ЖУРНАЛ  МОСКОВСКОЙ  ПАТРИАРХИИ
06-2012

ОФИЦИАЛЬНАЯ ХРОНИКА

Наречения и хиротонии

Наречение и хиротония архимандрита Филарета (Гусева) во епископа Канского и Богучанского

       23 марта в храме Всех святых, в земле Российской просиявших, в патриаршей и синодальной резиденции в Даниловом монастыре Святейший Патриарх Кирилл совершил чин наречения архимандрита Филарета (Гусева) во епископа Канского и Богучанского. 24 марта за Божественной литургией в храме в честь Положения честной ризы Господней на Донской улице в Москве Святейший Патриарх Кирилл возглавил хиротонию архимандрита Филарета (Гусева) во епископа Канского и Богучанского. Предстоятелю Русской Церкви сослужили митрополиты Саранский и Мордовский Варсонофий, Иов (Тывонюк), Красноярский и Ачинский Пантелеимон; архиепископ Истринский Арсений; епископы Солнечногорский Сергий, Енисейский и Норильский Никодим.


СЛОВО АРХИМАНДРИТА ФИЛАРЕТА (ГУСЕВА) ПРИ НАРЕЧЕНИИ ВО ЕПИСКОПА КАНСКОГО И БОГУЧАНСКОГО

       Ваше Святейшество, Святейший владыка и милостивый отец! Богомудрые архипастыри Церкви Христовой!
       Ныне искусом и вашим избранием Промыслитель и Создатель человеческого рода Всещедрый Господь призывает меня воспринять благодать архиерейского служения. Ступая на путь архипастырского послушания, я с трепетом внимаю словам Спасителя, обращенным к ученикам: Итак, идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа, уча их соблюдать все то, что Я повелел Вам... (Мф. 28,19~20).
       Сегодня Господь определяет мне служение на святой земле Сибири, которая прославлена целым сонмом подвижников благочестия, миссионеров-просветителей. Святитель Нектарий, архиепископ Тобольский, святитель Иоанн, митрополит Тобольский, святой мученик Василий Мангазейский, преподобный Даниил Ачинский и множество других угодников Божиих освятили своей молитвой благодатный Сибирский край. Они явили истинную любовь к Богу подвигом своей жизни, их молитвенный покров по сей день ощущает каждый вопрошающий о помощи. Моя родина ~ древняя Тверская земля, а малая родина ~ Удомельский край. Этот дивный край имеет прекрасную историю. Я благодарен тем поистине исповедникам веры, которые, несмотря на сложности советской эпохи, делились со мной плодами своей духовной жизни. Благодаря им я с юных лет осознал, что без Бога жизнь теряет смысл и Церковь является тем спасительным институтом, который открывает дверь в вечность. Именно тогда я принял решение стать в будущем служителем алтаря Господня, откликнувшись на слова Спасителя: Жатвы много, а делателей мало; итак молите Господина жатвы, чтобы выслал делателей на жатву Свою (Мф. 9, 37~38). Это способствовало моему поступлению в Московскую духовную семинарию под благодатный покров Преподобного Сергия Радонежского.
       Здесь, в Троицкой обители, проходило мое духовное становление. Неописуемые радость и торжество были присущи моему сердцу в период обучения в Московской духовной семинарии. Тяга к получению знаний и стремление послужить знаниями миру способствовали продолжению моего обучения на историческом факультете Тверского университета, а затем и в Санкт-Петербургской духовной академии. Любое знание должно подкрепляться благодатью Божией, способной сделать его полезным для окружающих. Сегодня, предстоя перед вами, богомудрые архипастыри, я осознаю, сколь немощен человек со своими знаниями без благодати, которая помогает всецело следовать Христу.
       Многому меня учит земной подвиг моего небесного покровителя святителя Московского Филарета (Дроздова), который в своей жизни был чужд стяжания земного и сердце свое устремлял горе, приобретая мудрость житейскую. Своим примером он показал, что епископское служение не является авторитарным механизмом управления церковной общиной, оно призывает архипастыря быть мудрым благоустроителем жизни во Христе, а не бичом Божиим. Иоанн Златоуст, размышляя о достоинстве епископа, говорит: #]Епископ должен быть неусыпно бодрствующим, имеющим попечение не только о своих делах, но и о том, что касается других ~ он должен бодрствовать, пламенеть духом... в большей мере нести труды и обязанности, нежели полководец, который день и ночь обходит воинство, обо всем иметь заботу и попечение#& (Иоанн Златоуст. Беседа 10-я на 1-е Послание к Тимофею).
       Принимая послушание от Вашего Святейшества на столь ответственное служение, я не могу не вспомнить своего авву и духовного наставника митрополита Тверского и Кашинского Виктора, который всегда учит меня послушанию Матери-Церкви в лице ее священноначалия, принимать любое служение с кротостью и смирением как волю Божию, невзирая ни на какие трудности предстоящего делания. Я искренне признателен митрополиту Красноярскому и Ачинскому Пантелеимону, который с отеческой любовью принимает меня во вверенную его управлению Красноярскую митрополию, и надеюсь оправдать его доверие. Мудрое управление Русской Церковью под первосвятительским омофором Вашего Святейшества способствует тому, что происходит процесс разукрупнения епархий. Образуются новые полноценные епархии, в которых уже сейчас начинает протекать церковная жизнь, исполненная новыми импульсами. Перед нами стоит задача полноценного окормления всех православных общин верующих, которые сформировались в России и за ее пределами. Формирование новых епархий не является процессом разделения, а, наоборот, объединяет всех нас вокруг общих дел, которые должны коснуться души каждого человека, чающего Христова утешения. Вызовы сегодняшнего дня заставляют нас прилагать немалые усилия для противостояния процессам духовной деградации человека. Сегодня, как никогда, важно воспитать в людях ценности христианского мировосприятия, которые были дарованы Самим Спасителем мира и которые делают мир счастливым, радостным, полным оптимизма. Для того чтобы зло не уничтожило человека, чтобы не погиб он для Царства Небесного, создал Господь Свою Святую Церковь, которая есть Церковь Бога живого, столп и утверждение истины (1 Тим. 3,15).
       Призываемый сегодня к высокому служению в архиерейском чине, я прошу ваших молитв, богомудрые архипастыри, дабы неосужденно принять на себя достоинство епископа Церкви Христовой и предстоять в молитвах за вверенный мне народ Божий. Со смирением и покорностью приемлю свое избрание и преклоняю свою главу, чтобы Божественная благодать, немощная врачующая, через возложение ваших рук удостоила меня быть преемником святых апостолов в епископском служении.

СЛОВО СВЯТЕЙШЕГО ПАТРИАРХА КИРИЛЛА ПРИ ВРУЧЕНИИ АРХИЕРЕЙСКОГО ЖЕЗЛА ПРЕОСВЯЩЕННОМУ ФИЛАРЕТУ

       Преосвященный епископ Филарет!
       В сей субботний день 4-й седмицы Великого поста, за Божественной литургией, совершенной в храме Ризоположения на Донской в городе Москве, в таинстве архиерейской хиротонии тебе ниспослана благодать Всесвятого Духа. Отныне ты епископ Русской Православной Церкви, преемник апостолов, избранный и поставленный на высокое и ответственное служение. Тебе предстоит понести усердные труды в архипастырском достоинстве в новообразованной Канско-Богучанской епархии, входящей в состав Красноярской митрополии.
       Церковноприходская жизнь здесь, на сибирских просторах России, активно развивалась в прежние годы под руководством известных святителей Христовых. И вот теперь пришло время тебе продолжать их делание, дабы слово Божие росло и распространялось (Деян. 12, 24) с новой силой.
       Пройдя школу церковного воспитания и послушания, получив соответствующее образование, обретя опыт пастырского, педагогического, административного и общественного служения, ты, несмотря на свой сравнительно молодой возраст, сподобился ныне взойти на высшую ступень священства.
       Твоя задача заключается не только и не столько в том, чтобы создать новую административно-церковную единицу, а прежде всего в том, чтобы всемерно содействовать клиру и пастве в вашем совместном следовании по пути спасения. Нелегок и ответственен сей жребий, ибо, как гласит 39-е апостольское правило, #]епископу вверены люди Господни, и он воздаст ответ о душах их#&. Какими же способностями и духовными качествами должен обладать архиерей, чтобы достойно исполнить всё поведенное от Господа (ср.: Лк. 17, 10)? Немало об этом сказано и написано за двухтысячелетнюю историю христианства. Однако весь опыт Церкви свидетельствует о трех важнейших принципах, без которых невозможно благоуспешное служение: это синергия Божественной и человеческой воли, послушание и евангельское целеполагание. Кто пребывает во Мне, и Я в нем, тот приносит много плода; ибо без Меня не можете делать ничего (Ин. 15, 5), ~ говорит Господь. Памятование об этом да пребудет в сердце твоем во все дни жизни и служения твоего. Вместе с тем от тебя потребуется постоянное пребывание в послушании у Бога и священноначалия, ибо и Христос смирил себя, быв послушным даже до смерти, и смерти крестной (Флп. 2, 8), а потому смирение для любого церковного служителя ~ от пономаря до Патриарха ~ является проявлением не слабости, но силы духовной, осознанием самого важного, что созидает Церковь не в обычный человеческий коллектив, а в духовную общину, которую апостол Павел именует телом Христовым. Тебе также необходимо будет подвизаться по примеру Подвигоположника Господа и Спасителя нашего Иисуса Христа, отдавшего Себя за жизнь мира (ср.: Ин. 6, 51). Всё это и многое другое надлежит совершать ради достижения главной цели для всякого христианина ~ обретения вечной жизни в невечернем дне Царства Божия. Посему следуй сам и призывай клир и паству руководствоваться евангельской иерархией ценностей, которая со всей ясностью выражена в словах Спасителя: Ищите же прежде Царства Божия и правды его, и это все приложится вам (Мф. 6, 33).
       Господь ждет от служителей Своих твердой веры и смирения, внутренней чистоты и жертвенной любви. Тебе предстоит совершать всё это в мире, где насаждаются принципы, противоположные высоким нравственным идеалам и закону Христову. Неложным духовным ориентиром и действенным подспорьем в предстоящем тебе служении да будут слова святителя Филарета, митрополита Московского, твоего небесного покровителя: #]Пусть клевещут на истину; пусть ненавидят любовь; пусть убивают жизнь: истина оправдается; любовь победит; жизнь воскреснет#& (святитель Филарет, митрополит Московский. Слово в день св. мч. Димитрия, царевича. 1825 год). Какие могут быть сомнения и страхи у православных людей, если ни смерть, ни жизнь, ни ангелы, ни начала, ни силы, ни настоящее, ни будущее, ни высота, ни глубина, ни другая какая тварь не может отлучить нас от любви Божией во Христе Иисусе, Господе нашем (РИМ. 8, 38~39)! И, если эти таинственные мистические силы неспособны отлучить нас от любви Божией, а значит, от Самого Бога, могут ли человеческая злоба, ложь и клевета сделать всё это? Никогда, если сам христианин не возжелает отойти от Создателя и Бога своего.
       Во всех обстоятельствах жизни и служения тебе следует помнить о том, что именно Церковь призвана быть местом встречи человека с Богом, ковчегом спасения, общим домом, построенным на фундаменте веры, любви и надежды. Ответом на все вызовы и противоречия мира сего должно быть наше твердое стояние в правде Божией. К этому призваны приходские общины, пребывающие в мире и единомыслии, укорененные в святоотеческой традиции и имеющие центром своего бытия Божественную литургию. Сегодня, когда многие люди разделены по социальным, политическим, национальным и другим признакам, когда эти разделения так очевидны для всего общества, когда они несут в себе потенциал вражды, ненависти, конфронтации, лишая общество нравственных ориентиров, неложным критерием истины для нас должны оставаться Церковь и провозглашаемая ею Божия правда. Нужно помнить, что Церковь несет посреди этого волнующегося житейского моря особую миссию примирения, ведь только Церковь и способна соединить правое и левое, разделенное, как кажется, навеки, потому что объединяет людей не вокруг человеческой мудрости, а вокруг слова Божия.
       Именно поэтому необходимо епископу научиться созидать и хранить в себе обостренное пастырское чувство, помогающее более глубоко проникать в реальную жизнь и духовные проблемы современников, среди которых немало тех, кто всё еще пребывает вне спасительной ограды Церкви. Посему первостепенную значимость обретают ныне миссионерские и просветительские труды, работа с детьми и молодежью, социальное служение и благотворительность.
       А теперь, после того как ты в соответствии с установившейся традицией внял слову назидания, прими из моих рук сей жезл ~ видимый символ епископской власти и от полноты ниспосланных даров преподай благословение народу Божию, вместе с нами усердно молившемуся о тебе во время совершения архиерейской хиротонии. Опираясь на него, со тщанием шествуй к пастве своей, ожидающей совместных трудов на ниве Христовой. И да поможет тебе Господь быть образцом для верных в слове, в житии, в любви, в духе, в вере, в чистоте (1 Тим. 4, 12), дабы предстоящее служение было непреткновенным и душеспасительным, исполненным отеческой заботы о вверенном тебе словесном стаде. Аминь.

БИОГРАФИЯ

       Епископ Канский и Богучанский Филарет (Валерий Сергеевич Гусев) родился 14 августа 1975 г. в пос. Лубеньковский Удомельского р-на Калининской обл. В 1995 г. окончил Московскую духовную семинарию, нес послушание чтеца в Иоанно-Богословском храме с. Троица и одновременно работал учителем истории и обществоведческих дисциплин в гимназии № 3 г. Удомли.
       В 1999 г. окончил исторический факультет Тверского государственного университета со степенью магистра. 15 апреля 2002 г. архиепископом Тверским Виктором рукоположен в сан диакона, 1 августа 2002 г. ~ во иерея.
       7 декабря 2003 г. пострижен в монашество с именем Филарет в честь святителя Филарета Московского.
       В 2008 г. окончил Санкт-Петербургскую духовную академию.
       28 января 2006 г. назначен помощником настоятеля Знаменской церкви г. Осташкова, а 4 марта того же года назначен наместником архиерейского подворья Знаменской церкви г. Осташкова (преобразованного прихода Знаменской церкви).
       В 2008 г. назначен членом епархиального совета и председателем отдела религиозного образования и катехизации Тверской епархии. В 2009 г. возведен в сан игумена. Решением Священного Синода от 28 декабря 2011 г. (журнал № 174) избран епископом Бежецким и Весьегонским.
       1 января 2012 г. в Воскресенском кафедральном соборе г. Твери архиепископом Тверским Виктором возведен в сан архимандрита.
       Решением Священного Синода от 16 марта 2012 г. (журнал № 18) назначен Преосвященным Канским и Богучанским.