ЖУРНАЛ  МОСКОВСКОЙ  ПАТРИАРХИИ
10-2011


ДНЕСЬ БЛАГОВЕРНИИ ЛЮДИЕ, СВЕТЛО ПРАЗДНУЕМ, ОСЕНЯЕМИ ТВОИМ, БОГОМАТИ, ПРИШЕСТВИЕМ,
И К ТВОЕМУ ВЗИРАЮЩЕ ПРЕЧИСТОМУ ОБРАЗУ, УМИЛЬНО ГЛАГОЛЕМ:
ПОКРЫЙ НАС ЧЕСТНЫМ ТВОИМ ПОКРОВОМ, И ИЗБАВИ НАС ОТ ВСЯКАГО ЗЛА,
МОЛЯЩИ СЫНА ТВОЕГО, ХРИСТА БОГА НАШЕГО, СПАСТИ ДУШИ НАША.

На Руси Божия Матерь всегда почиталась особо. Земля наша воспринималась древними русичами, да и в более позднее время, как удел Пречистой Богоматери.
Русские люди пропустили через свое сердце и сознание то, что некогда случилось в Византии, ощутили, насколько близка Царица Небесная каждому из них.
Осознание близости Пресвятой Богородицы явилось причиной того, что народ наш в минуты радостей и скорбей обращается к Ней за помощью.
И сегодня мы молимся, выражая тем самым веру в близость Царицы Небесной, в Ее предстательство за землю нашу.
Эта вера сегодня, как и в прошлом, не умирает. Вера в Божие чудо, которое даруется каждому в ответ на его молитвы.

Кирилл, Патриарх Московский и всея Руси



      Содержание


  •       КОЛОНКА РЕДАКТОРА
  •       ОФИЦИАЛЬНАЯ ХРОНИКА
  •       МЕЖСОБОРНОЕ ПРИСУТСТВИЕ
  •       ПРОПОВЕДЬ
  •       ЦЕРКОВНАЯ ЖИЗНЬ
  •       ЦЕРКОВЬ И ОБЩЕСТВО
  •       В ПОМОЩЬ НАСТОЯТЕЛЮ
  •       ЧТЕНИЕ
  •       ВЕЧНАЯ ПАМЯТЬ

  •       КОЛОНКА РЕДАКТОРА

  • Обращение к читателям «Журнала Московской Патриархии»
  •        Октябрь - это время, когда периодические издания вступают в подписной период. И наш журнал не исключение. За последние два года число наших подписчиков выросло в три раза, и сегодня мы постоянно чувствуем одобрение и поддержку читателей. Наше издание продолжает динамично развиваться, откликается на новые темы, стремится быть полезным и информативным. У нас есть все возможности поддерживать издание на высоком уровне. Далее...

          ОФИЦИАЛЬНАЯ ХРОНИКА

  • Служения и встречи Святейшего Патриарха Кирилла
  •        22 августа в Красном зале кафедрального соборного Храма Христа Спасителя состоялось заседание комиссии по сохранению духовного, культурного и природного наследия Соловецкого архипелага подгруппы по взаимодействию с Русской Православной Церковью рабочей группы при Президенте Российской Федерации по вопросам восстановления объектов культурного наследия религиозного назначения, иных культовых зданий и сооружений. Заседание возглавили Святейший Патриарх Кирилл и заместитель руководителя Администрации президента РФ А.Д. Беглов. Далее...

          Визиты Святейшего Патриарха Кирилла

  • Первое посещение Луганской земли
  •        14–15 сентября состоялся визит Святейшего Патриарха Кирилла в Луганскую епархию. Визит приурочен к 20-летию ее основания. Далее...
  • На родине святителей Иоасафа и Митрофана
  •        16 сентября Святейший Патриарх Кирилл прибыл с первосвятительским визитом в Белгородскую епархию. Визит Святейшего Патриарха был приурочен к празднованию 100-летия канонизации святителя Иоасафа Белгородского. Далее...
  • На русской Голгофе
  •        29 августа после прибытия в аэропорт города Абакана Святейший Патриарх Кирилл проследовал в Спасо-Преображенский кафедральный собор. Затем Святейший Патриарх посетил Епархиальное управление Абаканской епархии, осмотрел помещения управления, домовый храм во имя Преподобного Сергия Радонежского и ознакомился с проектом строительства духовно-просветительского центра в Абакане, в котором планируется разместить епархиальные отделы и службы. Далее...

          Наречения и хиротонии

  • Наречение и хиротония архимандрита Игнатия (Депутатова) во епископа Шахтинского и Миллеровского
  •        18 августа Святейший Патриарх Кирилл в Тронном зале Патриарших покоев Храма Христа Спасителя совершил чин наречения архимандрита Игнатия (Депутатова), проректора Рязанской духовной семинарии, во епископа Шахтинского и Миллеровского. 21 августа, в неделю 10-ю по Пятидесятнице, в Преображенском соборе Новоспасского ставропигиального мужского монастыря города Москвы Святейший Патриарх Кирилл возглавил хиротонию архимандрита Игнатия (Депутатова) во епископа Шахтинского и Миллеровского. Предстоятелю Русской Православной Церкви сослужили митрополиты Крутицкий и Коломенский Ювеналий, Саранский и Мордовский Варсонофий; архиепископы Истринский Арсений, Рязанский и Касимовский Павел, Костромской и Галичский Алексий; епископы Ростовский и Новочеркасский Меркурий, Бронницкий Игнатий, Солнечногорский Сергий, Подольский Тихон, Воскресенский Савва. Далее...
  • Наречение и хиротония архимандрита Николая (Дутки) во епископа Находкинского и Преображенского
  •        27 августа в Тронном зале Патриарших покоев Храма Христа Спасителя Святейший Патриарх Кирилл совершил наречение архимандрита Николая (Дутки) во епископа Находкинского и Преображенского. 1 сентября за Божественной литургией в Свято-Троицком кафедральном соборе Магадана Святейший Патриарх Кирилл возглавил хиротонию архимандрита Николая (Дутки) во епископа Находкинского и Преображенского. Предстоятелю Русской Православной Церкви сослужили митрополит Саранский и Мордовский Варсонофий; архиепископы Владивостокский и Приморский Вениамин, Томский и Асиновский Ростислав, Хабаровский и Приамурский Игнатий, Челябинский и Златоустовский Феофан; епископы Магаданский и Синегорский Гурий, Костанайский и Петропавловский Анатолий, Бельцкий и Фэлештский Маркелл, Солнечногорский Сергий. Далее...

          МЕЖСОБОРНОЕ ПРИСУТСТВИЕ

  • Сладков Д. Общественное служение православных христиан. Личные заметки на полях общецерковного документа
  •        В составе Комиссии по вопросам взаимодействия Церкви, государства и общества мне довелось быть причастным к созданию документа «Общественная деятельность православных христиан» - в качестве разработчика исходного проекта. Проблематика эта мне была достаточно близкой, мыслей по теме и около нее набралось много, однако не было ясности в том, что такое будет являть собой пока не существующий документ как жанр. Что должно получиться в результате работы? Ведь просто перенести опыт Предсоборного присутствия 1906 года на современную ситуацию и новый для Церкви формат постоянного совещательного органа было невозможно. Далее...

          ПРОПОВЕДЬ

  • Виктор Потапов, прот. Евангелие есть жизнь в Боге
  •        Притча о сеятеле, первая по времени притча Христа, является пророчеством о принятии человечеством евангельского благовествования. В ней повествуется о том, как люди принимают слово Божие и как это слово воздействует на людей. Далее...

          ЦЕРКОВНАЯ ЖИЗНЬ

  • Ткаченко А. Новая русская Библия: «pro»
  •        Церковь на Руси с момента своего основания использовала для проповеди слова Божия и в богослужебной практике не оригинальные, а переводные тексты Священного Писания. Изначально переводы с греческого языка выполнялись в разных местах и в разных объемах. Ввиду рукописной передачи переведенные тексты со временем искажались, так что на Руси одновременно находились в обращении довольно сильно отличающиеся друг от друга списки библейских книг на церковнославянском языке. Хотя на Руси долго не было единого центра, занимающегося унификацией, редактированием и сверкой библейских переводов, вплоть до конца Средневековья задачи исправления этих переводов облегчались существованием авторитетных центров за пределами Руси (Константинополь, Афон, Болгария, Сербия), к которым всегда можно было обратиться за помощью и лучшими списками оригинальных текстов. Далее...
  • Селезнев М. Переводу нужен диалог с читателем
  •        Перевод Ветхого Завета многие считают удачным и прежде всего с точки зрения филологических достоинств. О задачах и особенностях своей работы «Журналу Московской Патриархии» рассказывает Михаил Георгиевич Селезнев, возглавлявший перевод с 1996 по 2010 год. Далее...
  • Леонид Грилихес, прот. Библейский текст требует постоянного попечения
  •        О проблемах и недостатках нового перевода Библии, а также о возможностях организации общецерковной работы по переводу Священного Писания на современный русский литературный язык рассказывает «Журналу Московской Патриархии» заведующий кафедрой библеистики Московской Духовной академии протоиерей Леонид Грилихес. Далее...
  • Епархиальные новости
  •        Калининград. 21 сентября, в праздник Рождества Пресвятой Богородицы, одновременно в семи федеральных округах России было построено семь обыденных храмов. Один из них был установлен в Калининграде на площади около Южного вокзала. Далее...
  • Никона (Перетягина), игум. В основе монастырского опыта - внимание и любовь
  •        Богослужебный строй, послушания, отношения между монашествующими - всё в женском монастыре выстраивается под духовным руководством игумении. И Шамординская обитель не исключение. О том, на каком основании строится монашеская жизнь, каковы особенности современного женского монашества размышляет игумения Никона. Но разговор мы начинаем с воспоминаний о «Журнале Московской Патриархии» 1970-х годов Далее...
  • Домника (Коробейникова), игум. Души, уязвленные любовью к Богу
  •        Первый в истории Православной Церкви Международный духовно-научный симпозиум, посвященный женскому монашеству, прошел в сентябре в древнем сербском монастыре Жича. Далее...

          ЦЕРКОВЬ И ОБЩЕСТВО

  • Еп. Подольский Тихон. Объединим москвичей общим деланием во славу Божию
  •        Идея Святейшего Патриарха Кирилла о строительстве 200 храмов в спальных районах Москвы уже обрела совершенно реальные черты. Это крупнейший совместный проект Церкви и государства со времен их отделения друг от друга. И он уже сделал шаг со страниц установочных, согласовательных и проектных документов на стройплощадки столицы. Далее...
  • Приглашение в храм
  •        Некоторые священники, служащие на окраинах Москвы, купили для своих храмов микрофоны и повесили звуковые колонки на улице. Такие технические новшества не дань моде или тщеславию, а возможность для общины участвовать в Литургии в полном составе. Ведь в праздники в районах с населением более ста тысяч человек внутрь церкви не зайти - в столпотворении дальше притвора не продвинешься. Далее...
  • Мага А. Русские иконы отправляются в Италию
  •        Коллекция отправилась в Рим, где с 26 сентября по 12 февраля она будет выставлена на одной из самых известных экспозиционных площадок - в замке Святого Ангела (Национальный музей Кастель Сант-Анджело). Предоставленными выставочными площадями - бывшей папской резиденцией, украшенной росписями - русские музейщики довольны и в свою очередь также позаботились о том, чтобы древнерусское искусство стало ближе итальянской публике: выпустили подробнейший каталог-описание. Далее...

          В ПОМОЩЬ НАСТОЯТЕЛЮ

  • Прищенко Р. Наркозависимость? Выход есть! Особенности помощи наркозависимым в православных реабилитационных центрах (РЦ)
  •        Организация эффективной помощи наркозависимым требует ответа на ряд вопросов, с которыми могут столкнуться священник и прихожане. В чем заключаются характерные проблемы и ошибки и можно ли их избежать? На чью помощь рассчитывать на каждом этапе реабилитационного процесса? Можно ли привлекать к работе выпускников РЦ? В Церкви накоплен необходимый опыт, чтобы ответить на эти вопросы Далее...

          ЧТЕНИЕ

  • Седакова О. И жизни новизна. О христианстве Бориса Пастернака
  •        Как это ни удивительно, тема христианства в творчестве Бориса Пастернака затрагивалась меньше всего. В качестве исключения можно назвать лишь работы французской славистки Жаклин де Пруайар, друга Пастернака, и отечественного библеиста и историка Церкви Анны Шмаиной-Великановой. Быть может, причина в том, что привычное для многих представление о христианстве, богословии, церковности слишком далеко от того, что мы встречаем в Пастернаке, говорящем обо всем этом на подчеркнуто «светском», подчеркнуто «повседневном», не «храмовом» языке. Христианство без «религиозности», без «набожности», без привычной опаски говорить «своими словами» о вещах, принадлежащих иной реальности, без богословских терминов, без некоторых самых традиционных проповеднических тем (греха, смирения, послушания, умерщвления плоти, борьбы со страстями и других) оказывается неузнаваемым. Кроме того, может показаться, что христианству у Пастернака отведено слишком окраинное, «принижающее» его место, например, такое: «Лара не была религиозна. Но иногда для того, чтобы вынести жизнь, требовалось, чтобы она шла в сопровождении некоторой внутренней музыки. Такую музыку нельзя было сочинить для каждого раза самой. Этой музыкой было слово Божие о жизни, и плакать над ним Лара ходила в церковь». Далее...
  • Пиотровская Е. Свидетельство возрождения церковно-исторической науки
  •        В конце прошлого года Издательство Крутицкого подворья выпустило монографию кандидата исторических наук, старшего преподавателя исторического факультета Санкт-Петербургского государственного университета и преподавателя Санкт-Петербургской духовной академии Андрея Митрофанова «Церковное право и его кодификация в период раннего средневековья IV–XI вв.» Исследование вышло в основанной в 1991 году серии «Материалы по истории Церкви», в которой широко представлена церковно-историческая проблематика, впрочем, до последнего времени связанная преимущественно с историей Русской Православной Церкви. Эта книга, как и предшествующая ей монография А.Ю. Митрофанова «История церковных соборов в Италии (IV–V вв.)», удостоенная в 2007 году Макариевской премии, с полным основанием может рассматриваться как одна из наиболее успешных попыток возрождения в современной российской науке исследовательской традиции русских церковных историков и канонистов XIX - начала XX века. В книге рассматривается проблематика, являющаяся в значительной степени ключевой для понимания развития как правового, так и культурно-религиозного наследия христианской Церкви в период становления европейской цивилизации. Развивая методы исследования памятников церковного права, уже апробированные профессорами Санкт-Петербургской духовной академии В.Н. Бенешевичем (1874–1938) и Казанской духовной академии В.А. Нарбековым (1862–?) на материале рукописной традиции византийского Номоканона 14 титулов, А.Ю. Митрофанов обращается к изучению источников более древнего периода, рассматривая латинские сборники церковного права времен папы Геласия (492–496) в качестве основы последующего экклезиологического размежевания романского и византийского миров. При этом А.Ю. Митрофанов демонстрирует не часто встречающееся у современных молодых исследователей умение богословско-канонически вдумчиво и филологически точно изучать исторические источники. Подтверждением этому, в частности, служит доскональное не только текстологическое, но и церковно-историческое исследование рукописной традиции «Квеснеллова собрания». В связи с этим примечательно, что среди рецензентов монографии А.Ю. Митрофанова присутствует известный в нашей стране и за рубежом специалист в области западноевропейской палеографии и кодикологии доктор исторических наук, ведущий научный сотрудник отдела рукописей Российской национальной библиотеки Л.И. Киселева. Далее...

          ВЕЧНАЯ ПАМЯТЬ

  • Максим Талалай, протодиак. Митрополит Харьковский и Богодуховский Никодим (Руснак)
  •        Митрополит Никодим родился в 1921 году, в простой крестьянской семье, в селе Давидовцы Кицманского района Черновицкой области, тогда входившей в состав Румынского королевства. Безграничную любовь к Богу и Святой Православной Церкви привила владыке с детства мама - Параскева Руснак († 1961), впоследствии принявшая монашеский постриг с именем Марии Магдалины. Далее...
  • Фома Хопко, протопресв. Архиепископ Далласа и Юга Димитрий (Ройстер)
  •        Архиепископ Димитрий (в миру- Роберт Р. Ройстер) родился в семье баптистов в городе Дентон (Техас) в 1923 году. Он с восхищением говорил о своей матери, которая ответила на просьбу своих детей-подростков о присоединении к Православной Церкви простым вопросом: «Исповедует ли Православная Церковь Христа как Господа и Спасителя?» И когда она узнала, что исповедует, она позволила своим детям принять православие. Так восемнадцатилетний Роберт и его старшая сестра стали Дмитрием и Димитрией. Их приняли в православие в соборе Греческой Православной Церкви Далласа в 1941 году. Далее...
  • Белякова Е. Ярослав Николаевич Щапов
  •        Имя Я.Н. Щапова хорошо известно ученым-историкам во всех странах. Он автор более 300 научных публикаций, и его работы давно получили международное признание. Их отличает фундаментальность и строгость изложения. Предметом исследований Я.Н. Щапова были источники по истории Русской Православной Церкви - древнерусские княжеские уставы, византийское законодательство о Церкви и Кормчие - своды церковных канонов и законов. И хотя исследование этих тем не поддерживалось в советское время, научность и строгий источниковедческий подход сделали возможным издание научных трудов ученого. Я.Н. Щапов защитил в 1964 году кандидатскую, а в 1975-м - докторскую диссертацию; в 1987 году был избран в члены-корреспонденты АН СССР (ныне РАН). Далее...