ЖУРНАЛ  МОСКОВСКОЙ  ПАТРИАРХИИ
12-2012

ПОУЧЕНИЯ

Ходить в вере

Протоиерей Владимир Залипский

И говорят святые отцы: орел ~ сильная птица, но если хоть один коготок в чем-то запутается, то через это низлагается, уже не может летать, привязан к одному месту.
Так и у нас с вами. Дай, Господи, чтобы у нас было сердце свободное. Не пустым, нет. Надо, чтобы было в нем все доброе, чистое, светлое, была бы любовь к людям, участие, сочувствие, доброе отношение.

       Господь говорит, чтобы мы были готовы. К чему? Тут имеется в виду не Второе пришествие, а готовность внутренняя, постоянная к исходу из этой жизни. Вот в церкви стоит гроб. Кто знает, готовился ли этот человек, думал ли о своей смерти? Вчера я молился ~ отпевал покойника, сердечника. Тот умер неожиданно, не думал, что умрет, хотя что-то предчувствовал.
      
       Когда его отправляли в больницу, он сказал, что вряд ли вернется домой. А бывает, что и не чувствуют, живут довольно весело, занимаются своими земными делами, а для другого времени не остается.
      
       Потому Господь и говорит: #]Будьте готовы, да будут чресла ваши препоясаны и светильники горящи#&, ~ то есть все-таки помните, что люди на земле не вечны, всего лишь путники, а земля ~ гостиница, временное жилище, а отечество ~ на небесах. Вот потому Христос и говорит: #]Где сокровище ваше, там и сердце ваше будет#&. Дай Бог, чтобы на земле ни к чему не привязываться. Если сердце будет свободно от пристрастия к земле ~ хорошо будет, душа будет легкая, как птица, она ведь летает, где хочет, и поднимается высоко-высоко в небо. Она свободна, потому что ни к чему не привязана.
      
       Но пристрастия, пороки, когда занимают сердце, когда вместо Христа, добра и правды, и чистоты ~ всякая нечистота и недовольное настроение, сильное желание к стяжательству, к разным вещам, каким-то большим приобретениям, зависть, может быть, недоброжелательность, ненависть, злорадство, хитрость ~ если это человека связывает, тогда это несчастный человек.
      
       Тогда у него на душе тяжело и мрачно, всем он недоволен. Посмотрите на жизнь наших святых. Вот, 16 декабря память епископа Иоанна, он жил в VI веке. В18 лет стал иноком, в 28 лет епископом, в 38 лет отказался от епископства, потому что в Церкви начались смуты, нестроения из-за одного нехорошего человека, большого начальника. И вот Иоанн не захотел быть в жизненной суете и тайно ушел в дальний монастырь недалеко от Иерусалима и стал работать там как простой человек, монах, не открывая себя. Только случайно открылось, что он епископ.
      
       Настоятель монастыря Савва Освященный хотел сделать его священником, но он отказался. Тогда Савва повел его в Иерусалим к Патриарху и сказал, что он достойный человек, посвятите его.
      
       Тогда Иоанн просил Патриарха его выслушать и сказал ему: #]Я, Владыка, был епископом, но за свои грехи епископство оставил, но, так как я телом силен, я решил послужить братии монастыря на простой работе в надежде, что молитвы братии помогут немощной душе моей#&. Вот, видите, как он унизил себя и просил никому не говорить. Патриарх обещал ему, а Савве ответил, что: #]Да, Иоанн сказал мне такие дела, что мне препятствует его посвятить#&.
      
       Савва огорчился, думая, что у него большие грехи, и начал молиться: #]Почему, Господи, скрыл от меня, что Иоанн ~ недостойный человек?#&. И тогда Савве было откровение. Ему явился ангел и сказал ему: #]Нет, Иоанн ~ достойный человек, избранный Богом, но только он епископ, поэтому священником быть не может#&. Савва тогда обрадовался и стал хранить тайну Иоанна. Это я вам говорю потому, что, как люди жили, как они не думали ни о чем человеческом: ни о славе, ни о богатстве, достижении, приобретении ~ они хранили только душу свою, они хранили этот глубокий внутренний мир и Христа ~ этим и жили. Дай, Господи, и нам с вами так же.
      
       Дай, Господи, чтобы эта память о вечной жизни, как светлая искра, как огонек, в нас бы все время горела. Как говорит Господь: #]Огонь пришел я низвести на землю и как желал бы, чтобы он разгорелся!#& Огонь веры, вечной жизни. Вот говорит апостол: #]Что есть плод Духа?#& Это #]любовь, радость, мир, долготерпение, благость, кротость, милосердие, вера, воздержание#&, ~ то есть в ком Дух Божий живет, у того уже естественны и любовь, и радость, и мир, и долготерпение ~ все доброе, благое.
      
       Значит, наша главная задача ~ стремиться, чтобы в нас жил Дух. Ведь как апостол говорит? #]Духа не угашайте#&. А Дух чем поддерживается? Молитвой, особенно церковной, частой исповедью, частым причащением, ежедневным чтением Евангелия, чтобы за своею совестью следить, стараться не делать людям зла, не давить на них, не требовать с них. Требовать с себя, а людей терпеть, то есть входить в их положение, быть к ним снисходительными, помня, что если мы будем к ним снисходительны, то и Бог снизойдет к нам. Потому что как мы к людям, так и Бог к нам. Это закон. Этого закона никак не обойдешь. Вот почему всем милостивым людям будет всегда легко и хорошо на сердце, потому что Господь их милует. Хотя они и грешат, и другой раз много грешат, но за их милость, за их сострадание Господь дает им тоже милость и Свое сострадание.

Произнесено 16 декабря 1978 года
в Александро-Невском кафедральном соборе Таллинна

       ОБ АВТОРЕ. Протоиерей Владимир Залипский (1926~1997) служил в Богоявленском храме г. Йыхви (1956~1958), затем в Иоанно-Предтеченском храме г. Тапа, с 1968 г. ~ в Александро-Невском кафедральном соборе Таллина.