ЖУРНАЛ  МОСКОВСКОЙ  ПАТРИАРХИИ
11-2012

ЦЕРКОВНАЯ ЖИЗНЬ

Икона и антиикона

Ирина Языкова

Вступаем ли мы в эпоху нового иконоборчества?

       Скандальные выставки произведений актуального искусства последних лет, особенно те, которые затрагивают тему сакрального образа, вызывают споры и напряжение в обществе. В этих спорах мнения поляризованы: в основном слышны только голоса тех, кто выступает создателями и промоутерами актуального искусства, и тех, кто призывает к уничтожению его, к погромам выставок. Но ни те, ни другие не дают себе труда проанализировать суть явления, понять его генезис, поскольку первые выступают как адвокаты, вторые - как прокуроры. Если явление существует, его следует понять. И в связи с этим возникает тема иконы и антииконы, иконопочитания и иконоборчества.
       Более двадцати лет наше общество живет в условиях свободы, в том числе религиозной. Иконы сегодня можно увидеть не только в храмах и в домах верующих, но и в офисах, больницах и школах, в казармах и тюрьмах, на рекламных щитах. Иконы пишут на досках, печатают на календарях и плакатах, майках, кружках и другой сувенирной продукции. Иконой (иконкой) также называется значок в компьютере. Можно сказать, что икона занимает весьма заметное место в современном культурном пространстве. Однако границы между сакральным и профанным в современном мире размыты, и зачастую церковный образ используется не по назначению, а профанные наделяются сакральным смыслом. Именно на этом сломе и появляется понятие #]антиикона#&.
       Обычно антииконой называют образ, претендующий занять место иконы или изображения, по форме напоминающего икону, но ей не являющейся. Антиикона - это изображение, профанирующее священный образ. Например, произведения, представленные на выставках актуального искусства: иконный оклад, заполненный черной икрой, или лик, нарисованный с эффектом фотонегатива, являются именно антииконами. Правда, сами творцы актуального искусства с этим термином могут не согласиться, претендуя на то, что их произведения - это #]новая икона#&, #]новая сакральность#&. Но тут уж дело в точке отсчета.
       Актуальное искусство - часть постмодерна, в котором игнорируются каноны и традиции, отсутствуют иерархия ценностей и критерии оценки, каждый волен творить всё, что ему заблагорассудится. Единственное, что осталось от прежних эпох: художник всегда вестник, а произведение - зеркало. И зрителю важно понять, какую весть несет художник и что мы можем увидеть в зеркале его произведения.
       Постмодерн пришел на смену модерну, разрушавшему традиции прошлого во имя будущего, создавая новую реальность. Творец постмодерна играет с обломками традиций, конструируя из них настоящее (поэтому искусство актуальное, то есть создаваемое здесь и сейчас). Но такая свободная игра возможна только с вещами и понятиями, которые мертвы, не имеют собственной жизни, собственного голоса, их абсолютное значение утрачено, и поэтому они воспринимаются как форма, маска, пустая оболочка, которую можно наполнить любым содержанием.
       И тут очень важно посмотреть, где и когда икона, бывшая некогда живой реальностью (вспомним о ранке на лике Иверской Божией Матери!), умерла. Может быть, тогда, когда иконы использовали как доски, которыми можно прикрыть кадку или заменить ступеньки на лестнице (в таком виде был найден знаменитый Звенигородский чин преподобного Андрея Рублева)? Но и в советские времена, когда иконы страдали не меньше людей, подлинное иконопочитание не исчезло.
       Каково иконопочитание сегодня? Какие формы оно принимает? Не граничит ли оно с язычеством и оккультизмом? Не секрет, что многие люди приобретают иконы вовсе не для молитвы, а как обереги, как сакральные символы. Одним даже всё равно, что нарисовано, лишь бы #]сработало#&, другим, напротив, важно, чтобы #]Никола был в шапке#&, а Богоматерь непременно на троне. Как молиться перед иконой Христофора-песьеглавца?
       Можно ли считать иконой - священным образом - массовую печатную продукцию? Как относиться к тому, что сегодня миллионы бумажных иконок и календариков выбрасываются? Сегодня под вопросом и само понятие иконы как священного образа. Как, например, относиться к иконам Ивана Грозного, Распутина, Сталина, Гитлера, графа Дракулы? Православная Церковь их не признает, но маргинальные группы этих #]святых#& почитают. Возникает вопрос: что же такое святость для современного человека?
       Эти вопросы необходимо ставить и обсуждать всем обществом - церковным и нецерковным.