|
ЖУРНАЛ МОСКОВСКОЙ ПАТРИАРХИИ
| 12-2011 |
ЦЕРКОВНАЯ ЖИЗНЬ
Византийский маршрут для русских паломников
Епископ Подольский Тихон
За последний год в Турции побывало пять паломнических групп, возглавляемых архиереями Русской Православной Церкви. Это стало итогом совместной работы представителей Русской и Константинопольской Церквей с властями и представителями турбизнеса. Недавно из такого путешествия вернулся епископ Подольский Тихон, который побывал во всех местах, куда теперь смогут приезжать помолиться паломники из России.
– Ваше Преосвященство, в чем была главная миссия вашей поездки? В каких местах вы побывали?
– По благословению Святейшего Патриарха Кирилла год назад на меня было возложено попечение о паломническом направлении деятельности Московского Патриархата. Развитие византийского маршрута – часть этого послушания. Как ответственный за направление я счел своим долгом посетить все места, которые мы предлагаем нашим паломникам. Поездка получилась очень напряженной, с большим количеством переездов, причем в некоторые места добраться транспортом было очень затруднительно. В обычный маршрут не входит и половины мест, где нам довелось побывать. Но мне нужно было убедиться, что у нас организационно отработаны все места посещений.
Мы проделали путь от Царьграда до Эфеса, посетили земли Вифинии, Понта, Ликии, Памфилии, Киликии, Каппадокии, Галатии, Фригии, Писидии. Главной целью было исследовать и подготовить как можно больше возможностей для совершения богослужений в дальнейшем. Например, следующим после нас в Турцию поедет архиепископ Сергиево-Посадский Феогност, и владыка высказал пожелание совершать Литургию каждый день. Мы должны быть готовы предоставлять такие возможности.
– Как была сформирована группа? Кто был вместе с вами в поездке?
– В нашей поездке участвовало 60 человек – и духовенство, и миряне; ее можно назвать самым массовым паломничеством в Турцию за последние годы. Паломнические группы в Византию сейчас всегда возглавляют архиереи, что придает поездкам особый статус. Это показывает серьезность наших намерений в развитии этих маршрутов, обеспечивает особый прием церковными и светскими властями, заставляет наших турецких партнеров прорабатывать на высшем уровне все организационные вопросы и вопросы безопасности. Немаловажно и то, что присутствие русских архиереев вызывает интерес прессы и общественности, тема русского паломничества приобретает высокий официальный статус в Турции. А главное, что разрешение совершать богослужения архиерею получить значительно проще, чем священнику. Мы стремимся к возрождению литургической жизни византийских святынь.
– Где удалось совершить богослужения во время вашей поездки?
– Наше паломничество началось с молитвы в храме великомученика Георгия на Фанаре, Литургию служил Патриарх Варфоломей, после чего он всех нас принял у себя в резиденции, сказал слова напутствия.
Мы совершили три Божественные литургии: в храме святых равноапостольных Константина и Елены в городе Синасосе (Мустафа-паша) в Каппадокии, в Мирах Ликийских в храме Святителя Николая и в Эфесе в храме Пресвятой Богородицы.
Это удивительные места по своему духовному значению. В Мирах Святитель Николай был наречен епископом, долгие годы служил, здесь почивали его святые мощи. С нами приехали помолиться члены русской общины и сотрудники Генерального консульства Российской Федерации.
А в храме Пресвятой Богородицы в Эфесе – это первый в мире храм, освященный во имя Матери Божией, – проходил III Вселенский Собор. От него, к сожалению, остались лишь руины, и наше богослужение проходило под открытым небом.
– Какие еще места вам хотелось бы открыть для богослужебной жизни?
– Мне очень дороги места, связанные с именами Григория Богослова и Василия Великого. В пещерных каппадокийских храмах хотелось бы послужить. Большое впечатление на всех нас произвела Никея. Там паломники бывают крайне редко, а жаль: это места деяний I и VII Вселенских Соборов, с которых началось и закончилось догматическое формирование нашей веры. Также назову подворье Пантелеимонова монастыря в Стамбуле. Это те места, где можно получить разрешение на богослужение.
– А Святая София? Вы можете представить себе условия, при которых мы смогли бы помолиться там?
– Это только мечта. Сейчас там и перекреститься-то нельзя: оштрафуют, а то и в участок заберут. До недавнего времени духовенству вообще не разрешали туда заходить со всеми вместе – только через отдельный вход и под более строгим присмотром. Но великая святыня Византии изумляет даже просто созерцанием ее величия. Этот храм – самый яркий образец выражения бесконечной любви людей к Господу. Когда начиналось строительство, все знали, что для его осуществления потребуются три казны империи! Но любовь к Господу была выше расчетов, император Юстиниан и народ были едины в стремлении посвятить Богу всё лучшее, что имели. И вот плод этой любви Святая София – наиболее полное художественное воплощение религиозной мысли восточного христианства, чертог Божий, идеал церковного зодчества для всего православия.
– Кто проводил экскурсии?
– По законам Турции группы должен сопровождать местный гид. Но, хотя это были не случайные люди, а квалифицированные специалисты, мера их веротерпимости всегда связана, конечно, с их личными особенностями. Поэтому мы перестраховались и взяли с собой еще и своего специалиста – прекрасного историка, византолога Павла Владимировича Кузенкова. Его знания, понимание значения этих мест для церковной истории, конечно, и помогло нам всё правильно увидеть, почувствовать и понять. Думаю, что в каждой группе, следующей в Турцию, должен быть православный специалист.
– Каких договоренностей вам удалось достичь в ходе переговоров и встреч с духовенством Константинопольского Патриархата, представителями государственных учреждений Турции и российскими дипломатами?
– Разговаривая с гражданскими властями, мы старались уравновесить естественную настороженность представителей светского по форме, но мусульманского по сути государства весьма выгодными для них экономическими перспективами. Мы получили данные, согласно которым в Турции возможно получить разрешение на богослужение в 600 местах!
Поднимались вопросы участия наших ученых в различных экспедициях – реставрационных, археологических. Много вопросов обсуждали по взаимоотношениям Церквей. И хотя тем было немало, но цель одна – отработать для наших паломников хорошие маршруты и обеспечить им возможность молиться у византийских святынь.
– Каковы перспективы развития новых маршрутов?
– Важно, что турецкие власти начинают понимать, что русские паломники будут массово посещать турецкие места только тогда, когда смогут молиться у дорогих сердцу святынь. Для Турции это означает, что еще очень многие регионы, являющиеся сейчас экономически отсталыми, могут получить новый импульс для развития. Причем поток русских православных будет особенно многочисленным в сезон, когда даже в благополучной Анталии туристов нет: осенью, зимой, весной. Лето все-таки очень жаркий для паломников период. А в перспективе я вижу, что посещение византийских святынь может стать одним из самых любимых паломнических маршрутов. И в Каппадокию прямые рейсы полетят из Москвы. Со временем, конечно. Мы должны сначала выстроить как следует схему этого сотрудничества. Здесь очень многое надо учесть и отработать. Я думаю, пока во главе всех русских групп по-прежнему должны ездить архиереи. Это очень дорогие для нас места, но осваивать их надо аккуратно.Беседовала Анастасия Воскресенская,
фото Владимира Ештокина
и из архива Финансово-хозяйственного
управления Московского Патриархата
Византийские святыни. Где в Турции обязательно должны побывать православные паломники из России
В древности эту территорию занимали несколько областей: Фракия на западном берегу Босфора, а на восточном – Вифиния, Понт, Ликия, Памфилия, Киликия, Каппадокия, Галатия, Фригия, Писидия, составлявшие вместе Малую Азию или Анатолию. На территории современной Турции располагалась и часть древней Сирии.
Здесь жили и проповедовали святые апостолы Петр, Иоанн, Филипп, Андрей. Здесь родился апостол Павел, и здесь развернулась значительная часть его миссионерских путешествий, в которых его сопровождали апостолы Варнава и Лука. Возлюбленный ученик Христов апостол Иоанн Богослов и апостол Филипп окончили здесь свой земной путь. Трудами апостолов и их сподвижников в Антиохии, Эфесе, Смирне и других городах, знакомых нам по книге Откровения, сложились крупнейшие христианские общины. Из 50 известных нам мест, которые приняли проповедь о Христе в I веке, половина располагаются в сегодняшней Турции.
Здесь сложилась и тысячелетие стояла Византийская империя с ее живущим в веках образцом веры и зиждущейся на ней христианской государственности, у истоков которой стоял святой равноапостольный царь Константин Великий.
В Никее, Константинополе, Эфесе и Халкидоне состоялись все семь Вселенских Соборов, сформулировавших основы христианского вероучения. Здесь творили величайшие богословы: святители Василий Великий, Григорий Богослов, Иоанн Златоуст, Григорий Нисский, святители Феофил Антиохийский, Мелитон Сардийский, Ириней Лионский, Мефодий Олимпийский, Григорий Чудотворец, Амфилохий Иконийский, святители Прокл, Флавиан, Герман, Тарасий и Никифор Константинопольские, святители Григорий Палама и Марк Эфесский, преподобные Ефрем Сирин, Роман Сладкопевец, Максим Исповедник, Феодор Студит, Симеон Метафраст и Симеон Новый Богослов, церковные историки Сократ и Созомен. Здесь епископствовал и совершал чудеса милосердия святитель Николай Чудотворец, здесь прославился щедрой благотворительностью праведный Филарет Милостивый, здесь совершал свой жизненный подвиг праведный Иоанн Русский.
На сегодняшний день с учетом новых возможностей для русских паломников разработаны восемь новых маршрутов разной протяженности. Они включают Стамбул, Каппадокию, Демре, Эфес, Измир, Анталъю, Таре и Патары.