|
ЖУРНАЛ МОСКОВСКОЙ ПАТРИАРХИИ
| 03-2012 |
ЦЕРКОВЬ И ОБЩЕСТВО
Последний звонок
ПРАВОСЛАВНЫЕ ШКОЛЫ В РОССИЙСКОЙ СТОЛИЦЕ ОКАЗАЛИСЬ НА ГРАНИ ВЫЖИВАНИЯ
В феврале на встрече Владимира Путина с руководителями традиционных религиозных общин в центре обсуждения оказались проблемы воспитания и образования. Предложил Владимир Путин в том числе и «окончательно решить один принципиальный вопрос – уравнять вузы и школы, созданные при участии религиозных организаций, с государственными – и в вопросах аренды, и в доступе к бюджетным средствам, и по зарплате преподавателей и учителей». Эту фразу можно рассматривать как емкий конструктивный ответ на слова Святейшего Патриарха Кирилла на XX Рождественских образовательных чтениях, где Предстоятель Церкви призвал законодателей развить насущно необходимую нормативно-правовую базу для бюджетной поддержки православных школ. К сожалению, до достижения этих целей предстоит колоссальный путь: сегодня православные школы на грани гибели.
По нижней планке
Школы и общеобразовательные учреждения, созданные религиозными организациями, имеют не только своих сторонников, но и противников. Когда речь заходит о бюджетной поддержке православных школ и гимназий, последние любят напоминать о Конституции, определяющей характер Российского государства как светский. При этом, как правило, за скобками остается важное пояснение: претендуя на господдержку, администрации негосударственных школ имеют в виду исключительно оплату реализации так называемых образовательных стандартов. То есть преподавание самых что ни на есть общеобразовательных предметов – русского языка, математики, истории, географии, физкультуры и т.д. Преподавание этих предметов Российское государство гарантирует всем пришедшим в школу детям. На практике именно из данных средств школьная администрация платит зарплату учителям.
О государственных же субсидиях на ремонт зданий, обновление компьютерного парка, оплату коммунальных услуг, развитие технических средств обучения и даже покупку мебели православные гимназии даже не помышляют. Эти средства все негосударственные школы, в том числе и православные, изыскивают самостоятельно – за счет спонсорских отчислений или родительских взносов. Конкретные суммы ежемесячных пожертвований сильно различаются от учреждения к учреждению и могут достигать 50 тыс. рублей за ребенка (например, в гимназии Василия Великого на Рублевке) или вовсе равняться нулю (в подмосковной гимназии «Плесково»). Но это примеры скорее из ряда вон, да и к Москве, строго говоря, отношения не имеют.
«В большинстве православных московских школ суммы ежемесячных взносов исчисляются 13–14 тыс. рублей, – говорит директор православной классической гимназии «Радонеж» Михаил Тишков. – При этом реальная собираемость едва достигает трети необходимой величины: с ножом к горлу к родителям мы не подступаем, многочисленных льготников, в том числе из многодетных семей, учим бесплатно. Всё это приводит к катастрофическому состоянию нашего бюджета. Ни о каком развитии говорить не приходится, в лучшем случае латаем дыры по самым критическим направлениям».
С 2006 года, когда столичное правительство ввело в практику принцип подушевых нормативов финансирования государственного образовательного стандарта, православные школы неизменно фигурируют в списке получателей субсидий из городского бюджета. Поначалу их финансировали по самой нижней планке – как средние общеобразовательные школы (СОШ), далекие от элитных списков и первых строчек в престижных рейтингах. В последние годы, к примеру, рублевое выражение этого норматива составляет 63 112 рублей на воспитанника в год1. Для сравнения: прошлогодний норматив в муниципальных городских гимназиях и лицеях – 120 016 рублей на ученика, в кадетских школах – 128 770 рублей. Даже государственные общеобразовательные школы с углубленным изучением отдельных предметов, как и школы с этнокультурным национальным компонентом, имели больше – по 74 270 рублей.
Лишь в 2009 году негосударственные образовательные учреждения московское правительство допустило до процедуры государственной аккредитации, которая позволяет попасть в соответствующий разряд бухгалтерской ведомости. Девять школ этим правом воспользовались и стали получать повышенные субсидии: две как гимназии, шесть – как центры образования и одна – как начальная.
Увы, игра по цивилизованным правилам продолжалась всего год. В январе 2010 года на стол занимавшего тогда пост московского мэра Юрия Лужкова легло письмо2 двух его заместителей – Людмилы Швецовой и
Юрия Росляка, а также двух руководителей городских департаментов – образования (Ольги Ларионовой) и экономической политики и развития (Марины Оглоблиной). Предлагалось вернуть все негосударственные средние общеобразовательные учреждения к минимальной ставке финансирования. Юрий Михайлович письмо завизировал, а заодно одобрил и содержащееся в приложении к нему предложение: целиком лишить бюджетной поддержки 25 частных средних школ.
Почему мы не пилоты
«Но решение по 25 школам по крайней мере можно попытаться объяснить, – рассуждает исполнительный директор совета православных школ Москвы Алексей Тишутин. – У них ежемесячный взнос на ученика колеблется между 80 и 100 тыс. рублей, и при такой родительской оплате государственные субсидии – приятная, но не очень заметная добавка. То ли дело у нас, когда из казны формируется от 70 до 90% школьного бюджета!»
Формально городские власти были вправе сделать столь суровый шаг. Российские законы не запрещают, но и не обязывают региональным администрациям финансировать негосударственные образовательные учреждения3, 4. «Царь» дал – «царь» взял, какой спрос! Но самое страшное, что параллельно от госдотаций посреди учебного года отсекли дошкольные отделения шести православных учреждений, получивших годом ранее статус центров образования.
«Посмотрим на ситуацию шире, – предлагает Тишков, у которого в дошкольном отделении два десятка малышей. – Возможно, ученики выпускных классов в богатом пансионе спят и видят, как бы получить аттестат зрелости, поступить в престижный западный вуз и сделать карьеру за рубежом. Но кто, если не православные школы, воспитывает настоящих граждан России?! Наши выпускники не курят, не сквернословят и прилично себя ведут, вырастая, не побоюсь высоких слов, настоящими патриотами. Трудно поверить, что государство в нашей работе не заинтересовано».
Возможно, эти слова небесспорны. Например, автору этих строк лично знаком человек, в свое время исключенный из гимназии «Радонеж» за недостойное поведение. Но это не помешало молодому человеку впоследствии благополучно окончить МГУ и со временем, приняв священный сан, занять ключевой пост в одной из серьезных административных структур Русской Православной Церкви. А также стать достойным отцом многодетного семейства. Перипетии своего бурного детства наш герой сейчас вспоминает с улыбкой, а о гимназии говорит как о месте, зародившем в его душе ростки настоящей веры и смирения.
Вернемся к секвестру 2010 года. Наверное, при желании его можно было бы объяснить нелегкими временами и лужковским произволом. Но о преодолении кризиса в России официально объявлено уже давно, да и администрация в столице сменилась больше года назад. Однако теперь выясняется, что никто и не думает исправлять несправедливость!
В марте прошлого года столичное правительство объявило о запуске пилотного проекта по развитию общего образования5. В рамках этого новшества принципы подушевого финансирования меняются. Какой бы ни был профиль школы, участникам эксперимента определена единая сетка нормативов6, рублевое выражение оплаты в которой зависит лишь от количества учебных часов. К примеру, за каждого ученика начальных классов обещано по 73,3 тыс. рублей в год, а за старшеклассника – по 120 тысяч. Участвовать в «пилоте» однозначно невыгодно лицеям, гимназиям, кадетским и санаторно-лесным школам: они и по традиционной схеме имеют больше. Наоборот, крайне выгодно – обычным СОШ и школам с углубленным изучением отдельных предметов.
«Много раз руководство московского департамента образования объявляло и нам, и родителям: в течение года все средние школы будут поэтапно переведены в статус пилотных, – говорит Алексей Тишутин. – Но ни одному из православных учреждений этого в итоге так и не предложили. А под занавес декабря московское правительство огорошило нас нормативами подушевого финансирования на 2012 год7. В нем всем негосударственным организациям оставили старую ставку – 63 112 рублей. То есть сейчас за каждого школьника мы из бюджета получаем ровно столько же, сколько и в прошлом, и в позапрошлом году».
Проблема-2012
Арифметику не обманешь: переходя из православной в самую обычную государственную школу, снискавшую звание пилотной, десятиклассник с точки зрения бюджета становится вдвое ценнее. Значит, ровно в столько же раз дороже государство оценивает труд воспитывающего его педагога по сравнению с учителем в школе негосударственной. А одними лишь моральными стимулами в нынешнее время трудно удержать учителя, получающего на ставке со средней 18-часовой нагрузкой в неделю 25 тыс. рублей. Особенно если из окон учительской видна обычная, безо всяких статусов и званий, школа, где твоя соседка по лестничной клетке, не особо утруждаясь, имеет вдвое больше (по словам руководителя столичного департамента образования Исаака Калины, уже в начале нынешнего учебного года самый низкий уровень средней преподавательской зарплаты в школах «пилотного» стандарта равнялся 38 тыс. рублей8). Уйдут квалифицированные учителя – неминуемо упадет качество образования со всеми вытекающими последствиями. Именно такой возможный сценарий побуждает директора Православной Свято-Петровской школы протоиерея Андрея Постернака характеризовать дальнейшее сокращение финансирования для православных образовательных учреждений как гибельное.
Если угодно, можно интерпретировать эту картину макроэкономически. В совокупности в православных московских школах учится 4,5 тыс. ребят. Это меньше четверти контингента всех негосударственных школ и микроскопическая доля – меньше половины процента – от числа всех школьников Москвы. Конечно, православным не привыкать преодолевать трудности. Но в чем цена вопроса? Если сегодня столичная исполнительная власть подтянет норматив финансирования негосударственных школ до лицейско-гимназического уровня, это потребует дополнительной нагрузки на казну в размере чуть больше 256 млн рублей. На первый взгляд, сумма значительная. Но это всего одна десятая средств, дополнительно направленных в прошлом году из московского бюджета на реализацию пилотного проекта8. Или около 0,25% средств, запланированных в бюджете московского образования на оплату государственного образовательного стандарта в наступившем году...
Но даже не это главное. Государственных православных школ в Москве нет. Похожая ситуация и в других субъектах Федерации, хотя из этого правила есть исключения: несколько православных средних школ успешно функционируют как муниципальные учреждения. Однако при формировании бюджета на следующий год департамент образования неизменно учитывает всех московских детей школьного возраста и закладывает соответствующие средства – в том числе и тот самый рубль – в проектную смету. На учеников государственных школ деньги в итоге выдаются по полной программе. А на «негосударственных», выходит, с серьезной экономией! Упомянутое выше предложение Владимира Путина – не первый случай вмешательства в эту двусмысленную ситуацию первых лиц страны. Еще год назад Дмитрий Медведев официально поручил московскому правительству к 30 июня 2011 года обеспечить равенство прав и возможностей государственных и негосударственных образовательных учреждений, в том числе в отношении доступа к получению бюджетного и внебюджетного финансирования9. Затем к мэру Москвы Сергею Собянину с аналогичными коллективными письмами последовательно обратились сначала педагоги православных школ, а затем и родители их воспитанников. В итоге разрыв в финансировании государственных и частных школ обеспокоил и Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла, попросившего столичного градоначальника исправить положение православных учебных заведений.
В кулуарных беседах чиновники столичного департамента образования советуют подождать принятия Федеральным собранием поправок к закону «Об образовании» (соответствующий законопроект только что прошел второе чтение в Госдуме10). Одна из них предписывает регионам финансировать негосударственные школы в той же мере, что и государственные. Но смущает пара обстоятельств. Во-первых, вступит ли этот закон в силу до нового учебного года или хотя бы до верстки бюджета-2013? А если и вступит, на какую именно мерку при определении ассигнований негосударственным школам будут равняться московские чиновники? По словам руководителя пресс-службы департамента образования Александра Гаврилова, в столице остаются (хотя и в меньшинстве) государственные общеобразовательные школы, не перешедшие на «пилотный» стандарт.
На что же рассчитывать ученикам и преподавателям православных школ в следующем учебном году? На старый бюджет выживания, едва позволяющий сводить концы с концами, или на долгожданное равенство, которое даст возможность избежать странноватой чиновничьей присказки «не наши дети» по отношению к воспитанникам негосударственных учебных заведений?Дмитрий Анохин
ПРИМЕЧАНИЯ:
1 Приложение к постановлению правительства Москвы № 789-пп от 14.09.2010 «Об утверждении нормативов финансовых затрат на содержание одного обучающегося, воспитанника в государственных образовательных учреждениях системы департамента образования города Москвы».
2 Письмо № 419-1090/01 от 11.01.2010.
3 Ст. 29, п. 1 ст. 41 Закона РФ № 3266-1 «Об образовании».
4 Ст. 22 Закона города Москвы № 25 «О развитии образования в городе Москве».
5 Постановление правительства Москвы №86-пп «О проведении пилотного проекта по развитию общего образования в городе Москве» от 22.03.2011.
6 Приложения 4 и 5 к постановлению правительства Москвы № 86-пп «О проведении пилотного проекта по развитию общего образования в городе Москве» от 22.03.2011.
7 Постановление правительства Москвы №640-пп «Об утверждении порядка распределения и предоставления субсидий из бюджета города Москвы негосударственным образовательным организациям в целях возмещения затрат в связи с предоставлением гражданам общего образования и бесплатного питания в период обучения» от 28.12.2011.
8 Российская газета. 10.11.2011.
9 Перечень поручений Президента РФ по итогам совещания о формировании международного финансового центра в Москве 4 марта 2011 года, п. 3. См, напр, http://www.moscow99.ru/2011/03/15/medvedev_otdal_poruchenija_pojormirovaniju_mfcxmoskve.html.
10 Законопроект 548344-5 о внесении изменений в Закон Российской Федерации «Об образовании» и ст. 26-3 Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных(представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации».