ЖУРНАЛ  МОСКОВСКОЙ  ПАТРИАРХИИ
01-2012

ЦЕРКОВЬ И ОБЩЕСТВО

Риски религиозного образования

       Апробация комплексного учебного курса Основы религиозных культур и светской этики завершилась в 2011 году. А в наступившем году преподавание новых предметов по религиозной культуре и этике будет проходить в общеобразовательных учреждениях всех субъектов Российской Федерации. Многолетняя региональная практика религиозного образования в средней школе получила государственную поддержку и общественное одобрение. Статистические исследования Общественной палаты Российской Федерации и Российской академии государственной службы сходны в позитивной оценке курса Основ религиозных культур и светской этики. Тем не менее не прекращается дискуссия о возникающих в этой связи рисках.
       По мнению некоторых представителей педагогического сообщества, органов управления образованием, "преподавание основ религиозной культуры создает риск интолерантности, обращения детей в какую-то веру или признание ценностей какой-то культуры, которая доминирует над другими"1. Как следствие, участие религиозных конфессий в духовно-нравственном воспитании рассматривается как "церковный маркетинг"2.
       "Особо следует выделить риски консервативной модернизации общества, клерикальной приватизации массового сознания, сведения духовных ценностей к традиционным ценностям религиозных культур, а также опасность конфликтов в образовании на религиозной и национальной почве", - пишет академик Российской академии образования А.Г. Асмолов3.
       Выявление рисков, конечно, является значимым результатом эксперимента, свидетельствующим о вовлеченности в этот процесс представителей как педагогического, так и родительского сообществ. Вместе с тем в результате эксперимента и со стороны органов управления образованием, и со стороны Церкви, а также иных традиционных религиозных организаций России была осознана необходимость выработки единой терминологии, единого понимания перспектив изучения религиозной культуры.
       Необходимо учитывать и другие риски, в частности опасность отделения данного курса от людей той или иной религиозной культуры, когда новая предметная область может утратить связь с реальной жизнью и не дать никакого ответа на актуальные запросы современного образования в области нравственного воспитания.
       Существующие документы об участии Церкви в организации изучения религиозной культуры в школе носят рекомендательный характер4, а многие аспекты разработки учебно-методического обеспечения и подготовки учителей - ключевые во взаимодействии государства и религиозных конфессий в образовании - пока решаются без участия Церкви. В результате существующая форма изучения религиозной культуры в рамках двух учебных четвертей не может даже приблизительно дать понимание роли православия в истории России, а религиозная культура продолжает рассматриваться как предмет для научных опытов и экспериментов, но не как система основополагающих принципов жизни миллионов сограждан.
       В начале XX века священник Павел Флоренский писал: "Культура есть язык, объединяющий человечество; но разве не находимся мы в Вавилонском смешении языков, когда никто никого не понимает и каждая речь служит только, чтобы окончательно удостоверить и закрепить взаимное отчуждение? Мало того, оно закрадывается в самое единство отдельной личности: себя самое личность не понимает, с самою собою утратила возможность общения, раздираясь между взаимоисключающими и самоутверждающимися в своей исключительности "точками зрения""5.
       Проект введения в программу общеобразовательной школы предметов по религиозной культуре призван консолидировать педагогическое и родительское сообщества, представителей конфессий и органов управления образованием в деле нравственного, патриотического, духовного воспитания детей и, как следствие, вернуть в систему общего образования воспитательную составляющую на основе традиционных религиозных ценностей. Пока это предмет активного обсуждения, острой дискуссии, в результате которой преподавание религиозных культур в школе перестанет быть камнем преткновения и послужит ключом к достижению общественного взаимопонимания.

Герман Демидов,
заведующий сектором Основ православной культуры
Синодального отдела религиозного образования и катехизации

ПРИМЕЧАНИЯ:

       1 Как избежать рисков // Образовательная политика. 2010. №1-2. С. 19.
       2 Там же. С. 22.
       3 Там же. С. 25.
       4 См., наприм., "Примерное соглашение о сотрудничестве органа управления образованием субъекта Российской Федерации и централизованной религиозной организации - епархии Русской Православной Церкви (Московский Патриархат)", направленное в субъекты РФ письмом директора Департамента государственной политики и нормативно-правового регулирования в сфере образования от 13 июля 2007 года № 03-1584: http://www.otdelro.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=89:2009-12-22-12-05-30&catid=63:documenti<emid=125.
       5 Флоренский П., свящ. У водоразделов мысли. М., 1994. С. 346.