ЖУРНАЛ  МОСКОВСКОЙ  ПАТРИАРХИИ
11-2012

ОФИЦИАЛЬНАЯ ХРОНИКА

Наречения и хиротонии

Наречение и хиротония архимандрита Петра (Мансурова) во епископа Калачинского и Муромцевского

       6 июля в храме Всех святых, в земле Российской просиявших, патриаршей резиденции в Даниловом монастыре Святейший Патриарх Кирилл совершил чин наречения архимандрита Петра (Мансурова) во епископа Калачинского и Муромцевского. 12 июля за Божественной литургией в московском храме Петра и Павла в Лефортове Святейший Патриарх Кирилл возглавил хиротонию архимандрита Петра (Мансурова) во епископа Калачинского и Муромцевского. Предстоятелю Русской Церкви сослужили митрополиты Саранский и Мордовский Варсонофий, Омский и Таврический Владимир; епископы Солнечногорский Сергий, Воскресенский Савва.



СЛОВО АРХИМАНДРИТА ПЕТРА (МАНСУРОВА) ПРИ НАРЕЧЕНИИ ВО ЕПИСКОПА КАЛАЧИНСКОГО И МУРОМЦЕВСКОГО

       Ваше Святейшество, Первосвятитель Русской Православной Церкви, милостивый и любящий наш отец! Ваши Высокопреосвященства, Преосвященства, святители Церкви Христовой! Неисповедимым Промыслом Божиим, благословением Вашего Святейшества, избранием Священного Синода ныне призван я в ваше собрание для наречения во епископа Калачинского и Муромцевского. Недосягаемая для меня даже в помыслах благодать архипастырского служения, величайшая ответственность за дар Духа Святого и за вверяемую мне паству только подчеркивают мое крайнее недостоинство. Нищ и наг есмь аз, и сегодня эта нагота моя подлежит суду. И как смел предстать я пред вами? Почему не убегаю, не прячусь от благодатного огня Святой Пятидесятницы, могущего попалить мою дерзость? Разве нет предо мною примеров святых, которые со смирением отказывались от такого служения?
       Одна у меня надежда и одно упование - на ваше благословение и молитвенное заступничество.
       Святые, чистые сердцем, ясно различали Божий Промысл и, отказываясь от своей воли, следовали Его призыву. Мне же, многогрешному и духовно слепому, можно полагаться только на ваше святительское видение. Поэтому со страхом и трепетом преклоняюсь пред волею Господней, выраженной в вашем благословении, приемлю возлагаемое на меня назначение и вопреки ничесоже глаголю. Оглядываясь на свое прошлое, ничего на нахожу в себе доброго, лично мне принадлежащего. Все мои заслуги принадлежат людям, Промыслом Божиим встретившимся на моем жизненном пути. Прежде всего я бесконечно благодарен дорогим моим родителям, подарившим мне не только жизнь, но и веру.
       Их забота о моем духовном воспитании предопределила многое в моей жизни, а молитвы материнские оберегают меня и до сих пор. Из того далекого детства осталось яркое воспоминание: святая Почаевская обитель, почитаемый старец отец Иосиф и моя мама, просящая его со слезами обо мне, о своем неразумном чаде. А старец улыбается и слегка толкает меня в лоб со словами: #]Ничего, он еще будет молиться#&.
       Позже, после блаженной кончины старца Иосифа, он был прославлен Церковью в лике святых как преподобный Амфилохий Почаевский. И сегодня, с благодарностью молитвенно воспоминая, прошу его в сей грозный час поддержать меня своим небесным предстательством. Благодарен я и митрополиту Феодосию (Процюку), который ввел меня в алтарь Божий и приобщил к благодати священства. Показывая пример служения Богу и людям, он призывал нас не замыкаться в рамках прихода, но выходить на широкое социальное служение.
       Следуя этому призыву, я окормлял сирот в детском доме и тяжелобольных в хосписе. И тогда, уже своим священническим опытом, я впервые познал благодатность такого служения, глубоко прочувствовав слова Господа нашего Иисуса Христа, сказанные Им возле Иаковлева колодца и обращенные к апостолам, принесшим Ему телесную пищу: Моя пища есть творить волю Пославшего Меня и совершить дело Его (Ин. 4, 34). Хочу поблагодарить также митрополита Омского и Таврического Владимира, который терпеливо обучал меня всем тонкостям организации епархиального управления и церковной жизни. Его удивительная работоспособность и самоотверженность на благо Церкви и общества останутся для меня недосягаемым примером. Владыка по-доброму стал духовно заботиться обо мне и ввел в давно желаемый сокровенный мир монашества. И сейчас, на пороге еще более резкого изменения моей жизни, он чутко поддерживает меня, призывая не робеть и положиться на волю Божию. Прошу Высокопреосвященнейшего митрополита Владимира и дальше уже в рамках Омской митрополии не оставлять меня своей отеческой заботой.
       Особенно благодарен я Вам, Ваше Святейшество, Первосвятителю Русской Православной Церкви. Россия - громадная страна, и просторы ее физически разделяют нас. Но современные электронные средства информации практически сразу доносят каждое Ваше выступление до всей Вашей паствы. Вместе со всеми и я внимал каждому Вашему слову, в котором Вы снова и снова призываете к жертвенному служению Богу и людям, стоянию в вере вопреки всем соблазнам нынешнего лукавого века. Ваши слова укрепляли меня, давали ответы на животрепещущие вопросы современной жизни Церкви и общества, поддерживали в моем служении.
       И сейчас, при очной нашей встрече, Ваше Святейшество, смиренно и с благодарностью припадаю к Вашей первосвятительской благодати. Испрашиваю Ваших сугубых молитв обо мне, грешном, чтобы мое призвание стало угодно Богу и послужило для спасения пасомых во славу Святой Матери - Русской Православной Церкви и нашего любезного Отечества.



СЛОВО СВЯТЕЙШЕГО ПАТРИАРХА КИРИЛЛА ПРИ ВРУЧЕНИИ АРХИЕРЕЙСКОГО ЖЕЗЛА ПРЕОСВЯЩЕННОМУ ПЕТРУ

       Преосвященный епископ Петр!
       Ныне, в день памяти святых славных и всехвальных первоверховных апостолов Петра и Павла, Господь Вседержитель призвал тебя к епископскому служению Церкви, которую Он приобрел Себе Кровию Своею (Деян. 20,28). Пред вручением жезла, сего видимого знака архипастырской власти, по Уставу и чину церковному тебе надлежит выслушать и запечатлеть в своем сердце слово наставления и ободрения на предстоящее тебе ответственное поприще.
       Сегодня во время совершения таинства хиротонии ты ощутил действие Святого Духа, сообщающего новопоставленному преемнику апостолов особую чуткость совести и познание своей немощи. Однако именно в ней, в человеческой немощи, как свидетельствует Писание, совершается сила Божия (ср.: 2 Кор. 12, 9). Имя, которое ты получил при постриге в монашество, означает #]камень#&. Оно дано Христом Своему первоверховному ученику в ознаменование твердости его веры. Подражай своему небесному покровителю в условиях современного мира, где, как говорил известный архипастырь Преосвященный Феодор (Поздеевский), #]совершается бесчестный суд над Господом и издевательство над Ним и над учениками Его; нужно посему явить твердость и мужество во всем: и в вере в Него, и в любви к Нему#& (#]Задача духовной школы#&). Будь чужд малодушия. Но всегда пребывай в послушании Церкви, подобно тому как апостол Петр явил готовность исполнить повеление Божественного Учителя забросить сети, хотя уже и трудился безуспешно всю ночь (ср.: Лк. 5, 1-11). Прибегай усердно ко всемощному предстательству Царицы Небесной и всех святых, споспешествующих нам своими молитвами. И не забывай, что Сам Господь помогает Своим ученикам. Внимай словам Евангелия: Симон! Симон! се, сатана просил, чтобы сеять вас как пшеницу, но Я молился о тебе, чтобы не оскудела вера твоя; и ты некогда, обратившись, утверди братьев твоих (Лк. 22, 31-32). Господь свидетельствует, что Он укрепляет в испытаниях Своих учеников и их преемников. В свою очередь архиерей должен помогать людям шествовать непреткновенно по пути спасения, вдохновляясь словами пророка: Укрепите ослабевшие руки и утвердите колени дрожащие; скажите робким душею: будьте тверды, не бойтесь (Ис. 35, 3-4).
       Памятуй призыв Священного Писания, дающий образец должного отношения к епископским обязанностям: Пасите Божие стадо, какое у вас, надзирая за ним не принужденно, но охотно и богоугодно, не для гнусной корысти, но из усердия, и не господствуя над наследием [Божиим], но подавая пример стаду (1 Пет. 5, 2-3). Сам Господь и Его апостолы заповедали проповедующим Евангелие жить от благовествования (ср.: Мф. 10, 10; 1 Кор. 9, 7-14), посему служители Церкви получают от нее свое содержание. Однако важно, чтобы они были чужды любостяжания и корыстолюбия. Пастыри призваны осуществлять душепопечительство в духе любви. Большое значение имеет пример благочестивой жизни, пробуждающий в пастве ревность к добродетелям и стремление к нравственному совершенству. Епископ должен быть первым на сем поприще, и достичь этого он может, лишь воплощая слова Спасителя: Кто из вас больше, будь как меньший, и начальствующий - как служащий (Лк. 22, 26). Дабы исполнить заповедь Божию, старайся быть как можно более доступным в общении с духовенством и паствой, вручаемыми ныне твоему окормлению.
       Решая различные проблемы и затруднения, не спеши руководствоваться суждениями и мнениями человеческими, ибо они далеко не всегда совпадают с волей Божией. Возгревай в себе любовь ко Христу, призвавшему тебя к сему высокому служению, и к ближним твоим, ради спасения которых пострадал Господь. Борись с леностью и теплохладностью, свойственными падшей человеческой природе, и не позволяй себе услаждаться покоем, но подвизайся в трудах и молитве.

       После хиротонии ты направишься к месту своего служения в Омскую митрополию, в которой ты в течение долгих лет исполнял многообразные церковные послушания и приобретал пастырский опыт. Тебе предстоит продолжать работать вместе с Преосвященным митрополитом Владимиром, в координации с ним решая непростые вопросы епархиального управления, взаимоотношения Церкви с государством и обществом. Тебе хорошо известно, что главная цель создания новых епархий, к которым относится и вручаемый ныне тебе удел, - это всестороннее развитие приходской жизни. Стремись к тому, чтобы вверенные твоему попечению храмы были не только местом молитвы, хотя местом молитвы в первую очередь, но также средоточием социальной, образовательной, культурной деятельности, объединяющей как людей среднего и пожилого возраста, так и молодежь. Используй каждую возможность, представляющуюся для проповеди Евангелия, в том числе через средства массовой информации, дабы как можно большее число наших современников познали Христа и приняли Его в свое сердце. В этом заключается одна из главных задач архипастыря.
       И, наконец, всемерно способствуй укреплению церковного единомыслия, противопоставляя всякой вражде и ненависти мира сего жертвенную любовь и подлинно духовный мир. А теперь прими сей епископский жезл и благослови людей, собравшихся в этом храме и молившихся о тебе на Божественной литургии. Аминь.

БИОГРАФИЯ

       Епископ Калачинский и Муромцевский Петр (Петр Григорьевич Мансуров) родился 6 сентября 1954 г. в г. Краковце Львовской обл. в семье военнослужащего. В1972-1974 гг. служил в рядах Советской армии. В 1975-1981 гг. обучался в Московском государственном университете на биологическом факультете. По окончании университета работал по специальности в НИИ природно-очаговых инфекций в г. Омске. Занимал должности сначала младшего научного сотрудника, потом старшего. В 1990 г. защитил кандидатскую диссертацию по специальности #]вирусология#&. В1978 г. женился, в 1979-м родился сын Григорий. В 1988 г. скончалась супруга. 8 ноября 1995 г. рукоположен во диакона, 26 ноября - во иерея. Служил вторым священником в Большекулачинском Свято-Никольском мужском монастыре. В мае 1996 г. переведен настоятелем в храм Рождества Христова и Прп. Сергия Радонежского пос. Крутая Горка г. Омска. Нес епархиальные послушания: окормлял хоспис г. Омска, служил в домовом храме детского дома № 1, исполнял обязанности ректора Омского духовного училища и преподавал в нем догматическое богословие и православную апологетику. В августе 2010 г. назначен секретарем епархиального управления Омской епархии.
       В 2009 г. окончил Тобольскую духовную семинарию, защитив дипломную работу на тему #]Сотворение мира Богом и естественнонаучная проблема происхождения жизни на Земле#&.
       В 2008 г. возведен в сан протоиерея. 4 января 2012 г. в Болъшекулачинском Свято-Никольском монастыре пострижен в монашество с именем Петр в честь апостола Петра.
       Решением Священного Синода от 6 июня 2012 г. (Журнал № 45) избран епископом Калачинским и Муромцевским.