ЖУРНАЛ  МОСКОВСКОЙ  ПАТРИАРХИИ
01-2011

ЧТЕНИЕ

Делаем журнал вместе

Отзывы наших читателей

В 2011 году «Журнал Московской Патриархии» отмечает 80 лет со дня выхода первого номера. Мы выражаем искреннюю благодарность всем нашим читателям, и тем, кто читает журнал уже на протяжении долгого времени, и тем, кто лишь недавно познакомился с изданием. Нам интересно, что вы думаете о ЖМП, о чем вы хотели бы прочитать на его страницах, что вызывает замечания. Ваш интерес, отклики и пожелания помогают нам в работе над журналом, открывают новые темы

       Игумен Лонгин (Чернуха), главный редактор «Церковной православной газеты» (Киев)
       Сегодня в Церкви уже нет дефицита духовной литературы. Однако возможность свободно издавать книги и журналы привела к проблемам в достоверности, компетентности и надежности информации, размещенной в православных изданиях. Поэтому вдумчивый читатель, серьезно относящийся к вопросам церковной жизни, обязательно должен обращать внимание на официальные издания нашей Церкви, где выверяется содержание и характер публикаций, не печатаются поспешные, сиюминутные выводы, где поддерживается высокий уровень культуры слова и печати. К таким журналам можно по праву отнести «Журнал Московской Патриархии». Мне кажется, что журнал сумел удачно переформатироваться, сохранив при этом традиции предшествующих изданий. Помимо того, что он несет важную для истории Церкви (а это особенно хорошо видно по прошествии времени) роль архиватора или летописца событий церковной жизни, журнал предлагает интересные статьи, которые помогают более глубокому осмыслению церковной истории. Хочу пожелать редколлегии журнала расширения читательской аудитории, а также всегда сохранять свою актуальность и основательность!

       Протоиерей Александр Григорьев, настоятель храма Святителя Николая при Военно-медицинской академии (Санкт-Петербург)
       «Журнал Московской Патриархии» дорог нашему сердцу еще со времен атеизма, когда он был, по сути, единственным церковным периодическим изданием. Сегодня журнал преобразился, увеличил формат, стал красивым и содержательным. Но главное, в нем появились статьи о животрепещущих вопросах духовной жизни. Например, рецензия на книгу «Откровенные рассказы странника духовному своему отцу» сняла недоуменные вопросы вокруг этого издания и подтвердила святоотеческое учение об Иисусовой молитве. Можно привести и другие примеры, когда публикации ЖМП рассеивали сомнения церковной аудитории по тем или иным актуальным вопросам. Хотелось бы в перспективе увидеть более пространную статью об умном делании и молитве Иисусовой, а также об имяборческих спорах, которые тревожили Церковь в начале XX века и окончательно не решены до сих пор.

       Артем Карантиров, референт канцелярии Московской Патриархии
       В «Журнале Московской Патриархии» многое изменилось. Раньше тут публиковались главным образом официальные сообщения, циркуляры, документальная информация с довольно статичными фотографиями. А сегодня на страницах ЖМП находит отражение общая жизнь Церкви за текущий месяц, к тому же журнал прекрасно иллюстрирован. Также очень хорошо, что издание касается не только церковной проблематики, но публикует статьи на культурно-исторические темы, поднимает острые вопросы, пишет о проблемах современной жизни. Хочу пожелать, чтобы в журнале было больше полемических тем, которые в настоящее время волнуют Церковь и общество и которые нуждаются в более широком освещении.

       Валентин Лебедев, главный редактор журнала «Православная беседа»
       Несомненно, в нынешнем, обновленном виде «Журнал Московской Патриархии» может расширить круг своей читательской аудитории. Как оказалось, и формат официального издания позволяет писать остро и интересно. Священство — основной читательский контингент журнала — может почерпнуть с его страниц весьма полезную информацию, например, что такое блогосфера, какие тенденции можно наблюдать в православном и неправославном сегментах Интернета. Это необходимо знать и духовенству, и мирянам, чтобы понимать настроения и запросы паствы.
       В то же время в значительной мере потенциал издания остается нереализованным. На страницах журнала практически нет репортажей о жизни православного сообщества, реакции на актуальные, проблемные события в отношениях Церкви, общества и государства. Мы помним, что Святейший Патриарх Кирилл настоятельно призывает к актуализации богословия как православного ответа на глобальные вызовы времени и христианизации повседневной жизни. Было бы интересно также увидеть на страницах журнала материалы, свидетельствующие о делах веры социально активных граждан: политиков, предпринимателей, военных— тех, кто считает себя православными.


       Ярослав Харкевич, ответственный секретарь Издательства Польской Православной Церкви
       Положительные изменения, которые произошли в журнале за последний год, впечатляют. Чувствуется, что это стоило больших трудов. В целом придраться не к чему. Фотографии в основном высокого качества (хотя встречаются и «случайные»). Правда, в официальной части — при всем глубоком уважении к Святейшему Патриарху Кириллу — слишком много, на мой взгляд, фото, на которых запечатлен Предстоятель Русской Православной Церкви (я понимаю эту проблему, так как сталкиваюсь с похожей ситуацией в нашем журнале). Верстка и набор не вызывают нареканий. Интересны темы, которые освещаются в журнале. Правда, создается ощущение, что в основном они рассчитаны на священно– и церковнослужителей, а не на «широкий круг читателей», о котором тоже не следует забывать. В результате, некоторые темы раскрываются на высоком научном уровне, который может быть слишком сложен для простых верующих.

       Диакон Павел Ермилов, преподаватель Православного Свято-Тихоновского богословского гуманитарного университета
       Из положительных аспектов журнала хочу отметить: оперативность в подаче материалов, хорошо подобранный фоторяд, есть новые удачные рубрики. Всегда выигрышна для ЖМП его консервативность и официальность. Среди отрицательных моментов не могу не отметить вторичностъ публикаций журнала по отношению к интернет-ресурсам. Хотя это недостаток всех печатных изданий. Основная проблема — целевая аудитория журнала. Читает молодежь, неравнодушная, интересующаяся. И какая молодежь: молодые клирики. Надо тогда работать под их интересы и проблемы. Они должны чувствовать, что это их журнал, к ним обращенный, им адресованный. Кстати, по-моему, прежний формат был удобнее, можно было читать на ходу, в транспорте.
       В наступившем году мне бы хотелось увидеть на страницах журнала больше интервью с заслуженными, уважаемыми клириками, епископами. В нашей Церкви много интересных собеседников. Нужно что-то менять с разделом некрологов, поскольку эта рубрика какая-то казенная. Я также предложил бы публиковать отчеты о патриарших наградах: кому и за что. Сделать более интересной официальную хронику. Такую, о которой иначе ниоткуда больше не узнаешь. Больше поучительного и полезного, меньше официального, казенного. Журнал может реально влиять на духовенство, и надо этим пользоваться.


       Священник Николай Охотницкий, клирик Новогрудской епархии Белорусского экзархата
       До недавнего времени у нас в епархии ЖМП быстро пролистывали и клали на полку. Сегодня журнал читают с интересом, поскольку там содержится информация, необходимая для пастырской работы. Лично меня «зацепила» статья протоиерея Аркадия Шатова, ныне епископа Пантелеимона, «Главный признак церковной общины —любовь», опубликованная в июльском номере ЖМП. Сразу спешу сказать, что я отношусь с большим уважением к владыке Пантелеимону поэтому очень обрадовался, увидев его статью в журнале. Тема общины важна и необходима. Сегодня Церковь на многих приходах напоминает тело скорее инвалида, нежели Христа, а прихожане выполняют главным образом роль пополнителей церковной казны и подсвечников. Проблема носит системный характер. Она отражает состояние общества, которое вышло из «коммунистического Египта», но еще не достигло Земли обетованной. Итак, тема статьи меня взволновала. Однако, прочитав ее, я вместо удовлетворения испытал некоторое разочарование. Дело в том, что отец Аркадий говорит, какой должна быть община и чем она должна заниматься. Но о том, как построить общину, какие принципы и наработки взять за основу, автор не пишет. Точнее, пишет: «Для начала можно обратиться с проповедью к своим прихожанам. Объявить день и собрать тех, кто хочет заниматься этой работой». А как быть приходам, где прихожан можно пересчитать по пальцам, где правящий епископ уже сменил несколько священников и никто из прихожан не рассматривает очередного пастыря как венчанного с приходом родного духовного отца. Что делать такому священнику? Об этом в статье, пестрящей выражениями «надо делать...», «нужно, чтобы...», нет ни слова.
       В итоге, размышляя о проблеме общины, я сам пришел к некоторым выводам. По моим наблюдениям, в подавляющем большинстве случаев братства, сестричества и церковные общины организуются как инструмент решения актуальных церковных задач. Это тупиковый путь. Община будет иметь будущее только в том случае, если она создается людьми, целью жизни которых является личное спасение, а всякая другая деятельность воспринимается как естественное продолжение духовной работы. Когда прихожане, стараясь вести духовную жизнь, откроют для себя путь возрастания во Христе, почувствуют внимательное и участливое отношение к себе со стороны священника, процесс создания общины ускорится.
       В сельских условиях всё иначе, чем в городе. Хозяйство, неблизкий путь к храму, психология терпеливого осторожного крестьянина, которого постоянно обижают. Что делать на таком приходе? С чего начать? Думаю, начинать надо не с проповеди о необходимости диаконии, а с установки информационной доски возле храма. С изучения обстановки. С составления оперативного и перспективного плана развития прихода. С собственно пастырской работы.
       Наверняка такой опыт существует. Его важно найти и открыть для изучения и обсуждения. Я очень благодарен журналу за заявленную (давно уже наболевшую) тему.


       Дорогие читатели!
       Редакция «Журнала Московской Патриархии» благодарна всем, кто поделился с нами своими замечаниями и предложениями. Свое мнение о журнале можно направлять по эл. адресу: info03@rop. ru.