ЖУРНАЛ  МОСКОВСКОЙ  ПАТРИАРХИИ
08-2012

ОФИЦИАЛЬНАЯ ХРОНИКА

Наречения и хиротонии

Наречение и хиротония архимандрита Нила (Сычева) во епископа Муромского, викария Владимирской епархии

       23 апреля в храме Всех святых, в земле Российской просиявших, патриаршей и синодальной резиденции в Свято-Даниловом монастыре Святейший Патриарх Кирилл совершил чин наречения архимандрита Нила (Сычева) во епископа Муромского, викария Владимирской епархии. 2 мая, в день 60-летия преставления блаженной Матроны Московской и годовщину ее канонизации, за Божественной литургией в храме Воскресения словущего Покровского монастыря Святейший Патриарх Кирилл возглавил хиротонию архимандрита Нила (Сычева) во епископа Муромского, викария Владимирской епархии. Предстоятелю Русской Церкви сослужили митрополиты Саранский и Мордовский Варсонофий, Тульский и Ефремовский Алексий, Екатеринбургский и Верхотурский Кирилл; архиепископы Владимирский и Суздальский Евлогий, Курский и Рыльский Герман; епископы Солнечногорский Сергий, Бельцкий и Фэлештский Маркелл, Нижнетагильский и Серовский Иннокентий.


СЛОВО АРХИМАНДРИТА НИЛА (СЫЧЕВА) ПРИ НАРЕЧЕНИИ ВО ЕПИСКОПА МУРОМСКОГО, ВИКАРИЯ ВЛАДИМИРСКОЙ ЕПАРХИИ

       Ваше Святейшество, Святейший владыка и многомилостивый отец! Богомудрые архипастыри, святители Церкви Христовой!
       Промыслом Божиим и изволением великого господина и отца нашего Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла и Священного Синода призван я, недостойный, к высокому служению в Церкви Христовой. Ныне предстою пред вами, святители Божий, с покорностью приемля святую волю Господа нашего Иисуса Христа, указанную мне через ваше решение о моем избрании епископом богоспасаемого града Мурома в послушание архиепископу Владимирскому и Суздальскому Евлогию.
       Покоряясь сему избранию, не могу не сознавать, что предстоящее служение епископа как служителя Христова и домостроителя таин Божиих (1 Кор. 4, 1) потребует от меня самоотверженности, мудрости и жертвенной любви к пастве Христовой, ибо епископу вверены люди Господни, и он воздаст ответ о душах их (39-е апостольское правило).
       Велико и ответственно принятие апостольской благодати. При мысли о жребии этого служения трепетали величайшие святые Церкви. Как же не ужасаться мне, грешному и немощному, как не исповедовать свое духовное несовершенство и недостоинство к принятию этого священного сана? Со страхом и глубоким духовным трепетом вступаю я на стезю несения креста апостольских трудов. Но сила Божия в немощи совершается (2 Кор. 12, 9). Вдохновляясь словом Господним: Да не смущается сердце ваше и да не устрашается (Ин. 14, 27), возлагаю всю свою надежду и упование на всесильную помощь Господа нашего и Спасителя Иисуса Христа, сказавшего: Не вы Меня избрали, а Я вас избрал и поставил вас, чтобы вы шли и приносили плод и чтобы плод ваш пребывал (Ин. 15, 16).
       Обращая взор на прожитую жизнь, вижу в ней действие Промысла Божия. Воспитанный матерью в православной вере, с юности искал я монашеской уединенной жизни, и Господь дал мне по Своей великой милости мудрых учителей, истинных пастырей Христовых. Первые азы жизни духовной преподаны мне были приснопамятным протоиереем Василием Барышниковым, настоятелем Свято-Никольского храма села Лопатина Нижегородской области, где нес я послушание пономаря. Отец Василий явил высокий пример христианского смирения, терпения и любви, что навсегда запечатлелось в моем сердце. Желание служить Богу и Его Святой Церкви в священномонашеском звании побудило меня направить свои стопы в земной удел Богоматери ~ богоспасаемый град Владимир. С любовью и особой теплотой молитвенно вспоминаю митрополита Серапиона (Фадеева), под омофором которого началось мое многолетнее служение на Владимирской земле, от которого принял монашеский постриг и священный сан.
       Всеблагим Промыслом Божиим придя в церковную ограду в годы притеснений, я продолжил свои скромные труды на благо Церкви в период духовного возрождения под богомудрым руководством Преосвященного архиепископа Владимирского и Суздальского Евлогия. По его благословению . приступил к послушанию по восстановлению разрушенных обителей: Свято-Лукиановой пустыни, затем Свято-Смоленской Зосимовой пустыни. Последние десять лет являюсь наместником Богородице-Рождественского мужского монастыря города Владимира. В служении своем я черпал духовные силы из неиссякаемого кладезя владимирских святынь, молясь Пречистой Богородице перед Ее чудотворным Владимирским образом. Великим утешением для меня стало участие в прославлении преподобного Алексия и Германа Зосимовских, святителя Афанасия Ковровского.
       Осознавая сугубую важность новых задач, стоящих перед Русской Православной Церковью, смиренно принимая вверенный мне залог благодати архипастырства ради славы Божией, с трепетом готовлюсь приступить к служению епископа ~ соработника апостолов и верного строителя Церкви (ср.: 1 Кор. 4, 2; Тит. 1, 7).
       Ваше Святейшество, Святейший владыка и отец! Позвольте выразить Вам сыновнюю благодарность и любовь за оказанное мне доверие, и прошу Ваших первосвятительских отеческих молитв. Вы, как искусный кормчий, ведете корабль Церкви к тихой пристани спасения, научая нас своим примером жертвенной евангельской жизни, который будет вдохновлять меня, немощного, в епископском служении. Искренние слова благодарности приношу архиепископу Владимирскому и Суздальскому Евлогию, внимательному наставнику и рассудительному архипастырю, преподавшему мне уроки ревностного служения и послушания Церкви. Его колоссальный опыт возрождения монашеской жизни всегда будет для меня источником духовного возрастания. Верю, что по Вашим молитвам, Святейший владыка, и по вашим молитвам, досточтимые и богомудрые архипастыри, Божественная благодать, всегда немощная врачующая и оскудевающая восполняющая, очистит и освятит мою душу, соделает мое служение достойным и плодотворным во славу Церкви Христовой.

СЛОВО СВЯТЕЙШЕГО ПАТРИАРХА КИРИЛЛА ПРИ ВРУЧЕНИИ АРХИЕРЕЙСКОГО ЖЕЗЛА ПРЕОСВЯЩЕННОМУ НИЛУ

       Преосвященный епископ Нил! Промыслом Божиим, благим, угодным и совершенным (ср.: Рим. 12, 2), в день памяти святой блаженной Матроны Московской в сем храме Воскресения словущего в Покровском женском монастыре, у ее цельбоносных мощей, за Божественной литургией ты сопричислен к сонму епископов Русской Православной Церкви и призван стать солью земли (Мф. 5, 13) и светом мира (Мф. 5,1 4).
       С возложением на твою главу архиерейских рук тебе была явлена преизобилующая благодать к совершению святых, на дело служения, для созидания Тела Христова (Еф. 4, 12). Однако вместе с этим неизреченным даром (ср.: 2 Кор. 9, 15) ты принял на себя и тяжкое бремя апостольского подвига. Отныне тебе надлежит жить нуждами и чаяниями твоей паствы и, не ища своей воли, но воли Господней (ср.: Ин. 5, 30), вседневно и всечасно отрицаться себя, ради вверенных тебе словесных овец изнемогать с теми, кто изнемогает, и воспламеняться за тех, кто соблазняется (ср.: 2 Кор. 11, 29). Епископское служение, высокое, спасительное и вместе с тем сопряженное со многими скорбями и трудностями, требует от тебя постоянного самоотвержения, сердечного горения, жертвенной любви. Помни о том, что только Тот, Кто возложил на тебя сей крест, может подать и силы для несения его, и потому непрестанно уповай на милость Творца, молитвенно испрашивая Его всеукрепляющей помощи. Дабы ниспосланная тебе благодать не была тщетной (ср.: 1 Кор. 15, 10), сохраняй и питай ее ревностью о деле Божием, верностью данным тобою обетам и неослабным стремлением к духовному совершенствованию.
       Тебе предстоит подвизаться на многих поприщах: восстанавливать и строить новые храмы, развивать религиозное образование и катехизацию, осуществлять духовно-просветительские, миссионерские и социальные проекты, заботиться о подготовке достойных кандидатов в клир. Уверен, что добрым подспорьем в этих трудах станет ценный пастырский и административный опыт, приобретенный тобою во время служения наместником Зосимовой, а затем и Богородице-Рождественской обителей, благочинным монастырей Владимирской епархии и в различных епархиальных комиссиях. Продолжая труды на благо Матери-Церкви в достоинстве викарного епископа, прибегай к совету правящего архиерея ~ Преосвященного владыки Евлогия, будь его верным помощником, неленостным сослужителем и смиренным послушником, стараясь сохранять единство духа в союзе мира (Еф. 4, 3). Во всем многообразии забот по устроению приходской жизни не забывай о том, что средоточие твоего архиерейства ~ это приобщение людей к благодати Божией и проповедь находящимся как внутри, так и вне ограды церковной истин святого православия, содействие нравственному преображению и духовному обновлению наших современников. Стремись к тому, чтобы возвещаемое тобой слово Господне, звучащее зачастую среди навязчивого информационного шума и заглушаемое голосами тех, кто противится заповедям Христовым, было услышано и принято каждым человеком, чтобы никакие средостения не ослабляли силу благодатного воздействия спасительной евангельской вести. Потому, препоясав чресла истиною и облекшись в броню праведности (ср.: Еф. 6, 14), твердо стой в правде Божией, обличая, запрещая, увещевая со всяким долготерпением и назиданием (ср.: 2 Тим. 4, 2), противопоставляя всем ложным ценностям и душевредным поветриям века сего вечные христианские идеалы и принципы. Сугубое же попечение имей о молодом поколении, которое особенно остро нуждается в духовном водительстве, в примерах искренней веры, праведной жизни и нелицемерной заботы о ближних.

       Дабы посеянные в душах людей семена слова Божия взошли и дали добрый плод, подкрепляй проповедь Евангелия делами милосердия, простирая свою деятельную заботу на плачущих и скорбящих, труждающихся и обремененных (ср.: Мф. 11, 28), немощных и лишенных крова. Совершая это служение, никогда не ослабевай в усердии, памятуя о словах святителя Григория Двоеслова, коими он предостерегает всех пастырей: #]Для нуждающихся в вещественных благах недействительны уроки такого учителя, который не подает им руки помощи в претерпеваемых ими нуждах и не привлекает к себе милосердием#& (Правило пастырское. Гл. I). Открывая людям истину, ты должен свидетельствовать о ней и своими поступками, ибо жизнь архиерея ~ человека, вознесенного на свещницу церковную, ~ испытуется тысячами глаз и языков (Исидор Пелусиот. 5-е слово о пастырстве). Кто-то обращает свой взор на епископа, ища в нем надежный нравственный ориентир, указующий путь спасения, а кто-то хочет за высотой святительского сана разглядеть слабости и немощи человеческие. Посему стремись явить собой образец в любви, в духе, в вере, в чистоте (ср.: 1 Тим. 4, 12), чтобы личным примером утверждать пасомых в вере и не давать повода ищущим повода (ср.: 2 Кор. 11, 12). Прими же сей жезл как символ власти, ниспосланной тебе свыше. Животворящий Дух, ныне тайнодейственно излившийся на тебя, да управит пути твоего епископского служения, соделав предлежащее поприще беспорочным, спасительным и многоплодным. А теперь преподай архипастырское благословение предстоящим православным христианам, молитвенно соучаствовавшим в твоей хиротонии. Аминь.

БИОГРАФИЯ

       Епископ Муромский Нил, викарий Владимирской епархии (Андрей Николаевич Сычев), родился 19 апреля 1964 г. в д. Рогановка Сергачского р-на Горъковской обл. В 1984~1986 гг. служил в рядах Вооруженных сил. 2 июня 1986 г. архиепископом Владимирским и Суздальским Серапионом (Фадеевым) пострижен в рясофор, 24 июня ~ в монашество с именем Нил в честь преподобного Нила Сорского. 17 июля рукоположен в сан иеродиакона, 19 августа ~ во иеромонаха. Назначен настоятелем домовой церкви во имя Владимирской иконы Божией Матери архиерейских покоев в г. Владимире.
       В 1988 г. возведен в сан игумена.
       В 1990 г. почислен за штат Владимирской епархии с правом перехода в Тамбовскую епархию, где исполнял послушание личного секретаря епископа Тамбовского и Мичуринского Евгения (Ждана).
       В 1991 г. вернулся во Владимирскую епархию и был назначен экономом возрождаемой Богородице-Рождественской Лукиановой мужской пустыни близ г. Александрова.
       23 февраля 1993 г. назначен наместником вновь открывшейся Смоленской Зосимовой мужской пустыни близ станции Арсаки Александровского р-на Владимирской обл.
       В 1996~2001 гг. нес послушание благочинного монастырей Владимирской епархии. 9 октября 2001 г. назначен благочинным монастырей Владимирского округа Владимирской епархии. Постановлением Священного Синода от 17 июля 2001 г. (журнал № 48) утвержден наместником Богородице-Рождественского мужского монастыря г. Владимира.
       В 2005 г. заочно окончил Владимирскую духовную семинарию, а также Владимирский государственный университет по специальности #]психология#&.
       В 2006 г. назначен заведующим сектором заочного обучения Владимирской духовной семинарии по воспитательной и финансово-практической работе. В 2007 г. включен в состав единого епархиального реставрационно-строительного отдела в качестве руководителя отдела производства строительных и реставрационных работ. В 2009 г. назначен руководителем строительного отдела Владимирской епархии. В 2010 г. назначен председателем епархиальной комиссии по проверкам финансово-хозяйственной деятельности приходов и монастырей.
       Решением Священного Синода от 16 марта 2012 г. (журнал № 21) избран епископом Муромским, викарием Владимирской епархии.