современной жизни. Читались и жития святых.
       Проповедь произносится за каждой Божественной литургией и в праздники, и в будни. В проповеди также важно нескучным языком прилагать глубинные основы слова Божия и святоотеческого учения к сегодняшней жизни. Имеет значение и время произнесения проповеди. Литургия оглашенных призвана быть Литургией слова. Молитвы антифонов подготавливают к слушанию чтения Апостола, Евангелия и проповеди. Пение Трисвятого ставит человека и всю общину пред Богом Живым, когда и раздается глас Божий к человеку. Евангелие читается лицом к народу, являясь не молитвой человека ко Господу, а словом Бога к Своему народу. После проповеди на ектении «Рцем вси...» вставляется особое прошение по теме только что произнесенного слова. Сказанное в проповеди обращается в молитву, воссылаемую ко Господу. Никого не осуждая, хочется заметить, что литургически совершенно не оправдано произнесение проповеди после причастного стиха. Не может быть ничего разделяющего причащение духовенства и народа. В таком случае проповедь не самоценна, а скорее становится заполнением временной паузы. Если уж такая необходимость есть, то лучше всего читать в это время молитвы ко святому причащению. Не место проповеди и по окончании службы, ведь таким образом она выносится за скобки богослужения, создается впечатление, что богослужение само по себе, а проповедь сама по себе. Проповедь уже не часть богослужения, да ее и вовсе может не быть, а это нарушение самого замысла построения Литургии. После Литургии может быть уместным пастырское слово на любую тему, включая назревшие вопросы приходской или даже общецерковной жизни. Таинства крещения и браковенчания сопровождаются по ходу совершения пояснением к каждому совершаемому действию, что весьма оживляет, украшает и делает доступным эти священнодействия. И это совершается не выборочно, а всегда и для всех.
       По воскресным вечерам в крестильне Успенского храма проводится двухчасовая воскресная беседа. На этих беседах читается Священное Писание. Беседу ведет священник, а все присутствующие свободно обсуждают текст, высказывают свои суждения и задают вопросы. Кроме того, прихожане сами готовят и произносят доклады на самые различные темы, как правило, намечается цикл на год. На воскресных беседах читаются и обсуждаются и богослужебные тексты (весь дневной круг служб, основные требоисполнения), канонические правила. Прихожане, составляющие костяк прихода, взрослеют и, оставаясь пасомыми, приобретают характер народа Божия, живущего не просто «по слову батюшки», но по Библии и учению Церкви. Такие прихожане не ограничиваются бытовым православием, Библия и святые отцы открывают им большие глубины нашей веры. Некоторые и сами включаются в дело благовестия.
       Для детей при храме уже с 1983 года действует воскресная школа, а с 1994-го – православная гимназия. Действовало некоторое время и трехгодичное духовное училище, однако регулярная дальнейшая деятельность в такой глубинке все-таки оказалась невозможной. С 1990 года осуществлялось преподавание основ православия в городских школах, а также вузах Лесосибирска и Красноярска. Таким образом, само устроение приходской жизни все более придавало приходу черты некоего училища благочестия и базового миссионерского храма.
       Не сразу, а со временем шло и формирование прихода как евхаристической общины. Изучение слова Божия и апостольского предания все более побуждало многих верующих к ежевоскресному причащению. Литургия не молебен. За Литургией не только молятся, но участвуют в Тайной вечере, в таинственной трапезе Тела и Крови Христа. Становление евхаристической общины и углубление покаянной жизни привели к тому, что исповедь и причастие, как это сложилось у митрополита Антония Сурожского, стали все более восприниматься и переживаться как два самостоятельных таинства. Большинство прихожан, часто и даже ежевоскресно причащаясь, по-прежнему перед каждым причастием исповедуются. В этом никому не бывает отказа. Однако некоторые стали просто брать благословение перед причастием, молитвенно подготовившись. Исповедуются же они в соответствии со своей внутренней жизнью. В любом случае один раз в месяц или чаще исповедуются все. На исповедь таковые идут не просто ради допуска к причастию, а именно ради покаяния и прощения грехов. С сознательным грехом на душе никто не дерзает приступить к причащению Святых Даров без покаяния. Особая радость бывает на Пасху, Петров день, Успение, Рождество. Все исповедавшиеся во время поста, по слову святителя Иоанна Златоуста, приступают ко Святой Чаше. Это пир веры! На Пасху община причащается всю Светлую седмицу, на Святки – все дни до отдания Рождества.
       Со временем ушло ощущение, что священник служит службу, а верующие за ней присутствуют и молятся, порой каждый о своем. Служба стала единым совместным действом всего народа Божия, действом, за которым священник предстоит народу, а не просто служит сам. Особенно это ощущение усугубилось последние два года, когда в связи с реставрацией храма служба стала совершаться в малом крестильном храме, где все оказывались как на одной ладони пред Господом. «Без предстоятелей, – пишет протопресвитер Николай Афанасьев в книге «Церковь Духа Святаго», – церковное собрание обратилось бы в беспорядочную массу. Без служения предстоятелей не может быть Евхаристического собрания, а следовательно, не может быть Церкви, но и без Евхаристического собрания не может быть служения предстоятельства, так как без или вне евхаристического собрания предстоятелям некому предстоять перед Богом».
       Рано утром неспешно совершается проскомидия с поминовением множества записок прихожан и паломников. Начинается Литургия. На ектении при поминовении храма священник молится о его восстановлении. Антифоны поются народом, для этого прихожанам раздаются тексты. На малом входе народ слышит молитву входа, ведь храм маленький, всего несколько метров, и потом совместно поют: «Приидите, поклонимся и припадем ко Христу...»
       При общем народном пении «Трисвятого» священник произносит священные слова поклонения Единому в Троице Богу на языках Божественного откровения – еврейском и греческом, а также на латинском. Звучит слово Божие. Апостол для большей доходчивости читается на русском языке, Евангелие – на славянском, лицом к народу: молясь, мы все обращены к востоку, к Горнему месту, возвещающий же слово Божие при чтении Евангелия и во время проповеди обращен к людям.
       На ектении после чтения Евангелия молитвенно возносятся ко Господу прошения верующих. Люди стали указывать в подаваемых в алтарь записках не только свои имена, но и свои нужды и свои благодарения. Господь Иисус сказал: Если двое из вас согласятся на земле просить о всяком деле, то чего бы ни попросили, будет им от Отца Моего Небесного (Мф. 18, 19). Это стало нашей практикой. Большинство молящихся указывают только имена, однако многие указывают и предмет своей молитвы.
       Храм маленький. Народ слышит и негромкие молитвы евхаристического канона, и громко произносимые иерейские и диаконские возгласы. «Не лишне... читать гласно некоторые тайны молитвы», – считает святитель Тихон, епископ Алеутский и Северо-Американский, будущий Всероссийский Патриарх. Когда священник возглашает: «Возлюбим друг друга, да единомыслием исповемы», – братья со словами «Христос посреди нас» приветствуют братьев, сестры – сестер. Духовенство приветствует друг друга в алтаре... Освящаются Святые Дары. Со страхом Божиим и благоговением народ внимает святым словам, утверждая таинство своим троекратным «аминь».
       Износится Святая Чаша. И вот мы все со Христом и во Христе друг с другом навеки едины! Круг Церкви, этот Sanctus Circus, сомкнулся с центром во Христе.
       Следует отметить, что ничто и никогда не вводилось распоряжением настоятеля. Река сама находит свое русло, ее не направляют. В многоукладности раскрывается многоцветье красоты церковной, красоты церковного предания, святоотеческого и литургического опыта и наследия. И всякая церковная община, при всех своих немощах и недостатках, не бывает лишена Духа Святого, славя и восхваляя, как велик и прекрасен наш Бог!

* * *

       Мое пребывание в православной общине Успенской церкви г. Енисейска относится к тому времени, когда община только зарождалась. О. Геннадий был переведен в Енисейск для служения в 1983 г. В этом же году я приехал в этот сибирский городок. Мне было 22 года. Рано утром, на восходе солнца, я принял крещение в водах великой сибирской реки Енисей. Решению предшествовала ночная беседа с о. Геннадием и Геннадием Яковлевым, псаломщиком Успенского прихода.
       Второй раз я приехал в Енисейск в январе 1986 г. и прожил там восемь месяцев, трудясь в качестве пономаря. А через несколько лет получил от о. Геннадия благословение на священническое служение.
       Рядом с о. Геннадием всегда оказывались интересные люди, он их притягивал к себе, как магнит. Часто это были люди творческих профессий: писатели, художники, архитекторы. А однажды из далеких красноярских лесов пришел молодой старообрядец. В милиции, куда он обратился без документов, не знали, что с ним делать, и отправили в церковь. Встреча с о. Геннадием произвела на молодого человека такое впечатление, что тот так и остался, устроившись рабочим в Успенском приходе. Однажды он попросил меня сделать инженерную развертку-выкройку для водосточной трубы. Как инженер-строитель я сделал по всем правилам, но где-то ошибся, и, не дождавшись, он сделал сам – такой был смекалистый. Позже я слышал от него, что именно в Енисейске он встретился с настоящим христианством.

Протоиерей Александр Классен,
преподаватель Томской духовной семинарии

* * *

       Отец Геннадий – мой духовный отец, он привел меня к вере и крестил осенью 1990 г. в реке Енисей, после оглашения, которое длилось около года. Год я изучал под его руководством церковное вероучение и без этого не хотел креститься.
       Время конца 1980-х – начала 1990-х было очень светлым и увлекательным, было временем духовного возрождения, когда мы, десятки молодых людей из Енисейска и Лесосибирска, считавшие себя «детьми перестройки», потянулись к енисейскому священнику в единственный тогда на сотни верст храм. Всеми нами двигал поиск смысла жизни.
       В те годы Церковь стала постепенно выходить из резервации, но далеко не все священники умели (да и хотели) говорить с нецерковными людьми на понятном им языке. Но о. Геннадий – служитель слова, проповедник и лектор – умел убеждать. В 1991-м ректорат лесосибирского Технологического института разрешил ему проведение открытых лекций по космологии. Студенты валом валили, и я, к тому времени уже верующий, пригласил своего знакомого атеиста Сергея Гарденина. Сергей заготовил вопросы, которые, как он думал, поставят в тупик лектора и покажут абсурдность веры в Бога. Через много лет он признался: именно та лекция стала поворотной точкой его обращения к вере. После лекции они еще долго беседовали с о. Геннадием, а через месяц Сергей уже поехал в Енисейск на свою первую исповедь.
       В 1992 г. о. Геннадий благословил меня на монашество, на миссионерский и богословский труд. Под его руководством начиналось мое диаконское, а затем пресвитерское служение...

Игумен Арсений (Соколов),
настоятель Всехсвятского прихода в Лиссабоне, Португалия

* * *

       Когда верстался номер
      
       5 ноября протоиерей Геннадий Фаст Указом архиепископа Красноярского и Енисейского Антония почислен заштат с правом перехода в другую епархию.