|
ЖУРНАЛ МОСКОВСКОЙ ПАТРИАРХИИ
| 05-2011 |
ЦЕРКОВНАЯ ЖИЗНЬ
Новая культура церковного образования
Комментарии к документам Священного Синода
Эти документы описывают новую модель духовного образования.
К ним относятся: Концепция дальнейшего реформирования системы духовного образования, Бакалаврская и магистерская программы духовных учебных заведении,
Положения об итоговых и научно-квалификационных работах, ученых званиях и штатных должностях
Архимандрит Кирилл (Говорун),
первый заместитель председателя Учебного комитета
Целостный взгляд на новую систему образования в ее динамическом развитии содержится в Концепции дальнейшего реформирования системы духовного образования Русской Православной Церкви, где описывается новая модель в целом. Квалификационная Бакалаврская программа духовных учебных заведений Русской Православной Церкви будет реализовываться главным образом в семинариях, а также в церковных университетах и на факультетах при светских вузах. Аналогичная бакалаврской Магистерская программа духовных учебных заведений Русской Православной Церкви будет реализовываться в некоторых семинариях, духовных академиях, Общецерковной аспирантуре и докторантуре, а также в церковных университетах и на факультетах при светских университетах. В Положении об итоговых и научно-квалификационных работах (диссертациях) в системе духовного образования Русской Православной Церкви описаны новые требования к магистерским, кандидатским и докторским диссертациям и устанавливается их соответствие системе светских и международных научно-исследовательских работ. В Положении об ученых званиях и штатных должностях определяются новые правила избрания преподавателей, их ассистентов, доцентов и профессоров для проведения преподавательской и научно-исследовательской деятельности в духовных учебных заведениях.
Данная модель на протяжении завершающегося учебного года проходила активное обсуждение в учебных заведениях. В результате в первоначальный вариант новой образовательной модели были внесены существенные изменения. Важным этапом разработки новых положений было их обсуждение на комиссии Межсоборного присутствия по вопросам духовного образования и религиозного просвещения. Этот новый орган церковного управления, таким образом, еще раз продемонстрировал свою эффективность в апробации документов, имеющих общецерковное значение. К разработке документов привлекались также эксперты, в том числе представители европейской программы «Темпус» в Российской Федерации. Разработчикам удалось даже провести консультации с теми представителями европейского университетского сообщества, которых принято считать инициаторами Болонского процесса. Таким образом, новая модель, с одной стороны, обладает определенной завершенностью и является плодом многочисленных обсуждений, в которые были вовлечены заинтересованные лица и институты. С другой стороны эта модель остается открытой к доработкам и адаптациям. Об этом сказано и в синодальном решении: «В процессе апробации новой системы духовного образования в учебных заведениях Русской Православной Церкви Учебному комитету проанализировать промежуточные результаты и сформулировать предложения по ее дальнейшему усовершенствованию».
Предложенная новая модель духовного образования в Русской Православной Церкви является именно моделью, то есть указывает направление движения, очерчивает границы новой системы образования, но не определяет всех деталей.
В существующей системе духовного образования наблюдается большое многообразие. Учебные заведения одной и той же категории (например, училища или семинарии) в действительности имеют различные уровни. Эти особенности необходимо учитывать в процессе реформирования духовного образования, поэтому новая модель должна быть легко адаптируема к местным условиям каждого учебного заведения. Она является общим знаменателем. Но числитель каждая семинария или академия может иметь свой.
Не существует и жестких сроков перехода на новую систему. Такой переход предполагает определенную продолжительность. Вначале новая модель будет апробирована в духовных академиях и Общецерковной аспирантуре и докторантуре. Собственно, этот процесс уже идет. Далее к нему должны присоединиться наиболее сильные семинарии, которые в перспективе желают открыть у себя магистерские программы. После этого к процессу могут присоединяться остальные семинарии и училища, которые смогут воспользоваться опытом, как положительным, так и отрицательным. Новая система заработает только при условии собственной мотивации учебных заведений изменяться к лучшему. Она предполагает новую культуру преподавания и учебы, которая формируется на основе двух предпосылок: с одной стороны, большей свободы и самостоятельности как преподавателей, так и студентов; с другой – более ответственного отношения и тех, и других к образовательному процессу.
Сергей Карпов,
председатель совета по теологии УМО по классическому университетскому образованию, член-корреспондент РАН
Решением Священного Синода Русской Православной Церкви 22 марта 2011 года закреплено основное направление развития отечественной системы духовного образования.
Принятая концепция констатирует взаимодействие духовных школ и университетской системы теологической подготовки и подразумевает доработку в рабочем порядке.
Когда в п. 1 Концепции ставится задача повышения уровня подготовки «пастырей, научно-преподавательских кадров, работников в области религиозного образования, социального и молодежного служения, регентов, иконописцев, миссионеров», необходимо учитывать, что подготовка к целому ряду перечисленных служений в настоящее время осуществляется de facto примерно в сорока российских университетах, имеющих лицензию на подготовку православных теологов. Это обязывает обратить внимание на несколько важных аспектов, требующих уточнения.
1. Развитие богословской науки, без которого о высшем богословском образовании говорить невозможно, требует серьезной подготовки будущих исследователей, предполагающей, что уже на уровне бакалавриата у студента должны формироваться научно-исследовательские навыки и эрудиция в области специализации. Углубленное изучение избранной предметной области осуществляется в магистратуре и аспирантуре. Федеральные государственные стандарты позволяют выстроить эту вертикаль наилучшим образом: уже на уровне бакалавриата вводятся профили подготовки. Комплекс профильных дисциплин и выполнение выпускной работы побуждают студента-теолога сосредоточиться на конкретной области, соответствующей профилю: библеистика, догматика, история Церкви, патрология, практическая теология, церковно-государственные отношения, культура православия. Ранняя специализация не означает сокращения или ослабления базовой богословской подготовки, но, если студент не начнет получать исследовательские навыки и специализироваться уже на уровне бакалавриата, его дальнейшее становление в науке станет проблематичным.
Было бы ошибкой из-за необходимости скорейшего преобразования семинарий (п. 15; п. 10 описания бакалавриата) ограничиться внедрением унифицированной бакалаврской программы, отказавшись от специализаций. Следует отметить, что введению специализаций могут содействовать местные кафедры теологии, имеющие соответствующий опыт и возможности. Работу по научно-методическому обеспечению различных профилей подготовки теологов можно распределить между разными университетами на благо всей системы в целом.
Следует помнить, что требование академической мобильности – возможности обучаться последовательно в различных вузах, включая зарубежные, является одним из основных в Болонском процессе, так как без этого в современном мире научное развитие крайне затруднено. При этом нужно способствовать становлению местных научных школ, а не рассредоточивать и без того ограниченные силы.
2. Необходимость становления преподавательского сообщества. На плечи преподавателей ложатся основная нагрузка и ответственность по реализации теологической подготовки (пп. 28, 31–35). Работа в вузе требует высокого научного уровня и учебно-методической компетенции. Госстандарты третьего поколения предусматривают, что в учебных планах не только дисциплины специализации, но и базовые дисциплины должны работать на конечный результат обучения. Это называется компетентностным подходом в образовании.
Для решения этой задачи особенно важным становится участие преподавателей в научных и учебно-методических семинарах, тематических конференциях. Здесь может пригодиться помощь университетов для повышения учебно-методической и научно-исследовательской квалификации преподавателей. Опыт укрепления горизонтальных связей между руководителями и преподавателями кафедр различных вузов накоплен советом по теологии учебно-методического объединения по классическому университетскому образованию.
3. Обеспечение высокого уровня образования будущих пастырей в регионах со слабыми семинариями или училищами.
П. 15 Концепции гласит: «Семинарии, не имеющие возможности перейти на полную бакалаврскую программу, становятся духовными училищами». При этом возникает опасность закрепления низкого образовательного ценза будущего духовенства для целых регионов, и таких регионов может оказаться немало. Финансирование семинарий на уровне, необходимом для высших учебных заведений, может оказаться не по силам многим епархиям.
В таких регионах подготовка будущих священнослужителей может осуществляться на базе местного университета, реализующего теологическое образование. Епархиальное училище сможет ограничиться пастырской подготовкой для юношей, получающих или уже получивших университетский диплом. Это обеспечит существенную экономию средств и позволит подготовить высококвалифицированные кадры.
Университеты имеют государственную аккредитацию, стабильную систему финансирования и стимулирования учебного процесса и научно-исследовательской работы преподавателей и студентов. Выпускники получают диплом государственного образца. На базе университета можно готовить будущих ученых и специалистов по различным профилям теологической подготовки.
Вид и объем образовательных программ возможно планировать с учетом местных нужд. Можно параллельно развивать 1) инфраструктуру занятости церковных специалистов на приходах, в школах и вузах, в органах муниципального управления и координационных церковно-государственных структурах и 2) взаимодействие духовных школ и светских вузов, в особенности реализующих стандарт по теологии.
Для решения первой задачи требуется участие представителей епархии в работе региональных и муниципальных общественных советов, других церковно-государственных координационных структур.
Решению второй задачи может помочь совет при правящем архиерее, состоящий из руководителей духовных школ и кафедр теологии и отвечающий за организацию их взаимодействия.
В настоящее время сотрудничество между епархиальными управлениями, духовными школами и теологическими кафедрами редко является оптимальным и эффективным. Это значит, что потенциал регионов далеко не исчерпан и остаются новые возможности развития.
Примерную епархиальную программу взаимодополняющего согласованного развития семинарии и теологической кафедры могут разработать Учебный комитет Русской Православной Церкви и совет по теологии УМО по классическому университетскому образованию.
Учитывая динамичное развитие светской системы высшего профессионального образования, необходимость согласованного развития университетского теологического образования и духовных школ, а также принятые 22 марта 2011 документы, можно говорить о системном взаимодействии высших учебных заведений разных организационных форм (как церковного подчинения, так и государственного), развивающих теологическое образование и науку.
Там, где становление качественного богословского образования становится приоритетной задачей, создается атмосфера благоприятствования по отношению к Церкви.
СПРАВКА
В сфере государственного образования и науки действует ряд экспертных: сообществ, имеющих устоявшиеся формы взаимодействия с органами управления образованием и наукой и авторитет в вузовской системе. К таким сообществам относятся учебно-методические объединения (УМО). Каждое из них курирует совокупность направлений высшего профессионального образования. Такие объединения представляют собой совокупность учебно-методических советов (УМС), курирующих отдельные образовательные направления. Эти советы обеспечивают единство учебно-методической работы по своему направлению в стране, проводят экспертизу учебников, пособий и других материалов, оказывают вузам учебно-методическую поддержку
Совет по теологии создан в 2000 г. в структуре УМО по классическому университетскому образованию и объединил представителей выпускающих кафедр и факультетов теологии. Совет регулярно привлекает к своей работе представителей духовных академий и семинарий. Совет выступил организатором разработки госстандартов второго и третьего поколения по теологии.
Постоянно действующий семинар сектора и совета по теологии начал свою работу 21 января 2011 г. Цель семинара – координировать усилия высших учебных заведений (университетов и духовных школ) в разработке программ подготовки бакалавра и магистра теологии на основании новых федеральных государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования, а также программ повышения квалификации преподавателей. Сектор теологического образования был создан в Учебном комитете по распоряжению Святейшего Патриарха Кирилла 18 августа 2010 г. Задачи сектора – экспертиза содержания учебных планов и программ подготовки теологов, консультирование епархий по вопросам университетского теологического образования.