ЖУРНАЛ  МОСКОВСКОЙ  ПАТРИАРХИИ
06-2012

ОФИЦИАЛЬНАЯ ХРОНИКА

Наречения и хиротонии

Наречение и хиротония архимандрита Сергия (Иванникова) во епископа Каменского и Алапаевского

       16 марта в храме Всех святых, в земле Российской просиявших, в патриаршей и синодальной резиденции в Даниловом монастыре Святейший Патриарх Кирилл совершил чин наречения архимандрита Сергия (Иванникова) во епископа Каменского и Алапаевского. 18 марта за Божественной литургией в кафедральном соборном Храме Христа Спасителя Святейший Патриарх Кирилл возглавил хиротонию архимандрита Сергия (Иванникова) во епископа Каменского и Алапаевского. Предстоятелю Русской Церкви сослужили митрополиты Саранский и Мордовский Варсонофий, Екатеринбургский и Верхотурский Кирилл, Самарский и Сызранский Сергий, Нижегородский и Арзамасский Георгий; епископы Видновский Тихон, Солнечногорский Сергий.


СЛОВО АРХИМАНДРИТА СЕРГИЯ (ИВАННИКОВА) ПРИ НАРЕЧЕНИИ ВО ЕПИСКОПА КАМЕНСКОГО И АЛАПАЕВСКОГО

       Ваше Святейшество, высокочтимый наш Первосвятитель и милостивый отец! Досточтимые святители Божий, богомудрые строители Церкви Христовой!
       Вот я, недостойный и грешный, со страхом и трепетом повинуясь Божественному Промыслу и вашему избранию, предстою сейчас пред вами как пред пречистым лицем Самого Господа. Спасительный страх Божий всегда утверждает нас в послушании вере и Святой Церкви, ограждая от всякого зла. И кто даст ми криле, яко голубике? и полещу, и почию (Пс. 54, 7), если не Сам Бог вашими святыми молитвами? Исповедую пред вами немощь свою, страшусь осуждения, но не вижу возможности уклониться от выпавшего жребия будущего высокого архиерейского служения. С самого начала своей церковной жизни находил я руководство во вдохновенных словах Божиего пророка Исаии: Вот я, Господи, пошли меня (Ис. 6, 8) ~ ив словах пророка-псалмопевца Давида: От Господа стопы человеку исправляются (Пс. 36, 23). Теперь же дерзаю отнести к себе слова Евангелия: Егда же состареешися, и воздежеши руце твои, и ин тя пояшет, и ведет, аможе нехощеши (Ин. 21, 18). Мы верим и знаем, что жизнью правят не ухищрения человеческие, а воля Промыслителя Бога.
       Проведя семь лет в духовных школах в обители Преподобного Сергия Радонежского, я не только получил богословское образование, но и всем сердцем возлюбил своего духовного покровителя. Для меня, грешного, высоким идеалом звучат слова его духовного завещания: #]Неуклонно в православии оставаться, единомыслие друг с другом хранить, иметь чистоту душевную и телесную и любовь нелицемерную, от злых и скверных похотей остерегаться, пищу и напитки вкушать трезвенные, а особенно смирением украшать себя, страннолюбия не забывать, от противоречия уклоняться и ни во что ставить честь и славу жизни этой, но вместо этого от Бога воздаяния ожидать, небесных, вечных благ наслаждения#&.
       Ведаю, что Господь требует от служителей Своих твердой веры, внутренней чистоты, любви и смирения. Все лучшие силы души и духа, телесную крепость необходимо всецело отдать на служение Богу и людям. Это предстоит делать в мире, где насаждаются идеалы, противоположные закону Христову. Потребуется подвизаться даже до смерти, спасая и врачуя немощные души человеческие, ибо епископу вверены люди Господни, и он воздаст ответ о душах их (39-е апостольское правило). Мы верим, что ни смерть, ни живот, ни ангелы, ни начала, ниже силы, ни настоящая, ни грядущая, ни высота, ни глубина, ни ина тварь кая возможет нас разлучити от любве Божия, яже о Христе Иисусе Господе нашем (Рим. 8, 38~39).

       Надлежит мне как служителю слова постоянно помнить предупреждение Господне, что от слов своих оправдаешься и от слов своих осудишься (Мф. 12, 37), и потому бережно обращаться с этим великим даром Божиим.
       Преклоняя сегодня свою главу под Ваши первосвятительские руки, склоняюсь я под благое иго и нетяжкое бремя Христово. Повергаю себя во всегдашнее и спасительное послушание Святой Церкви и Вашему Святейшеству. От Ваших рук благоволил Господь уделить мне монашеский постриг, потому постоянно поминаю Ваше Святейшество как своего возродителя и духовного отца. Никогда не иссякнет благодарность в моем сердце к щедрому Богу и к Вам за святую любовь и доверие ко мне, недостойному. Вас же, предстоящих святителей Божиих, смиренно прошу вознести молитву обо мне, грешном, чтобы в жизни моей всегда имела место сила Божия, необходимая для совершения дела, на которое призвал меня Господь.

СЛОВО СВЯТЕЙШЕГО ПАТРИАРХА КИРИЛЛА ПРИ ВРУЧЕНИИ АРХИЕРЕЙСКОГО ЖЕЗЛА ПРЕОСВЯЩЕННОМУ СЕРГИЮ

       Преосвященный епископ Сергий!
       Наитием Утешителя Небесного через возложение рук сонма архипастырей ныне ты сподобился принять жребий апостольства, соделался, подобно первым ученикам Спасителя, преемником преизобилующей благодати, дабы проповедовать Царствие Божие и учить о Господе Иисусе Христе со всяким дерзновением (ср.: Деян. 28, 31).
       По древней традиции к новопоставленному епископу Предстоятель обращает слова напутствия, чтобы, руководствуясь наставлениями, архиерей смог более успешно осуществлять управление своей епархией, уверенно вести клир и паству сквозь бури скорбей и искушений, сохраняя благословенные мир и единство.
       В свершившемся ныне событии видится рука Создателя, Который постепенно приуготовлял тебя к этому дню через посылаемые испытания и разнообразные послушания. Я был свидетелем и одного, и другого и потому считаю важным сказать об этом в напутственном тебе слове. Ты родился и вырос в благочестивой семье. С раннего детства познавал основы веры, активно участвовал в церковной жизни и приобщался к православным традициям. Постепенно в твоем сердце крепло желание посвятить себя служению Творцу, и Господь, ведающий сокровенное и знающий все прежде бытия его (Дан. 13, 42), привел тебя в Московские духовные школы, где ты получил богословское образование и принял священнический сан. За долгие годы твоего пастырского служения на земле Эстонии, куда ты был направлен решением священноначалия, ты весьма плодотворно потрудился в первую очередь ради сохранения единства нашей Церкви, преодолевая тяжелейшие внешние обстоятельства, несшие угрозу самому бытию Церкви Русской на этой земле. Мужественно сопротивляясь этим опасным внешним обстоятельствам, ты делал всё для того, чтобы защитить паству свою от внешних угроз и внутреннего нестроения. Ты трудился также на ниве духовно-нравственного просвещения и воспитания молодого поколения. Важными вехами в твоей жизни стало назначение тебя членом Русской духовной миссии в Иерусалиме, а затем настоятелем храма в честь великомученика Георгия Победоносца при российском посольстве в Чехии.
       Днесь же ты призываешься на новое, еще более ответственное послушание, которое потребует от тебя сугубого напряжения всех твоих душевных и телесных сил.
       Всегда помни о том, что в центре епископского служения ~ крест. И крест этот очень тяжел. Предстоящий тебе путь пройти невозможно, надеясь лишь на себя. Но уповай во всем на Господа нашего Иисуса Христа, ибо, по свидетельству святителя Иринея Лионского, мы, бывшие прежде иссохшим деревом, никогда не смогли бы приносить плодов жизни без благодатного дождя свыше... Потому нам необходима роса Божия, чтобы мы не сгорели и не сделались бесплодными (святитель Ириней Лионский. 3-я книга против ересей).
       Будучи вознесенным на высокую свещницу церковного иерархического служения, не тщеславься своим новым положением, не ищи земной славы и похвал, которые суть суета и томление духа (Еккл. 1, 14). Ты поймешь это очень скоро на своем собственном архиерейском опыте. Вместо этого непрестанно держи в уме мысль о той огромной ответственности, которую налагает на тебя твой нынешний сан. Помни, что ты отвечаешь перед Самим Богом за вверенное твоему попечению стадо словесное, за человеческие души, за их нравственное и духовное состояние. Пастырь должен знать, куда идет сам и куда ведет это словесное стадо. И, чтобы не уподобиться слепому вождю слепых из евангельской притчи (ср.: Мф. 15, 14), чтобы проповедь твоя не была лишь медью звенящей или кимвалом звучащим (ср.: 1 Кор. 13, 1), но была убедительна и жгла сердца людей, побуждая к изменению жизни по заповедям Божиим, тебе самому надлежит стать примером их ревностного исполнения. Посему, как говорит святитель Григорий Богослов, надобно прежде самому очиститься, потом уже очищать; умудриться, потом умудрять; стать светом, потом просвещать; приблизиться к Богу, потом приводить к Нему других; освятиться, потом освящать (святитель Григорий Богослов. Слово 3). Но в жизни получается так, что ни пастырь, ни архипастырь никогда не может сказать, что он достиг совершенства и теперь готов вести других, ~ такого не бывает. Если кто и говорит так, то он находится в опасной духовной прелести. А потому, сознавая свои грехи и свое несовершенство, простирайся к Богу в покаянии и молитве и веди за собой паству, которая, видя твою искреннюю молитву и твое горячее религиозное чувство, будет доверять тебе и следовать за тобой.
       Важнейшей задачей архипастыря является проповедь о Христе распятом и воскресшем. И всё в епископском делании служит этой главной цели. Возводя и восстанавливая храмы и монашеские обители, создавая воскресные школы и приходские просветительские центры, ведя молодежную работу и занимаясь доброделанием, ты должен свидетельствовать о Том, Кто есть путь и истина и жизнь (Ин. 14, 16). И это свидетельство будет тем более сильным и действенным, если во всем будет господствовать любовь.
       Тебе надлежит заботиться о развитии церковной миссии в Каменской и Алапаевской епархии. Побуждай твою паству к делам милосердия, к участию в благотворительных проектах и акциях, устраивай при приходах пункты помощи малообеспеченным, социально незащищенным и нуждающимся людям. Пусть жизнь вверенных твоему попечению христианских общин станет исполнением завета апостола Петра: Более же всего имейте усердную любовь друг ко другу, потому что любовь покрывает множество грехов (1 Пет. 4, 8).

       Ты имеешь достаточный опыт работы с молодежью. Продолжай и на новом месте твоего служения это благое дело, организуй соответствующие просветительские программы и мероприятия, заботясь о том, чтобы юношество воспитывалось в соответствии с высокими евангельскими идеалами, чтобы определяющими жизненными ориентирами для подрастающего поколения были традиционные духовно-нравственные ценности.
       Всё это и многое другое тебе предстоит осуществлять в конструктивном взаимодействии с главой Екатеринбургской митрополии Преосвященным Кириллом, участвовавшим ныне в твоей епископской хиротонии. А теперь прими жезл сей ~ жезл достояния Господня (ср.: Пс. 73, 2), жезл правоты и Царствия Его (ср.: Пс. 44, 7) ~ и благослови стоящий здесь народ Божий, горячо и усердно молившийся о ниспослании тебе непорочного архиерейства. Аминь.

БИОГРАФИЯ

       Епископ Каменский и Алапаевский Сергий (Сергей Иванович Иванников) родился 29 августа 1957 г. в с. Троицком Ливенского р-на Орловской обл. В 1975~1977 гг. служил в рядах Вооруженных сил. В 1979~1982 гг. обучался в Московской духовной семинарии, в 1982~1986 гг. ~ в Московской духовной академии. Кандидат богословия по кафедре гомилетики.
       21 ноября 1985 г. в Покровском храме МДА ректором Московских духовных школ епископом Дмитровским Александром (Тимофеевым) рукоположен во диакона, а 23 февраля 1986 г. ~ во иерея. В 1986 г. Учебным комитетом Русской Православной Церкви направлен на служение в Эстонскую епархию.
       С 1987 по 1992 г. служил в Пюхтицком монастыре. В апреле 1992 г. назначен настоятелем Воскресенского собора в г. Нарве. В 1998~2001 гг. руководил строительством нового храма в г. Нарве в честь иконы Божией Матери #]Нарвская#&. В 2000 г. назначен настоятелем Александро-Невского собора в г. Таллине, избран членом Синода ЭПЦ МП.
       В 2003 г. освобожден от должности настоятеля Александро-Невского собора и назначен настоятелем храма во имя иконы Божией Матери #]Всех скорбящих Радость#& г. Таллина. 1 ноября 2003 г. переведен в Москву. Назначен сотрудником Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата.
       5 января 2004 г. в Успенском соборе г. Смоленска председателем ОВЦС митрополитом Смоленским и Калининградским Кириллом (ныне Патриарх Московский и всея Руси) пострижен в монашество с именем Сергий. Определением Священного Синода от 25 марта 2004 г. назначен членом Русской духовной миссии в Иерусалиме.
       В 2004 г. возведен в сан игумена. Определением Священного Синода от 11 апреля 2006 г. (журнал №9) освобожден от обязанностей члена Русской духовной миссии в Иерусалиме и назначен настоятелем храма во имя святого великомученика Георгия Победоносца при Посольстве РФ в Праге (Чехия).
       Определением Священного Синода от 12 октября 2007 г. (журнал № 98) направлен в клир Православной Церкви Чешских земель и Словакии, где нес послушание настоятеля храма Успения Пресвятой Богородицы на Ольшанском кладбище г. Праги до 5 февраля 2012 г.
       В 2008 г. Блаженнейшим Митрополитом Христофором возведен в сан архимандрита.
       Решением Священного Синода от 16 марта 2012 г. (журнал № 18) избран епископом Каменским и Алапаевским.