ЖУРНАЛ  МОСКОВСКОЙ  ПАТРИАРХИИ
03-2012

ЦЕРКОВНАЯ ЖИЗНЬ

XX Международные Рождественские образовательные чтения

Нравственные ценности и будущее человечества

Из доклада председателя синодального Отдела внешних церковных связей митрополита Волоколамского Илариона

       «Если бы Бога не было, Его следовало бы выдумать», – говорил Вольтер, подчеркивая значимость религиозной веры для здоровья человека и общества. Сегодня, в эпоху глобализации, многие секулярные политики вынашивают идею «планетарного гуманизма», то есть внедрения единого мировоззренческого стандарта для всех людей планеты. Стандарт этот будет основан на так называемых общечеловеческих ценностях, то есть на основе секулярной морали, неотъемлемой частью которой стало не традиционное нравственное начало, свойственное каждой религии, а представление о правах человека как наивысшей ценности. Лидеры современного секуляризма, либеральные гуманисты, болезненно реагируя на любые религиозные символы и упоминания о Боге, настаивают, в отличие от Вольтера, на другом выражении: «Если Бог и есть, надо о Нем умалчивать». Богу не место, по их мнению, в сфере общественного бытия.
       На наш взгляд, человечество до сих пор существует только потому, что имеется различие между добром и злом, между правдой и ложью, между святостью и грехом. Однако современная цивилизация начала отказываться от этих понятий, делая акцент на свободе человеческой личности. В современной либеральной философии отсутствует понятие греха, есть лишь плюрализм поведенческой модели: любое поведение считается оправданным и допустимым, если оно не нарушает свободу другого человека. В результате стирается граница между добром и злом.
       Вместе с тем умение отличать добро от зла – это то нравственное чувство, которым наделен человек. Его способность направлять свою волю к добру или злу называется свободой. Однако не в самой способности выбирать между добром и злом заключается основная ценность свободы, а в выборе добра: К свободе призваны вы, братия, только бы свобода ваша не была поводом к угождению плоти (Гал. 5, 13). Христианство всегда подчеркивало, что только путем нравственной жизни помогает человеку обрести свободу (ср.: Ин. 8, 32).
       Представители секуляризма выдвигали идею свободы, исключая из нее христианский смысл. В конечном счете произошла абсолютизация личной свободы человека, сведение ее к свободе выбора, а значит, и к возможности выбора в пользу зла. На практике эта абсолютизация вылилась в нравственный и аксиологический релятивизм.
       Абсолютные нравственные ценности – это наш общий фундамент. На нем развивалась вся человеческая цивилизация до недавнего времени. В рамках христианской системы ценностей было сформировано представление о высоком достоинстве человека. Именно благодаря христианскому отношению к человеку было осуждено и уничтожено рабство, выработалась процедура объективного суда, сформировались высокие социально-политические стандарты жизни, определилась этика межличностных отношений, получили развитие наука и культура. Более того, сама концепция прав человека возникла не без влияния христианского учения о достоинстве человека, его свободе и нравственной жизни. С самого своего зарождения права человека развивались на почве христианской нравственности. В христианской святоотеческой антропологии эти две категории – свобода и нравственность – находятся в нерасторжимой связи. Абсолютизация одной из этих категорий в ущерб другой неминуемо ведет к трагедии личности и общества.
       Сегодня на наших глазах происходит дехристианизация жизни, разрыв взаимосвязи прав человека и нравственности. Традиционная мораль больше не имеет значения, имеет значение свобода человеческого выбора. Но, не считаясь с нравственностью, мы перестаем считаться и со свободой. Разрушение нравственных норм и пропаганда нравственного релятивизма подрывают мировосприятие человека, что приводит к потере духовной и культурной идентичности.
       Нравственный выбор современного человека всегда имеет эсхатологическую перспективу, потому что от того, пойдет он по пути жизни или смерти, зависят ход человеческой истории и ее финал. Наша задача заключается в том, чтобы показать современному человеку и современному обществу, что христианские ценности – это не отвлеченные идеи и не архаичные суеверия, но воистину принципы жизни, отказ от которых может привести к краху и культуры, и общества, и личных человеческих судеб. И чем раньше человечество поймет, что нравственность – это способ выживания личности, семьи, коллектива, общества, всей человеческой цивилизации, тем менее трагична будет его дальнейшая история.
       Если мы хотим в будущем иметь духовно сильное, нравственно здоровое и экономически стабильное общество, очень важно еще в молодом поколении формировать такую систему нравственных ценностей, которая была бы ориентирована на представления об абсолютном добре и зле. Дети, подростки и молодые люди в наши дни являются той частью современного общества, которая наиболее духовно не защищена и испытывает самые драматичные моральные перегрузки. Они нуждаются сегодня в духовной поддержке, потому что нравственно дезориентированы с самого раннего детства. И от того, какая система ценностей будет заложена в них сегодня, зависит развитие нашего общества в будущем.
       Вызволить человеческую личность из объятий антикультуры, антихристианства, вернуть ее к Богу – это неотложная задача, которая стоит сегодня перед нами.