ЖУРНАЛ  МОСКОВСКОЙ  ПАТРИАРХИИ
08-2011

ЦЕРКОВЬ И ОБЩЕСТВО

Капелланская доля

Опыт тюремного служения в европейских странах

Протоиерей Олег Скоморох

Должность тюремного священника впервые была введена в Европе в конце XVIII века в тюрьмах Великобритании. Священников, служащих в армии, тюрьме, больницах, стали называть капелланами.
Но парадокс нашего времени в том, что социальная работа с осужденными и защита их прав стала более значимой, чем духовное окормление.
Теперь капелланом может быть и мирянин, а капелланам-клирикам запрещено говорить о своей вере без согласия осужденных.
Более того, в западном обществе растет число людей, считающих, что нужно отменить должность тюремного капеллана, а деньги направить на улучшение социального обеспечения осужденных

       Капелланы в Англии и Уэльсе
       1779 год – знаковая дата в истории тюремного служения. В этом году в Англии священник стал штатным сотрудником тюрьмы. Однако в стране существовало внушительное лобби, препятствовавшее усилению влияния Церкви в пенитенциарной системе и считавшее, что излишняя забота о преступниках не входит в обязанности государства. Поэтому капелланы служили лишь в некоторых тюрьмах. Потребовалось сорок лет, чтобы тюремный священник стал сотрудником пенитенциарного учреждения наравне с начальником тюрьмы и врачом.
       По английскому законодательству 1823–1825 годов только при наличии этих трех должностей тюрьма могла быть открыта. В законе также оговаривалось, что капеллан должен принадлежать к Англиканской Церкви.
       Как у всякого сотрудника тюрьмы, у капеллана в ХIХ веке были свои обязанности: проведение богослужения два раза в день, занятия духовным воспитанием и образованием осужденных, обеспечение их Библией и религиозной литературой, посещение тюремного лазарета и штрафного изолятора, организация похорон и траурных церемоний умерших.
       Сегодня, как и 230 лет назад, капелланы являются сотрудниками тюрьмы и государственными служащими (при условии, что они на ставке). Капеллан не относится к госслужащим, если он доброволец. И хотя в наши дни появилось несколько частных тюрем, в большинстве случаев капелланы там государственные служащие.
      
       Один на всех
       В 1863 году на должность тюремных капелланов разрешили принимать и католических священников. Ныне закон о тюремной службе обязывает сотрудников тюрьмы соблюдать религиозные права осужденных всех религий. Поэтому в команду капелланов могут входить священники из англикан и католиков, представители иных христианских конфессий, а также мусульмане. Это означает, что если капеллану приходится работать с заключенным другого вероисповедания, то он старается решить все его духовные вопросы (соблюдение поста, обеспечение литературой, приглашение для совершения религиозных обрядов священнослужителя и т.д.). Закон предусматривает соблюдение религиозных обрядов для представителей христианских конфессий, индуизма, ислама, иудаизма, сикхов, мормонов и язычников.
       Структура руководства тюремного капланата Великобритании такова: в Англии и Уэльсе правительство берет капелланов на службу и их глава входит в состав уголовно-исполнительной системы. Он не только сотрудник этой системы, но и государственный служащий. Характерно, что сотрудники уголовно-исполнительной системы Великобритании не являются военнослужащими.
       Главный капеллан Великобритании – англиканин: он носит сан архидиакона и является государственным чиновником, организующим работу всех капелланов. У него есть заместители в административных образованиях Англии и Уэльса. Это представители Англиканской и Католической Церквей, а также так называемых свободных Церквей (то есть различных христианских конфессий) . Кроме того, в Англиканской Церкви есть еще один представитель по тюремным вопросам в сане епископа, положение которого по статусу равно положению главного капеллана Великобритании. Этот епископ координирует работу священников-англикан, составляющих большинство среди тюремных капелланов. Однако если епископ выражает исключительно интересы Англиканской Церкви, то глава капелланов является еще и государственным служащим. Вместе с епископом они решают все вопросы духовного окормления и социального обеспечения осужденных, находясь, таким образом, и внутри одной структуры (как, например, Церковь), и внутри двух разных структур, когда один уже является представителем государства, а другой – только Церкви. Это достаточно сложная система, поскольку в ней сосуществуют два разных лица, полномочия которых весьма близки. Однако подобная ситуация сложилась исторически и считается эффективной. Таким образом, если в России за вопросы взаимоотношений государства и Церкви отвечает офицер и государственный чиновник в одном лице, то в Англии это два человека, оба принадлежащие к Англиканской Церкви.
      
       Моя работа – тюрьма
       Структура капелланов в тюрьме выглядит так: старший капеллан является заместителем начальника тюрьмы и может быть как священником Англиканской Церкви, так и мирянином. Именно на нем лежат административные обязанности по координации работы всех капелланов, которые точно так же могут быть мирянами. Для этого им необходимо специальное образование и разрешение на тюремное служение от своей Церкви (нередко на 20 капелланов от разных конфессий в одной тюрьме только двое – священнослужители).
       Капелланам разрешено работать на полную ставку (весь рабочий день), на полставки, с почасовой оплатой, а также в качестве волонтера. Как правило, в тюрьме работают три-четыре штатных капеллана. Если возникает необходимость в представителях религий, которых нет в штате капелланов, то их приглашают на почасовую оплату или как волонтеров. Например, из-за небольшого количества православных осужденных в английских тюрьмах в штате капелланов нет ни одного православного священника. Расходы на оплату капелланов распределяются равномерно в соответствии с процентным соотношением верующих осужденных. Поэтому православного священника часто приглашают как волонтера (то есть без оплаты).
       Обязанности капелланов условно делятся на основные и дополнительные. К основным относятся: ежедневные посещения и опрос поступивших в тюрьму за последние сутки заключенных, а также находящихся в больничном отделении и в штрафном изоляторе, пастырское душепопечение и проведение богослужений. Дополнительные обязанности – это участие в различных программах, проводимых реабилитационными, социологическими и психологическими службами. Капелланы помогают заключенным сохранить семейные отношения, пишут за них письма (по статистике, 60% заключенных безграмотны), сообщают им плохие новости, оказывают психологическую помощь тем, кто потерял родственников, поддерживают связь между членами семьи, если те отбывают наказание в разных тюрьмах. Они также устанавливают связи с приходскими общинами, куда будет ходить отбывший наказание, помогают ему с трудоустройством, медицинским обеспечением и т.д. В связи с этим капеллан всё меньше воспринимается как представитель какой-либо конкретной Церкви. Говорить о своей вере он может, только если осужденный спросит его об этом. Как такового религиозного душепопечения в его служении очень мало. И для многих капелланов-клириков это серьезная проблема. А неверующие заключенные не понимают, зачем оплачивать ставку капеллана, когда он всё в меньшей мере исполняет свои прямые обязанности, основную долю времени уделяя социальной работе.
       Для отчета капелланы ведут один общий журнал, детально описывающий работу каждого из них в течение дня (с кем общался, кого крестил, исповедовал, свои наблюдения, замечания и т.д.). На основании опроса капелланами поступивших заключенных специалисты реабилитационных и других служб составляют индивидуальные программы работы. Многие капелланы исполняют обязанности, возложенные на них администрацией тюрьмы (например, занимаются с детьми, когда жена пришла в тюрьму на свидание с осужденным мужем).
       На капеллана возложена и духовная забота о сотрудниках тюрьмы (в Великобритании лишь единичные тюрьмы могут позволить себе иметь в штате капеллана-клирика для окормления только сотрудников). И очень часто оказывается, что капелланы опекают не только заключенных и их семьи, но также и сотрудников тюрьмы с их семьями, принимают участие в аудиторских проверках и составляют бизнес-план вместе с руководством тюрьмы. Это наглядно показывает, насколько современные капелланы вовлечены в административные и финансовые дела, связанные с управлением тюрьмой.
       В городе Кардифф (Уэльс) есть колледж святого Михаила, являющийся филиалом богословского университета. Он специализируется на подготовке священников и диаконов Англиканской Церкви, а также тех, кто занимается светской социальной работой. По сути, это центр подготовки капелланов для работы в больницах, тюрьмах, Вооруженных силах и т.д. Колледж работает с представителями разных конфессий и проводит курсы обучения капелланству как специальности. Его выпускники получают магистерский диплом. А преподаватели колледжа по договоренности с Министерством юстиции занимаются научными исследованиями состояния всей пенитенциарной системы Великобритании.
      
       Тюремная забота: Чехия
       В отличие от Великобритании и других западноевропейских стран (Германии, Финляндии, Норвегии и т.д.), где капелланское служение совершалось непрерывно в течение десятилетий, в восточноевропейских странах духовное попечение о заключенных стало возможным с начала 1990-х годов. Чехия – одна из них.
       В Чехии существует два типа организаций, занимающихся духовным и социальным попечением о заключенных: «Тюремная духовная забота» и «Тюремная духовная служба». ТДЗ – это негосударственная христианская организация, состоящая из священнослужителей и мирян. Те и другие представляют зарегистрированные в Чехии Церкви, от которых им разрешено помогать осужденным на добровольной основе. ТДЗ тесно сотрудничает с Экуменическим советом Церквей и Чешской епископской конференцией как представителями большинства религиозных организаций в стране.
       Сотрудники ТДЗ есть в каждой чешской тюрьме. Они вместе работают, обмениваются опытом и помогают друг другу в духовной, пастырской и образовательной деятельности.
       ТДЗ тесно соприкасается с «Тюремной духовной службой» в лице капелланов. В Чехии капелланская служба есть практически во всех подразделениях: в Вооруженные силах, тюрьмах, хосписах и больницах, пожарной службе и службе полиции. Главный капеллан, его заместитель и все рядовые капелланы являются сотрудниками тюремной службы с определенными правами и обязанностями. Он отвечает за свою работу непосредственно перед главным управляющим кабинета генерального управления тюремной службы. На должность главного капеллана человек в духовном сане принимается на основании верительного листа зарегистрированной государством Церкви в соответствии с условиями, предусмотренными в договоре о тюремной духовной службе.
       Все тюремные капелланы находятся под его надзором и попечительством, при возникновении каких-либо спорных вопросов они обращаются к главному капеллану, который регулирует их служебные обязанности, высказывает пожелания о рабочем графике каждого конкретного капеллана и контролирует его деятельность. Например, если капеллан – православный священник, то в первую очередь он должен служить и ему нужен соответствующий распорядок рабочего дня (оптимальным вариантом является три-четыре рабочих дня в неделю, чтобы священник мог служить на приходе и у него еще были выходные). На практике достигнутая договоренность о рабочем графике каждого капеллана с начальником тюрьмы всегда утверждается главным капелланом.
      
       «Винтик» в тюремной иерархии
       Для того чтобы стать капелланом, кандидат должен пройти курс обучения и быть аттестован. Двухдневный курс-семинар обязательно проходят и волонтеры, после которого они сдают курсовую работу. По статистике, 60 % из них отсеивается.
       В тюремной иерархии капеллан подчиняется непосредственно первому заместителю начальника тюрьмы. По уровню полномочий и зарплаты он находится на одной позиции с начальниками отделений.
       Требования к чешским капелланам в целом совпадают с требованиями к его английским коллегам: это подготовка и профессиональное проведение образовательных, духовных и социальных программ, индивидуальные пасторские встречи и беседы с заключенными и подследственными, а также с сотрудниками тюрьмы по их желанию после окончания смены. Капеллан проводит богослужения в сотрудничестве с представителями зарегистрированных Церквей. Он организует групповое или индивидуальное изучение Библии, координирует в конкретной тюрьме деятельность представителей всех Церквей и религиозных групп, оказывающих добровольную помощь, информирует прямого начальника (первого заместителя начальника тюрьмы) о способах предоставления духовной заботы и конкретных мероприятиях в ее границах, а также организует культурные мероприятия духовного содержания.
       Вопросами реабилитации, подготовки к освобождению, будущим местом жительства и трудоустройством занимаются социальные работники тюремной службы Чешской Республики.
       Однако капеллан и тут не остается в стороне. Он устанавливает пастырские отношения с родственниками и близкими подследственных и осужденных, а также опекает отбывших наказание после освобождения. В свое рабочее время капеллан может встречаться с семьями осужденных, с их друзьями и т.д. вне стен тюрьмы, чтобы понять причину преступления. Капеллан сотрудничает и с негосударственными церковными организациями (например, Армией спасения), способствующими восстановлению социальных связей осужденных и примирению их с пострадавшими, с руководящим составом и ведущими сотрудниками тюрьмы и в случае необходимости участвует в их рабочих заседаниях. Капеллан имеет право смотреть личные дела осужденных, о которых он духовно заботится. Он консультирует начальника тюрьмы в области церковной проблематики и новых религиозных течений для решения вопроса о допуске представителей иных религиозных объединений к служению в данной тюрьме.
       Капеллан находится в постоянном контакте со всей административной тюремной иерархией, знакомится с постановлениями собраний заведующих отделениями и по личному желанию имеет право в них участвовать. Это очень важно, так как есть возможность всесторонне узнать о заключенном, услышав о нем мнения психолога, педагога, воспитателя, социального работника. Половину своего времени капеллан проводит в непосредственном общении с осужденными и подследственными.
      
       Миссия невыполнима?
       Капелланы тюремной службы формально представляют все Церкви и религиозные организации, поэтому обязаны осторожно и терпеливо относиться к религиозным требованиям, расходящимся с их вероисповеданием. В случае возникновения нравственно-этических препятствий в связи с теологически обоснованным напряжением капеллан вправе отказать заключенному в религиозной службе. Но при этом он обязан обеспечить контакт с духовным представителем вероисповедания осужденного. В интересах соблюдения свободы совести, свободы личности, свободы вероисповедания запрещается миссионерская деятельность в пользу одной конкретной Церкви (например, Церкви, к которой принадлежит сам капеллан, с целью увеличения численности ее членов). При этом миссионерской деятельностью не считается рассказ капеллана о своей Церкви по просьбе осужденного. Капеллану не ставится в вину, если после такого общения заключенный принимает веру капеллана. При общении с осужденными, не исповедующими христианства, капеллан выполняет их религиозные запросы в соответствии с установленным законом.
       Капеллан как сотрудник тюремной системы Чешской Республики пользуется социальными льготами. Это прибавка к зарплате за вредность – 25% от размера минимальной заработной платы в стране и льготные медицинское обслуживание, отдых и т.д. Ему оплачивают поездки в другую тюрьму ддя посещения, например, православных заключенных.
      
       Капеллан в Эстонии
       Среди стран бывшего Советского Союза наибольших успехов в деятельности пастырского тюремного служения достигла Эстония. В Эстонии тюремное служение стало развиваться сравнительно недавно, однако государственные власти планомерно вводили должность тюремного капеллана в Министерство юстиции Эстонии. В 2009 году эстонский капланат отметил свое 20-летие.
       В 1989 году МВД Эстонской Республики разрешило добровольцам посещать тюрьмы. Координацией их действий занималась Ассоциация эстонских капелланов. Работа ассоциации финансировалась одной из организаций, занимающейся тюремным служением в США.
       В1997 году в эстонских тюрьмах была введена должность капеллана (при социальном отделе тюрьмы): именно в это время зарплату капеллану стало платить государство.
       При каждой эстонской тюрьме действует институт старших капелланов или координаторов. Главное требование, предъявляемое к государственному капланату, состоит в том, что кандидат должен быть как минимум в сане диакона и иметь высшее богословское образование. Исключение делается для тех, кто имеет стаж работы. Кроме того, один-два раза в год проводятся курсы повышения квалификации. В круг обязанностей капеллана входит литургическая практика, а также консультативная, душепопечительская и административная работа. По результатам своей деятельности эстонские капелланы ежеквартально составляют отчет.
      
       Выводы
       Таким образом, во всех рассмотренных системах организации тюремного капелланства можно увидеть деятельность зарегистрированных государством Церквей и нехристианских религий на межконфессиональной основе. Капелланы включаются в эти системы либо на правах волонтеров (на добровольной основе), либо как государственные чиновники, имеющие соответствующий круг обязанностей. Правовой основой для тюремного служения являются Европейские пенитенциарные правила, дополненные внутригосударственными законами, положениями и инструкциями. Конфессиональная принадлежность капелланов определяется или пропорциональной конфессиональной принадлежностью заключенных (например, в Эстонии, Чехии и Германии эту функцию выполняют ассоциации тюремного служения), или наличием государственной официальной Церкви (например, в Скандинавских странах), где капелланы принадлежат к основной государственной Церкви, при этом создавая возможность для реализации прав вероисповедания заключенными – представителями иных конфессий и религий.
       В своей работе капелланы ориентируются в первую очередь на всех заключенных, а не только на представителей своей конфессии: разница между духовной заботой (возможно, даже нерелигиозной, основанной на так называемых общечеловеческих ценностях) и религиозной заботой (проведением богослужений и т.д.) очевидна. Кроме того, капелланы несут нагрузку, связанную с социальной работой: анкетирование новоприбывших, решение вопросов, связанных с религиозной диетой (посты для христиан, мусульман и иудеев), посещение заключенных в карцере и больных в больничном отделении. Капелланы принимают участие в социальных программах совместно с социальными работниками, поскольку вопросы реабилитации признаются важнейшими для эффективности всей пенитенциарной системы в целом.
       Главное в капелланском служении – соблюдение прав заключенных на свободу вероисповедания и защита их человеческого достоинства.
       Положительным можно считать общую идею гуманизации тюремного содержания, поддержку заключенного при отбывании им срока наказания и определение причины совершенного преступления. Несомненно, важным моментом является составление индивидуального плана работы с каждым заключенным (обучение, профессиональная подготовка, психологические тренинги, восстановление связей с семьей и общиной), благодаря которому появляется возможность предотвратить последующий рецидив.
       В связи с необходимостью быть капелланом «для всех» заключенных, вне зависимости от конфессиональной и религиозной принадлежности, практически упраздняется миссионерское служение. Капеллан в вопросах пастырского служения часто становится менеджером, обеспечивающим возможность свободы вероисповедания для заключенных. Всё меньше христианский храм воспринимается исключительно как место совершения таинств Церкви, так как в случае недостатка помещений, а также в праздники, в одном храмовом пространстве часто проводят свои религиозные собрания не только представители различных христианских конфессий, но и нехристианских религий и даже язычники. Таким образом, храмовое помещение рассматривается скорее как молитвенная мультирелигиозная комната для совершения обрядов.
       Спорными можно считать преимущества государственного статуса и оплаты труда капелланов. Являясь частью уголовно-исполнительной системы и, таким образом, находясь в иерархической и финансовой зависимости от тюремного руководства, капеллан не имеет возможности независимо оценивать и действовать в различных конфликтных ситуациях, возникающих между заключенными и работниками тюрем. При этом существенно то, что капелланы в европейских тюрьмах не обязательно являются священнослужителями, поэтому их обязанности могут и не быть узкоконфессиональными, а для совершения богослужений приглашаются уже священнослужители определенной конфессии или религии.
       В целом же европейская капелланская система работает достаточно эффективно и имеет различные формы построения как в плане межконфессиональных, так и официальных отношений с тюремными системами различных стран. Это позволяет выделить лучшие методы капелланской работы для стран, начинающих тюремное служение на постоянной основе.


Справка

       В Англии и Уэльсе 150 тюрем, в которых содержатся около 82 000 заключенных. В Шотландии и Северной Ирландии – свои тюремные системы, но по социальному и духовному попечению об осужденных они похожи на английскую и уэльскую. До 1865 года в Англии существовало два типа тюрем: государственные и частные. С1867 года все тюрьмы стали государственными. Уже в первых законах о тюремной реформе для каждого заключенного предусматривалась одиночная камера. И хотя такое положение стараются сохранить и сегодня, но из-за роста преступности среди иностранцев в одну камеру приходится помещать двух осужденных.


Справка

       Протоиерей Олег Скоморох, кандидат богословия, настоятель храма святой великомученицы Екатерины г. Павловска, Санкт-Петербург. Зав-сектором тюремного служения отдела Санкт-Петербургской епархии по взаимодействию с Вооруженными силами и правоохранительными учреждениями. Член ученого совета Санкт-Петербургского института повышения квалификации работников уголовно-исполнительной системы Федеральной службы исполнения наказания Российской Федерации. Член Европейской комиссии по приоритетным вопросам Международной ассоциации тюремного служения. Докторант Общецерковной аспирантуры и докторантуры Московского Патриархата.