ЖУРНАЛ  МОСКОВСКОЙ  ПАТРИАРХИИ
03-2012

ЦЕРКОВНАЯ ЖИЗНЬ

XX Международные Рождественские образовательные чтения

Теология и религиоведение в вузах – это особая площадка для проповеди

Из доклада епископа Элистинского и Калмыцкого Зиновия

       Сегодня прозвучало много важных мыслей. Но я бы хотел обратить ваше внимание еще на одну – это осмысление вузовского пространства в контексте стоящих перед нами задач. Когда мы говорим о воспитании детей и молодежи, то, как правило, речь идет о средней школе и дошкольных учреждениях. Между тем вузы – это сфера образования, в которой формируются концептуальные мировоззренческие основания будущего нашей молодежи. На наш взгляд, она пока еще осмысливается нами не в должной полноте. Может быть, этому значимому образовательному пространству уделяется недостаточно внимания.
       Конечно, мы живем в непростое время. Сегодня с резким увеличением количества вузов в стране, сокращением численности выпускников школ и рядом факторов, связанных с реформами образования, упала конкурентная способность абитуриентов, а вследствие этого снизился качественный уровень поступающих в вузы. Тем не менее это наша молодежь, наши дети, и поэтому каждый из нас должен по мере своих сил и возможностей участвовать в их воспитании. Какие в связи с этим возникают вопросы? Нужна ли проповедь в молодежной студенческой среде абсолютных религиозных ценностей, которые открывают нам Священное Писание и Священное предание Церкви? Какие имеются возможности для этого в образовательном пространстве высшей школы? Давайте разберемся.
       Первое. В настоящее время, когда формирующемуся сознанию молодого поколения, с одной стороны, декларируется плюрализм ценностного выбора, а с другой – именно высшие, духовные религиозные ценности выносятся за скобки вузовского образовательного пространства, налицо перекос, приводящий к деформации мировоззренческих позиций тех, кто завтра будет жить и управлять нашей страной.
       Второе. Оказывается, есть та площадка, которая фактически по своему наименованию и по праву принадлежит нам с вами. Эта вузовская площадка – религиоведение и теология. До настоящего момента в Министерстве образования и науки шли бурные дебаты о том, допустимо ли оценивать теологическую специальность в числе ваковских специальностей (то есть допустимо ли присваивать работам по теологии ученые степени). Но сегодня есть серьезные подвижки в этом направлении в положительную сторону. И для того чтобы теология не осталась зависшей, если так можно выразиться, в интеллектуальном пространстве профессорско-преподавательского состава вузов, чтобы она открыла свои сокровища мыслящей молодежи, нужно эти сокровища и знания (заложенные в теологическом стандарте) очень внятно и аргументированно озвучить научному сообществу.
       Я думаю, что такой возможностью исследования духовных сокровищ, заключенных в богословии, и располагает та дисциплина, которую мы называем религиоведением (знанием о религии).
       В сфере вузовского образования религиоведение фактически заполнило ту нишу, которую прежде занимали кафедры идеологии атеизма.
       В настоящее время ситуация меняется в лучшую сторону. Появилось множество интересных и непредвзятых исследований в области религии. Существуют факультеты и кафедры религиоведения, на которых проводятся научно-исследовательские работы, раскрывающие сокровищницу религиозной жизни человека на понятном научному сообществу языке.
       Ведь в религии основной мыслью человека является осознание бытия Бога. И уже в связи с этим мы выстраиваем свое отношение к Нему. И получается, что религия как живой сознательный духовный союз человека с Богом может раскрыть в контексте современного религиоведческого знания именно эти самые главные представления и понятия человека о Боге и отношении Бога к миру и человеку.
       Что входит в контекст религиоведческих исследований? Это психология, социология, история, феноменология, философия религии, то есть те области религиозного характера отношений, которые являются основанием нашей жизни.
       Психология религии помогает лучше понимать человека через призму религиозных чувств и реакций. Социология религии позволяет по-новому осмыслить религиозные ценности в общем контексте социальной жизни человечества. Взгляд на историю человечества через призму нашей религиозной жизни дает возможность проследить подъемы и спады общечеловеческого развития, а значит, накапливать положительный опыт и способности избежать катастрофических ошибок прошлого. Феноменология религии раскрывает саму сущность основ религиозной жизни и существования человека. И наконец, философия религии. Обратимся к истории Византии, которая фактически жила в контексте диалога богословов и философов. Этот контекст открывал новые возможности для самого богословия, раскрывал новые способности человеческого разума постигать глубины Божественного откровения. И в то же время богословие, открывая глубины Божественной премудрости человеческому разуму, осмыслялось философскими усилиями.
       Здесь, мне кажется, уместно сказать несколько слов об актуальности и значении плодотворного сотрудничества между нашими духовными школами и факультетами (кафедрами) теологии и религиоведения в университетах.
       Преподавание в семинариях – это раскрытие богословской мысли изнутри, с позиций богооткровенного знания и практического религиозного опыта. Хотелось бы, чтобы такое знание было озвучено на понятном для философского сообщества языке.
       В настоящее время в университетах, на факультетах теологии и религиоведения богословскую проблематику рассматривают, используя инструментарий философско-религиозной мысли, что позволяет осознать ее содержание с внешних позиций. Но идеал для философии, на наш взгляд, – это органичное осознание университетской мыслью мысли богословской.
       В теологическом подходе университетского образования нужно исходить из более широкого научного осмысления содержания духовных школ. И хорошо, если эту работу проводят компетентные люди с православным сознанием или не отрицающие православия. В этом случае может получиться красивая и интересная интерпретация богословской мысли. И этим нужно пользоваться для осуществления диалога богословской и научной мысли с общественностью. Это позволит расширить границы аудитории в этом диалоге, потому что у нас очень часто конфессиональная принадлежность не позволяет людям услышать лежащее за ее пределами ценностное содержание, которое несет в себе богословская мысль.
       Но, возвращаясь к основной теме доклада, я считаю, что сейчас наступил тот момент, когда в высшей школе может быть сформирован консенсус теологии и религиоведения, который взаимно обогатит оба этих направления. Причем Православная Церковь может в этот процесс внести существенную лепту. Думаю, пришло время, когда вера и разум, философия и религия, теология и религиоведение в их положительном диалоге должны войти в высшую школу как особая область для осмысления основ нашего существования, как особая площадка для проповедей христианских ценностей, как особое поле христианской катехизации всего разумного человечества.
       Сегодня многие люди, в том числе и в научном мире, нуждаются в раскрытии православных христианских ценностей. Хотелось бы пожелать, чтобы Русская Православная Церковь продвинулась и в пространстве философско-религиозного диалога религиоведческих и теологических факультетов и возвысила свой голос. Чтобы богословская мысль, изложенная в сокровищнице святоотеческого наследия, получила новое звучание на современном философско-религиозном уровне и была исследована и воспринята в вузах и на разных конференциях, где происходит диалог научной мысли и богословия.
       Я желаю, чтобы Рождественские чтения, собирающие особо заинтересованных интеллектуалов в религиозной жизни из области образования, объединили наши усилия в этом направлении, что, безусловно, принесет богатые плоды. Во-первых, катехизированные (то есть просвещенные светом Христовой истины) кадры вузов, а такие уже имеются в вузовском пространстве страны, смогут более плодотворно готовить педагогов для преподавания основ религиозных культур. И во-вторых, такое научно-педагогическое сообщество в вузах сможет глубже и эффективней разрабатывать те научно-методические комплексы, которые потребуются для религиозного просвещения в образовании.
       Думаю, что Сам Христос войдет и в наши сердца, и в сердца ученых из научно-педагогической элиты страны, которые пожелали, но еще не смогли для себя открыть ценности и истины духовной жизни, принесенные в мир Христом.