ЖУРНАЛ  МОСКОВСКОЙ  ПАТРИАРХИИ
07-2012

В ПОМОЩЬ НАСТОЯТЕЛЮ

К вопросу об оборотоспособности имущества религиозных организаций

Комментарий к положению о едином порядке владения, пользования и распоряжения недвижимым и особо ценным движимым имуществом религиозных организаций Русской Православной Церкви

       Религиозные организации не могут иметь в собственности имущество, составляющее исключительную государственную или муниципальную собственность (п. 3 ст. 212 Гражданского кодекса Российской Федерации). К такому имуществу относятся, в частности, особо ценные объекты культурного наследия народов Российской Федерации, памятники и ансамбли, включенные в список всемирного наследия, историко-культурные заповедники и объекты археологического наследия (п. 1 ст. 50 Федерального закона РФ от 25 июня 2002 года № 73-ФЗ #]Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации#&); музейные предметы и коллекции, входящие в состав государственной части Музейного фонда Российской Федерации (ст. 14~15 Федерального закона РФ от 26 мая 1996 года № 54-ФЗ #]О Музейном фонде Российской Федерации и музеях в Российской Федерации#&). К имуществу, не подлежащему отчуждению из государственной или муниципальной собственности, относятся также помещения религиозного назначения, находящиеся в здании, строении, сооружении, не относящемся к имуществу религиозного назначения (ч. 2 ст. 4 Федерального закона РФ от 30 ноября 2010 года № 327-ФЗ #]О передаче религиозным организациям имущества религиозного назначения, находящегося в государственной или муниципальной собственности#&). Такие объекты подлежат передаче религиозным организациям в безвозмездное пользование.
       Государственное и муниципальное имущество религиозного назначения ограничено в обороте. Согласно ч. 2 ст. 3 Закона #]О передаче имущества религиозного назначения#&, такое имущество отчуждается из государственной или муниципальной собственности исключительно в собственность религиозных организаций (за исключением случаев передачи имущества из федеральной собственности в собственность субъекта РФ или муниципальную собственность, из собственности субъекта РФ в федеральную собственность или муниципальную собственность, из муниципальной собственности в федеральную собственность или собственность субъекта РФ).
       При этом находящиеся в государственной или муниципальной собственности объекты культурного наследия федерального значения могут быть переданы в собственность исключительно централизованным религиозным организациям (ч. 1 ст. 5 Закона #]О передаче имущества религиозного назначения#&).
       Особенности оборотоспособности имущества религиозных организаций определяются также уставами и внутренними установлениями религиозных организаций.
       Определением Священного Синода Русской Православной Церкви от 27 июля 2011 года (журнал № 77) утверждено Положение о едином порядке владения, пользования и распоряжения недвижимым и особо ценным движимым имуществом религиозных организаций Русской Православной Церкви.
       Данное Положение устанавливает порядок владения, пользования и распоряжения принадлежащим религиозным организациям Русской Православной Церкви
       ~ недвижимым имуществом;
       ~ особо ценным движимым имуществом, которое составляют, согласно Положению, иконы и предметы церковной утвари, относящиеся к музейным предметам и коллекциям, а также созданные до 1940 года; документы государственного архивного фонда или документы, входящие в национальный библиотечный фонд.
       Принятие Положения обусловлено наличием в уставах епархий, приходов, монастырей и иных религиозных организаций Русской Православной Церкви нормы, согласно которой Священный Синод Русской Православной Церкви устанавливает единый порядок владения, пользования и распоряжения недвижимым и особо ценным движимым имуществом соответствующей религиозной организации.
       Положение о едином порядке владения, пользования и распоряжения недвижимым и особо ценным движимым имуществом религиозных организаций Русской Православной Церкви воспроизводит содержание уставов религиозных организаций Русской Православной Церкви в части, касающейся особенностей распоряжения имуществом.
       Так, Положением установлен запрет на совершение религиозными организациями Русской Православной Церкви сделок по распоряжению зданиями (строениями) храмов и часовен (в том числе на заключение договоров купли-продажи, аренды, залога данного имущества). Исключение составляют сделки по отчуждению (передаче) данных объектов в собственность (пользование) вышестоящей религиозной организации: такие сделки разрешены.
       Согласно Положению, религиозные организации, учрежденные непосредственно Русской Православной Церковью (за исключением епархий), включая синодальные учреждения, духовные образовательные учреждения Русской Православной Церкви, ставропигиальные монастыри, подворья Патриарха Московского и всея Руси, осуществляют распоряжение особо ценным движимым и недвижимым имуществом (включая земельные участки), принадлежащим им на праве собственности или ином имущественном праве (в том числе продажу, передачу в аренду данного имущества), с предварительного письменного разрешения (благословения) Патриарха. Приобретение и иное получение особо ценного движимого и недвижимого имущества (включая земельные участки) в собственность или пользование таких религиозных организаций осуществляется ими с письменного разрешения (благословения) Патриарха. Аналогичное правило установлено в отношении религиозных организаций, входящих в структуру каждой епархии Русской Православной Церкви, включая приходы, братства (сестричества), епархиальные монастыри, архиерейские подворья, духовные образовательные учреждения епархиального подчинения. Соответствующее письменное разрешение (благословение) в данном случае выдает религиозным организациям епархиальный архиерей.
       Важно отметить, что в соответствии с уставами религиозных организаций, учрежденных непосредственно Русской Православной Церковью, Патриарх является органом управления таких религиозных организаций. Также и епархиальный архиерей, согласно уставам религиозных организаций, входящих в структуру епархии, выступает в качестве органа управления данных организаций. Поэтому совершаемый Патриархом или епархиальным архиереем акт согласования (благословения) сделок религиозных организаций не может трактоваться как вмешательство вышестоящей религиозной организации в имущественную сферу нижестоящей религиозной организации. Следовательно, речь не идет о некоем вмешательстве, противоречащем принципу обособленности имущества юридического лица.
       В действительности, согласование (благословение) сделки представляет собой полномочие органа управления религиозной организации, которое следует рассматривать в контексте п. 1 ст. 53 Гражданского кодекса Российской Федерации, согласно которому юридическое лицо приобретает гражданские права и принимает на себя гражданские обязанности через свои органы, действующие в соответствии с законом, иными правовыми актами и учредительными документами.

Инокиня Ксения (Чернега),
руководитель Юридической службы
Московской Патриархии