ЖУРНАЛ  МОСКОВСКОЙ  ПАТРИАРХИИ
11-2012

ОФИЦИАЛЬНАЯ ХРОНИКА

Наречения и хиротонии

Наречение и хиротония архимандрита Мефодия (Зайцева) во епископа Альметьевского и Бугульминского

       6 июля в храме Всех святых, в земле Российской просиявших, патриаршей резиденции в Даниловом монастыре Святейший Патриарх Кирилл совершил чин наречения архимандрита Мефодия (Зайцева) во епископа Альметьевского и Бугульминского. 11 июля за Божественной литургией в верхнем храме Спасо-Преображенского собора Валаамского ставропигиального мужского монастыря Святейший Патриарх Кирилл возглавил хиротонию архимандрита Мефодия (Зайцева) во епископа Альметьевского и Бугульминского. Предстоятелю Русской Церкви сослужили митрополит Саранский и Мордовский Варсонофий; архиепископы Казанский и Татарстанский Анастасий (ныне митрополит Казанский и Татарстанский), Петрозаводский и Карельский Мануил, Сергиево-Посадский Феогност; епископы Троицкий Панкратий, Солнечногорский Сергий.



СЛОВО АРХИМАНДРИТА МЕФОДИЯ (ЗАЙЦЕВА) ПРИ НАРЕЧЕНИИ ВО ЕПИСКОПА АЛЬМЕТЬЕВСКОГО И БУГУЛЬМИНСКОГО

       Ваше Святейшество! Богомудрые архипастыри Церкви Христовой!
       Благоговея пред всемогущим Промыслом Божиим сердцем, исполненным смирения пред вашей святыней, трепет испытал я, когда слуха моего достигла весть об избрании меня на епископское служение - служение Всеблагому Творцу, во Святей Троице славимому!
       Пред взором моим встали образы богоносных мужей древности - светильников Церкви Христовой, избегавших сего служения, почитавших себя недостойными его. Святитель Григорий Богослов писал, что тому, кто хочет проходить епископское служение, надо #]прежде самому очиститься, потом уже очищать; умудриться, потом умудрять; стать светом, потом просвещать; приблизиться к Богу, потом приводить к Нему других#& (#]Слово защитительное по случаю удаления в Понт#&). Вспоминается и смиренный ответ преподобного аввы Сергия Радонежского святителю Алексию, призывавшему его ко архиерейству: #]Выше меры моея есть дело сие...#& Если так говорили и писали о святительском служении угодники Божий, то что же сказать мне? Ныне предстоя пред вами, Святейший владыка и честные архипастыри, исповедую пред вами немощь свою. Однако страх и трепет, наполнившие мою душу, постепенно перешли в смиренную покорность Промыслу Божию, тако о мне недостойном возблаговолившему. Взирая на уже пройденный путь, я не могу не видеть в нем проявлений чудного водительства Божия.
       От юности Промысл Божий приблизил меня к святому храму апостолов Петра и Павла, который поистине стал для меня школой христианской жизни. Первые шаги в доме Божием я делал под мудрым водительством нашего владыки епископа Казанского и Марийского (ныне архиепископа Казанского и Татарстанского) Анастасия, навсегда ставшего для меня примером жертвенного служения Церкви и народу Божиему. Мой духовный наставник игумен Иоанн (ныне архиепископ Йошкар-Олинский и Марийский) своим строгим образом жизни, неукоснительным соблюдением правил и уставов Церкви сподвиг меня к желанию отречься от мира и стать монахом. С благодарностью вспоминаю и моего монастырского руководителя архимандрита Всеволода, чьими поистине подвижническими трудами восстала из руин поруганная святыня нашего края - Раифский Богородицкий мужской монастырь. Годы служения в Богородице-Успенском мужском монастыре на острове Свияжск, у святых мощей его основателя святителя Германа, архиепископа Казанского, стали новым этапом: здесь, в тишине и уединении от суетного мира, мной были принесены монашеские обеты и принят сан священства. В постриге я был наречен в честь равноапостольного Мефодия, учителя и просветителя славянских народов. Шесть лет жизни на святом острове были посвящены и получению образования в Православном Свято-Тихоновском гуманитарном университете, и, что самое главное, осмыслению выбранного мною иноческого пути.
       Промысл Божий проявлением воли правящего архиерея направил меня, недостойного, на служение в Благовещенский собор Казанского кремля, построенный и освященный трудами и молитвами первосвятителя Церкви Казанской святителя Гурия, просветившего светом веры Христовой нашу землю. Последним (до нынешнего дня) местом моего служения в Казани стал Свято-Введенский Кизический мужской монастырь, где на меня возложено было послушание настоятеля. Из сей обители Господь призывает меня ныне на епископское служение. Силы мои немощны, и душа моя трепещет пред величием предстоящего служения, но в этом смятении меня утешают слова Господа, сказанные апостолу Павлу: Довольно для тебя благодати Моей, ибо сила Моя совершается в немощи (2 Кор. 12, 9). Верую, что Подавший труды подаст и силы к их совершению.
       Уповая на непреложную помощь Божию, я уповаю также и на предстательство Царицы Небесной - хранительницы и покровительницы Отечества нашего, благоволившей явить во граде нашем Казани Свой чудный образ. Великую силу и помощь вижу в заступничестве моего покровителя - равноапостольного Мефодия, архиепископа Моравского, простираю свой взор и к сонму святых земли Казанской: святителям, мученикам, преподобным, освятившим своими подвигами сей край, в котором и мне, недостойному, надеюсь, надлежит потрудиться. Умолкает язык мой в благоговении пред Промыслом Божиим.
       Ваше Святейшество, милостивый отец! Смиренно приемлю жребий сей и нимало вопреки глаголю, вступая на жертвенное, крестное и славное сие поприще.
       И теперь я прошу Вас, Святейший владыка, и вас, достойные святители Церкви, помолитесь о мне, грешном и недостойном, да подаст мне милостивый и всещедрый Господь всякое даяние благое и всяк дар совершен (Иак. 1, 17), дабы благодать Святого Духа осенила меня через возложение ваших святительских рук и дала мне силы пребывать верным до конца в моем служении Церкви, #]право править слово Истины#& и обрести милость в день Судный праведного воздаяния Божия! Аминь!


СЛОВО СВЯТЕЙШЕГО ПАТРИАРХА КИРИЛЛА ПРИ ВРУЧЕНИИ АРХИЕРЕЙСКОГО ЖЕЗЛА ПРЕОСВЯЩЕННОМУ МЕФОДИЮ

       Преосвященный епископ Мефодий!
       В благодарном трепете пред Господом стоишь ты в этом величественном храме Преображения Господня древней Валаамской обители, где сегодня волею и наитием Святого Духа через возложение рук архиереев тайнодейственно приобщился ты к собору епископов, стал преемником апостолов воплощенного Слова Божия Господа Иисуса Христа. Отныне твое призвание - продолжать святительское делание, проповедовать Царствие Небесное, освящать верных благодатью спасительных таинств, собирать воедино стадо Христово. Свое пастырское и святительское служение ты будешь совершать во вновь образованной Альметьевской епархии в пределах Татарстанской митрополии. Это обстоятельство накладывает на тебя сугубую ответственность, ибо учреждение архиерейской кафедры в этом многонациональном и многоконфессиональном регионе вызывает особые ожидания у его жителей. Будь готов отвечать с любовью, терпением и рассуждением на вопрошания очень разных людей.
       Твой архипастырский совет должен быть благоразумным, с учетом уровня духовной зрелости твоего собеседника. Утверждая и распространяя истину православия во вверенных тебе пределах, будь одинаково приветливым с человеком просвещенным и малосведущим, с облеченным властью и простым, с богатым и убогим, с соотечественником и чужестранцем, с христианином и с исповедующим иную религию. Во времена, когда общество всё чаще живет по законам ярмарки тщеславия, стань примером истинного благочестия, молитвенного подвига, смиренномудрия, сердечной веры и нелицемерной заботы о ближних. Для этого, переживая горести и радости пасомых как свои, развивай просветительские программы, благотворительное и социальное служение. Вовлекай в эти значимые начинания клир и мирян, в особенности же юношество, которое так важно вовремя обучить ответственности, трудолюбию, стремлению быть полезным обществу. Твое слово будет иметь тем более горячий отклик в сердцах слушателей и тем большее уважение в народе, чем больший образец внутреннего горения, открытости, готовности к духовно-нравственному совершенству ты явишь сам. Соработничая с главой Татарстанской митрополии Преосвященным Анастасией, яви окружающим столь редкий в светском мире пример уважения и почитания старших, опытных, начальствующих. Для многих невоцерковленных людей именно со встречи с добрым пастырем, сумной беседы о главном начинается осознание того, что Церковь - это неисчерпаемый родник сил для жизни земной и единственный путь к спасению -для жизни вечной. Наши современники должны твердо усвоить, что, только согласовывая свои поступки с Божественным нравственным законом, мы сможем достичь гармонии духовного и материального, почувствовать душевное равновесие, радость и полноту бытия, а в конечной перспективе - обрести спасение и Царствие Небесное. Именно так - через живую связь с Создателем в молитве, через участие в таинствах и помощь ближним - мы можем добиться самосовершенствования, устойчивого развития семейной, общественной, профессиональной и даже государственной жизни. Во мраке искушений современного мира - духовного ига потребительства, гонки за властью, почестями, комфортом - наши соотечественники зачастую забывают, что заповеди Божий, дарованные человечеству еще в Ветхом Завете, - это минимум личной и общественной морали, на которых с древних времен зиждется не только внутренняя целостность человека, но и все формы социальных отношений. На этих же принципах зиждется и всё современное законодательство.

       Будь готов к тому, что твоя проповедь добрых дел в противостоянии духу мира сего (ср.: 1 Кор. 2, 12) будет порождать яростное осуждение, нападки и наветы со стороны сынов противления (ср.: Еф. 2, 2). Тебе хорошо известно, что сегодня активная позиция Церкви нередко вызывает неприятие у тех, кто стремится привлечь на свою сторону общественное мнение и финансы, не гнушаясь ни ложным истолкованием фактов, ни замалчиванием правды, ни даже прямой клеветой.
       Перенося это поношение, в терпении надейся, что Подавший испытание подаст и силы достойно пройти через искус. Правда восторжествует, ибо сказано: Блаженны вы, когда будут поносить вас и гнать и всячески неправедно злословить за Меня. Радуйтесь и веселитесь, ибо велика ваша награда на небесах: так гнали [и] пророков, бывших прежде вас. Вы - соль земли (Мф. 5, 11-13). Иди же по пути любви и заповедей, возвещенных нам Богом. И пусть этот узкий, но истинный путь, единственно ведущий ко Спасителю и спасению, будет твоим путем и путем всей твоей паствы. Не уклоняйся от этого узкого пути ни вправо, ни влево. Опорой тебе да послужит этот архиерейский жезл - знак апостольской власти, непрестанного духовного возрастания и твердости в вере. Гряди к народу Божиему и благослови от полноты полученных сегодня даров Святого Духа собравшихся здесь людей - тех, кто молился ревностно за твое святительское служение. Аминь.

БИОГРАФИЯ

       Епископ Альметьевский и Бугульминский Мефодий (Дмитрий Анатольевич Зайцев) родился 25 октября 1978 г. в Казани. В 1993 г. принят в число братии Раифского Богородицкого мужского монастыря, где нес послушания алтарника, ризничего, звонаря, просфорника. 4 апреля 1997 г. в Раифском монастыре пострижен в рясофор. 10 августа того же года в Петропавловском соборе г. Казани рукоположен в сан диакона.
       В 1997 г. переведен в Свияжский Богородице-Успенский мужской монастырь. 19 марта 1998 г. пострижен в монашество с именем Мефодий в честь равноапостольного Мефодия, архиепископа Моравского, учителя Словенского. 2 мая 1999 г. в Троицком соборе Раифского монастыря рукоположен в сан иеромонаха. В августе того же года назначен благочинным Свияжского Богородице-Успенского монастыря. Одновременно занимал должность председателя приходского совета Свияжского подворья во Введенской Слободе.
       В 2003 г. переведен в Иоанно-Предтеченский мужской монастырь г. Казани. С января 2005 г. преподает в Казанской духовной семинарии общецерковную историю.
       В 2005 г. назначен настоятелем Благовещенского кафедрального собора Казанского кремля. В 2007 г. окончил Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет. В 2008 г. назначен наместником Свято-Введенского Кизического мужского монастыря г. Казани. В 2009 г. возведен в сан игумена. В 2010 г. поступил в аспирантуру Поволжского федерального университета на кафедру философии. Решением Священного Синода от 6 июня 2012 г. (Журнал № 46) избран епископом Альметьевским и Бугульминским.