ЖУРНАЛ  МОСКОВСКОЙ  ПАТРИАРХИИ
03-2012

ЦЕРКОВНАЯ ЖИЗНЬ

XX Международные Рождественские образовательные чтения

Образование – это не только передача знаний, но и целостная система нравственного воспитания

Из доклада председателя синодального Отдела религиозного образования и катехизации митрополита Ростовского и Новочеркасского Меркурия

       Отдел религиозного образования и катехизации Русской Православной Церкви уделяет сегодня особое внимание вопросам открытости и доступности, системности и непрерывности религиозного образования.
       Открытость системы религиозного образования – это способность динамично реагировать на запросы верующих, социума стран канонического присутствия Русской Православной Церкви.
       В известном смысле это способность к интеграции с национальными образовательными системами. Здесь особое внимание следует уделить различным формам взаимодействия в поликультурном пространстве – совместным образовательным форумам, конференциям, семинарам, проведению общих школьных олимпиад, конкурсов педагогического мастерства.
       Православное образование должно быть доступно каждому – в этом тоже проявляется принцип открытости. Поэтому совершенно оправдано развитие форм дистанционного обучения.
       Уже сегодня система религиозного образования нашей Церкви включает все уровни образования: дошкольное, среднее, высшее профессиональное. Нами рассматривается возможность создания в ближайшей перспективе православных учебных заведений начального и среднего профессионального образования, таких как педагогические колледжи. Это должна быть именно система, со своими логически взаимосвязанными стадиями и этапами.
       Священным Синодом был утвержден Стандарт православного компонента начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования для учебных заведений Российской Федерации. Разработаны примерные программы по обязательным предметам православного компонента общего образования.
       Еще предстоит проделать большую работу по улучшению преподавания в наших воскресных школах, которые должны быть четко вписаны в единую систему религиозного образования Русской Православной Церкви. Сегодня в Церкви около 13 000 воскресных школ для детей и взрослых. Однако преподавание в них пока еще не имеет единого подхода, отсутствует единообразие в формах и содержании. В течение 2011 года Отдел систематизировал опыт, накопленный в этой сфере. На общественное обсуждение был вынесен ряд подготовленных документов, в том числе Положение о деятельности воскресных школ, Устав лицензируемой воскресной школы и Стандарт учебно-воспитательной деятельности, реализуемый в воскресных школах. Поступившие замечания и предложения экспертов были учтены при доработке отдельных положений. Полагаем, реализация принципов, заложенных в этих документах, позволит вывести воскресные школы на новый уровень развития.
       Отдельное направление – развитие системы непрерывного православного образования, которая давала бы возможность приобщиться к знаниям о православии в любом возрасте.
       По отношению к образовательным процессам это преемственность образовательной деятельности при переходе от одного ее вида к другому, взаимосвязь дошкольного, среднего православного образования с высшим духовным образованием.
       Говоря о взаимодействии православной школы с другими элементами национальных образовательных систем, нельзя обойти вниманием вопросы законодательного обеспечения условий присутствия Православной Церкви в светской школе.
       В прошедшем году по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла общецерковная рабочая группа с участием в том числе представителей Отдела религиозного образования и катехизации интенсивно трудилась над внесением предложений к проекту Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации». Сформулированные поправки, вошедшие в версию 3.02 законопроекта, отражают принципиальную позицию Церкви по вопросам регулирования образования в контексте необходимости создания правовых гарантий реализации религиозного образования и духовно-нравственного развития, возможности для родителей обеспечить образование и воспитание своих детей (в том числе в муниципальных школах) в соответствии с собственными религиозными убеждениями.
       В результате проект федерального закона предполагает принципиальную возможность реализации комплексного курса основ духовно-нравственной культуры народов России в рамках основных образовательных программ, в том числе муниципальными школами. Текст законопроекта предусматривает проведение централизованной религиозной организацией экспертизы примерных образовательных программ в части курсов основ духовно-нравственной культуры народов России, будет привлекаться Церковь и к учебно-методическому обеспечению данных курсов. Важным здесь видится закрепление права выбора одного из учебных курсов по религиозной культуре как гарантии реализации родителями их приоритетного права на воспитание детей в соответствии с личными религиозными убеждениями.
       Кроме того, нормы законопроекта регулируют особенности осуществления образовательной деятельности конфессиональными образовательными организациями, реализующими религиозный компонент общего образования. Впервые закрепляется то обстоятельство, что примерные образовательные программы в части учебных курсов религиозного компонента утверждаются соответствующей централизованной религиозной организацией, которая осуществляет и их учебно-методическое обеспечение.
       Включено положение об экспертизе, а также утверждении со стороны централизованных религиозных организаций примерных образовательных программ в части курсов основ духовно-нравственной культуры народов России.
       Русская Православная Церковь активно действует в этом направлении. Святейшим Патриархом и Священным Синодом утверждены Стандарт православного компонента общего образования, Положение о выдаче конфессионального представления образовательным организациям. В завершающей стадии разработки – примерные программы по основам православной веры, греческому, латинскому, церковнославянскому языкам, церковному пению и логике.
       Законопроект также возбраняет педагогам (под угрозой увольнения) принуждать учеников принимать какие-либо религиозные убеждения или отказываться от них, а также сообщать искаженные или оскорбительные сведения об исторических и религиозных традициях народов. Таким образом, закреплены реальные механизмы реакции Церкви, родителей, православного сообщества на возможные нарушения в данной области.
       Внесено предложение закрепить равенство прав государственных и негосударственных образовательных организаций, в том числе в сфере бюджетного финансирования, прав педагогов, а также расширить возможности родителей влиять на содержание образовательного процесса. К сожалению, не всё, что предлагалось, было воспринято разработчиками законопроекта, но большинство важных для Церкви положений в законопроекте были отражены. На данном этапе мы положительно расцениваем достигнутый результат, в связи с чем хотелось бы отметить конструктивный характер диалога с Министерством образования и науки.
       Между тем работа над текстом еще не завершена и мы надеемся на положительное развитие данного процесса.
       В истекшем году завершилась апробация комплексного учебного курса основы религиозных культур и светской этики. В 2012 году практика преподавания религиозных культур по выбору, в том числе православной, в обязательной части школьной программы будет распространена уже на все регионы России.
       Русская Православная Церковь участвовала в эксперименте с ясным пониманием главной цели – создать в школе благоприятные условия для воспитания детей на основе традиционных духовно-нравственных ценностей. Для ее достижения важно, чтобы новая предметная область была представлена по всем годам обучения в школе. Существующий формат преподавания религиозной культуры лишь в объеме 34 часов очевидно недостаточен. Для того чтобы дети могли систематически изучать родную духовную культуру, необходим хотя бы один час в неделю по всем годам обучения.
       Эксперимент подтвердил: изучение религиозных культур и этики по выбору семьи – это оптимальная форма духовно-нравственного воспитания в школе в условиях многоконфессионального российского общества. Такая организация процесса приобщения к религиозным традициям не ведет к росту межрелигиозной или межэтнической напряженности, напротив – содействует взаимопониманию и взаимному уважению представителей различных культур и народов.
       Современная система религиозного образования – плод усилий не только Церкви, но и всех сторон, вовлеченных в образовательный процесс. От способности взаимодействовать друг с другом, слышать и отвечать друг другу, реагировать на изменения современного мира и в то же время бережно хранить свою интеллектуальную, духовную традицию во многом зависит будущее нашего общества, родной культуры, которая через просвещение закладывала прочный нравственный фундамент гармоничных взаимоотношений в обществе.