|
ЖУРНАЛ МОСКОВСКОЙ ПАТРИАРХИИ
| 06-2012 |
ПОУЧЕНИЯ
Чудо Пятидесятницы
Протоиерей Вячеслав Резников
Все наши посты ~ вокруг нашего Небесного Жениха. Пост перед Рождеством ~ это пост в ожидании Его пришествия на землю. Великий пост ~ это пост нашего сострадания Его страданиям за наши грехи. Пост святых апостолов ~ это пост души, желающей достойно послужить Ему. А Успенский пост ~ это томление души, желающей скорее и навсегда соединиться с Ним.
Сегодня праздник Пятидесятницы, день рождения на земле Церкви Христовой. Ученики находились единодушно вместе. И внезапно сделался шум с неба, как бы от несущегося сильного ветра, и наполнил весь дом, где они находились. И явились им разделяющиеся языки, как бы огненные, и почили по одному на каждом из них. И исполнились все Духа Святого, и начали говорить на иных языках, как Дух давал им провещать (Деян. 2, 1~4).
Собранный необыкновенным шумом народ стал свидетелем и участником этого события. Он пришел в смятение (Деян. 2, 6). Все изумлялись и дивились, говоря между собою: сии говорящие не все ли галилеяне? Как же мы слышим каждый собственное наречие, в котором родились? (Деян. 2, 7) ~ И далее перечисляется полтора десятка разных наречий.
Но если бы апостолы просто заговорили каждый на каком-то новом языке, то никто даже не расслышал бы ни единого слова. Чудо Пятидесятницы в том, что вообще вдруг исчезли языковые барьеры.
Кондак праздника напоминает, когда эти барьеры появились: когда #]разделяше языки Вышний#&, чтобы прекратить безумное строительство Вавилонской башни. Теперь Господь, #]огненные языки раздаяше, в соединение вся призва#&.
И одновременно как бы исчезли стены дома, где находились апостолы. И все народы, пришедшие в Иерусалим на праздник, вдруг оказались в этом месте. И все как бы все забыли, и одно только было и в них, и вокруг них, и во всем мире: небесный голос говорил о великих делах Божиих (Деян. 2, 11). Этот голос от апостолов и исходил, и не исходил. Поэтому кто-то слышал их говорящих его наречием; а иные видели их как бы отчужденно от этого голоса, как бы не в себе, и, насмехаясь, говорили: они напились сладкого вина (Деян. 2, 13).
Чудо Пятидесятницы на миг показало людям, на что они способны в общении с Богом и друг с другом, для чего они созданы, к чему должны стремиться и что такое Церковь.
Но только апостолы остались в этой полноте, потому что только они были всему научены за три года общения с Господом Иисусом Христом. Дух Святой не соединяет тех, кто сам еще не стремится к единению, кто еще словесно не научен ни истинам веры, ни должному отношению друг к другу.
Евангелие показывает не только образ Божественного единения людей, но и первый к нему человеческий шаг. Однажды в синедрионе, где снова возводились обвинения против Иисуса, встал праведный Никодим и сказал: судит ли закон наш человека, если прежде не выслушают его и не узнают, что он делает? (Ин. 7, 51)
Какое простое требование здравого смысла: выслушав обвинение, спроси обвиняемого, так ли это? А если не можешь спросить, или если он скажет #]нет#&, и если вину нельзя доказать, то никто не смеет называть его виновным. Мы справедливо возмущаемся тем судом, который только на основании доноса уже готов обвинить. Но пока мы сами не разучимся сразу верить и передавать другим услышанное дурное о человеке ~ до тех пор и нас будут судить таким же пристрастным, бесчеловечным судом. Каким судом судите, таким будете судимы (Мф. 7, 2).
И если на этом гнилом месте застанет нас Господь и разрушит оболочки наших душ, то мы окажемся в страшном смятении, потому что со всей ясностью обнажится наша чуждость и друг другу, и Самому Богу.
Поэтому, когда кто-то будет говорить, писать, показывать недоброе о наших знакомых или незнакомых, о великих или малых мира сего, шептать на ухо или трубить на весь мир, ~ попомним слова праведного Никодима: судит ли закон наш человека, если прежде не выслушают его? (Ин. 7, 54). Если мы неспособны даже на это, то никогда не будет для нас и высшего единения в любви во Святом Духе.* * *
Пост ~ это естественное выражение чувства печали. Непосредственное чувство ~ это как бы вино, а пост как бы мехи, необходимые для сбережения этого вина. Но Господь поведал о новом, молодом вине, которое уже есть и которое невозможно вливать в мехи ветхие, потому что #]иначе прорвутся мехи, и вино вытекает, и мехи пропадают; но вино молодое вливают в новые мехи, и сберегается то и другое#&.
Господь напомнил и о том, что, кроме вина, есть еще и жених, от которого на пиру зависит все. Жених этот, и это молодое вино ~ Сам Господь Иисус Христос. Потому что только правдой Его одного ~ #]всем человекам оправдание к жизни#&; только послушанием Его #]сделаются праведными многие#&, и только приемлющие от Него обилие благодати и дар праведности будут #]ходить в обновленной жизни#&. И не может быть печали, когда Он приходит. Но на время Он нас покинет, и тогда снова наступит время печали, время стремления к Нему, уже обручившему нас Себе.
В наших постах и праздниках, как в новых мехах, хранится молодое вино радости о Боге Спасителе нашем. И мы готовимся к окончательной и великой встрече, чтобы вместе с Ним пить новое вино в Царствии Божием (Мк. 14, 25).Из книги #]Полный круг проповедей#&