ЖУРНАЛ  МОСКОВСКОЙ  ПАТРИАРХИИ
05-2012

ОФИЦИАЛЬНАЯ ХРОНИКА

Наречения и хиротонии

Наречение и хиротония архимандрита Амфилохия (Бондаренко) во епископа Усть-Каменогорского и Семипалатинского

       3 февраля в храме Всех святых, в земле Российской просиявших, патриаршей и синодальной резиденции в Даниловом монастыре в Москве Святейший Патриарх Кирилл совершил чин наречения архимандрита Амфилохия (Бондаренко) во епископа Усть-Каменогорского и Семипалатинского. 26 февраля, в Неделю сыропустную, за Божественной литургией в храме святого великомученика Димитрия Солунского на Благуше в Москве, Святейший Патриарх Кирилл возглавил хиротонию архимандрита Амфилохия (Бондаренко) во епископа Усть-Каменогорского и Семипалатинского. Предстоятелю Русской Церкви сослужили митрополиты Крутицкий и Коломенский Ювеналий, Астанайский и Казахстанский Александр; епископы Бронницкий Игнатий, Солнечногорский Сергий.


СЛОВО АРХИМАНДРИТА АМФИЛОХИЯ (БОНДАРЕНКО) ПРИ НАРЕЧЕНИИ ВО ЕПИСКОПА УСТЬ-КАМЕНОГОРСКОГО И СЕМИПАЛАТИНСКОГО

       Ваше Святейшество, Святейший владыка и милостивый отец!
       Богомудрые архипастыри, святители Церкви Христовой! Всеблагим Промыслом Божиим, волей Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла и Священного Синода я ныне призываюсь к высокому служению в сане епископа Русской Православной Церкви.
       В этот знаменательный для меня день предстою пред вами и в вашем лице ~ пред всею Церковью Христовой и Самим Господом, чтобы принести мое исповедание и дать подобающий ответ на призвание к служению архиерейскому.
       Быть епископом Церкви Христовой означает нести служение апостола, посланника Бога и Отца, уподобляясь в этом служении Самому Господу и Спасителю нашему Иисусу Христу, Который сказал Своим ученикам: как послал Меня Отец, так и Я посылаю вас (Ин. 20, 21). По слову апостола Павла, епископ должен быть непорочен, как Божий домостроитель, не дерзок, не гневлив, но страннолюбив, любящий добро, целомудрен, справедлив, благочестив, воздержан, держащийся истинного слова, согласно сучением, чтобы он был силен и наставлять в здравом учении, и противящихся обличать (Тит. 1, 7~9). Вместе с древним пророком Моисеем вопрошаю: Кто я, чтобы мне идти. Господи! пошли другого, кого можешь послать (Исх. 3, 11; 4, 13). Но, внимая Божественному гласу, со смиренным сердцем устами пророка Самуила отвечаю на этот призыв: Говори, Господи, ибо слышит раб Твой (1 Цар.3, 10).
       В сознании своего несовершенства и недостоинства уповаю на изобильное богатство силы Божественной благодати, немощная врачующей и оскудевающая восполняющей, ибо, согласно свидетельству святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова, в том заключается сила Божественной любви, что немы возлюбили Бога, но Он возлюбил нас (1 Ин. 4, 10). Искренне и горячо молюсь, чтобы благодатная помощь Божия ни на мгновение не оставляла меня во все дни моей жизни. Осознаю высоту и ответственность предстоящих архипастырских трудов, названных святым апостолом Павлом делом домостроительства Божия (ср.: Тит. 1, 7). Исповедую свою немощь и недостоинство, помню, что добрый пастырь призван пасти овец Христовых, не господствуя над наследием Божиим, но подавая пример стаду (1 Пет. 5, 3).
       Оглядываясь на прожитые годы, которые стали для меня временем приготовления к принятию высокого сана епископа, испытываю в своем сердце искреннюю благодарность родителям, которые воспитали меня в любви к православным традициям, приучили к столь необходимой для верующего человека нравственной дисциплине и физическому труду. Обращаю слова признательности к учителям и педагогам, которые не только передавали необходимые знания, но и привили любовь к наукам и образованию, стремление непрестанно совершенствоваться в познаниях.
       С любовью вспоминаю своих первых наставников-священнослужителей, которые научили меня любить богослужение и благоговеть пред святыней. Большое значение в жизни моей имели те благословенные годы, когда я, приняв от рук архиепископа Алма-Атинского и Семипалатинского Алексия (Кутепова) рукоположение в священный сан, нес служение в Восточном Казахстане, в самом сердце Рудного Алтая, в самой крайней точке Казахстанской епархии, на границе Сибири и Азии. Подлинным примером ревностного пастырского служения стал для меня ныне покойный протоиерей Вячеслав Дылевский. Именно он научил меня ценить время и стремиться сполна использовать все возможности, даруемые для служения Всеблагим Господом, по слову апостола Павла: Итак, не будьте нерассудительны, но познавайте, что есть воля Божия (Еф. 5, 17).
       Благодарю отца протоиерея Валерия Захарова за мудрые наставления и братскую помощь в начале пути моего священнического служения. Я признателен владыке Мефодию, ныне митрополиту Пермскому и Соликамскому, который показал мне личный пример сердечного и одновременно требовательного отношения к пастве. Благодарю владыку архиепископа Чимкентского и Акмолинского Елевферия за духовную помощь и молитвы.
       Искренне, от всего сердца благодарю Высокопреосвященнейшего владыку митрополита Александра, мудрого архипастыря и наставника, который доверил мне, недостойному, высокое послушание в южной столице Республики Казахстан ~ граде Алма-Ате. Владыка личным примером научил меня ценить труды окружающих, быть благодарным Богу и ближним, быть ревностным и преданным служителем Матери-Церкви, помощником Святейшего Патриарха и верным гражданином нашего земного Отечества. Господь призывает меня послужить на Казахстанской земле. Казахстан ~ страна, в которой святое православие мирно соседствует с другими религиями. Это стало возможным во многом благодаря плодотворным усилиям руководства республики и авторитету лидеров традиционных религий ~ православия и ислама, осуществляющих взвешенную политику по сохранению межэтнического и межконфессионального мира и согласия в регионе.
       Осознавая высочайшую ответственность, приступаю к архипастырскому служению на Усть-Каменогорской кафедре. Мне особо радостно, что ныне восстановлена эта историческая кафедра Рудного Алтая. Буду стремиться по мере сил поддерживать добрые инициативы, направленные на созидание и поддержание взаимопонимания, солидарности и социального спокойствия в регионе. Ваше Святейшество! Принимая от Вашей десницы благодать апостольского достоинства, хотел бы заверить Вас в своей сыновней любви и всегдашнем послушании Вашей святыне. Нелицемерно, с благоговением преклоняюсь перед духовной высотой Вашей жизни, которая является беспрерывным подвигом веры и стойкости, мудрости и справедливости ~ качествами, которым и я, многогрешный, берусь подражать. Я благодарю вас, Преосвященные владыки, за то высокое доверие и отеческую любовь, которые вы проявили, призвав меня в круг апостольский.
       Умолкает язык мой в благоговении пред Промыслом Божиим, и, припадая к стопам Вашего Святейшества, уповаю на ваши молитвы, милостивые архипастыри. Ныне дерзаю приступить не к горе, осязаемой и пылающей огнем, не ко тьме и мраку и буре. ..но... к горе Сиону и ко граду Бога живого (Евр. 12, 18, 22), чтобы сподобил меня Всемилостивый Господь по молитвам Пречистой Его Матери, молитвами священномученика Александра, пресвитера Усть-Каменогорского, и всех святых, в земле Казахстанской просиявших, исполнить завет святого апостола Павла, обращенный к каждому христианину, а наипаче к епископу Церкви: Старайся представить себя Богу достойным, делателем неукоризненным, верно преподающим слово истины (2 Тим. 2, 15).

СЛОВО СВЯТЕЙШЕГО ПАТРИАРХА КИРИЛЛА ПРИ ВРУЧЕНИИ АРХИЕРЕЙСКОГО ЖЕЗЛА ПРЕОСВЯЩЕННОМУ АМФИЛОХИЮ, ЕПИСКОПУ УСТЬ-КАМЕНОГОРСКОМУ И СЕМИПАЛАТИНСКОМУ

       Преосвященный епископ Амфилохий!
       Ныне во время Божественной литургии в храме святого великомученика Димитрия Солунского через возложение рук архиерейских и молитвы всех здесь собравшихся ты был возведен на высшую иерархическую степень. Дух Святый поставил тебя епископом, призвав пасти Церковь Господа и Бога, которую Он приобрел Себе Кровию Своею (Деян. 20, 28). Таинственным образом получив сегодня особую благодать, ты, подобно ученикам Спасителя в Сионской горнице, сподобился пережить опыт личной Пятидесятницы.
       Посему последуй примеру апостолов, которые после сошествия на их главы Небесного Утешителя полностью посвятили себя проповеди Евангелия. Помни, что одной из главных твоих обязанностей является это свидетельство о пришедшем в мир истинном Свете ~ Единородном Сыне и Слове Предвечного Отца, ради нас ставшем плотию (ср.: Ин. 1, 9, 14) и Своим крестным подвигом открывшем всем людям двери Царствия Божия. Стремись полагать все свои силы, дабы непрестанно возвещать ближним и дальним глаголы вечной жизни (Ин. 6, 68), обращая человеческие сердца ко Христу, научая исполнению заповедей Господних.
       Промыслом Вседержителя и решением священноначалия на тебя возложена высокая ответственность окормлять верующих в пределах новообразованной Усть-Каменогорской епархии на востоке Республики Казахстан.
       Особенности и проблемы данного региона тебе хорошо известны, ибо в нем на протяжении длительного времени ты нес послушание настоятеля храма, а также был благочинным округа. Теперь тебе предстоит организовывать полнокровную жизнь местной Церкви.
       Согласно призыву первоверховного апостола Павла, внимай себе и всему стаду (ср.: Деян. 20, 28), которое тебе поручено пасти. Прежде чем исправлять недостатки других, обличать чужие слабости и пороки, ты должен стремиться искоренить их из своего сердца. Яви же добрый пример на этом поприще. Тогда взирающие на тебя, видя твою сильную веру и нелицемерную любовь, с готовностью последуют твоим увещеваниям. Ты же наставляй словесных овец пажити Христовой, дабы они, отвергнув нечестие и мирские похоти, целомудренно, праведно и благочестиво жили в нынешнем веке (Тит. 2, 12). И сие говори... со всякою властью, чтобы никто не пренебрегал тебя (Тит. 2, 15).
       Принесение Богу бескровной жертвы благодарения ~ великое священнодействие, которое Господь заповедал совершать Своим последователям (ср.: Лк. 22, 19), ~ да будет в центре твоей духовной жизни. Как можно чаще старайся с чадами церковными собираться для совместной молитвы, наипаче же для участия в таинстве святой евхаристии. Утверждай в сердцах пасомых постоянное горячее желание соединяться со Спасителем в причащении, вкушать Его Тело и Кровь от Святой Трапезы. Литургия ~ по слову праведного Иоанна Кронштадтского ~ это дивный подарок Иисуса Христа... Это мост, по которому можно пройти в жизнь вечную.
       В предстоянии престолу, в искренних молитвах ко Творцу, Преблагословенной Деве Марии, угодникам Божиим ты сможешь черпать силы для неустанного и непреткновенного несения возложенного на тебя креста архиерейства. Посему оставь всякую самонадеянность и проси помощи свыше. Господь да будет твоей опорой. Он поддержит тебя в трудных обстоятельствах, направит и утвердит стопы твои на стезях праведности, любви и истины. Особо ты должен заботиться об укреплении уже существующих и формировании новых православных общин, о созидании для них храмов Божиих. Приложи необходимые усилия для развития жизни приходов. Привлекай паству к реализации различных церковных дел. Ибо совершенно очевидно, что деятельность христианина не может ограничиваться только участием в богослужении ~ эта деятельность должна преобразовывать окружающий нас мир. Тебе и твоим соработникам на ниве Господней надлежит своим примером побуждать пасомых к совершению дел милосердия и благотворительности, к которым нас призывает Спаситель, ведь именно в них зримо выражается наша вера. Как свидетельствует апостол Иаков, что пользы, братия мои, если кто говорит, что он имеет веру, а дел не имеет? может ли эта вера спасти его? (Иак. 2, 14).
       Оказание помощи нуждающимся, утешение страждущих, посещение больных и в узах находящихся должно стать неотъемлемой частью и епархиальной жизни, и твоей личной пастырской жизни.
       Ревностно следи за повсеместным исполнением решений Соборов и Священного
       Синода, в которых, в частности, большое внимание уделяется необходимости и важности организации религиозно-образовательной и катехизической работы. Имей попечение об открытии на приходах воскресных школ, где и дети, и взрослые смогут постигать основы веры, утверждаться в православном учении, проводить время в полезном общении друг с другом.
       В регионе, где тебе предстоит нести архиерейское служение, вместе проживают представители разных национальностей и религий. Посему заботься, чтобы никакая неприязнь, вражда и ненависть не разрушали добрососедских отношений.
       Сам Пастыреначальник Христос да будет твоим Наставником и Помощником в великом и ответственном делании, на которое ты призван.
       С таким напутствием прими сей жезл, видимый символ епископской власти, и от полноты дарованной тебе благодати преподай благословение предстоящим людям, молитвенно соучаствовавшим в твоей хиротонии. Аминь.

БИОГРАФИЯ

       Епископ Усть-Каменогорский и Семипалатинский Амфилохий (Андрей Анатольевич Бондаренко) родился в 1969 г. После службы в рядах Советской армии нес послушание алтарника и чтеца в Свято-Троицком храме г. Текели в Казахстане. В 1993~1996 гг. обучался в Алма-Атинском духовном училище, продолжил обучение в Томской духовной семинарии, которую окончил в 2011 г.
       В настоящее время ~ студент Московской духовной академии.
       22 мая 1994 г. архиепископом Алма-Атинским и Семипалатинским Алексием (ныне митрополит Тульский и Ефремовский) рукоположен во диакона, 25 мая ~ во иерея. С 1994 г. ~ священник в храме пророка Божия Илии г. Серебрянска Восточно-Казахстанской обл.
       В 1998 г. наместником Свято-Троицкого мужского монастыря г. Усть-Каменогорска игуменом Платоном (Дивенко) пострижен в монашество. В 1998 г. назначен настоятелем Свято-Покровского храма г. Усть-Каменогорска.
       С 1999 г. ~ благочинный Усть-Каменогорского церковного округа.
       В 2007 г. назначен настоятелем строящегося Благовещенского кафедрального собора г. Павлодара и благочинным Павлодарского церковного округа.
       В 2010 г. переведен на служение в г. Алма-Ату. В 2011 г. окончил Государственный профессиональный институт управления г. Москвы.
       Решением Священного Синода от 27 декабря 2011 г. (журнал № 147) избран епископом Усть-Каменогорским и Семипалатинским.