ЖУРНАЛ  МОСКОВСКОЙ  ПАТРИАРХИИ
10-2011

ЦЕРКОВНАЯ ЖИЗНЬ

Души, уязвленные любовью к Богу

Первый в истории Православной Церкви Международный духовно-научный симпозиум, посвященный женскому монашеству, прошел в сентябре в древнем сербском монастыре Жича

       В симпозиуме приняли участие представители почти всех Поместных Православных Церквей из Греции, Сербии, России, Франции, Грузии, Румынии, Сирии. В том числе более 50 игумений и несколько сот монахов и монахинь из разных стран. С докладами выступили девять архиереев, в частности митрополиты Черногорский и Приморский Амфилохий, Лимассольский Афанасий (Кипрская Церковь), Аллепский и Александреттский Павел (Антиохийский Патриархат) и другие. Россию по благословению Святейшего Патриарха представляли игумении Викторина (Перминова), Иулиания (Каледа), Николая (Ильина), Домника (Коробейникова) и Нина (Схулухия). В форуме участвовали мирские ученые из Сербии, Греции и России. Обсуждались проблемы: женское монашество в наше время, чем сегодня живут монашествующие, каково место монахини в мире, как монахиня может послужить обществу. В научных докладах подробно рассматривались исторические, канонические и культурологические аспекты монашеской жизни. Мы публикуем фрагменты докладов.
      
       Революция в личности
       Открывая симпозиум, Святейший Патриарх Сербский Ириней подчеркнул важность изучения истории и современного устройства женских монастырей. В приветственном слове он выразил надежду на дальнейшее становление монашества, отметив: «Как Церковь проходит через многие искушения, так и монашество сейчас проходит через большие искушения. В наше время уход в монастырь, принятие монашеской жизни - это революция в личности, это победа, которая равняется величайшим победам в истории. Это победа над самим собой. Мы убеждены, что монашество, как Богом установленное учреждение в Церкви, переживет и нынешнее тяжелое состояние. И пусть монашество не будет многочисленным, но в нем будут те, кто стремится к общению с Богом, ищут Его. Всегда будут рождаться души, жаждущие и алчущие истины, Бога, пищи Божией. А монашество призвано этот голод и жажду удовлетворить, оно для этого и существует. Поэтому я верю, что и наша эпоха породит много личностей, которые продолжат жизнь монашества такой, какой она была в прошлом».
       Как показывает история, в возрождении и развитии монашества нередко большую роль играет то, что монашествующие разных народов передают друг другу свой опыт. Митрополит Черногорский и Приморский Амфилохий привел интересные факты из истории сербских монастырей. После Первой мировой войны женское монашество в Сербии было в совершенном упадке, и его активное возрождение началось после того, как в Сербию пришли монашествующие, изгнанные из России после революции. «Благодаря русским монахиням духовный опыт из России был принесен к нашим благочестивым сербкам, которые потом сами стали собираться и основывать монастыри», - сказал его Высокопреосвященство.
      
       Духовная мать
       На симпозиуме широко обсуждался вопрос о роли игумении в монастыре, было однозначно признано, что игумения должна быть духовным руководителем всего сестринства. Это одна из фундаментальных традиций женского монашества, существующая с первых веков, о чем сказала игумения Феоксения, настоятельница монастыря Хрисопиги (остров Крит) в своем докладе «Игумения как духовная мать»: «Святой Василий Великий в своих Подвижнических уставах пишет об игумении как о лице, которому оказывается полное доверие и в котором всё сестринство видит свою истинную мать. В общежительном монастыре, который живет согласно святоотеческому преданию и священным канонам, благословение настоятельницы выражает собой сознание всего сестринства.
       Игумения должна духовно воспитывать сестер в течение всей их монашеской жизни, и ее ответственность за управление монастырем не упраздняет обязанности непосредственного общения с каждой сестрой. Эта духовная связь, если она глубока, подлинна и согласна с волей Божией, продолжается и в будущей жизни. Способность к духовному руководству даруется игумении Богом по молитвам сестринства, а также благодаря ее личному неустанному подвигу, смирению и самоукорению.
       Духовная мать должна быть образцом для своих сестер в следовании по пути спасения. При этом она призвана нести немощи и недостатки каждой сестры и при помощи благодати Божией целить душевные недуги. Она должна вразумлять сестер с любовью и терпеть их немощи, как Бог терпит всех нас. В этом игумения проявляет полное самоотречение, помня, что она живет не для себя, а для своих сестер. Живя для них, она живет для Христа. И очень важна молитва игумении: она делает сестричество радостным.
       Благодаря послушанию одной духовной матери созидается единство сестринства. И высшее дело, и призвание игумении - передать всему сестринству и каждой сестре дыхание вечности и ясное понимание того, что ежедневное предвкушение Царства Небесного возможно только в совместном шествии ко Христу и постоянном ощущении духовного родства членов сестринства».
       Продолжая эту тему, архимандрит Елисей, настоятель монастыря Симонопетра (Афон), подчеркнул, что очень важна личная подвижническая жизнь игумении, ее любовь к богослужению и умному деланию. Когда игумения живет в Боге, тогда и всё сестринство живет в Боге.
       «Кроме того, необходимо, чтобы игумения регулярно и как можно чаще проводила общие собрания всего сестринства, где разбирались бы тексты из Писания и творений святых отцов, - сказал отец Елисей. - И неважно при этом, имеет ли игумения дар слова или нет. Слово матушки, сказанное наедине или в общем собрании, ее молитва, совет, похвала, критика - всё это помогает душе сестры продвигаться вперед и готовит ее для встречи с Богом». При необходимости игумения на общих собраниях и в личных беседах с сестрами может зачитывать творения святых отцов и подвижников благочестия.
       Назидание и руководство наряду с регулярным богослужением, внутренним распорядком, чтением и безмолвием являются главными условиями для правильной духовной жизни в монастыре.
       Говоря об отношении сестер к игумении, отец Елисей отметил, что послушание - это всегда личный выбор, личная ответственность послушницы. Она должна оказывать послушание игумении осознанно. И очень важно, чтобы отношения монахини и игумении строились на доверии и любви.
       На симпозиуме также прозвучала мысль о том, насколько важно избрание новой игумении из среды самого сестринства.
      
       Духовник в женском монастыре
       Духовник монастыря Преображения Господня во Франции архимандрит Илия (Рагот) выступил с докладом на тему «Позиция духовника и священнослужителя в женских монастырях». Эта важная сторона монастырской жизни мало раскрыта в сочинениях святых отцов и современных писателей, поэтому доклад отца Илии был особенно полезным.
       Прежде всего отец Илия указал на две возможные ситуации: первая - когда духовник является основателем монастыря, вторая - когда он приглашен в уже существующий монастырь для исповеди сестер.
       В первом случае главная задача духовника-ктитора - своим словом и своими письменными текстами сформировать у тех духовных чад, которые вокруг него собрались, определенное и ясное монашеское сознание. Особое его внимание должно быть направлено на духовную подготовку той сестры, которая сможет после учреждения монастыря его возглавить. Духовник готовит ее, чтобы она, став игуменией, была истинной матерью сестринства, то есть смогла осуществлять духовное руководство и организовывать повседневную жизнь монастыря. При этом роль духовника-ктитора становится уже второстепенной, что, безусловно, требует от него истинного смирения и самопожертвования, но основатель должен быть в состоянии по примеру Предтечи сказать: «Ей должно расти, а мне умаляться».
       Известно, что великий угодник Божий святитель Нектарий Эгинский, которого называют возродителем монашества, в созданном им Свято-Троицком монастыре передал духовное руководство игумении Ксении и тем самым дал импульс к духовному развитию обители.
       Во втором случае, когда речь идет о священнике, направленном для духовнического служения в женский монастырь, ему необходимо всегда быть в согласии с игуменией, он не может подменять собой матушку, и в монастыре ни в коем случае не должно возникать двоевластия. Всё духовное руководство вручается игумении, а духовник может быть лишь ее соработником в деле устроения духовной жизни сестринства. «Если возникнет необходимость высказать критическое мнение о действиях игумении, это возможно сделать только наедине, никак не в присутствии монахинь, чтобы таким образом не нарушить доверие, которое сестры должны иметь к своей духовной матери. В крайнем случае, когда духовник не может примириться с решением игумении, единственный способ, к которому он может прибегнуть, - уйти из обители. Но ни в коем случае духовник не должен порождать конфликты между игуменией и ее сестрами».
       Далее отец Илия на примерах рассмотрел некоторые принципы духовнического служения. Например, если у сестры возникли трудности во взаимоотношениях с игуменией или другими сестрами, он обязан подвигать ее к полному примирению с ними. Оказывая помощь, он должен помнить, что не имеет права принимать на себя единоличное окормление сестры, заменяя собой игумению. Исповедь у священника не отменяет откровения помыслов духовной матери.
       В заключение доклада отец Илия отметил: «Случается так, что женские монастыри даже угасают вследствие неоправданно преувеличенной роли духовника или священнослужителя».
      
       Монахини - миру
       В наше время одной из дискуссионных тем, связанных с монашеской жизнью, является служение монахов миру. В чем оно должно выражаться? Как монахи и монахини, отрекшиеся от мира, могут послужить ему? Эта тема также была рассмотрена на симпозиуме. Общепринятой традицией является то, что монашествующие по силам помогают обществу, ведя социальную и просветительскую деятельность, в том случае если у монастыря есть для этого материальные и человеческие ресурсы. Женские монастыри могут и должны хранить и развивать церковную культуру и искусства. Но, как отметил в своем докладе митрополит Лавреотский и Месогейский Николай, у женского монашества есть и иное, гораздо более важное служение. Когда паломники просто посещают службы в обители, поклоняются ее святыням, присутствуют на трапезе, они получают огромную пользу. Скромность жизни, простые одежды монахинь, само их молчание, тишина, которая царит в обители, - всё это духовная помощь мирянам, посещающим монастырь. Монахини всей своей жизнью показывают, что они чужды этому миру, а, как выразился владыка Николай, «чем больше кто чужд этому миру, тем больше он может ему помочь».
       Суть монашеской жизни - являть миру истину. Как с древних времен неизменными сохранились монашеские одежды, так и монашеская жизнь должна сохранить свой вневременной характер. И главная помощь монахинь миру - в молитвенном подвиге и удалении от всех мирских дел, а не в суетном земном служении, которое обмирщает душу.
       На эту же тему говорил и епископ Порфирий: «Монашество самим своим существованием проповедует миру о Царствии Небесном. Монахи или монахини живут в конкретном времени и пространстве, но при этом они обращены к будущему веку. Человек избирает монашескую жизнь не для того, чтобы осуществить какие бы то ни было земные цели. Монашеская жизнь - это подлинная христианская жизнь. И любой монастырь важен для Церкви не тем, что он делает что-либо практическое, или тем, что он кому-то помогает. Он важен прежде всего тем, что он существует как таковой и своим существованием свидетельствует об эсхатологической природе Церкви».
      
       Несть мужеский пол, ни женский
       По общему мнению докладчиков и слушателей, на этом уникальном симпозиуме чувствовался дух единства во Христе и общности монашеских традиций. Епископ Порфирий Егарский выразил это в своей заключительной речи: «В эти дни мы на опыте почувствовали истинность слов Священного Писания о том, что нет грека и варвара, нет мужеского пола и женского, но есть один Христос, а все мы братья и сестры, то есть члены одного и того же тела».
       Духовное единство между всеми участниками симпозиума ощущалось и во время сессий, и в трапезной, но более всего за Божественной литургией в древнем храме монастыря Жича, где поистине утешились сердца их, соединенные в любви (Кол. 2, 2). Стирались различия языков, забывались национальности и страны, ибо Бог один и тот же, производящий все во всех (1 Кор. 12, 4, 6).
       «Мы уходим с сердцами, исполненными радости, духовно богатыми, - отметил владыка Порфирий, - и надеюсь, что мы вновь будем собираться на этом месте, чтобы, обсуждая возникающие у нас вопросы, на самом деле прославлять Единого в Троице Господа нашего Иисуса Христа, Которому слава и честь во веки веков. Аминь».

Домника (Коробейникова),
игумения Ново-Тихвинского монастыря
г. Екатеринбург

       Подробнее о симпозиуме можно узнать на сайте монастыря Жича zica.org.rs.
       На русском языке материалы доступны на сайте Ново-Тихвинского монастыря www.sestry.ru