ЖУРНАЛ  МОСКОВСКОЙ  ПАТРИАРХИИ
11-2012

ЦЕРКОВНАЯ ЖИЗНЬ

Богословие в камне

       Первый номер журнала #]Храмоздатель#& вышел в июле и вызвал широкий интерес среди архитекторов, иконописцев и искусствоведов. Презентация журнала, прошедшая в сентябре в Москве, стала началом серьезного экспертного диалога по многим насущным проблемам. Оказалось, что, несмотря на расцвет церковного строительства, вопросы об эстетике современного храма, его функциях, соотношении традиции и новаторства остаются актуальными.

       Что представляет собой современная храмовая архитектура? Для многих этого вопроса не существует. В сознании подавляющего большинства наших сограждан, не исключая и священнослужителей, укоренился некий собирательный образ русского православного храма, любое расхождение с которым воспринимается в штыки. Это касается не только архитектурного облика, но и внутреннего убранства: церковной утвари, икон, других предметов храмового интерьера. На фоне такого восприятия словосочетание #]современное православное искусство#& и вовсе выглядит оксюмороном. Итог печален: настойчивые попытки уцепиться за прошлое, стремление спрятать голову в песок, упорное нежелание замечать окружающую действительность приводят к музеефикации православной культуры, загоняют ее в религиозное и социальное гетто.
       Как известно, попытки устраниться от проблемы лишь в редких случаях приводят к ее исчезновению. Для решения проблемы надо хотя бы начать серьезно говорить о ней. Возникающие время от времени разговоры о современной церковной архитектуре идут уже давно. За последнюю четверть века было даже проведено несколько конкурсов разной степени значимости на лучший проект современного храма, состоялось около десятка конференций и круглых столов. Однако и разговоры, и проекты до сих пор остаются уделом сравнительно небольшой группы специалистов. Принимаются резолюции, пишутся итоговые документы и заключения конкурсных комиссий, присуждаются номинации, однако складывается впечатление, что всё это происходит в каком-то параллельном мире и не находит практического выхода в реальной жизни.

       В результате церковное сообщество оказалось в творческом тупике. Что строить, как строить и для кого? Ответы на эти вопросы, как правило, заранее запрограммированы в сознании заказчика или благотворителя. Архитекторы вынуждены подстраиваться под пожелания и требования тех, от кого в конечном счете зависит реализация проекта. #]В этом виноваты мы сами, - считает ученый секретарь Института богословия и церковных искусств при подворье Оптиной пустыни в Санкт-Петербурге, руководитель иконописной мастерской современного искусства #%Живая традиция#! Филипп Давыдов, - это значит, что мы не смогли донести до людей - священников и прихожан наших храмов - идею о необходимости осмысленно подходить к вопросам строительства и реставрации храмов#&.
       Организовать честный разговор о храмовой архитектуре и донести его до читателей - в этом заключается миссия нового приложения к #]Журналу Московской Патриархии#& #]Храмоздатель#&, посвященного вопросам церковной архитектуры, строительства и реставрации. Презентация #]Храмоздателя#& прошла 29 сентября в культурном центре #]Покровские ворота#& в Москве в рамках конференции #]Богословие образа, литургические искусства и новые технологии#&. По словам ответственного редактора журнала Сергея Чапнина, издание призвано стать дискуссионной площадкой для церковных архитекторов, строителей, иконописцев и благоукрасителей храмов, которые, придерживаясь разных взглядов по тем или иным аспектам церковного зодчества, едины в главном - любви ко Христу и Его Церкви. #]Мы не собираемся диктовать правила, транслировать сверху вниз какие-то установки. Однако жить в сегодняшнем дне и смотреть в завтрашний без дискуссии невозможно#&, - подчеркнул Сергей Чапнин, представляя #]Храмоздатель#&. Вместе с тем журнал, несомненно, будет иметь и сугубо практическую направленность. #]В наших силах предложить квалифицированное видение развития церковной архитектуры и предупредить об опасности, предостеречь от типичных ошибок и дать конкретные рекомендации по строительству, познакомить читателей с наиболее удачными проектами и научить правильно общаться с представителями власти по тем или иным вопросам строительства и реставрации храмов#&, - отметил Чапнин.
       Конференция, последовавшая за презентацией, показала, что проблем в храмовом зодчестве действительно немало. Одним из первых был поставлен вопрос о том, кто должен сегодня заниматься храмовым строительством. Известный архитектор, руководитель товарищества реставраторов Андрей Анисимов отметил, что недочеты и порой очень досадные ошибки, проявляющиеся в процессе возведения храма, связаны в значительной степени с нарушением производственной линейки, когда проект, строительство, отделка, роспись и другие составные части единого творческого замысла живут самостоятельной жизнью. #]Храмоздатели - это не только архитекторы и строители, - подчеркнул Андрей Анисимов, - это все, кто принимает участие в создании храма: и художники, и заказчики, и благотворители, которые должны трудиться в единстве и согласии друг с другом#&. В идеале весь процесс создания храма - от первой линии проекта до пошива облачений-должен быть сосредоточен в рамках одного дружного сообщества. Архитектор выступил с инициативой создания гильдии храмоздателей, мощной команды специалистов, в которой будут продумываться все детали храмовых проектов. При этом возможной информационной и консультативной площадкой для объединения и консолидации творческих сил способен выступить #]Храмоздатель#&, на базе которого может быть создано экспертное сообщество храмостроителей.

Храм Всех Святых, в земле Российской просиявших
(ВАО, ул. Суздальская, 8Б)

       Тема, поднятая Андреем Анисимовым, нашла продолжение в других выступлениях в связи с реализуемой сегодня программой строительства 200 храмов в Москве. Многие выступавшие отмечали, что архитектурно-строительная составляющая этого грандиозного миссионерского проекта в ряде случаев требует большей проработки и с точки зрения соответствия новых храмов современным условиям, архитектурным тенденциям и потребностям прихожан, и с позиций выбора подрядчиков, берущихся за строительство. Не подвергая сомнению востребованность и необходимость #]Программы-200#&, участники конференции выступили за большую ответственность при ее осуществлении и призвали помнить о том, что новые храмы, построенные в спальных районах, будут существенным образом влиять на архитектурный облик и эстетику московских окраин.

Храм св. благоверного князя Дмитрия Донского
(СВАО, ул. Полярная, 34)

       Задача храмового архитектора не копировать старые образцы, а, опираясь на существующие каноны, творить в свободном соработничестве с Господом - так выразил профессиональное кредо храмоздателя протоиерей Константин Камышанов, архитектор, клирик Спасо-Преображенского монастыря города Рязани. По мнению отца Константина, сегодня при работе над проектом городского храма невозможно не учитывать окружающий архитектурный контекст, существенно изменившийся за минувшие столетия. Однако зачастую участники градостроительных советов не видят здесь проблемы, итогом чего становится появление в современном микрорайоне храма XIII века, который не вписывается в среду и выглядит на общем фоне эстетической ошибкой. Не менее важным является понимание технологических задач нового храма: он должен быть удобен, функционален, отвечать современным потребностям. Возросшее количество прихожан в храмах диктует и новые объемные решения. Если же ориентироваться только на старые образцы, то храмы, рассчитанные на три тысячи человек, будут достигать в высоту более ста метров, что помимо прочего отразится и на их стоимости. Еще один уровень проблемы, связанной со строительством храма, отец Константин назвал пластически-семантическим. Речь идет о создании языка храмовой архитектуры по аналогии с языком живописи, по-разному звучавшем в различные эпохи развития изобразительного искусства. Наконец, существенной проблемой сегодняшнего дня, с точки зрения докладчика, является разобщенность богословия и храмовой архитектуры. #]Архитекторам не хватает богословия, а богословам - архитектуры#&, - отметил отец Константин, призвав подумать о возможном создании в семинариях краткого курса архитектуры, а в профильных вузах - богословского ликбеза.
       Нащупать корень проблем, существующих сегодня в сфере храмовой архитектуры, попыталась Анна Чукина, научный сотрудник Музея современного искусства. По ее мнению, их главная причина - неразвитость приходской общины. Исторически идея храма вызревала внутри церковной общины, которая затем выступала основным организатором работ по возведению и благоукрашению дома Божиего. Архитектор и церковный художник были, как правило, членами общины либо являлись специалистами, получившими одобрение и поддержку со стороны общинного совета. Анна назвала приходскую общину церковным гражданским обществом, креативно-созидающей основой, на которой выстраиваются формы ее существования: от обустройства помещения для молитвы и строительства храма до миссионерской деятельности и социального служения.
       Помимо докладов и сообщений, посвященных проблемам храмовой архитектуры, конференция включала дискуссию по острым вопросам, связанным с церковной живописью и в целом с благоукрашением храмов. Среди прочего собравшиеся обсудили болезненную тему разрыва экстерьера и интерьера храма, причина которого кроется в отсутствии творческой связи между архитектором и живописцем. Также участники конференции обратили внимание на изначальный смысл и миссию православной иконы не как благочестивого изображения, призванного украсить внутреннее пространство храма, а как инструмента христианской проповеди, послания (подчас провокационного) верующего иконописца своим современникам. #]Церковное искусство - это форма, которая помогает донести содержание, и само по себе не является самоцелью#&, - выразил суть состоявшейся дискуссии Филипп Давыдов.
       Храм - это место встречи человека с Богом. Но еще на стадии проектирования, строительства и благоукрашения он должен стать местом встречи архитекторов, строителей, живописцев и искусствоведов, объединенных любовью к Творцу и отношением к своей работе как к жертве, приносимой Господу. Профессионализм, подкрепленный общей верой, богословие, выраженное в соборном творчестве, - вот тот идеал, достижение которого может стать ключом к решению проблем современного храмоздательства.

Храм св. равноапостольных Кирилла и Мефодия
(ЮВАО, ул. Мельникова, 7)

Храм Усекновения главы Иоанна Предтечи
(ЮАО, ул. Ключевая, 18A)

Евгений Мурзин