ЖУРНАЛ  МОСКОВСКОЙ  ПАТРИАРХИИ
12-2012

СОВРЕМЕННАЯ ИКОНА

Преподобный Савва Сторожевский

ВЕДУЩАЯ РУБРИКИ Ирина Языкова

       Образ преподобного Саввы Сторожевского был написан на Пасху 2008 года, через год после празднования 600-летия преставления преподобного, поэтому иконописцы стремились собрать воедино наиболее значимые события из его жизни и деяний. Нельзя назвать эту иконографию принципиально новой, и тем не менее она новая по содержанию, по пластическому прочтению образа. Над иконой более двух месяцев работали восемь иконописцев (если бы работал один, это заняло бы больше года).
       Образ с 32 клеймами являет события, произошедшие с XV по конец XX века. Юный Савва приходит в монастырь. Его постригает Преподобный Сергий. Затем Савва становится духовником лавры и Преподобный Сергий возглавляет тех, кто идет к нему на исповедь. Савва становится игуменом Сергиева монастыря и как истинный сын своего духовного отца, подобно ему по молитве изводит из земли источник.
       Его крестник, князь Юрий Дмитриевич, призывает преподобного в Звенигород, и Савва молится на горе, где Бог благословит построить Сторожевский монастырь. Место показалось преподобному #]яко же небесный рай, благовонными насажден цветы#&. Как это изобразить? Иконописцам помог детский рисунок, где преподобный Савва молился перед иконой, утопая в цветах, а с неба спускался монастырь. Святая прямота поразила нас: так на иконе появилась гора, усыпанная цветами.
       На одном из клейм преподобный Савва благословляет преподобного Андрея Рублева на роспись собора. На другом Преподобный Сергий излагает ему учение о Пресвятой Троице, Которая сперва изображается как бы в сокровенном виде. А затем, когда преподобные Савва и Никон делятся учением о Пресвятой Троице с преподобным Андреем Рублевым, пишущим икону, Пресвятая Троица уже раскрыта и изображена в цвете.
       После преставления преподобного изображены его посмертные чудеса. Например, в 1812 году французы начинают грабить обитель. После явления преподобного Саввы военачальнику они не только уходят, но и оставляют гарнизон для защиты монастыря. Французский флаг изображен по новгородским аналогам: при въезде в монастырь он, вопреки физическим законам, топорщится впереди войска, символизируя воинственный напор. А после выезда французов из монастыря схлопывается и безвольно висит, показывая духовное поражение.
       Икона обладает возможностью соединять разновременные события: на соседних клеймах французы уходят, а большевики входят в монастырь и разоряют раку. Потом происходит чудесное обретение главы преподобного на Лубянке. На одном из клейм славянским шрифтом написано #]Лубянка#&. Наконец, следует событие, празднуемое Церковью с 1998 года: перенесение мощей из Свято-Данилова монастыря в Саввино-Сторожевский ~ главу преподобного в раку полагает Патриарх Алексий II.
       Иконовед Валерий Лепахин утверждает, что соборное творчество иконописцев нивелирует негативные особенности той или иной личности и при удачном руководстве объединяет всё лучшее. Иконописцы свидетельствуют, что постоянно чувствовали духовную поддержку от наместника Саввино-Сторожевской обители архимандрита Саввы (Фатеева), проявившего мудрость и такт по отношению к ним.

Икона преподобного Саввы Сторожевского, 190x170 см,
с 32 клеймами находится в звоннице Преображенской церкви
звенигородского Саввино-Сторожевского монастыря

СПРАВКА

       Павел Геннадьевич Бусалаев 1961 г. рождения, живет в Москве. С 1982 г. занимается иконописью. В 1984 г. окончил художественно-графический факультет Московского педагогического института. В 1988~1992 гг. работал в иконописных мастерских Оптиной пустыни. В 1992 г. преподавал иконопись в монастыре св. Иоанна Предтечи в Эссексе (Великобритания). В 1993~2002 гг. сотрудничал со швейцарским православным богословом о. Мишелем Кено. С 2007 г. работает руководителем иконологической комиссии по празднованию 600-летия со дня преставления прп. Саввы Сторожевского. Работы мастерской под руководством П. Бусалаева находятся в храмах России, Франции, Швейцарии, Великобритании, США.