ЖУРНАЛ  МОСКОВСКОЙ  ПАТРИАРХИИ
10-2012

ОФИЦИАЛЬНАЯ ХРОНИКА

Наречения и хиротонии

Наречение и хиротония архимандрита Илариона (Кайгородцева) во епископа Кинешемского и Палехского

       15 июня в Тронном зале кафедрального соборного Храма Христа Спасителя Святейший Патриарх Кирилл совершил чин наречения архимандрита Илариона (Кайгородцева) во епископа Кинешемского и Палехского. 8 июля за Божественной литургией в Храме Христа Спасителя Святейший Патриарх Кирилл возглавил хиротонию архимандрита Илариона (Кайгородцева) во епископа Кинешемского и Палехского. Предстоятелю Русской Церкви сослужили митрополит Саранский и Мордовский Варсонофий; епископы Иваново-Вознесенский и Вичугский Иосиф (ныне митрополит Иваново-Вознесенский и Вичугский), Солнечногорский Сергий, Сиэтлийский Феодосии, Смоленский и Вяземский Пантелеимон, Шуйский и Тейковский Никон.


СЛОВО АРХИМАНДРИТА ИЛАРИОНА (КАЙГОРОДЦЕВА) ПРИ НАРЕЧЕНИИ ВО ЕПИСКОПА КИНЕШЕМСКОГО И ПАЛЕХСКОГО

       Ваше Святейшество, Святейший владыка и милостивый отец! Ваши Высокопреосвященства и Преосвященства, богомудрые архипастыри! Достойные преемники апостолов Господа нашего Иисуса Христа, пришедшего в этот мир спасти грешников, из которых я первый!
       Вы собрались в этот день, чтобы назвать меня своим собратом и сослужителем, чтобы возвысить меня до участия в вашем собрании. Мне неловко и стыдно что-то говорить в вашем кругу, кругу святителей Христовых, богомудрых хранителей веры Единой, Святой, Соборной и Апостольской Церкви, через которых на земле является воля Божия. Изволением Божиим, благословением Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла, избранием Священного Синода Русской Православной Церкви призван я в ваше собрание для наречения во епископа Кинешемского и Палехского. Величие епископского служения устрашает меня, потому что от всякого, кому дано много, много и потребуется; и кому много вверено, с того больше взыщут (Лк. 12, 48), но при этом утешают слова Господа, которые Он сказал перед Своим Вознесением апостолам, а значит, и их преемникам: Я с вами во все дни до скончания века (Мф. 28, 20). По немощи человеческой испытываю страх перед предстоящим служением, но и открыто исповедую надежду и упование на благодать Божию, немощная врачующую и оскудевающая восполняющую. Святитель Иоанн Златоуст говорит: #]Стадо идет вслед своего пастыря, куда он поведет его#&, потому должно тщательно стремиться, да слово Христово вселяется в нас обильно, со всякою премудростью (Кол. 3,16), достигая того двумя способами ~ #]презрением похвал#& и #]силою слова#&. И сам ныне взываю от всего сердца: #]Даруй мне, Господи, веру непостыдну, надежду известну, любовь нелицемерну#&. С юности я шел путем Христовым, призываемый гласом Божиим: Придите ко Мне все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас (Мф. 11, 28).
       Мои первые шаги в Церкви начинались с низших степеней служения. Так, мною были постигнуты в деталях алтарные труды на далеком приходе, а впоследствии и различные монастырские послушания в обители. В Ивановской епархии шло мое становление. На протяжении девятнадцати лет, постепенно возрастая в меру возраста, я принял монашеский постриг, диаконское и пресвитерское достоинство от мудрого архипастыря ~ архиепископа Амвросия (Щурова). Он личным примером сформировал во мне образ пастыря доброго, сам всегда полагая всю свою душу и всё свое время на окормление вверенной ему паствы. Вы, Ваше Святейшество, часто вспоминаете слова Евангелия: Жатвы много, а делателей мало (Мф. 9, 37), и призываете пастырей подъять и усугубить труды на ниве Христовой.

       Ваше Святейшество! Пример жертвенного служения Первосвятителя Церкви Русской вдохновляет пастырей и всевает ревность о спасении вручаемого Христом словесного стада. Благодарю Господа, что на моем жизненном пути я встретил истинных пастырей, общение с которыми обогатило меня драгоценным духовным опытом.
       Благодарю всемерно епископа Иваново-Вознесенского Иосифа, мудрого архипастыря, в котором обрел я назидательнейший пример рассудительности и пастырской ответственности, сподобившего меня по милости Божией потрудиться над восстановлением древней монашеской обители, Золотниковской пустыни, в которой вновь смогла затеплиться лампада, зазвучать молитва иноков и совершаться Бескровная Жертва.
       Благодарю братию Свято-Троицкой Сергиевой лавры, архимандрита Никона (Фомина), наместника Николо-Шартомского мужского монастыря с братией обители, протоиерея Валериана Кречетова, духовника Московской епархии, поддерживающих и утешающих меня в трудных обстоятельствах жизни.
       Невольно восходя мысленно чуть более чем на три столетия назад, представляю, как из Золотниковской пустыни был призван на святительское служение святитель Митрофан Воронежский. К святителю Митрофану в эту минуту обращаюсь я, ища и его святой помощи в моем укреплении, при низведении на меня дара епископской благодати.
       В день моей грядущей Пятидесятницы я склоню перед престолом Божиим свою голову, и вы, Ваше Святейшество, богомудрые архипастыри, возложением Святого Евангелия и вашими святительскими молитвами низведете на меня дар епископской благодати, которая уврачует немощи моей души, восполнит скудость моего ума и сердца для совершения нового служения, к которому призывает меня Святая Церковь.

СЛОВО СВЯТЕЙШЕГО ПАТРИАРХА КИРИЛЛА ПРИ ВРУЧЕНИИ АРХИЕРЕЙСКОГО ЖЕЗЛА ПРЕОСВЯЩЕННОМУ ИЛАРИОНУ

       Преосвященный епископ Иларион!
       Сегодня за Божественной литургией ты принял через возложение на твою главу рук архипастырей сугубую благодать Святого Духа. Дар сей получили вначале ученики
       Христовы, дабы нести миру радостную весть о воскресшем Спасителе. Ныне же ты стал их преемником, призванным умножать плоды трудов первых делателей в винограднике Божием. Основав Свою Церковь, Господь поручил управление ею апостолам, а через них и епископам, доверив пасти Свое словесное стадо, чтобы они наставляли его в правде, благочестии, любви, терпении и кротости (ср.: 1 Тим. 6, 11). Тебе предстоит действительно нелегкое служение: ни на что невзирая, не дорожа своей жизнью, проповедовать Евангелие благодати Божией (ср.: Деян. 20, 24). Ныне ты вступаешь на новую, доселе неведомую для тебя стезю, и путь сей страшит тебя, ведь вместе с епископским омофором на твои плечи возлагается и великая ответственность за народ Господень, дабы он укреплялся в вере и твердо стоял в истине. Архипастырским словом, а более всего личным примером благочестия, делами любви и милосердия приводи людей к Богу, убеждая их в том, что лишь во Христе возможно обрести полноту бытия и высший смысл жизни. Сегодня, когда человек нередко использует дарованную ему Творцом свободу ради угождения плоти, ради мимолетных наслаждений и удовлетворения собственных страстей, Церковь призвана возвышать свой учительский голос, непрестанно свидетельствовать ближним и дальним правду Божию, которая есть правда вечная (ср.: Пс. 118, 12) и открывается через веру в Иисуса Христа (Рим. 3, 22).
       Обольщенный грехом мир не терпит этой правды, всячески противится ей, ибо правда Божия беспощадно обличает человека, обнажает его слабости и несовершенство. Мы видим, что ныне общественному сознанию зачастую навязываются такие стереотипы поведения, в соответствии с которыми нормой становятся порой совершенно безнравственные и низкие поступки. И люди, усваивая неправильный, далекий от Господних установлений образ жизни, как бы заглушают, усыпляют свою совесть, делая себя неспособными разобраться, где добро и где зло, где правда, а где ложь.
       Задача Церкви состоит в том, чтобы помочь человеку пробудить его спящую совесть, услышать голос Божий внутри нас. А это возможно достичь, лишь очищая себя покаянием и исполняя евангельские заповеди, ибо, по замечанию святителя Игнатия (Брянчанинова), подобно тому как лезвие ножа натачивается камнем, так и совесть натачивается Христом (Свт. Игнатий (Брянчанинов). Аскетические опыты. Т. 1). Призывай свою паству к добротворению, поскольку в этом и заключается деятельное следование завету Спасителя о любви к ближним. Развивая социальное служение на приходах, организуя епархиальные центры помощи нуждающимся, помни, что люди, видя сии совершаемые благие дела, скорее придут в Церковь Христову и прославят Бога. Но и сам ты должен являть образец милосердия и сострадания, посещая больных, заботясь о заключенных в темницах, утешая скорбящих, не пренебрегая никем, кто нуждается в твоей поддержке и архипастырском участии.

       Особенно важно видеть такие добрые примеры юношеству, которое находится в активном духовном поиске, поиске жизненных ориентиров. Именно поэтому уделяй особое внимание работе с подрастающим поколением. Духовное просвещение народа Божия да будет важным направлением твоего епископского служения. Заботься о созидании приходских воскресных школ и епархиальных молодежных центров. Имея отеческое попечение о нравственном состоянии своей паствы, о ее возрастании в любви ко Господу и ближним, помни о том, что благоуспешное устроение полнокровной церковноприходской жизни возможно лишь тогда, когда центром бытия христианской общины становится совместная молитва и вкушение от Божественной трапезы. Непрестанно призывай пасомых как можно чаще приступать к причащению святых Тела и Крови Христовых. Заботься о том, чтобы участие в литургической жизни Церкви не становилось для человека чем-то автоматически привычным, но было насущной потребностью души и искренним желанием сердца. Посему научай паству живой и действенной вере ~ вере, основанной на силе Божией (ср.: 1 Кор. 2, 5) и утверждаемой к совершенству добрыми делами (ср.: Иак. 2, 22). Свои труды тебе предстоит осуществлять в тесном взаимодействии с главой Ивановской митрополии Преосвященным Иосифом, участвовавшим ныне в твоей архиерейской хиротонии. Будь единомысленен с ним, совершая свое служение, стараясь сохранять единство духа в союзе мира (Еф. 4, 3). Наставляемый сими словами назидания, произносимыми по древней традиции для каждого новопоставляемого епископа, прими этот жезл ~ видимый знак архипастырской власти ~ и благослови народ Божий, усердно молившийся ныне за Литургией о даровании тебе сил и всеукрепляющей помощи Господней для совершения предстоящего высокого служения. Аминь.

БИОГРАФИЯ

       Епископ Кинешемский и Палехский Иларион (Ян Викторович Кайгородцев) родился 16 июля 1971 г. в Новосибирске. Работал в Москве в обществе #]Радонеж#&. Был алтарником в храмах Иваново-Вознесенской епархии. 9 апреля 1993 г. архиепископом
       Ивановским и Кинешемским Амвросием (Щуровым) в храме Воскресения словущего с. Толпыгина Приволжского р-на Ивановской обл. пострижен в монашество с именем Иларион. 27 июня 1993 г. архиепископом Амвросием в Преображенском кафедральном соборе г. Иванова рукоположен в иеромонахи. Назначен священником в Свято-Успенский приход пос. Лух Лухского р-на Ивановской обл. В 1994 г. стал настоятелем Скорбященского храма пос. Сокольского Ивановской обл. и благочинным Сокольского р-на. В том же году назначен настоятелем прихода Рождества Христова с. Сосновец Родниковского р-на Ивановской обл. 26 января 1996 г. переведен третьим священником в Успенско-Казанский храм с. Кузнецова Шуйского р-на Ивановской обл. В 1998 г. Успенский приход был реорганизован в монашескую общину. В 2003 г. возведен в сан игумена. В 2006 г. назначен настоятелем Успенско-Казанского мужского монастыря с. Кузнецова Шуйского р-на Ивановской обл., в 2007 г. ~ настоятелем прихода Успенской Золотниковской пустыни с. Золотниковская пустынь Тейковского р-на Ивановской обл.
       В 2011 г. окончил Киевскую духовную академию по сектору заочного обучения. В апреле 2012 г. назначен заместителем председателя дисциплинарной комиссии Иваново-Вознесенской епархии. Решением Священного Синода от 7 июня 2012 г. (журнал № 50) избран епископом Кинешемским и Палехским.