ЖУРНАЛ  МОСКОВСКОЙ  ПАТРИАРХИИ
12-2012

ЦЕРКОВНАЯ ЖИЗНЬ

Наш современник ~ святитель Филарет Московский

Александр Яковлев

       Надо воевать не против современных мыслей, а против мыслей #]неправославных и безнравственных#& ~ так писал Государственному совету Российской империи в 1860-e годы святитель Филарет (Дроздов), #]наш современник#&, как до сих пор называют его исследователи. Ответы на богословские и церковно-административные вопросы, которые для своего времени сформулировал святитель Филарет по-прежнему актуальны. 145 лет со дня кончины святителя исполняется 2 декабря.

       Святитель Филарет (1782~1867), митрополит Московский и Коломенский, называемый при жизни патриархом без патриаршества, влиял на развитие церковной жизни в России в царствование трех государей, внес большой вклад в развитие отечественного богословия, принимал участие во многих важных событиях государственной жизни. Его личность наложила неизгладимую печать на XIX век, который подчас называют веком Филарета. По словам историка Н.П. Гилярова-Платонова, #]он не был представителем эпохи, он сам и был эта эпоха; он не выражал свое время, а руководил время. В первую половину царствования Александра II, став во главу церковного управления ~ не саном своим или местом церковного служения, а исключительно влиянием своей нравственной силы, ~ он до конца жизни так и остался. Внешнее влияние его иногда оспаривалось, но никем и никогда не оспаривались его умственное и духовное первенство и его нравственное влияние... Митрополит Филарет был историческое явление необыкновенное#&.
       Ныне, во второе десятилетие нового тысячелетия, не устарело ли наследие Филарета? Уверен, что нет. На одной из филаретовских конференций в 2007 году прозвучала даже формулировка #]наш современник ~ святитель Филарет#&. На первый взгляд, это слишком смелая характеристика для церковного деятеля, жившего более полутора веков назад и получившего от историков недвусмысленное определение #]консерватор#&, однако такое мнение видится обоснованным.
       Богословские проблемы, которые он пытался решать в годы своего служения Церкви, и вопросы церковной жизни, на которые искал и предлагал ответы, отчасти остаются актуальными до сего дня. Опыт митрополита Московского может быть нам полезен как при исследовании богословских проблем, так и при изучении вопросов формирования русской национальной культуры на рубеже XVIII~XIX веков. В трудах святителя Филарета содержится немало интересных глубоких замечаний по отдельным вопросам библеистики и перевода Священного Писания на русский язык, важных соображений о догмате искупления, об имени Божием, о мариологии и литургике.
       Вся деятельность митрополита Филарета в сфере церковно-административной и духовно-учебной дает определенные нормы епархиальной и приходской жизни, образцы постановки образования в духовных и светских учебных заведениях. В 1855 году в праздник столетия Московского университета митрополит произнес свое приветственное слово в университетской церкви святой мученицы Татианы: #]Обитель высших учений празднует ныне день своего рождения... С благоговением приводит она и наставников и наставляемых пред лице Учителя, который провозгласил Себя единственным учителем и следственно всех человеческих учителей низвел в разряд учеников... Аз есть путь и истина и живот (Ин. 14, 6)... Ревнителям знания, просвещения, мудрости, следственно ревнителям истины, не радостно ли видеть, какую высокую важность дает Он истине, и как сильно побуждает к исканию и уразумению ея... Не скажет ли мне кто-нибудь: это истина Божия, предоставляем ее богословам; нам предлежит подвиг о истине естественной, полезной для человека и для общества человеческого?.. Для чего хотят рассекать истину. Рассекать, значит убивать. Нет жизни без единства. Неужели думают, что истина Божия и Христова есть нечто постороннее для истины естественной... и что последняя так же может жить без первой, как и в соединении с нею? Исторгните солнце из мира: что будет с миром? Исторгните сердце из тела: что будет с телом? Исторгните истину Божию и Христову из человечества: с ним будет то же, что с телом без сердца, что с миром без солнца#&.
       Вспомним также предложение святителя о создании в России митрополичьих округов, отвергнутое императором Александром I и реализованное спустя два столетия.
       Непростые отношения митрополита Филарета с государством, с властью светской и духовной предлагают разные варианты характера церковно-государственных отношений. В своем епархиальном отчете за 1863 год святитель писал: #]Литература, зрелища, вино губительно действуют на общественную нравственность... Зло растет. Лучшее богатство государства ~ христианская нравственность народа#&.
       Разнообразные связи святителя Филарета с образованным дворянским обществом и его неустанная деятельность по более полному воцерковлению русского дворянства ныне, в эпоху постмодерна, в условиях крайне секуляризованного общества, переживающего нарастающий процесс апостасии, также дают примеры активной роли Церкви в общественной жизни. Осмысляя проблему свободы, ставшей фетишем для отечественных либералов, святитель в проповеди 25 июня 1851 года сказал: #]Некоторые под именем свободы хотят понимать способность и невозбранность делать всё, что хочешь. Это мечта, и мечта не просто несбыточная и нелепая, но беззаконная и пагубная#&. Он предложил свое понимание свободы: #]Любомудрие учит, что свобода есть способность и невозбранность разумно избирать и делать лучшее, и что она по естеству есть достояние каждого человека. Наблюдение над людьми и обществами человеческими показывает, что люди, боле попустившие себя в сие внутреннее, нравственное рабство ~ в рабство грехам, страстям, порокам ~ чаще других являются ревнителями внешней свободы, сколь возможно расширенной свободы в обществе человеческом пред законом и властью. Но расширение внешней свободы будет ли способствовать им к освобождению от рабства внутреннего? Нет причины так думать. С большею вероятностию опасаться должно противного#&.
       Непосредственное участие митрополита Филарета в развитии русской культуры (в сфере русского языка, при строительстве храма Христа Спасителя и не только) являет собой образец деятельного христианства, не замыкающегося исключительно на проблемах Церкви.
       Наконец, едва ли не самое очевидное ~ его роль духовного наставника, подлинного старца для многих своих современников. Еще в первый год служения на московской кафедре в марте 1822 года в слове на праздник Благовещения святитель, говоря о необходимости покоряться воле Божией, со свойственной ему смелой парадоксальностью утверждал: #]Говорят, что это значит сложить навсегда руки, сесть и ожидать своего спасения. Совсем нет! Если кто в самом деле такое составил себе понятие о преданности Богу и поступает по сему понятию, тот в заблуждении: он предается не Богу, но лености... преданность Богу не исключает действования ~ действования по воле Божией и по духу Божию. Положить талант свой в землю, без сомнения, не то, что положить его в руку торжника...#&
       Святителю за его долгую жизнь выпало быть свидетелем и участником великих реформ Александра II. В самый разгар коренных перемен в жизни России 10 апреля 1867 года он пишет протоиерею Александру Горскому: #]Усиленное стремление к преобразованиям, неограниченная, но неопытная свобода слова и гласность произвели столько разнообразных воззрений на предметы, что между ними трудно найти и отделить лучшее и привести разногласие к единству. Было бы осторожно как можно менее колебать, что стоит твердо, чтобы перестроение не обратить в разрушение#&. Тем не менее, когда царская власть, напуганная радикальной оппозицией, начала войну против #]современных идей#&, святитель написал письмо в Государственный совет: #]Не время виновато, а мысли неправославные и безнравственные, распространяемые некоторыми людьми. Итак, надобно воевать против мыслей неправославных и безнравственных, а не против современных#&.
       В начале XXI века, после того как наше Отечество и наша Церковь пережили трудные и жестокие испытания, изменилось наше восприятие прошлого, стало возможным не огульное отрицание или безудержное восхваление его, а вдумчивое осмысление. Пришло время и для нового этапа в нашем филаретоведении.
       Издание трудов святителя Филарета, изучение его жизни и огромного творческого наследия началось уже в конце XIX века. Большой вклад внесли близкие к святителю люди, оставившие свои воспоминания (Н.В. Сушков и др.). Профессор МДА И.Н. Корсунский первым приложил большие усилия для систематизации биографических сведений о московском митрополите и исследования его деятельности в связи с событиями его личной жизни, истории государственной и церковной. В 1873~1875 годах появляется первое пятитомное собрание проповедей святителя, позднее усилиями архиепископа Тверского Саввы (Тихомирова) и иных публикуются сборники его писем, собрания знаменитых филаретовских Мнений и Резолюций.

       В советский период прервалась работа по изучению истории Русской Церкви в целом. Митрополит Филарет оказался полузапретной фигурой с репутацией церковного реакционера. Но уже Патриарх Алексий I в конце 1940-х годов возродил его почитание, непосредственно принимая участие в Филаретовских чтениях в стенах МДА. В 1990-е годы в связи с возрождением церковной жизни в России возрастает интерес и к личности святителя Филарета, в 1994 году причисленного к лику святых, и к его наследию.
       Между тем в зарубежной исторической науке и в деятельности РПЦЗ внимание к святителю Филарету не исчезало. Примерами тому служат защищенная в США в 1972 году профессором Робертом Л. Николсом диссертация о святителе, исследование его деятельности американским историком профессором Г. Фризом, прошедшая в стенах Свято-Троицкой семинарии в США в ноябре 2002 года Филаретовская конференция1.
       Однако развитие филаретоведения оказалось неспешным по многим причинам. До настоящего времени остаются неизвестными многие написанные святителем или относящие к нему документы в архивах Москвы, Санкт-Петербурга, Киева. Их выявление, публикация и исследование только начаты специалистами.
       В 2003 году в ПСТГУ вышел первый том новой серии #]Русская богословская библиотека#&, в состав которого вошли избранные труды святителя. Читателям была предложена антология (с минимальным комментарием) ~ отдельные образцы творений святителя в богословии, проповедничестве, церковном праве, гимнографии, эпистолярном жанре и мемуаристике2. В 2005 году был подготовлен Библиографический справочник о святителе Филарете, в котором в максимально возможной степени собрана информация о печатных изданиях трудов святителя и литературе о нем, опубликованных в XIX~XX веках (почти 1,5 тыс. наименований)3.
       Важной задачей остается издание полного Филарета, что в 2000 году благословил Патриарх Алексий II. Время репринтов, призванных удовлетворить первичный спрос исследователей и читателей, закончилось. Шагом к решению этой задачи стала публикация в 2007 году Свято-Троицкой Сергиевой лаврой писем святителя Филарета к преподобному Антонию (Медведеву)4. А в 2009 году наконец мы получили новое, пересмотренное издание проповедей святителя, также изданное лаврой в едином серийном оформлении и снабженное комментариями5.
       В ПСТГУ в 2009 году начали издание #]Летописи жизни и служения святителя Филарета#&6. Ее задача ~ составление поденной, выстроенной по годам и месяцам хроники. Это свод фактов, заимствованных из различных печатных источников, а также цитат из писем святителя, проповедей, мнений и резолюций, из воспоминаний современников.
       В рамках ежегодных богословских конференций ПСТГУ в помещении Митрополичьих палат московского подворья Свято-Троицкой Сергиевой лавры регулярно проходят заседания, на которых исследователи из Москвы, Петербурга, иных городов и стран выступают с докладами, освещающими различные стороны жизни святителя Филарета и анализирующими его богословские взгляды.
       Проблематика #]русского синтеза#& богословского наследия Востока и Запада успешно разрабатывается протоиереем Павлом Хондзинским, считающим, что в трудах святителя Филарета мы находим #]целостное богословское учение, органично развивающее достижения таких отцов Церкви, как святитель Григорий Богослов, преподобный Максим Исповедник, преподобный Симеон Новый Богослов, святитель Григорий Палама, святой Николай Кавасила, учение, в котором философские, мистико-аскетические, богословские, церковно-исторические воззрения самых разных и несовместимых, казалось бы, авторов переплавились в учение, которое позднее получит имя Филаретова православия, как символ неизменных устоев церковной жизни, учение о Церкви как о претворяющем земную реальность обнаружении славы Божией#&7.
       По материалам конференции и Филаретовских вечеров, также проводимых на подворье лавры, выходит в свет #]Филаретовский альманах#& (в 2004~2012 годах вышло восемь выпусков). Там публикуются новые архивные материалы, исследуются не только привычные темы, связанные с церковно-государственными отношениями, но и отношение святителя Филарета к диалогу с инославными (У. Пальмер), сходство взглядов и подходов святителя и Н. М. Карамзина к некоторым проблемам общественной жизни России, рассматриваются явления эпохи Филарета: личность Александра I, развитие #]духовной учености#& в России и пр.
       Таким образом, читать Филарета полезно, а изучать интересно. И в нашем стремлении к более гармоничному развитию российского общества и дальнейшей активизации церковной жизни стоит иметь в виду надежный ориентир ~ святителя Филарета.

ПРИМЕЧАНИЯ:

       1 Philaret, metropolitan of Moscow. 1782~1867. Perspectives on the man, his works and his times. N. Y., 2003.
       2 Филарет (Дроздов), свт. Избранные труды. Письма. Воспоминания. М.: ПСТБИ, 2003.
       3 Филарет (Дроздов), свт. Библиографический указатель опубликованных трудов святителя Филарета и литературы о нем. М.: ПСТГУ, 2005.
       4 Филарет, митр. Московский, свт. Письма к преподобному Антонию. 1831~1867. В 3 ч. Свято-Троицкая Сергиева лавра, 2007.
       5 Филарет, митр. Московский, свт. Слова и речи; В 4 т. Свято-Троицкая Сергиева лавра, 2009.
       6 Летопись жизни и служения святителя Филарета (Дроздова), митрополита Московского. М.: ПСТГУ, 2009. Т. 1; 2010. Т. 2; 2012. Т. 3.
       7 Хондзинский П., прот. Святитель Филарет Московский: богословский синтез эпохи. Историко-богословское исследование. М.: ПСТГУ, 2010. С. 293.

ОБ АВТОРЕ

       Александр Иванович Яковлев ~ доктор исторических наук, профессор кафедры региональных проблем мировой политики факультета мировой политики МГУ им. М.В. Ломоносова, ведущий научный сотрудник отдела сравнительно-теоретических исследований Института востоковедения РАН.