ЖУРНАЛ  МОСКОВСКОЙ  ПАТРИАРХИИ
05-2011

ЦЕРКОВЬ И ОБЩЕСТВО

Плоды благословенного труда

30 лет назад ушла из жизни монахиня Иулиания, в миру Мария Николаевна Соколова, один из крупнейших иконописцев XX века. Во многом благодаря ей в самые трудные для России времена не прервалась древняя традиция.
Святые образы, созданные матерью Иулианией, стали не только значимым культурным явлением. Они явились живым свидетельством того, что духовная жизнь православного народа продолжалась и в годы богоборчества.
О служении подвижницы благочестия рассказывает ее внучатая племянница и ученица преподаватель иконописной школы Московской духовной академии Наталья Алдошина

       – Наталья Евгеньевна, трудно представить, как в 20–40-е годы возможно было писать иконы, ведь тогда даже интересоваться христианством было опасно. Как удавалось матери Иулиании заниматься церковным искусством и что ее на это подвигло?
       – В двенадцать лет Мария Николаевна лишилась отца, который был священником и для нее во многом учителем. Она скоро почувствовала необходимость духовного руководства и нашла его в лице московского старца Алексия Мечёва, служившего в храме Николы в Кленниках. Его духовное окормление определило весь дальнейший духовный, творческий и жизненный путь монахини Иулиании.
       В1917 году Мария Николаевна окончила гимназию и три года занималась рисунком и живописью в студиях художников Ф.И. Рерберга и А.П. Хотулева. С 1920 по 1929 год Мария Николаевна преподавала рисование в московской школе. Ей предложили прочитать атеистическую лекцию, она, конечно же, отказалась и была уволена. Тогда, в 1929 году, Мария Николаевна поступила в Объединение научно-технических издательств, где проработала до 1954 года художником-графиком. Ее очень ценили за исполнение сложных графических работ. Трудилась она в основном дома, и это давало возможность свободно располагать своим временем.
       В тяжелое послереволюционное время в Маросейском храме под руководством старца отца Алексия росла и увеличивалась община верующих, которые искали здесь духовного утешения и совета в скорбях. Мария Николаевна каждый день посещала богослужения даже в самые трудные времена.
       После кончины отца Алексия в 1923 году попечение о пастве и храме перешло к его сыну отцу Сергию, впоследствии священномученику. Он был глубоким почитателем и серьезным знатоком иконописи. А ведь именно в то время был открыт мир древнерусской иконы для широкой общественности – после первой выставки в 1913 году в Москве, где были представлены святые образы, очищенные от поздних записей.
       Отец Сергий привлекал много интеллигентной молодежи, художников, искусствоведов. Он и благословил Марию Николаевну учиться иконописи у Василия Осиповича Кирикова, известного реставратора и копииста. Например, она одновременно с Василием Кириковым делала копию с Владимирской иконы Божией Матери.
       Мария Николаевна стала копировать иконы в частных собраниях, в доме Васнецова, Корина. В конце 20-х годов она совершает поездки по северным городам: Новгороду, Пскову, Вологде, Ферапонтову, делает там многочисленные зарисовки и копии икон и фресок в закрытых уже храмах и монастырях. Поездки были трудны и сопряжены с определенной опасностью. Церкви были частью разрушены, а музейные работники неохотно разрешали работать, где-то пускали только за деньги или продукты.
       Нужно сказать, что такие памятники, как церковь Успения на Волотовом поле, церковь Спаса Преображения на Нередице, уже не существуют, и зарисовки Марии Николаевны для нас являются бесценными свидетельствами. Матушка уже в те годы сумела осознать необходимость сохранения древних традиций иконописи.
       Следует помнить, что репрессии, которые обрушились на Церковь с первых дней советской власти, имели чудовищный размах. На Маросейке начались преследования духовенства и всех прихожан храма. Отца Сергия отправили в ссылку, но община продолжала существовать тайно. Батюшка благословил нуждающимся в духовной поддержке обращаться к Марии Николаевне и доверять ей так же, как ему. С этих пор и ее жизнь находилась в постоянной опасности. Но она продолжает писать иконы, только малого размера, для тайных богослужений. Они совершались в это время на квартирах священниками, возвращавшимися из ссылок. У матушки дома находился написанный ею образ Святителя Николая, внутри которого был спрятан антиминс храма на Маросейке.

Роспись Серапионовой палаты.
Троице-Сергиева лавра

       – Жизнь матери Иулиании – удивительный пример монашеского подвига в миру. Как она пришла к этому?
       – Ее духовным отцом был прославленный сейчас в лике святых праведный Алексий Мечёв, которого называли старцем в миру. Духовными друзьями отца Алексия были современные ему оптинские старцы Феодосии и Анатолий, и даже эти истинные жители иноческой пустыни изумлялись подвигу отца Алексия, жившего «во граде, яко в пустыни».
       Мария Николаевна говорила: «Как важно встретить в своей жизни человека, который является живым носителем духа. Можно много читать, размышлять, но если ты хоть раз увидел близко святого человека, это меняет в корне всю жизнь». Надо сказать, что матушка особенно чутко принимала всё, чему учил ее отец Алексий, и следовала его заветам до конца жизни.
       Возрастая духовно, Мария Николаевна обратилась к отцу Сергию Мечёву за благословением на монашеское пострижение. Сохранился ответ, который он ей написал: «Отречение от мира шире пути иноческого. Иночество есть один из видов этого отречения. Его высшая форма. Заживите по-настоящему для Господа и Его жизнью и почувствуете, что идете тем же путем, что и иноки... Только не забывайте, что сейчас время особенного служения ближним. Пусть в Вашей мере это служение будет и Вашей молитвой, и Вашей жизнью в Нем и с Ним. Никогда еще не страдали так Его братия меньшие, как теперь. Главное, живите для Бога и в Нем с людьми, выполняя в меру всё положенное каждому христианину. Тогда, в свое время, если благословит Господь, войдете легко и в лик ангелоподобных. Только так, а не иначе».
       Тайный монашеский постриг она приняла только в 1970 году с именем святой мученицы Иулиании (память 30 августа, совпадает с празднованием преподобного Алипия Иконописца). О том, что она была монахиней, все узнали только после ее смерти.

Фрагмент иконы «Преподобный Никон Радонежский с житием»
Троице-Сергиева лавра

       – Известно, что Мария Николаевна спасла несколько святынь Никольского храма. Не могли бы вы рассказать об этом подробнее?
       – Она хранила Феодоровскую икону Божией Матери, ту самую, перед которой молился отец Алексий Мечёв. Незадолго до революции он увидел, как слезы потекли из глаз Матери Божией. Святыня Маросейского храма была передана Марии Николаевне после того, как он был закрыт в 1932 году, а все священнослужители отправлены в лагеря или ссылки. За Марией Николаевной тоже шла слежка, неоднократно были попытки ее арестовать, она буквально в последний момент успевала уйти из дома. Жизнь Марии Николаевны в годы гонений проходила по лезвию ножа. Но Господь незримо хранил ее на всех путях. Много лет спустя мать Иулиания передала Феодоровский образ в Московскую духовную академию, а в 90-е годы он был возвращен открывшемуся храму Святителя Николая в Кленниках.


       – Как была создана знаменитая икона «Всех святых, в земле Российской просиявших»?
       – Этот образ, как и в целом тема русских святых, занимает особое место в творчестве Марии Николаевны. В конце 20-х – начале 30-х годов она по благословению святителя Афанасия, епископа Ковровского, углубленно работает над иконой «Всех святых, в земле Российской просиявших», создавая свой изобразительный материал по русским святым, находя подобие лика каждого святого по разным источникам, подробно изучая житийный материал.
       Святитель Афанасий (Сахаров) был глубочайшим знатоком литургики и русской агиологии. Уже в 1922 году в камере Владимирской тюрьмы, где чудесным образом сошлись архиереи, священники и миряне, почитатели праздника Всех русских святых, в том числе и епископ Афанасий, в первый раз была совершена служба Всем русским святым. В Таганской тюрьме в 1923 году владыка Афанасий освятил антиминс во имя Всех русских святых и переносил его из одного места заключения в другое, всегда имея с собою походную церковь Всех русских святых.
       Несомненно, его творческое содружество с Марией Николаевной содействовало углубленному пониманию и выражению иконографическими средствами смысла и значения подвижничества земли Русской, пронизанного любовью к Богу, своему Отечеству и народу. Служба и икона «Всех русских святых» создают неповторимое настроение духовного торжества и усердной молитвы, упования на возрождение Руси.
       Икона в такой композиции была создана Марией Николаевной впервые. После написания этого образа, который был освящен в 1934 году, Мария Николаевна перестала быть иконописцем только Маросейской общины, став иконописцем всей Русской Православной Церкви.

Икона «Всех святых, в земле Российской просиявших»

       – С момента кончины монахини Иулиании прошло 30 лет. Что для современных иконописцев значит ее наследие сегодня?
       – Монахиня Иулиания на протяжении шестидесяти лет занималась иконописью. Именно она возродила икону в Русской Церкви в то время, когда Церковь была гонима, когда было так тяжело, так страшно жить. Это было подвигом. Монахиня Иулиания всей своей жизнью, трудом, глубокой верой являла пример того, каким должен быть иконописец.
       Сейчас много говорят о том, какой должна быть современная икона. Есть немало иконописцев, проводятся разные выставки современных икон. Но что удивительно, именно работы монахини Иулиании производят необыкновенное впечатление даже на искушенных искусствоведов и художников. Выставка ее работ в Музее имени преподобного Андрея Рублева, проходившая с 30 июня, была продлена до конца ноября из-за необычайного интереса публики. Даже те, кто знал творчество матушки по репродукциям, были поражены. Все отмечали необычную духовную атмосферу выставки. Эти иконы светятся изнутри, от них исходят тишина и умиротворенность.
      
       – В чем особенность метода обучения иконописи, который применялся матерью Иулианией в стенах Троице-Сергиевой лавры?
       – На протяжении всей своей жизни Мария Николаевна видела, что нередким было непонимание в церковной среде духовной ценности изобразительного языка древней иконы. Подчас отдавалось предпочтение живописным изображениям. Для утверждения иконописных традиций именно в лавре Преподобного Сергия, среди братии монастыря, среди будущего духовенства, в 1958 году она организует иконописный кружок в стенах Московской духовной академии. Мария Николаевна руководила иконописным кружком в течение 23 лет.

Прп. Дионисий Радонежский.
Ризница Троице-Сергиевой лавры

Свв. Андрей Критский и Мария Египетская.
Ризница Троице-Сергиевой лавры

       Студенты, желавшие заниматься иконописью, в основном не имели художественной подготовки. Учитывая это, Мария Николаевна постепенно создала свою методику обучения иконописанию. Она подготовила письменный труд по технике иконописи с последовательным изложением этапов работы и сделала много учебных образцов для студентов. Это отдельные изображения палаток, деревьев, одежд святых с детальной проработкой пробелов и ассиста. Затем она переходила к изучению личного письма. Для этого также сделаны были образцы с показом последовательного наложения плавей на ликах...
       Главным в ее методе обучения было то, что она уделяла особое внимание духовному возрастанию своих учеников. Сама матушка говорила, что духовное видение, духовное прозрение являются основой изобразительного искусства, это как дар Божий, он дается только за смирение и чистоту жизни.

Беседовал Артем Погосов



Годы возрождения

       В 1946 году была вновь открыта Троице-Сергиева лавра и ее наместник архимандрит Гурий (Егоров) сразу же пригласил Марию Николаевну Соколову помочь восстанавливать обитель. Если в 20–30-е годы матушка накапливала мастерство, знания, с помощью своей огромной духовной библиотеки скрупулезно исследовала все тонкости древнего искусства, то в 50-е годы наступил период расцвета ее творчества.
       В 1949 году она выполнила роспись Серапионовой палаты, места кельи Преподобного Сергия – особой лаврской святыни. Для Серапионовой палаты была написана икона «Явление Пресвятой Богородицы Преподобному Сергию». Для Никоновского придела Троицкого собора написаны иконы «Преподобный Сергий» и «Святитель Алексий», иконы для сени над мощами преподобного Никона, в их числе – восемнадцать икон с изображением учеников Преподобного Сергия. Тогда же ей был написан образ Преподобного Сергия с житием, стоящий теперь у раки святого. С 1955 по 1957 год в Троице-Сергиевой лавре в храме Преподобного Сергия наместником Пименом (Извековым) были устроены два боковых придела преподобного Серафима Саровского и святителя Иоасафа, епископа Белгородского. Мария Николаевна выполнила проект иконостасов и написала все иконы. Нужно отметить, что все реставрационные работы, которые проводились в храмах лавры до 1980 года, осуществлялись под руководством матушки и при ее непосредственном участии. Примечательно, что в лавре она не только копировала, а сама должна была создавать иконописные образы. Например, ее роспись Серапионовой палаты поражает каждого, кто туда попадает. Это удивительное по своему замыслу монументальное творение.
       Известно, что большое влияние на художницу оказали фрески Дионисия, которые ей довелось изучать и копировать, и в Серапионовой палате это особенно заметно – здесь особая жемчужная, светозарная красочная палитра.
       В обители Преподобного Сергия мать Иулиания основала иконописную мастерскую, которая стала alma mater для нескольких поколений современных иконописцев. В 1990 году при Московской духовной академии была создана первая в стране иконописная школа, метод ее обучения лег в основу программы этого учебного заведения. Неизвестно в точности, сколько всего икон было ею написано. Монахиня Иулиания всегда откликалась на бесконечные просьбы желающих иметь иконы ее письма. Как выяснилось потом, почти каждый, кто приходил в лавру, учился или молился здесь длительное время, имел образ своего святого покровителя, написанный матерью Иулианией. Теперь эти иконы находятся в разных монастырях, храмах и у частных лиц. 16 февраля 1981 года последовала блаженная кончина монахини Иулиании. Чин погребения совершался в лавре в храме Преподобного Сергия. Первым простился с покойной Святейший Патриарх Пимен. Похоронена монахиня Иулиания на кладбище микрорайона «Семхоз» в Сергиевом Посаде.
       В Московской духовной академии особо чтят память матушки. Ежегодно в день кончины монахини Иулиании, 16 февраля, в Покровском академическом храме совершается панихида, ученики и последователи замечательной подвижницы благочестия собираются, чтобы вместе помолиться о ней. Отец Иоанн Крестьянкин говорил: «О монахине Иулиании надо и должно вспоминать не как об иконописце только, но как о человеке-христианине, жившем Богом не только своей специальностью, но всеми своими проявлениями. А это в наше время становится исключительной редкостью, и это блестки Руси уходящей, Святой Руси...»

СПРАВКА

       Алдошина Наталья Евгеньевна – преподаватель иконописной школы при Московской духовной академии, художник-реставратор. Автор книги «Благословенный труд» (2001), наиболее полного исследования жизни и творчества монахини Иулиании (Соколовой).