|
ЖУРНАЛ МОСКОВСКОЙ ПАТРИАРХИИ
| 03-2012 |
ОФИЦИАЛЬНАЯ ХРОНИКА
Наречения и хиротонии
Наречение и хиротония архимандрита Пахомия (Брускова) во епископа Покровского и Николаевского
3 декабря в Патриарших покоях Храма Христа Спасителя Святейший Патриарх Кирилл совершил чин наречения архимандрита Пахомия (Брускова) во епископа Покровского и Николаевского. 19 декабря за Божественной литургией в Спасо-Преображенском соборе Николо-Угрешского ставропигиального мужского монастыря Святейший Патриарх Кирилл возглавил хиротонию архимандрита Пахомия (Брускова) во епископа Покровского и Николаевского. Предстоятелю Русской Церкви сослужили митрополиты Астанайский и Казахстанский Александр, Саранский и Мордовский Варсонофий, Саратовский и Вольский Лонгин; архиепископы Йошкар-Олинский и Марийский Иоанн, Сергиево-Посадский Феогност, Егорьевский Марк; епископы Пензенский и Кузнецкий Вениамин, Солнечногорский Сергий, Нежинский и Прилукский Ириней, Балашовский и Ртищевский Тарасий.
СЛОВО АРХИМАНДРИТА ПАХОМИЯ (БРУСКОВА) ПРИ НАРЕЧЕНИИ ВО ЕПИСКОПА ПОКРОВСКОГО И НИКОЛАЕВСКОГО
Ваше Святейшество, Святейший владыка и отец! Ваши Высокопреосвященства, Ваши Преосвященства, христолюбивые архипастыри!
Священный Синод Русской Православной Церкви определил мне быть епископом Покровским и Николаевским.
Сознавая высоту и величие архипастырского служения, вспоминаю о том, как блаженнейший псалмопевец Давид, выслушав поведенное ему и став пред лицем Господним, вопрошал с болью: Кто я, Господи Боже, и что такое дом мой, что Ты так возвысил меня? (1 Пар. 17, 16).
Но еще более осознаю всю полноту ответственности, которая возлагается на продолжателей богоучрежденного апостольского преемства, домостроителей Церкви Божией. Как могу я, человек грешный, стать тем, кто, по учению святых отцов, являет собой образ Христов?
Сознаю и всецело приемлю, что при возведении в архиерейское достоинство я призван взять на себя не только честь, подобающую святительскому сану, но гораздо более – евангельское иго Христово. Уже много лет с того дня, как решил я принять монашество, нет у меня другого желания, кроме как идти за Христом. Господь мой и Бог мой сказал: Если кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой (Мф. 16, 24). Сам Великий Пастыреначалъник не [для того] пришел, чтобы Ему служили, но чтобы послужить и отдать душу Свою для искупления многих (Мф. 20, 28), и показал нам пример того, что епископское служение должно быть истинно смиренным. Верую несомненно, что вы, богомудрые архипастыри, возвестили мне волю Божию обо мне, что Сам Великий Архиерей вашими устами повелел мне принять жребий служения сего (ср.: Деян. 1, 25). Внимая словам, сказанным с Божественной властью: Не вы Меня избрали, а Я вас избрал и поставил вас, чтобы вы шли и приносили плод (Ин. 15, 16), я с полной покорностью предаю себя в руки Его, но искренне исповедую перед Вами свою человеческую немощь и свое недостоинство понести высоту святительского сана. Следуя непреложному повелению Христову и апостольскому наставлению всё делать без ропота и сомнения (ср.: Флп. 2, 14), в ответ на ваше призвание, не надеясь на свои силы, но с упованием на Бога и искренним горячим желанием послужить Святой Церкви, отвечаю: «Благодарю, приемлю и нимало вопреки глаголю».
Благодарю Господа, видя Его отеческое обо мне попечение от младенчества. Благодарю за то, что мне, юноше, выросшему в доброй, но не церковной семье, Бог даровал веру и привел в храм. Впоследствии по Промыслу Божию и молитвенному предстательству Преподобного Сергия я оказался на подворье Свято-Троицкой Сергиевой лавры в Москве, где обрел духовного наставника, ставшего для меня истинным примером в монашестве, в пастырском, а затем и в архипастырском служении. С безмерным уважением и искренним теплым сыновним чувством благодарю митрополита Саратовского и Вольского Лонгина за его наставления и помощь, за то, что он облек меня в святое иночество и возвел в священный сан, за его молитвы и поддержку, потому что сам я никогда не считал себя достойным служения в священном сане: образ пастыря представлялся мне недостижимым идеалом. Оглядываясь на свой жизненный путь, понимаю, что годы, когда я нес монашеское служение на лаврском подворье, стали для меня благословением Божиим на всю жизнь. Здесь я открыл для себя прекрасный в своей непостижимой глубине мир Церкви Христовой, а глубокую привязанность к Преподобному Сергию Радонежскому и надежду на его молитвенную помощь сохраняю в своем сердце и по сей день.
Но Господь, устраивающий всё к нашему благу, судил мне покинуть монастырь: в 2003 году, когда настоятель подворья Троице-Сергиевой лавры в Москве стал епископом Саратовским и Вольским, часть нашего братства последовала за ним. В Саратове мне вновь предстояло служение под кровом Святой Живоначальной Троицы: я был назначен настоятелем Свято-Троицкого собора – старейшего храма города, с которым неразрывно связана его история. И хотя древний храм находился в тяжелейшем состоянии, требовал капитальной реставрации и проведения противоаварийных работ, но не меньшей заботы требовали и люди: сие надлежало делать и того не оставлять (Мф. 23, 23). Опыт служения на приходе стал для меня незаменимой школой обустройства всех сторон церковной жизни, прежде всего богослужебной, строительно-реставрационной, социальной, просветительской. Покровская и Николаевская епархия является новообразованной, но здесь уже многое сделано трудами достойнейших архипастырей, которые несли свое служение на этой земле. По праву можно сказать, что за последние восемь лет, когда епархией мудро руководил Высокопреосвященный Лонгин, здесь произошел расцвет церковной жизни: было открыто множество храмов, ведется активная катехизаторская, миссионерская и социальная деятельность.
Но надо помнить и о том, что Поволжье особенно сильно пострадало от «красного террора», гонений, попыток безбожной власти уничтожить Православную Церковь и саму память о Боге, настойчивой атеистической пропаганды. Многие десятилетия богоборчества практически искоренили в народе правильные представления о христианстве и церковной жизни. В наши дни в умах и сердцах людей искренняя вера, искание Бога соседствуют порой с самыми дикими суевериями и устремлениями, непониманием и отрицанием духовной стороны человеческого бытия. Всё больше людей избирает в качестве основного жизненного приоритета идеал общества потребления, который открыто враждебен христианскому учению.
К нашему времени относятся слова Откровения: Неправедный пусть еще делает неправду; нечистый пусть еще сквернится; праведный да творит правду еще, и святый да освящается еще (Откр. 22, 11). Мы видим, что Господь, в очах Которого драгоценна каждая человеческая душа, ежедневно прилагает спасаемых к Церкви (ср.: Деян. 2, 47), и архипастыри должны быть в этом соработниками Христу. Их долг – помогать людям познать единого истинного Бога, открыть для них Его великую сокровищницу благодати – Православную Церковь, научить их искать в своей жизни единого на потребу (ср.: Лк. 10, 42). И мне с помощью Божией предстоит благовествовать слово Божие, вразумлять и обращать заблуждающихся, утешать скорбящих, поддерживать верных, воссоздавать образ Божий в пасомых, совершая пренебесные таинства, принося покаяние за себя и свою паству. Для этого епископу требуется идти путем деятельной любви, утверждая слово о Христе исполнением Его заповедей в собственной жизни.
Пример тому – подлинно высокий пример архипастырского служения, верности Церкви Христовой, абсолютной самоотверженности и самоотдачи – вижу в Вас, Ваше Святейшество. Моя душа преисполнена благодарности к Вам за Ваши наставления, отеческое внимание и доверие, которым я почтен. От всего сердца благодарю и вас, боголюбивые архипастыри, святители Божии, собравшиеся для того, чтобы вознести обо мне при моей хиротонии свои пламенные единодушные молитвы.
В день моей личной Пятидесятницы прошу у Вас, Ваше Святейшество, и у вас, богомудрые архипастыри, вашего благословения. Дух Господень, дух премудрости и разума, дух совета и крепости, дух ведения и благочестия (Ис. 11, 2) да уврачует мои греховные раны, да восполнит мою человеческую немощь, чтобы неосужденно и непреткновенно проходить мне поприще епископского служения Христовой Церкви во славу Святой Живоначальной Троицы, на благо Церкви и народа Божия.
СЛОВО СВЯТЕЙШЕГО ПАТРИАРХА КИРИЛЛА ПРИ ВРУЧЕНИИ ЕПИСКОПСКОГО ЖЕЗЛА ПРЕОСВЯЩЕННОМУ ПАХОМИЮ, ЕПИСКОПУ ПОКРОВСКОМУ И НИКОЛАЕВСКОМУ
Преосвященный епископ Пахомий!
Ныне изволением Господним, избранием Священного Синода и наитием Святаго Духа, тайнодействовавшего через возложение на твою главу дланей святителей Церкви, совершилось чудо твоей личной Пятидесятницы: ты стал духовным наследником апостолов и преемственным носителем их дара. В качестве нашего нового собрата и соработника ты призван Божиим Промыслом к подвигу, трудам и самоотверженному архиерейскому служению Господу, Его Церкви и народу.
При наречении во епископа Покровского и Николаевского, сознавая ответственность и величие предопределенного тебе свыше архипастырского послушания, ты вспоминал о том, как псалмопевец Давид, став пред лицем Господним, вопрошал в страхе и в самоуничижении: Кто я, Господи Боже, и что такое дом мой, что Ты так возвысил меня? (1 Пар. 17, 16). Не умали же это сокрушенное чувство во все дни своей дальнейшей жизни. Ибо без всесильной помощи Божией крест архиерейства был бы неподъемен для слабых сил человеческих. Перед началом всякого доброго дела, каким бы трудным оно ни казалось, вспоминай свидетельство апостола Павла: Все могу в укрепляющем меня Иисусе Христе (Флп. 4, 13). Также будь подобен в житии и молитве твоему небесному покровителю – преподобному Пахомию Великому, который в полноте духовного переживания просил Господа открыть ему истину и получил просимое.
Позлащенные праздничные ризы, по традиции приличествующие твоему сану, будут блеском своим скрывать от мира тяжесть архиерейского служения. Эту тяжесть сможешь почувствовать только ты, и никто другой, ибо никому другому не дано будет нести твой личный архипастырский крест. Символом этого крестоношения является архиерейский омофор, являющий образ заблудшей овцы, которую Пастырь Добрый принимает на Свои плечи, чтобы спасти от волка лютого и принести в дом Отчий (ср.: Лк. 15, 4–7).
И потому, по примеру Небесного Пастыреначальника, потерявшуюся овцу отыщи, угнанную возврати, пораненную перевяжи, больную укрепи (ср.: Иез. 34, 15–16). В этом архипастырском служении ближнему да исполнится твое сердце той любовью, что долготерпит, милосердствует, <... > не завидует, <... > не превозносится, не гордится, не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла, не радуется неправде, а сорадуется истине (1 Кор. 13, 4–6).
Неукоснительно держись канонов церковных, научая клириков своих и народ Божий твердому стоянию в православной вере, верности преданию Церкви, готовности хранить ее соборное единство перед лицом ложных мудрецов и расколоучителей. Для этого, по завету апостола языков, проповедуй слово, настой во время и не во время, обличай, запрещай, увещевай со всяким долготерпением и назиданием (2 Тим. 4, 2).
Тебе предстоит нести свое служение в новообразованной Покровской и Николаевской епархии, входящей в состав Саратовской митрополии. Данный регион хорошо знаком тебе. Долгие годы ты, исполняя различные послушания, был деятельным и верным соработником владыки Лонгина.
Поволжье, эта традиционная житница России и малая родина многих наших святых, сильно пострадало в страшные годы атеистических гонений в XX веке. На протяжении десятилетий планомерно уничтожались храмы и монастыри, а из сознания народа вытеснялась вера в Бога.
Возрождая полнокровную церковноприходскую жизнь во вверенной твоему попечению епархии, старайся убедительным словом и личным благочестивым примером приводить людей ко Христу, свидетельствуя о непреходящих евангельских ценностях.
Не только к проповеди, но и ко многим другим общественно значимым делам призывает тебя ныне Церковь. Перед тобою открывается широкое поприще для социальной, просветительской и молодежной работы. И вновь обращаю твой духовный взор на житие отца нашего Пахомия, во святое имя которого ты пострижен в монашестве. Однажды ангел Господень явился ему и трижды воззвал: «Пахомий! Пахомий! Пахомий! Воля Божия – чтобы ты служил роду человеческому и воссоединял людей с Богом». Услышь этот призыв в своей душе и полагай его обращенным и к себе тоже.
Да вселится в тебя сила Христова, да подаст тебе Милосердный Господь епископскую мудрость и помощь Свою, дабы право править слово Его истины и пребывать непорочно в исполнении заповедей.
Вручая сей жезл как знамение апостольской власти, призываю тебя неустанно возгревать в себе святую ревность служить Господу всем сердцем, всею душой, всем помышлением своим; паству же свою люби, как самого себя, и если будет нужно, то и душу свою положи за нее (ср.: Ин. 10, 11). А теперь от полноты почившей на тебе благодати Святого Духа преподай архипастырское благословение народу Божию, усердно молившемуся о твоем освящении. Аминь.
БИОГРАФИЯ
Епископ Покровский и Николаевский Пахомий (Дмитрий Александрович Брусков) родился 5 июля 1976 г. в Москве. В 1993 г. окончил Московский технический лицей № 1, в 1997 г. – Московский государственный технологический университет «Станкин». В 1997 г. поступил послушником на подворье Троице-Сергиевой лавры. В 1998 г. принят в число братии Троице-Сергиевой лавры. В 1998–2002 гг. обучался заочно в Московской духовной семинарии.
1 апреля 1999 г. на подворье Троице-Сергиевой лавры игуменом Лонгином (Корчагиным) пострижен в монашество с именем Пахомий в честь преподобного Пахомия Великого.
23 июля 2000 г. в храме Всех святых на Соколе г. Москвы архиепископом Бронницким Тихоном рукоположен в сан иеродиакона. В 2003 г. переведен в Саратовскую епархию и 28 августа 2003 г. в соборе Сошествия Святого Духа г. Саратова епископом Саратовским и Вольским Лонгином рукоположен в сан иеромонаха. 23 января 2004 г. назначен настоятелем Свято-Троицкого собора г. Саратова. 8 апреля 2007 г. возведен в сан игумена.
С 2007 г. – член Президиума регионального отделения Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры. В 2008–2010 гг. – член Общественной палаты Саратовской области. Решением Священного Синода от 5–6 октября 2011 г. (журнал №136) избран епископом Покровским и Николаевским.