ЖУРНАЛ  МОСКОВСКОЙ  ПАТРИАРХИИ
05-2012

ОФИЦИАЛЬНАЯ ХРОНИКА

Наречения и хиротонии

Наречение и хиротония архимандрита Амвросия (Мунтяну) во епископа Нефтекамского и Белебеевского

       24 февраля по окончании всенощного бдения в Богоявленском кафедральном соборе Святейший Патриарх Кирилл совершил чин наречения архимандрита Амвросия (Мунтяну) во епископа Нефтекамского и Белебеевского. 4 марта, в неделю 1-ю Великого поста, Торжества православия, за Божественной литургией в кафедральном соборном Храме Христа Спасителя Святейший Патриарх Кирилл возглавил хиротонию архимандрита Амвросия (Мунтяну) во епископа Нефтекамского и Белебеевского. Предстоятелю Русской Церкви сослужили митрополиты Крутицкий и Коломенский Ювеналий, Ташкентский и Узбекистанский Викентий, Саранский и Мордовский Варсонофий, Волоколамский Иларион, Уфимский и Стерлитамакский Никон; архиепископы Истринский Арсений, Верейский Евгений, Сергиево-Посадский Феогност; епископы Никон (Миронов), Видновский Тихон, Дмитровский Феофилакт, Туровский и Мозырский Стефан, Бронницкий Игнатий, Унгенский и Ниспоренский Петр, Серпуховской Роман, Солнечногорский Сергий, Подольский Тихон, Единецкий и Бричанский Никодим, Воскресенский Савва, Бирский Николай, Орский и Гайский Ириней, Балашихинский Николай; иерархи Поместных Православных Церквей: архиепископ Филиппополъский Нифон, представитель Патриарха Антиохийского при Патриархе Московском; епископ Моравичский Антоний, представитель Патриарха Сербского при Патриархе Московском.


СЛОВО АРХИМАНДРИТА АМВРОСИЯ (МУНТЯНУ) ПРИ НАРЕЧЕНИИ ВО ЕПИСКОПА НЕФТЕКАМСКОГО И БЕЛЕБЕЕВСКОГО

       Ваше Святейшество, Святейший владыка и великий господин! Высокопреосвященные и Преосвященные архипастыри!
       Милостью Божией, избранием Вашего Святейшества и Священного Синода Русской Православной Церкви я, недостойный, призван к архиерейскому служению, к почести вышнего звания во Христе Иисусе (Флп. 3, 14).
       Согласно древней традиции Церкви, надлежит мне ныне сказать слово. Хотя я и невежда в слове (2 Кор. 11, 6), но то, что я скажу, исходит из глубин моих чувств и переживаний. Сознавая свою слабость, я вместе с псалмопевцем умиленно взываю: Нет еще слова на языке моем, ~ Ты, Господи, уже знаешь его совершенно (Пс. 138, 4).
       Говорить перед вами, столпами Церкви нашей, о важности и величии архиерейского служения затрудняюсь, ибо оно высоко, и не могу постигнуть его (Пс. 138, 6). Похвалить себя стыдно, так как знаю, что не живет во мне, то есть в плоти моей, доброе (Рим. 7, 18), а если и должно мне хвалиться, то буду хвалиться немощью моею (2 Кор. 11, 30). Бедный я человек! (Рим. 7, 24). Единственное, о чем хочу поведать всем, ~ это то, что ныне сердце мое переполнено благодарностью Господу за каждое мгновение прожитой жизни и радостью о высоком доверии, оказанном мне Святейшим Патриархом.
       Вспоминая пройденный путь, не могу не заметить, что Промысл Божий вел меня через трудности и испытания, через разные церковные должности и послушания, готовя к более ответственному и более сложному служению. Мое детство и юность прошли вне Церкви, а воцерковление совпало с падением атеистического строя. Всещедрый Бог, Который долготерпит нас, не желая, чтобы кто погиб, но чтобы все пришли к покаянию (2 Пет. 3, 9), призвал меня к жизни. Когда в двадцатилетнем возрасте я принимал монашество, у меня не было ни малейшего колебания или сомнения в правильности сделанного выбора, и до сих пор я уверен, что монашество есть единственный путь, по которому мне надлежало пойти.
       Свое духовное воспитание я получил от епископа Бендерского Викентия (ныне митрополит Ташкентский и Среднеазиатский) и от покойного епископа Единецкого Доримедонта, у которых я долгие годы был в послушании. От них, постриженников Троице-Сергиевой лавры, я перенял любовь к Церкви, они научили меня русскому благочестию и привили мне монашеский дух. Прожитые возле них годы были для меня периодом взросления и духовного становления.
       За двадцать лет служения в Молдавской Церкви мне довелось быть и простым иноком, и секретарем епархии, и ректором духовных школ, и духовником в женских обителях, и настоятелем в мужском монастыре. Послушания ради мне пришлось потрудиться на монастырских полях, в епархиальных кабинетах, в учебных аудиториях и заниматься строительством церквей и монастырей. За все эти годы мне довелось испытать и доброе, и злое. Я был живым свидетелем войны на Днестре. Мне знакома и зависть человеческая, и предательство, и клевета от близких. Уверен, что все эти испытания были попущены Самим Богом для моей же пользы. Много ошибок было мною самим совершено в силу молодости и неопытности.
       Вспоминая эти годы, хочу поблагодарить владыку Владимира, митрополита Кишиневского и всея Молдовы, за то, что он поверил в мои силы и всемерно поддерживал меня в моих трудах и начинаниях. Также выражаю благодарность моему правящему архиерею епископу Унгенскому и Ниспоренскому Петру за искренность отношений, за доброе слово и поддержку.
       Господь судил мне получить образование не только в Молдове, но и за ее пределами. Особенно важны были для меня годы пребывания в Общецерковной аспирантуре и докторантуре им. святых равноапостольных Кирилла и Мефодия, где я обучался на кафедре внешних церковных связей. Надеюсь, что перенятый мною опыт поможет мне в предстоящем архиерейском служении на незнакомой мне Башкортостанской земле, где одной из моих главных задач будет свидетельствовать об истине православия и одновременно строить взаимоуважительные отношения с представителями ислама.
       В этот ответственный для меня момент хотел бы выразить сыновнюю благодарность митрополиту Волоколамскому Илариону за теплоту и сердечность, с которыми Его Высокопреосвященство относился ко мне в годы моего обучения в Общецерковной аспирантуре, за доверие, которое он мне оказал, представив меня к архиерейскому служению, за отеческую заботу, которую владыка проявляет ко мне.
       Наконец, искренне и сердечно признателен Вам, Ваше Святейшество, за то, что Вы остановили свой взор на мне, грешном и недостойном. Год назад на Соловках, обозначив правило отношения монашествующих к жребию архиерейского служения, Вы назвали монашеский карьеризм самым отвратительным делом в Церкви. Очень надеюсь, Ваше Святейшество, что выпавший на мою долю жребий епископства является проявлением воли Божией, а не человеческой, потому как считаю, что в Церкви изволение священноначалия и есть воля Божия. Позвольте Вас заверить, Ваше Святейшество, в том, что я сделаю всё от меня зависящее, дабы оправдать Ваше высокое доверие. Вы для меня всегда были примером жертвенного служения Церкви и преданности Христу ~ примером, которому я обязуюсь и впредь подражать.
       Прошу Вас, Святейший владыка, не забывать меня в своих молитвах, поддерживать меня советами и помощью, делиться со мной своим богатым архипастырским опытом, ибо без Вашей постоянной поддержки невозможно будет мне справиться с возложенным на меня послушанием.
       Ваше Святейшество! Богомудрые святители Божий! Ныне, когда я приближаюсь к знаменательному рубежу своей Пятидесятницы, мысль о том, что от всякого, кому дано много, много и потребуется, и кому много вверено, с того больше взыщут (Лк. 12, 48), приводит меня в трепет.
       Для меня епископское служение ~ это нечто подобное айсбергу, чья видимая сторона благолепия, славы и почестей несопоставимо мала по отношению к той невидимой стороне жизни епископа, сопряженной с трудностями, невзгодами и скорбями. Потому умоляю вас: когда вы будете возлагать руки на мою недостойную голову, помолитесь о том, чтобы в сошествии Духа Святого обрел я власть к созиданию Церкви (2 Кор. 10, 8), чтобы и далее проповедовать Евангелие, а не хвалиться готовым в чужом уделе (2 Кор. 10, 16), и чтобы дана была мне сила нести самозабвенно благое иго архиерейства до конца моих дней, в чем да поможет мне Сам Великий Архиерей, Господь и Бог наш Иисус Христос.

СЛОВО СВЯТЕЙШЕГО ПАТРИАРХА КИРИЛЛА ПРИ ВРУЧЕНИИ АРХИЕРЕЙСКОГО ЖЕЗЛА ПРЕОСВЯЩЕННОМУ АМВРОСИЮ, ЕПИСКОПУ НЕФТЕКАМСКОМУ И БЕЛЕБЕЕВСКОМУ

       Преосвященный епископ Амвросий!
       Ныне, когда Святая Церковь празднует Торжество православия, в день, венчающий первую седмицу Великого поста, за Божественной литургией, совершенной в Храме Христа Спасителя, ты стал преемником апостольского служения, получил епископскую власть вкупе с ответственностью за вручаемое тебе словесное стадо Христово. Каждое рукоположение нового епископа ~ это день Пятидесятницы, день Сошествия Святого Духа, день славы Церкви.
       Произошедшее ныне ~ не просто значимый факт твоей биографии: это начало новой жизни, в центре которой ~ архипастырский крест. И этот крест предстоит нести тебе даже до последнего своего издыхания. Всемогущий Бог призвал тебя к жертвенному служению. Он же поможет тебе в предстоящем крестоношении.
       В таинстве хиротонии, посредством возложения архиерейских рук и по молитвам Церкви, тебе ниспослана благодать Святого Духа, всегда немощная врачующая и оскудевающая восполняющая. Поэтому не устрашайся возложенной на тебя миссии. Ее цель высока и спасительна ~ свидетельствовать о Том, Кто есть путь и истина и жизнь (ср.: Ин. 14, 6), возвещать Евангелие Царства Божия и ближним, и дальним, созидать мир и общественное согласие. Ты сможешь исполнить всё повеленное от Господа (ср.: Лк. 17, 10) лишь в том случае, если будешь трудиться с усердием, если, по слову апостола Павла, станешь подлинным образцом для верных в слове, в житии, в любви, в духе, в вере, в чистоте (1 Тим. 4, 12).
       Прежде чем принять из моих рук архиерейской жезл ~ видимый знак духовной власти ~ и отправиться к пастве своей в новообразованную Нефтегорскую епархию, надлежит тебе в соответствии с установившейся традицией внять слову назидания.
       Сегодня перед рукоположением ты принародно дал обет соблюдать каноны святых апостолов, Вселенских и Поместных Соборов и правила святых отцов, хранить неизменно уставы и чины Православной Церкви, повиноваться Первоиерарху, быть в согласии со всеми архиереями, в страхе Божием и с отеческой любовью управлять вверенной тебе Господом паствой (Чинопоследование рукоположения во епископа). Твердое памятование об этом исповедовании да поможет тебе быть верным архиерейской присяге. Ты принял залог, который должен сохранить целым и неповрежденным во все дни жизни твоей, о немже имаши истязай быти во второе и страшное пришествие Господа и Бога и Спаса нашего Иисуса Христа.
       А посему совершай богослужение с благоговением, проповедуй с вдохновением, трудись с усердием, личным примером воодушевляй священнослужителей на развитие всех сторон приходской жизни, неустанно заботься о том, чтобы православная вера становилась основополагающей ценностью для еще большего числа наших соотечественников. Нефтекамская епархия образована недавно, но церковноприходская жизнь в Башкортостане активно развивалась в прежние годы под руководством ныне присутствующего здесь и соучаствовавшего в твоей хиротонии митрополита Никона. С ним как с опытным архипастырем и главой митрополии тебе следует пребывать в конструктивном взаимодействии и братском общении. Вам предстоит иметь совместное попечение о винограднике Христовом в этой многонациональной республике. Твоя задача как епископа заключается прежде всего в том, чтобы евангельская мотивация стала для наших соотечественников определяющей при выборе жизненных целей и совершении поступков. Это особенно актуально для молодого поколения, которое, не имея стойкого духовного иммунитета, чаще всего страдает от всевозможных вирусов греха. Именно поэтому оно так нуждается в нашем добром участии и поддержке.
       Сегодня перед Церковью стоит огромная миссионерская и просветительская задача. И ты как носитель высшей иерархической власти призван сделать всё возможное, чтобы в твоей епархии были созданы надлежащие условия для полноценного воцерковления тех, кто откликается на спасительный глас Церкви, кто готов следовать по пути исполнения заповедей Божиих. Более того, тебе и всем священнослужителям нужно самим идти к людям, а не ждать, когда они переступят порог храма.
       Воспитывай свою паству так, чтобы она во всех обстоятельствах меняющегося мира была способна сохранить свою культурную самобытность, а вместе с этой самобытностью систему традиционных нравственных ценностей.
       В регионе, в котором тебе предстоит трудиться, проживают представители различных религиозных традиций. Эти факторы оказывают существенное влияние на развитие современного Башкортостана. Посему укреплять межнациональный мир, поддерживать межрелигиозный диалог, беречь общественное согласие ~ важнейшие составляющие твоего служения.
       В завершение чина поставления во епископа вручаю тебе сей жезл. Прими его и от полноты ниспосланных тебе даров преподай архипастырское благословение народу Божию, вместе с нами усердно молившемуся о тебе во время хиротонии. Пусть же твое служение станет исполнением Божественных слов: #]Тако да просветится свет твой пред человеки, яко да видят добрая дела твоя и прославят Отца нашего, Иже есть на небесех, всегда, ныне и присно и во веки веков#& (ср.: Мф. 5, 16). Аминь.

БИОГРАФИЯ

       Епископ Нефтекамский и Белебеевский Амвросий (Виталий Петрович Мунтяну) родился 25 октября 1973 г. в с. Таксобень в Молдове. В сентябре 1990 г. зачислен в Молдавский государственный университет, в ноябре перевелся в Кишиневскую духовную семинарию. В 1991 г. зачислен в братию Свято-Вознесенского Ново-Нямецкого Кицканского монастыря.
       8 апреля 1993 г. пострижен в монашество. В 1994 г. окончил Кишиневскую духовную семинарию. В 1995 г. утвержден в должности проректора по учебной части Кишиневской семинарии.
       28 ноября 1996 г. митрополитом Кишиневским и всея Молдовы Владимиром рукоположен во иеромонаха.
       28 ноября 1997 г. возведен в сан игумена. В 1996~1999 гг. учился на заочном секторе Московской духовной академии.
       В ноябре 1998 г. переведен в штат Единецкой епархии и назначен секретарем епархии. 16 апреля 2000 г. возведен в сан архимандрита. В 2002 г. был переведен в Кишиневскую епархию и назначен настоятелем Свято-Троицкого Фрумоаского монастыря.
       В 2004 г. заочно окончил Киевскую духовную академию. В 2007 г. окончил Международный независимый университет Молдовы.
       В 2011 г. назначен настоятелем (игуменом) Свято-Вознесенского Гиржавского монастыря Унгенской епархии.
       Решением Священного Синода от 27 декабря 2011 г. (журнал № 151) избран епископом Нефтекамским и Белебеевским.