|
ЖУРНАЛ МОСКОВСКОЙ ПАТРИАРХИИ
| 08-2012 |
ОФИЦИАЛЬНАЯ ХРОНИКА
Наречения и хиротонии
Наречение и хиротония архимандрита Варнавы (Баранова) во епископа Выксунского и Павловского
29 марта в крестовом храме Владимирской иконы Божией Матери в патриаршей резиденции в Чистом переулке Святейший Патриарх Кирилл совершил чин наречения архимандрита Варнавы (Баранова) во епископа Выксунского и Павловского. 22 апреля за Божественной литургией в кафедральном соборном Храме Христа Спасителя Святейший Патриарх Кирилл возглавил хиротонию архимандрита Варнавы (Баранова) во епископа Выксунского и Павловского. Предстоятелю Русской Церкви сослужили митрополиты Крутицкий и Коломенский Ювеналий, Саранский и Мордовский Варсонофий, Волоколамский Иларион, Калужский и Боровский Климент, Ярославский и Ростовский Пантелеимон, Тульский и Ефремовский Алексий, Тверской и Кашинский Виктор, Рязанский и Михайловский Павел, Нижегородский и Арзамасский Георгий; архиепископы Можайский Григорий, Витебский и Оршанский Димитрий, Истринский Арсений, Владимирский и Суздальский Евлогий, Белгородский и Староосколъский Иоанн, Верейский Евгений, Егорьевский Марк; епископы Никон (Миронов), Иваново-Вознесенский и Кинешемский Иосиф, Видновский Тихон, Красногорский Иринарх, Дмитровский Феофилакт, Пензенский и Кузнецкий Вениамин, Бронницкий Игнатий, Серпуховской Роман, Солнечногорский Сергий, Иероним (Чернышов), Подольский Тихон, Выборгский Назарий, Ставропольский и Невинномысский Кирилл, Краснослободский и Темниковский Климент, Смоленский и Вяземский Пантелеимон, Рыбинский и Угличский Вениамин, Ейский Герман, Воскресенский Савва, Белевский и Алексинский Серафим, Ржевский и Торопецкий Адриан, Ардатовский и Атяшевский Вениамин, Касимовский и Сасовский Дионисий, Скопинский и Шацкий Владимир, Балашихинский Николай, Городецкий и Ветлужский Августин.
СЛОВО АРХИМАНДРИТА ВАРНАВЫ (БАРАНОВА) ПРИ НАРЕЧЕНИИ ВО ЕПИСКОПА ВЫКСУНСКОГО И ПАВЛОВСКОГО
Ваше Святейшество! Ваши Высокопреосвященства, Преосвященства, архипастыри Церкви Христовой! Промыслом Божиим, избранием Патриарха Московского и всея Руси и Священного Синода я призываюсь ныне на епископское служение во вновь создаваемой Выксунской и Павловской епархии на славной Нижегородской земле.
Помня наставления апостола Павла о том, что никто сам собою не приемлет этой чести, но призванный Богом (ср.: Евр. 5, 4), что без всякого прекословия меньший благословляется большим (ср.: Евр. 7, 7) и что всё нужно делать без ропота и сомнения (ср.: Флп. 2, 14), стою перед вами в страхе и трепете, вполне осознавая свое недостоинство воспринять великую благодать архиерейства, свою немощь и недостаточность во всех качествах, которые необходимо иметь для того, чтобы быть блюстителем, пасти Церковь Господа и Бога, которую Он приобрел Себе Кровию Своею (ср.: Деян. 20, 28). Смиряясь под крепкую руку Божию, принимая призвание Святой Церкви, верю, что Божественная благодать немощное мое уврачует и оскудевающее восполнит.
Много замыслов в сердце человека, но состоится только определенное Господом, ~ изрекает премудрый царь Соломон (Притч. 19, 21). Знаю, Господи, что не в воле человека путь его, что не во власти идущего давать направление стопам своим, ~ вторит ему пророк Иеремия (Иер. 10, 23). В преддверии великой перемены в моей жизни, мысленным взором охватывая главные события прошедших лет, убеждаюсь в дивной правде этих слов. Да, не по воле случая, а по всеблагому Промыслу Божию, действующему через обстоятельства жизни во спасение, обрел я драгоценную жемчужину открывшегося мне Евангелия Царства.
Как и многие мои сверстники, я получил атеистическое воспитание. Мои детство и юность прошли в городе Жиздре Калужской области, заново отстроенном жителями после Великой Отечественной войны, которая, пронесшись смертоносным вихрем, стерла его былую красоту, уничтожив все строения, в том числе несколько храмов и монастырь. Но это было следствием тех страшных перемен и разрушений, которые произошли в сознании людей, в их сердцах, закрытых для восприятия света Христовой веры.
Вера от слышания, а слышание от слова Божия, ~ говорит апостол Павел (Рим. 10, 17). Но ничего о Христе и Его Церкви, кроме клеветы и хулы, я тогда не слышал, не видел и живых носителей благодати Божией. Поэтому цели моей жизни не имели четких очертаний, понятия о счастье не выходили за рамки общепринятых стереотипов, а стремления и увлечения носили вполне земной характер. Но наступило время взрослой самостоятельной жизни, скорби и трудности которой всё чаще заставляли искать выход из тупиков, к которым приводили ложные идеалы. Одно я понимал тогда четко: человек должен жить для того, чтобы стать лучше. Но что делает человека совершеннее? Жизненные наблюдения привели меня к убеждению, что ни наука, ни искусство сами по себе, без четких нравственных ориентиров не могут преобразить человека и даже могут сделать его более изощренным во зле. И лишь встреча с верующими людьми позволила мне сделать радостное открытие: только вера, действующая любовью, может сделать человека качественно иным и по-настоящему счастливым, потому что в нем живет и действует Сам Господь. С теплотой и любовью вспоминаю первого моего духовника протоиерея Константина Гиппа, настоятеля Свято-Покровского храма города Жиздры, который, преподав мне первые уроки христианской жизни, сподобил меня таинства святого крещения. От него я узнал об архимандрите Иоанне (Крестьянкине), духоносном старце, Промыслом Божиим ставшем моим духовным руководителем в трудные дни моей жизни. Навсегда врезались в мою память слова напутствия одного из его последних писем, ставшие для меня заповедью: #]Служите людям во спасение свое и их. Будьте к себе построже всегда, и это оградит вас от бед, а к людям поснисходительнее, опытно зная, как трудно современному человеку обуздать грех, отовсюду оскалившийся на него#&. Руководствуясь его мудрыми предостережениями и советами, я встал на путь служения Богу и Церкви, а впоследствии, после пяти лет служения в иерейском чине в нижегородском (ныне кафедральном) соборе святого благоверного князя Александра Невского, получил положительный ответ на мое желание избрать стезю монашескую. Исполнен чувства благодарности к митрополиту Нижегородскому и Арзамасскому Георгию, от рук которого я принял монашеский постриг в Свято-Троицкой Сергиевой лавре, духовном сердце русского монашества, где проходил искус послушания, изучая устроение жизни современного монастыря. Назначенный решением Священного Синода наместником Свято-Успенской Флорищевой пустыни я всегда чувствовал заботу, находил помощь и участие владыки Георгия в решении всех непростых задач возрождающейся обители.
Занимаясь духовным просвещением детей и молодежи, а также служащих в Вооруженных силах нашей страны, работой с наркозависимыми, разделяя боль и страдания мучимых страстями людей, я воочию убедился в словах Спасителя: Жатвы много, а делателей мало; итак, молите Господина жатвы, чтобы выслал делателей на жатву Свою (Мф. 9, 37~38).
В словах наставления старца Григория к моему духовному покровителю преподобному Варнаве Гефсиманскому: #]Словом и хлебом питай алчущих, тако хощет Бог#& ~ вижу путь деятельной любви, широкое поприще служения Богу и пастве, к которому призван архиерей. Это призвание быть продолжателем дела Христова в благодатном возрождении людей, мудрым домостроителем Церкви Божией, носителем Божественных сил и раздаятелем их верующим требует от епископа душевной чистоты и исполняет великой мерой ответственности как имеющего дать отчет Богу.
Святейший владыка! Примите мою сыновнюю благодарность за то доверие, которое Вы оказали мне, недостойному, избрав епископом Выксунским и Павловским. Ваш личный подвиг служения Церкви, свидетельства о Христе в нашем преисполненном греха и непостоянства мире является для нас, молодых священнослужителей, примером подлинной верности Господу и сораспятия Ему.
Воспринимая избрание на многотрудное и ответственное архиерейское служение как всеблагую волю Божию, я повергаю себя в послушание Святой Церкви и Вашему Святейшеству. Смиренно прошу вас, Ваше Святейшество и богомудрые архипастыри Церкви Христовой, вознести молитву обо мне, грешном, и благословить на предстоящее поприще, чтобы и мне оказаться достойным продолжателем служения апостолов и, подражая апостолу Павлу, для всех сделаться всем, чтобы спасти по крайней мере некоторых (1 Кор. 9, 22).
СЛОВО СВЯТЕЙШЕГО ПАТРИАРХА КИРИЛЛА ПРИ ВРУЧЕНИИ АРХИЕРЕЙСКОГО ЖЕЗЛА ПРЕОСВЯЩЕННОМУ ВАРНАВЕ
Преосвященный епископ Варнава!
Днесь, за Божественной литургией, совершенной в соборном Храме Христа Спасителя, ты пережил поистине чудо Божие: наитием Небесного Утешителя через возложение рук архипастырей и по усердным молитвам всех собравшихся здесь людей ты соделался преемником апостолов и продолжателем их служения. И это не только красивая метафора, это не образ ~ это реальность. Ты, человек XXI века, соделался преемником тех, кто принял из рук Самого Спасителя Его Пречистое Тело и Кровь . и его слово, которое потом через них и их преемников распространилось по всему миру.
Обращая к тебе слова назидания и напутствия, которые по древней традиции надлежит со смирением и вниманием выслушать каждому новопоставленному архиерею, призываю тебя всегда помнить о высокой ответственности, возлагаемой на тебя ныне Самим Господом пред лицем Его Церкви.
Ответственность эта ~ пасти Божие стадо, надзирая за ним не принужденно, но охотно и богоугодно, не для гнусной корысти, но из усердия, и не господствуя над наследием [Божиим], но подавая пример стаду (1 Пет. 5, 2~3). Всегда держи в уме этот апостольский завет, стараясь стать для своей паствы образцом кротости, смирения, жертвенной любви и ответственности за возложенное на тебя служение. #]Сила дел служит великим побуждением к доверию#&, ~ говорит святитель Григорий Нисский (Слово на рукоположение). Не длинными и приукрашенными речами тебе надлежит привлекать людей в Церковь, но в первую очередь ясным, открытым, честным и понятным словом, которое совмещалось бы с реальными делами ~ конкретным служением в области духовно-нравственного просвещения наших современников, в сфере совершения добрых дел, в той важной работе, которую мы сегодня называем церковной молодежной работой, а также в области взаимодействия с Вооруженными силами и правоохранительными структурами, то есть со всеми теми, кто особым образом нуждается при выполнении своего долга в благодатной Божественной помощи. Через эти и многие другие значимые начинания тебе предстоит нести людям благую весть о Христе распятом и воскресшем, ибо в этом и заключается важнейшая задача любого архипастыря ~ словом и делом уловлять человеческие души (ср.: Мф. 4, 19), направляя их на спасительный путь следования заповедям Божиим. Облеченный апостольской властью, переданной тебе ныне в свершившемся таинстве епископской хиротонии, не возносись своим высоким положением, ибо, по слову мудрого Соломона, погибели предшествует гордость, и падению ~ надменность (Притч. 16, 18). Ведь гордость и надменность помрачают сознание человека, лишают его системы координат, путают его на жизненном пути, нередко подталкивая в пропасть. Заботься о том, чтобы вверенная тебе паства непрестанно возрастала в любви к Господу и ближним, непреткновенно восходила по лестнице духовного совершенствования.
По мысли преподобного Амвросия Оптинского, #]жизнь христианская утверждается четырьмя главными добродетелями ~ мужеством, мудростию, целомудрием и правдою#& (Собрание писем. Письмо № 196). И ты руководствуйся этим заветом, стремись в том же духе воспитывать и народ Божий, который нуждается и в мужестве, и в мудрости, и в целомудрии, и в способности отличать правду от лжи и усваивать правду сердцем своим. Что же на деле означают слова преподобного оптинского старца?
Во все времена следование за Господом требовало от человека немалого мужества и решимости, поскольку общепринятые поведенческие стереотипы внешнего мира зачастую идут вразрез с евангельскими нравственными идеалами. Личным примером твердого стояния в православной вере научай паству свидетельствовать о Христе не только в ограде церковной, но и за ее пределами, неся благовестие ближним и дальним, устрояя свою жизнь на основании вечных Богом установленных законов.
Мы призваны с духовным рассуждением относиться ко всему, что несет нам современная цивилизация, не отвергая, с одной стороны, того, что могло бы способствовать успешному развитию личности в духовном, интеллектуальном, нравственном, физическом смысле, что могло бы способствовать успешному развитию церковной миссии, а с другой стороны, противостоя непреклонно и твердо ложным ценностям современного общества, подталкивающего человека к безудержному наслаждению и потреблению, которые, будучи лишь удовлетворением похоти плоти, становятся в сознании людей некими ценностными установками. Стремись привить молодым людям идеалы целомудрия, жертвенной любви к ближним, сострадания и милосердия, научая их соразмерять свои слова и поступки с правдой Божией, которая открывается через веру в Иисуса Христа (Рим. 3, 20), через следование Его заповедям, и нет другого пути усвоения Божией правды. Не уставай свидетельствовать перед нашими современниками о том, что только у Господа. .. правда и сила (Ис. 45, 24) и правда Его пребывает в век (2 Кор. 9, 9).
За годы твоих трудов на благо Святой Церкви ты приобрел значительный пастырский и административно-хозяйственный опыт, который, несомненно, будет востребован и на новом месте твоего служения. Ныне ты направляешься на епископство во вновь учрежденную Выксунскую и Павловскую епархию, где на протяжении ряда лет был наместником Свято-Успенской Флорищевой мужской пустыни. Ответственное архипастырское служение тебе предстоит совершать в тесном соработничестве с главой Нижегородской митрополии Преосвященным Георгием, от рук которого ты в свое время принял монашеский постриг и который участвовал сегодня в твоей епископской хиротонии.
Напутствуемый этими словами, прими от меня сей жезл ~ видимый символ архипастырской власти ~ и благослови народ Божий, с усердием молившийся Господу о ниспослании тебе обильных даров и милостей в предстоящем служении в винограднике Христовом. Аминь.
БИОГРАФИЯ
Епископ Выксунский и Павловский Варнава (Роман Владимирович Баранов) родился 11 февраля 1965 г. в Калуге. В 1983 г. окончил СПТУг. Жиздры. В 1983~1985 гг. служил в рядах Вооруженных сил. В 1985~1991 гг. обучался на историко-филологическом факультете Горъковского государственного педагогического института.
В 1991~1992 гг. преподавал в Нижегородской технической гимназии.
В 1985~1995 гг. состоял в браке.
В 1992 г. приглашен на работу в Православное братство им. св. блгв. князя Александра Невского. Работал водителем, заведующим гаражом, пел и читал на клиросе.
24 апреля 1999 г., в день освящения Мариинского придела Александро-Невского собора г. Нижнего Новгорода, епископом (ныне митрополитом) Нижегородским и Арзамасским Николаем рукоположен в сан диакона. 1 июня 1999 г. в Воскресенском храме г. Арзамаса Преосвященным Иерофеем, викарием Нижегородской епархии, ~ во пресвитера. С1999 по 2004 г. служил в Александро-Невском соборе Нижнего Новгорода.
В 2004 г. окончил Нижегородскую духовную семинарию, направлен на послушание в Троице-Сергиеву лавру. 15 июля 2005 г. епископом (ныне митрополитом) Нижегородским и Арзамасским Георгием пострижен в монашество с именем Варнава. 1 сентября 2005 г. назначен и.о. наместника Свято-Успенского мужского монастыря Флорищева пустынь пос. Флорищи Володарского р-на Нижегородской обл. Постановлением Священного Синода от 27 декабря 2005 г. (журнал № 117) назначен наместником Свято-Успенской Флорищевой пустыни. С 17 августа 2006 г. по 26 декабря 2006 г. ~ наместник Свято-Успенского мужского монастыря Саровская пустынь. С 15 февраля 2007 г. ~ наместник Свято-Успенской Флорищевой пустыни.
Решением Священного Синода от 15 марта 2012 г. (журнал № 7) избран епископом Выксунским и Павловским.