ЖУРНАЛ  МОСКОВСКОЙ  ПАТРИАРХИИ
03-2012

ЦЕРКОВНАЯ ЖИЗНЬ

XX Международные Рождественские образовательные чтения

Действие Духа Святого в современной Церкви

Из доклада председателя синодального Миссионерского отдела и синодального Отдела религиозного образования и катехизации Украинской Православной Церкви архиепископа Полтавского и Миргородского Филиппа

       Сошествие Святого Духа, бывшее в определенном месте и в определенный день, является в Церкви непрекращающимся тайнодействием, как бы дыханием Церкви. Возникшее в определенных условиях, имеющее свое начало оно не имеет конца. Это как бы открывшийся в Церкви небесный поток, воды которого никогда не иссякнут.
       Именно о действиях Святого Духа следует говорить при рассмотрении вопросов просвещения и нравственности в жизни человека, семьи, общества, являющихся областью общей заботы Церкви и государства. Эти вопросы актуальны в силу того, что представляют собой определяющий вектор развития полноценного и гармоничного общества.
       Когда строй, основанный на принудительном и всеобщем атеизме, стал достоянием истории, Церковь оказалась в особенном положении в сравнении со всеми общественными институтами и организациями, существовавшими в бывшем Советском государстве. С честью пройдя сквозь годы гонений и притеснений, несломленная и твердая в вере, именно Церковь стала восприниматься как единственно достойная доверия.
       Традиционная Церковь оказалась перед лицом вызовов времени. Внешне весьма консервативная Церковь должна была давать ответы на те вопросы, которых, казалось, никогда не было в ее истории. Зачем мы говорим сегодня о ситуации двадцатилетней давности? Да ведь именно тогда решался вопрос роли Церкви в развитии общества, вопрос сохранения христианского фундамента наших государств. Кто же и как решил эти вопросы?
       Церковь всегда жила Духом Святым. По слову церковного гимна Пятидесятницы, «Вся подает Дух Святый, точит пророчествия, священники совершает, некнижныя мудрости научи, рыбари богословцы показа, весь собирает собор церковный». Созданная Христом благоволением Бога Отца и действием Святого Духа, Церковь живет и дышит Духом Святым.
       Сегодня мы явственно видим обновляющее действие Святого Духа, которое преображает все стороны церковной жизни, сохраняя в неприкосновенности основы веры и благочестия и созидая новые формы для реализации вечных принципов, на которых зиждется жизнь Церкви. Церковь не осталась в стороне от бурных общественных процессов, но она воздействовала на них так, как определял Дух Святой.
       Не применяясь к сиюминутным веяниям, не колеблясь вместе с непостоянным духом мира сего, Церковь действием Духа Божия оставалась на вечных позициях – впрочем, реализовывая их именно так, как было наиболее полезно и спасительно.
       И первым действием Духа стало публичное провозглашение отношения Церкви к важнейшим проблемам современности, выраженное в «Социальной концепции». В сжатой форме, концентрированном виде общество получило церковные ответы на важнейшие беспокоившие всех вопросы. Общество не без удивления услышало эти ответы: современным языком излагались библейские истины и святоотеческое понимание жизни. Церковь не изобрела нового учения, не придумала что-либо, но в ответ на вопрошания мира ответила понятно и принципиально, честно и с любовью.
       Действием же Духа Церковь начала и сегодня особенно активно продолжает работу по свидетельству миру об истинах евангельских не только через традиционную структуру воскресных школ, но и в светской системе образования. Да, до сих пор продолжаются баталии относительно преподавания в школах в постсоветских странах духовно-нравственных предметов: основ православной культуры, или христианской этики в национальной культуре, или библейской истории... Но Церковь настаивает на категорической необходимости знакомства каждого гражданина с православной культурой, библейской историей и основами христианской морали.
       Именно такое знакомство сделает возможным формирование истинного патриота, являясь действенной прививкой и от местечкового национализма, и от космополитизма, и от ксенофобии. Но, что еще более важно, знание основ христианства позволит каждому сознательно выбирать свою жизненную позицию, формировать свое мировоззрение осознанно. Мы убеждены: при одностороннем формировании мировоззрения, на основе атеистического взгляда на мир человек лишен возможности выбирать, ведь нельзя выбирать из одного. И общество, состоящее из людей, не просто случайно принадлежащих к некоторым группам, но убежденных, знающих истинные ценности и истинные приоритеты, сознательно избравших то или иное мировоззрение, будет стабильным и развивающимся к общей пользе всех его членов.