ЖУРНАЛ  МОСКОВСКОЙ  ПАТРИАРХИИ
04-2012

ЦЕРКОВЬ И ОБЩЕСТВО

Не просто конкурс

В Москве состоялась Открытая всероссийская интеллектуальная олимпиада #]Наше наследие#&

Олимпиада #]Наше наследие#& не дает своим лауреатам никаких преимуществ при поступлении в вуз и формально никак не влияет на показатели их успеваемости. При этом число ее участников год от года растет, а география конкурса стремительно расширяется. Победители привозят домой больше чем диплом, гарантирующий те или иные льготы: уверенность в себе, мотивацию к учебе и дальнейшей профессиональной деятельности.

       #]Наше наследие#& ~ один из центральных олимпиадных проектов Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета. Несмотря на определение #]всероссийская#&, олимпиада давно уже перешагнула границы нашей страны. В отборочных турах #]Нашего наследия#& 2011~2012 учебного года приняли участие свыше 40 тыс. учащихся из 80 регионов России, Белоруссии, Украины и Казахстана. Из них в финал вышли 240 участников. Лидером конкурса стала команда #]Ливны-1#& (Орловская область), дипломы лауреатов получили также ребята, одержавшие победу в различных номинациях в индивидуальном зачете.
       Центральная тема нынешней олимпиады ~ Отечественная война 1812 года. С событиями этого периода были связаны все задания, предложенные участникам. Для правильного ответа на вопросы ребятам потребовались знания из самых разных областей ~ от истории и литературы до математики. #]Уникальность олимпиады #%Наше наследие#! в ее многопрофильном характере, ~ говорит главный методист и душа олимпиады Викентий Абрамян, ~ она является серьезным тестом для детей и позволяет выявить их таланты. Помимо знаний отдельных предметов ребята выполняют логические задания, решают задачи, в которых требуется продемонстрировать память, скорость мышления, смекалку, показать общую эрудицию#&. По словам Викентия Генриевича, при такой организации вопросов победителем может стать школьник, независимо от его увлечений гуманитарными или точными науками. Например, в прошлом году лидером финала стала школьница, параллельно победившая в олимпиаде по русскому языку, а в позапрошлом ~ выпускница 11 класса, поступившая затем на мехмат МГУ.
       Поскольку #]Наше наследие#& в силу своей многопрофильности не входит в перечень предметных олимпиад, утвержденный Российским советом олимпиад школьников, победа в финале не дает лауреатам никаких формальных преимуществ при поступлении в вузы. Однако, похоже, это обстоятельство не беспокоит ни организаторов, ни участников олимпиады. Организаторы убеждены: победителям не нужны никакие льготы. Учитывая их незаурядные способности, сообразительность и широкую эрудицию, без которых невозможно одержать победу, они без труда преодолеют любые испытания, как выпускные, так и вступительные. Что же касается участников, то их число, увеличивающееся с каждым годом, красноречиво свидетельствует о растущей популярности конкурса среди школьников. Ребят привлекает прежде всего возможность проверить свои способности, приобрести новых друзей и единомышленников, наконец, просто интересно провести время и зарядиться энергией.
       #]Детям интересно приезжать в другие города, видеть таких же заинтересованных в предмете сверстников. Интересно само мероприятие: как устроено соревнование, проектная работа. Участвуя, дети развиваются и получают удовольствие от этого развития. На мой взгляд, основной задачей олимпиады является воспитание через интеллект. Она показывает, что можно быть умным. И это не просто учеба, а интересное общение, интересная жизнь, счастье, которое получают ребята в общении друг с другом#&, ~ говорит руководитель команды из Смоленска Инна Лисовская, многолетний участник олимпиад #]Наше наследие#&. О своих позитивных впечатлениях свидетельствует и член команды-победительницы #]Ливны-1#& одиннадцатиклассница Сабина Рзаева: #]Надо быть готовым ко всему, ведь по сравнению с предметными олимпиадами здесь охватывается всё: и память, и интеллект, и эрудиция, нужно обладать знаниями из разных предметов. В то же время нужно проявлять активность и коммуникабельность, как, например, на самом первом испытании ~ марафоне знакомств. Во время финала мне очень нравится, что приходится постоянно что-то решать, куда-то ехать. Такая активность заряжает энергией надолго#&.
       Примечательно, что #]Наше наследие#& изначально возникло по инициативе снизу. #]Сначала это было просто интеллектуальное соревнование, которое одна из школ решила провести для своих учащихся, ~ рассказывает Викентий Абрамян, ~ опыт оказался удачным. Через какое-то время в конкурсе участвовали уже несколько школ, потом им заинтересовалось РОНО, и постепенно школьный турнир перерос во всероссийскую олимпиаду#&.
       О том, насколько востребованной стала олимпиада за эти годы для детей и педагогов, свидетельствует следующий факт. В 2009 году, когда на фоне финансового кризиса спонсоры олимпиады существенно сократили финансирование финала, коллективы финалистов из своих личных средств оплатили расходы по покупке билетов и проживанию в Москве. Многие школьники участвуют в олимпиаде уже в третий или четвертый раз. Даже после окончания школы ребята помогают в ее организации. Не будучи в состоянии лично поучаствовать в конкурсах, они находят возможность сделать это иным образом. Организаторы рассказывают, что один из участников первых олимпиад из Рязани недавно стал завучем своей родной школы и уже в этом качестве приехал со своей командой в Москву для борьбы в финале.
       Помимо интеллектуальной составляющей олимпиада несет в себе мощный миссионерский заряд. Школьники и учителя из обычных государственных и православных школ на протяжении нескольких месяцев плотно общаются друг с другом: сначала в виртуальном пространстве, а затем и в реальной жизни. Ребята и взрослые педагоги, для которых православие было чем-то вроде музейного экспоната, религией старшего поколения, воочию убеждаются, насколько органичной и естественной может быть вера для современного человека. И хотя участие в молебнах, которыми неизменно сопровождается начало конкурсных мероприятий, ~ сугубо добровольное дело, отказов практически не бывает. #]Наши олимпиады, даже те, которые напрямую не связаны с основами православной культуры, ~ очень эффективный миссионерский проект. В них участвуют дети и педагоги преимущественно из обычных государственных школ. Однако в процессе организации и проведения олимпиады они сталкиваются с православным материалом, получают возможность ближе познакомиться с православием#&, ~ говорит руководитель проекта, председатель центральной методической комиссии олимпиады Татьяна Склярова.
       У организаторов олимпиады серьезные планы. #]Проектов и планов так много, что порой приходится бить себя по рукам, ~ с улыбкой признается Викентий Абрамян. ~ Надо развивать новые технологии, довести до ума онлайн-тестирование, усовершенствовать портал для школьных СМИ. Может быть, стоит задуматься о создании одной-двух школ для особо одаренных детей из православных семей. Были бы средства#&. В средствах организаторы олимпиады действительно ограничены. Несмотря на значительную финансовую помощь, которую оказывает в проведении олимпиады фонд просвещения #]Мета#&, заработная плата и условия труда небольшой группы энтузиастов оставляют желать лучшего. Недавно специалист, создавший уникальную программную оболочку сайта олимпиады, был вынужден перейти на другую, более высокооплачиваемую работу. Но, кажется, личные финансовые затруднения смущают сплоченный коллектив сотрудников оргкомитета в последнюю очередь. В их глазах ~ та ни с чем не сравнимая радость, которую испытывает человек, когда понимает, что его труд нужен и востребован окружающими. А это само по себе многого стоит.

Евгений Мурзин