ЖУРНАЛ  МОСКОВСКОЙ  ПАТРИАРХИИ
08-2011

ПРОПОВЕДЬ

Христианство как жизнь

Митрополит Антоний (Храповицкий)
29.03.1863 – 10.08.1936

Люди везде жаждут братской любви, но любовь бежит от них, когда они тщатся ее создать на человеческих отношениях, и вот взамен любви и доверия возникает или бешеная злоба неудовлетворенных и соревнующихся самолюбий,
или лживая угодливость и взаимная потачка страстям, лесть и общение в пороках.
Но там, где наши отношения основываются на вере в благодать Божию и на устранение своей славы, там любовь Божия богатно изливается в сердца наши Духом Святым,
а где любовь, там и взаимное доверие, там и свободное послушание, там и общая готовность к подвигу, там и пробуждение любознательности и духовное красноречие. (КазДА, 1899)

       Отцы Церкви в своих творениях не столько рассуждали, сколько прямо жили. Христианство не есть доктрина, ни история: оно есть жизнь, есть прежде всего построение личности, оно поэтому и не находит своего всестороннего и полного выражения в системе, в науке, но именно в предании, в живых примерах личного переживания небесных истин. А потому, как для истинного уразумения христианства, так особенно для приобретения способности просвещать через него ближних или, что то же, осуществлять в жизни свои заветы и идеалы, мы не должны запрятывать от всех свою личную религиозную жизнь, не должны в проповеди и учительстве представлять собой ходячую книгу, но прежде всего являть своего внутреннего человека и отыскивать его в ближнем, ибо «образ вечного бытия Своего» Господь положил не в отвлеченных идеях, но именно в человеке, через человеков, через их личную жизнь вводил Он в мир истины откровения и Человеком, личностью Богочеловека, искупил нас от вечной смерти... Во время Отцов Церкви мы найдем в их творениях не резонирование, не внешнее доказывание, но именно раскрытие, исповедание внутренней жизни, видим человека, говорящего к человеку, видим истинный прекрасный образ Божий (СПбДА, 1888).
      
       Нет духовной красоты в том сердце, в котором нет Христа. Как же могут стяжать ее сердца, верующие Христу? Сему научает нас Христос, преобразившийся на Фаворе. Лицо Его просветилось во время молитвы, во время беседы о Его пророчествах, во время размышления о Его грядущих страданиях во Иерусалиме. Вот путь восхождения к духовной красоте нашей. Должно молитвенно призывать божественную помощь, должно наполнять свой ум божественным словом, открытым нам в Священном Писании и во всем учении Церкви; должно, наконец, бодрственно решиться на перенесение скорбей, неизбежных по пути восхождения к славе Божией. (Симферополь, 1898)
      
       Да будут слова нашего исповедания: «Верую во едину, святую, соборную и апостольскую Церковь» – не словами только, а делом нашей жизни. Надо любить свой приход, любить свой край, свое отечество... но превыше всего любить и восторженно чтить Святую Церковь, юже от конец до конец собранную. Вместе с народом нашим будем себя мыслить прежде ее сынами, ее слугами. Пусть не только наш край будет для нас своим, но и святой Афон, и Иерусалим, и Синай. Не только наших русских, но и всех братьев по Церкви будем считать своими, как велел нам божественный Павел. Тогда мы не только выполним исповедание веры нашей, но и деятельность нашу, даже самую скромную, исполним бесконечно широкой и святой поэзией. Как в малой, но чистой капле, отражается все огромное солнце, так и в скромном приходском делании церковного пастыря раскрывается вся полнота Христовой Церкви. И прошедшее, и будущее, и земное, и небесное, и малое уединенное село, и бесконечная вселенная, и смиренная молитва сотни крестьян, и великое искупление на Голгофе, и страшный суд, и воскресение мертвых – все это совмещается в духе и жизни деятеля церковного. Никакая громкая, даже историческая деятельность деятеля ума или воли, никакой Александр Македонский, даже Колумб или Ньютон не могут похвалиться таким широким, ни тем менее таким глубоким общением с людьми, и историей, и с Богом, как служитель Вселенской Церкви, как священник Божий, приводящий словесных овец ко Христу, чтобы из всех составить одного, нового человека. (Из речи к воспитанникам Уфимской духовной семинарии, 1900)
      
       Россию мы любим потому, что она хранит в себе русскую идею, русскую духовную природу, русский быт. Эта идея есть царствие Божие, эта природа есть стремление к святости, этот быт выражает собой усилие семисотлетней жизни страны и девятисотлетней жизни народа водворять на земле праведность евангельскую, отвернуться всего, чтобы найти Христа, ставить Его волю, каноны Его Церкви законом общественной жизни... наша Русь не есть только юридическое целое или государство, нет – это всемирная, всеобъемлющая идея. Ее любить, ее разуметь, ее проводить в нашу душу и в зависящие от каждого из нас отрасли жизни, вот в чем наш долг, вот в чем наша искренняя радость, вот в чем примирение всех и с жизнью вообще, и со своим жребием, вот о чем должна возноситься наша общая молитва... (Житомир, 1904)

Составитель – протоиерей Петр Перекрестов.
Текст подготовлен к 75-летию со Дня преставления митрополита Антония.
Фото из архива составителя