ЖУРНАЛ  МОСКОВСКОЙ  ПАТРИАРХИИ
03-2012

ОФИЦИАЛЬНАЯ ХРОНИКА

Духовно-нравственные ценности – основа жизни народа

       8 февраля в официальной патриаршей резиденции в Даниловом монастыре состоялась встреча председателя правительства Российской Федерации, кандидата в Президенты России В.В. Путина со Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Кириллом и руководителями традиционных религиозных общин России. Владимир Путин обозначил приоритеты во взаимоотношениях государства с религиозными общинами и роль традиционных конфессий в жизни российского общества. Назвав Россию светским государством, премьер-министр указал на необходимость подумать о новом содержании понятия светскости, которая предполагает «совершенно другой режим взаимоотношений» между государством и религиозными организациями: «режим партнёрства, взаимной помощи и поддержки». «Нам нужно деятельное, прямое, эффективное, ежедневное участие религиозных организаций в жизни общества и государства», – подчеркнул Владимир Путин.
       Кандидат в президенты РФ сформулировал следующие направления партнерской работы Церкви и государства: демография, образование и воспитание, социальное служение, культурная адаптация мигрантов и участие религиозных конфессий в жизни Вооруженных сил. Владимир Путин также предложил уравнять вузы и школы, созданные при участии религиозных организаций с государственными и обеспечить НКО, образованным Церковью, доступ к конкурсам на государственные и муниципальные задания по оказанию социальных услуг наравне с бюджетными учреждениями.

ИЗ ВЫСТУПЛЕНИЯ СВЯТЕЙШЕГО ПАТРИАРХА КИРИЛЛА

       Образование и воспитание
       Сегодня формируется цивилизация инстинкта. Что отличает эту цивилизацию? Идея потребления – иметь больше и тратить больше. И когда подобная установка становится чем-то похожим на жизненный идеал, на основное целеполагание человека, это является опасным для жизни народа. Что произойдет с нашей молодежью через шесть лет, через двенадцать лет, если массовым будет идеал потребления? Мы просто потеряем Россию. В 1990-е годы произошел трагический разрыв между образованием и воспитанием. Поэтому сегодня очень важно вернуть воспитательную функцию в детский сад, в школу, в университет. У нас должна быть идейная, духовная парадигма, в рамках которой осуществлялось бы это воспитание личности. Ведь у нас есть ценности: нравственная ответственность, свобода, честность, достоинство, справедливость, правда.
       Очень важна культурная политика, политика на телевидении. Ведь можно и боевики делать так, чтобы в них была хорошая идея, чтобы был ясный положительный герой. Все мы смотрели фильмы про милицию, про разведчиков, которые носили характер боевика, но тем не менее имплицитно несли высокую идею. Они воспитывали любовь к Родине, самопожертвование, честность, принципиальность, готовность пойти на подвиг. Я думаю, что и сегодня кинематограф, телевидение должны это нести не путем морализаторства, от которого всех, простите, тошнит, а путем мудрого и правильного включения наших национальных ценностей, которые одновременно являются и общечеловеческими ценностями, в этот информационный поток и в наши воспитательные усилия.
      
       Общественное телевидение
       Сегодня речь идет о создании общественного телевидения. Вначале мы с энтузиазмом восприняли эту идею, а потом призадумались. И вот почему: у нас чаще всего самые пронзительные голоса и самый большой крик раздаются со стороны тех, кто не представляет большинства. И на них власть реагирует с некоторым испугом. Но ведь это не большинство. Большинство – это те, которые сегодня соглашаются с тем, что я говорю. И это не просто самонадеянное заявление, оно основано на тщательнейшем изучении общественных настроений, которые Церковь проводит своими средствами и способами. И не только Церковь. Я хотел бы привести цифры фонда «Общественное мнение»: от 63 до 82% приветствуют участие Русской Православной Церкви в социальных и общественных программах – в зависимости от вопроса. На некоторые вопросы отвечает 63% как минимум, на другие – 82%. Это означает, что у людей есть потребность в том числе и в участии Церкви в общественно значимых проектах. Вот поэтому мне кажется, что и общественное телевидение должно отражать не количество децибел в этих общественных заявлениях, а реальное количество людей, которые связаны с той или иной позицией, и должно адекватно представлять разные точки зрения, в том числе и тех людей, которые озабочены сегодня нравственным состоянием нашего общества.
      
       Проблемы демографии
       В 2011 году у нас родилось 1 млн 814 тыс. детей. А абортов, по официальной статистике, сделано 1 млн 230 тыс. Неофициальная статистика говорит о 3,5–4 млн абортов. Сегодня общественное мнение склоняется к тому, что делать или не делать аборт – это выбор самой женщины. Но ведь, даже уважая такой выбор, государство, которое озабочено состоянием демографии, должно подумать о том, что сделать, чтобы этот выбор в пользу аборта радикально сократился. Если мы сократим аборты в два раза, исходя из цифры 4 миллиона, то за 20 лет у нас будет 40 млн населения только по программе сокращения абортов. А если к этому добавить программу стимулирования семей, рождаемости?!
       Важно, чтобы деторождаемость пропагандировалась на телевидении, в средствах массовой информации, чтобы поддержка рождаемости была приоритетом в нашей работе – и государства, и общественных институтов, и Церкви. Может быть, имело бы смысл разработать программу поддержки многодетных семей для демографически депрессивных регионов? Ведь если в одних регионах у нас рождаемость совершенно нормальная, то в других абсолютно депрессивная демография.
       И, возможно, было бы хорошо иметь такую государственную программу, которая обеспечила бы адресную материальную поддержку многодетных семей. Не в общем, не на каком-то макроуровне, а чтобы каждый понимал, что вот это реальная поддержка и она будет осуществляться. И здесь так же, как и в плане поддержки женщин, отказывающихся от абортов, Церковь и другие религиозные организации сегодня делают многое. И мы готовы вместе с государством участвовать в реализации таких программ.
      
       Государственная поддержка социальных церковных проектов
       Я приветствую идею о том, чтобы допустить НКО религиозных организаций к конкурсу на государственные заказы наравне с муниципальными и государственными учреждениями, а также чтобы уравнять наши вузы и школы с государственными. Мы действительно несем сегодня большую нагрузку. Я не люблю ссылаться ни на чей опыт, но хотел бы привести цифры.
       В секулярных демократических государствах, которые никогда никто не критикует за сращивание с Церковью или с другими религиозными организациями, существует следующая материальная поддержка. (К сожалению, в моем распоряжении были несколько устаревшие цифры, но я не думаю, что что-то радикально изменилось.) В США 3000 религиозных организаций, которые работают в социальной сфере, в год выплачивается более 2 млрд долларов. В Германии половина организаций, занятых в социальной работе, – это конфессиональные организации, объем финансирования – 20 млрд евро. Франция: два миллиона французских студентов учится в конфессиональных учебных заведениях, объем поддержки этих студентов со стороны государства – 1 млрд евро. Это цифры, которые свидетельствуют, что взаимодействие с религиозными организациями, в том числе на тех социальных направлениях, которые архиважны для процветания и благополучия народа, – общепринятая политика государства.



Уважая прошлое, жить настоящим

Из послания Святейшего Патриарха Кирилла по случаю празднования Дня православной молодежи.

       Молодость – это благодатная пора, исполненная сил, горения, раскрытия талантов, возможностей. Имея стремление к самореализации, молодой человек не всегда способен взвешенно осмыслить свои поступки и спрогнозировать последствия своих действий. Но само стремление к свершениям, это желание «стать кем-то» важно и ценно; его нельзя игнорировать ни юношеству, ни их наставникам.
       Мы также призваны бережно относиться к духовному наследию нашего народа, черпать силы в почитании подвигов наших отцов и дедов, в наших многовековых богатых традициях.
       Только так – через сохранение национальной памяти, через постижение истины православия – происходит встреча поколений и достигается заповеданное единство духа в союзе мира (Еф. 4, 3). Прообразом же этой встречи поколений на все времена останется вспоминаемое ныне сретение ветхозаветного старца Симеона Богоприимца с Богомладенцем Иисусом Христом.