ЖУРНАЛ  МОСКОВСКОЙ  ПАТРИАРХИИ
01-2012

МЕЖСОБОРНОЕ ПРИСУТСТВИЕ

О хиротонии безбрачных лиц, не состоящих в монашестве

ИСТОРИКО-ПРАВОВОЙ КОММЕНТАРИЙ

       Положение о хиротонии безбрачных лиц, не состоящих в монашестве1, было принято Архиерейским Собором Русской Православной Церкви 3 февраля 2011 года. Документ был подготовлен в Межсоборном присутствии и стал предметом широкой общественной дискуссии.
       Необходимо подчеркнуть, что практика хиротонии безбрачных лиц, не состоящих в монашестве, рассматривается в Положении как исключительная (п. 1 Положения).
       В Положении устанавливаются определенные требования к кандидату на хиротонию в безбрачном состоянии без принятия монашества, к числу которых относятся следующие:
       1. возрастной ценз: хиротония безбрачных лиц может совершаться только по достижении ими 30-летнеговозраста (п. 2 Положения);
       2. образовательный ценз:
       а) кандидат на хиротонию, будучи безбрачным лицом, не состоящим в монашестве, обязан до хиротонии получить законченное высшее очное образование в семинарии, академии или ином признаваемом Русской Православной Церковью высшем учебном заведении, предоставляющем богословское образование;
       б) в случае получения вышеуказанного образования заочно кандидат обязан пройти как минимум трехлетнюю практику в качестве штатного или сверхштатного, но постоянно трудящегося церковнослужителя при кафедральном соборе, патриаршем или архиерейском подворье, монастыре и т.п. по благословению правящего архиерея и под его контролем, а также под руководством опытного священнослужителя (п. 3 Положения).
       Решение о хиротонии безбрачного лица, не состоящего в монашестве, принимается епархиальным архиереем на основании документов, в число которых входит:
       положительное представление епархиального совета, сделанное по итогам собеседования и изучения сопутствующих материалов;
       письменная рекомендация духовника кандидата;
       письменная рекомендация ректора духовной школ, где обучался кандидат;
       письменная рекомендация настоятеля храма или монастыря, при котором кандидат проходил практику (п. 4 Положения).
       Положением предусматривается составление списка клириков, рукоположенных в безбрачном состоянии без принятия монашеских обетов. Этот список должен включаться в ежегодные епархиальные отчеты на имя Патриарха Московского и всея Руси. В списке должны указываться, помимо возраста и образования клирика, причины рукоположения в безбрачном состоянии (п. 5 Положения).
      
       Безбрачное состояние ставленника
       Безбрачное состояние кандидата, не состоящего в монашестве, может определяться следующими обстоятельствами:
       а) кандидат ранее не состоял в браке;
       б) кандидат состоял в браке, но брак был расторгнут;
       в) кандидат является вдовцом.
       Указанные обстоятельства определяют исключительность хиротонии безбрачного лица, не состоящего в монашестве, в особенности в случае наступления безбрачного состояния из-за расторжения брака или же в случае, когда кандидат ранее не состоял в браке.
       Данное утверждение, содержащееся в Положении, опирается на исторический опыт Церкви. Так, 5-е правило святых апостолов устанавливает запрет на развод духовных лиц со своими женами "под видом благоговения" и таким образом утверждает законность брака священнослужителей. 20-е правило Карфагенского Собора вводит требование о "побуждении" [кандидатов на хиротонию] к заключению брака или принятию "обетов целомудрия" (под которыми можно понимать в том числе и монашеские обеты).
       Каноническими предписаниями Церкви устанавливается запрет на вступление в брак после хиротонии (Ап. 26, IV Всел. 14, Трул. 3, 6, 13, 30).
       6-е правило Трулльского Собора устанавливает, что кандидат в клир, желающий вступить в брак, должен сочетаться браком до рукоположения во диаконы, пресвитеры, а также и иподиаконы.
       13-е правило Трулльского Собора порицает утвердившуюся "в Римской Церкви" практику разлучения кандидатов с законными супругами и осуждает ее как противоречащую древним апостольским установлениям. В соответствии с 5-м и 26-м апостольскими правилами и 3-м правилом I Вселенского Собора, подтвержденными 13-м правилом Трулльского Собора, первый законный брак не служит препятствием к священству. Женатые ставленники не должны разлучаться с законными супругами до или после рукоположения. Священнослужитель, изгоняющий от себя законную супругу под видом благочестия, подлежит отлучению от священнодействия, а в случае упорства извергается из сана; последнему наказанию подлежит и тот, кто принуждает священнослужителя разлучиться со своей законной супругой.
       В целом же признание необязательности целибата для кандидата в клир находится в полном соответствии с древними каноническими правилами Церкви2.
      
       Возраст ставленника
       14-м правилом Трулльского Собора устанавливаются возрастные ограничения для поставления во диаконы и священники. Кандидат во диаконы должен быть не моложе 25 лет, а во пресвитеры - 30. Это правило, наряду с другими канонами3, устанавливает некоторые рамки возможного возрастного ценза для ставленников. В Русской Церкви в синодальный период была, в частности, установлена норма, утверждавшая возрастной ценз для кандидатов во диаконы и священники соответственно 25 и 30 лет, но также вводившая новый возрастной ценз для священнослужителей. Ставленники-вдовцы или безбрачные лица, ранее не состоявшие в браке, могли возводиться в сан диакона или священника только по достижении возраста 40 лет4.
       Поместный Собор 1917-1918 годов вынес в июле 1918 года определение о возведении в священный сан безбрачных лиц и понизил возрастной ценз лиц, рукополагаемых в состоянии целибата, с 40 до 30 лет5.
       Именно на это постановление и содержится ссылка в рассматриваемом Положении, устанавливающем возрастной ценз для ставленников, не состоящих в браке и не принесших монашеских обетов.

ПРИМЕЧАНИЯ:

       1 Текст документа опубликован в: ЖМП. 2011. № 3. С. 47-48.
       2 См., наприм.: Pitsakis C.G. Clerge marie et celibat dans la legislation du Concile in Trullo: le point de vue oriental // The Council in Trullo revisited.Ed. G. Nedungatt, M. Featherstone. Roma, 1995. P. 263-306, esp. p. 280-281, 290-291.
       3 Ср.: 11 Неок. и 16 Карф.
       4 Положение о составе приходов и церковных причтов от 16 апреля 1869 г. // Полное собрание законов Российской империи. СПб., 1873. Т. 44. Ч. 1. С. 324.
       5 "В изменение установленного в Русской Церкви порядка, по коему возведение в сан диакона и священника лиц, не обязанных супружеством и не состоящих в иночестве, дозволяется лишь по достижении ими сорока лет, допустить посвящение в сан диакона и священника в безбрачном состоянии лиц, достигших тридцатилетнего возраста, по особливом испытании со стороны рукополагающего Епископа" - Определение Священного Собора Православной Российской Церкви о возведении в священный сан лиц в безбрачном состоянии от 18 (31) июля 1918 г. // Собрание определений и постановлений Священного Собора Православной Российской Церкви 1917-1918 гг. Вып.1-4. М., 1994 (репр. изд. 1918 г.). Вып. 4. С. 44.




       6 Правило Трулльского Собора
       Понеже речено в Апостольских правилах, яко из производимых в клир безбрачных, токмо чтецы и певцы могут вступати в брак: то и мы, соблюдая сие, определяем: да отныне ни иподиакон, ни диакон, ни пресвитер не имеет позволения, по совершении над ними рукоположения, вступати в брачное сожительство: аще же дерзнет сие учинити, да будет извержен. Но аще кто из поступающих в клир восхощет сочетаться с женою, по закону брака: таковый да творит сие прежде рукоположения во иподиакона, или в диакона, или во пресвитера.

Правила Святых Вселенских Соборов с толкованиями.
М., 2000 [репр. изд. 1877 г.]. С 300.

       13 Правило Трулльского Собора
       Понеже мы уведали, что в римской церкви, в виде правила, предано, чтобы те, которые имеют быти удостоены рукоположения во диакона, или пресвитера, обязывались не сообщатися более со своими женами: то мы, последуя древнему правилу апостольского благоустройства и порядка, соизволяем, чтобы сожитие священнослужителей по закону и впредь пребыло ненарушимым, отнюдь не расторгая союза их с женами, и не лишая их взаимного в приличное время соединения. И тако, аще кто явится достойным рукоположения в иподиакона, или во диакона, или во пресвитера, таковому отнюдь да не будет препятствием к возведению на таковую степень сожитие с законною супругою; и от него во время поставления да не требуется обязательства в том, что он удержится от законного сообщения с женою своею, дабы мы не были принуждены сим образом оскорбить Богом установленный, и Им в Его пришествии благословенный брак. Ибо глас Евангелия вопиет: что Бог сочетал, того человек да не разлучает (Мф. 19, 6). И апостол учит: брак честен, и ложе нескверно (Евр. 13, 4). Такожде: Соединен ли ты с женой? не ищи развода (1 Кор. 7, 27). Знаем же, что и в Карфагене собравшиеся, имея попечение о чистоте жизни священнослужителей, положили, чтобы иподиаконы, прикасающиеся к священным таинствам, и диаконы, и пресвитеры, в свои урочные времена, воздерживалися от сожительниц своих. Таким образом, и от апостолов преданное, и от самой древности соблюдаемое, и мы подобно да сохраним, зная время всякой вещи, и наипаче поста и молитвы. Ибо предстоящим олтарю, в то время, когда приступают к святыне, подобает быти воздержанными во всем, да возмогут получити от Бога в простоте просимое. Аще же кто, поступая вопреки апостольским правилам, дерзнет кого либо из священных, то есть, пресвитеров, или диаконов, или иподиаконов, лишати союза и общения с законною женою: да будет извержен. Подобно аще кто, пресвитер, или диакон, под видом благоговения, изгонит жену свою: да будет отлучен от священнослужения, а пребывая непреклонным, да будет извержен.
       Правила Святых Вселенских Соборов с толкованиями. М., 2000 [репр. изд. 1877 г.]. С. 322-325.