ЖУРНАЛ МОСКОВСКОЙ ПАТРИАРХИИ
03-2000

ЦЕРКОВНАЯ ЖИЗНЬ

Духовные светочи России. Выдающиеся деятели Русской Церкви конца XVII - начала XX века в портретах, иконах, автографах

      

ОТ РЕДАКЦИИ

       Современная ситуация вокруг нашего духовного наследия с предельной ясностью обнаружила глубоко укорененное в культуре противостояние категорий святыни и художественной ценности, определившее напряженность отношений между музеями и Церковью в наши дни.
       Выставка "Духовные светочи России" явила отрадный пример "прорыва" музейных работников к истинному содержанию хранимого ими православного достояния. Основополагающая идея концепции выставки заключена в решительном отказе от подхода к сокровищам русской православной духовности как к "памятникам культуры". Утверждение этой идеи как принципиальной позиции при сохранении всего достигнутого поколениями исследователей и реставраторов обещает в будущем выход к созидательной культурной работе в духе истины, и выставкой в Спасо-Андрониковом монастыре ознаменован решительный шаг в этом направлении. В этом редакция "Журнала Московской Патриархии" видит главный успех ее создателей - сотрудников Центрального музея древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублева.
      
       Выставка "Духовные светочи России" была открыта в Центральном музее древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублева 5 ноября 1999 года - в преддверии празднования 2000-летия Рождества Христова. На открытие выставки прибыл Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II. Первосвятитель Русской Церкви, отметив, что это первая выставка подобного рода, высоко оценил стремление музея представить многогранные образы русских подвижников благочестия. Посетители выставки смогли увидеть портреты, иконы, личные письма, книги, принадлежавшие угодникам Божиим, стали благоговейными свидетелями их жизни и духовного подвига.
      
       Выставка была посвящена святым, канонизованным в Cинодальный период и в недавнем прошлом, а также местночтимым подвижникам, выдающимся иерархам, богословам, миссионерам. Впервые широко экспонировались живописные и графические портреты, иконы и произведения декоративно-прикладного искусства, богослужебные предметы, рукописные и старопечатные книги, автографы выдающихся деятелей Русской Православной Церкви конца XVII - начала XX века.
       На выставке предстал во всем своем многообразии русский духовный портрет: уникальные и тиражные произведения, работы художников и граверов академической школы, провинциальных мастерских и монастырей. Были показаны иконы, созданные вскоре после канонизации святых столичными и местными иконописцами. Введенные в состав экспозиции реликвии, автографы, рукописные и старопечатные книги способствовали более глубокому пониманию личности подвижника.
       Хронологические рамки выставки - с конца XVII века до 1917 года, когда на Поместном Cоборе Русской Православной Церкви было восстановлено Патриаршество, то есть представлен Синодальный период. На протяжении этих двух столетий были причислены к лику святых митрополит Димитрий Ростовский (1757), епископы Иннокентий Иркутский (1805), Митрофан Воронежский (1832), Тихон Задонский (1861). В царствование императора Николая II состоялось прославление святителей Феодосия Черниговского (1896), Иоасафа Белгородского (1911), Питирима Тамбовского (1914), Иоанна Тобольского (1916), преподобного Серафима Саровского (1903). При создании иконописных изображений новопрославленных святых использовались прижизненные портреты, исторические свидетельства, материалы освидетельствования мощей, описания чудесных явлений святого, принадлежавшие ему вещи.
       После канонизации лучшие прижизненные портреты утверждались Святейшим Синодом в качестве образцов для икон, а иногда и сами становились первыми иконами. Именно к такому портрету-"типу" восходят живописные изображения святителей Димитрия Ростовского и Тихона Задонского. Большое распространение в это время получили гравюры с образом святого, например святителя Иннокентия Иркутского, которые, по сути, также являлись иконами и иконными образцами. В сознании людей прошлого столетия не существовало четкого различия между портретом святого и иконой; в жизнеописаниях подвижников упоминается о том, что от портретов, помещенных в красном углу, происходили чудеса.
       Нередко на иконописный образ большое влияние оказывало обретение мощей. На иконах воспроизводилось подлинное облачение святого. Известен факт написания портрета-иконы с мощей святителя Тихона Задонского. При разработке иконописного канона святителя Иоасафа Белгородского была создана специальная комиссия, сопоставившая его сохранившиеся портреты с нетленными мощами.
       Особая ситуация сопровождала появление портрета-"образца" святителя Митрофана Воронежского - он был написан художником И. В. Шевцовым после видения во сне. На сложение житийной иконографии преподобного Серафима Саровского повлияли литографии, изображающие отдельные события его жизни. Сохранялись и традиционные способы распространения иконографического канона - прориси.
       В последние десятилетия Русской Православной Церковью причислены к лику святых митрополиты Московские Филарет (1994) и Иннокентий (1977), святители Игнатий Брянчанинов и Феофан Затворник (1988), преподобные Паисий Величковский и Амвросий Оптинский (1988), преподобномученица великая княгиня Елисавета Феодоровна (1992). Живой образ подвижничества запечатлен на их прижизненных портретах, которые являются одухотворенным документом эпохи, важным источником для иконописцев.
       Выставка была подготовлена Центральным музеем древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублева совместно с Московской Духовной академией при участии Государственного Исторического музея, Российской государственной библиотеки и Православного Свято-Тихоновского Богословского института. Основная часть произведений ранее не экспонировалась. Впервые широкому зрителю были представлены часть коллекции Церковноархеологического кабинета, расположенного в стенах Московской Духовной академии, и ряд портретов из Патриарших покоев Троице-Сергиевой Лавры.
       Церковноархеологический кабинет МДА был основан в 1950 году по инициативе П. А. Голубцова (впоследствии архиепископ Новгородский и Старорусский Сергий), ученика академика И. Э. Грабаря. В основе собрания лежат щедрые пожертвования Святейшего Патриарха Алексия I (Симанского, 1877-1970), глубоко осознававшего значение культуры в жизни Церкви и русского народа. Святейший Патриарх передал в ЦАК множество художественных произведений, полученных им в послевоенные годы для сохранения от уходивших из жизни верующих людей. Сегодня в составе коллекции более семи тысяч памятников, связанных с историей христианской Церкви, одно из лучших собраний русского духовного портрета, крупнейшее собрание антиминсов XVI-XX веков, подписанных выдающимися иерархами, несколько уникальных реликвий (в частности, облачения святителя Филарета Московского).
       Российская государственная библиотека предоставила значительную часть рукописных материалов, экспонировавшихся на выставке. Среди них важное место занимают автографы подвижников XIX столетия, а также афонская рукопись "Слова постнические святого Исаака Сирина" 1389 года, хранящиеся в архиве и собрании Оптиной пустыни. Редкостью являются гравюры с сюжетами прославления мощей святителя Митрофана Воронежского, литографии с образом преподобного Серафима Саровского.
       Иконы и произведения декоративно-прикладного искусства из собраний Музея имени Андрея Рублева и Православного Свято-Тихоновского Богословского института завершают тему жизни и подвигов святых, представляя образы, созданные в разных уголках России и освященные церковной традицией.
       Ряд живописных и гравированных изображений связан с одним из важнейших событий царствования императора Николая I - обретением мощей и канонизацией святителя Митрофана Воронежского. Всероссийское почитание святого способствовало созданию многочисленных икон, эмалевых и резных деревянных образков. В состав выставки был включен гравированный портрет святителя в полной схиме, выполненный гравером Н. И. Уткиным для Жития святого, изданного в 1839 году. Впервые выставлялась часть пелены от гроба святителя Митрофана из архива князя П. М. Волконского, принимавшего участие в событиях прославления святого, а также вкладной напрестольный крест 1703 года с именами его близких, вложенный после смерти святителя в Шатрищегорскую пустынь Воронежской губернии. Редкий экспонат - картина, представляющая погребение и перенесение мощей первого епископа Воронежского Митрофана: гроб несет сам император Петр I. На картине во главе процессии, следующей за мощами святителя Митрофана, изображен также император Николай I.
       Экспонировался также живописный портрет святителя Тихона Задонского, являющийся копией самого точного из его прижизненных изображений, признанного Синодом образцом для иконописцев. Разнообразна иконография святого, запечатленная на портретах, гравюрах, иконах, эмалевых образках. Его обширное духовное наследие было представлено собственноручно писанным томом сочинения "О должностях христианских".
       Ни один архипастырь прошлого не имеет такой обширной и многообразной иконографии, как митрополит Московский Филарет. На выставке были представлены прижизненные живописные, акварельные и графические портреты, собранные Святейшим Патриархом Алексием I. Мемориальную ценность имеют параманный крест святителя Филарета и подписанный им антиминс. Духовное наследие архипастыря было представлено автографом проповеди, прочитанной в Гефсиманском скиту в день обновления храма Успения Пресвятой Богородицы.
       Изображения преподобных - старцев, затворников, основателей и строителей монастырей, а также известных церковных деятелей XIX - начала XX века составили следующий раздел выставки. Центральное место в этом разделе занимали образы преподобного Серафима Саровского и Оптинских старцев, благодаря которым Россия обрела, по словам Георгия Федотова, "два центра духовной жизни: два костра, у которых отогревается замерзшая Русь".
       Почитание одного из самых любимых русских святых - преподобного Серафима Саровского - вызвало появление огромного числа его изображений, как прижизненных, так и созданных после его кончины. Широкое распространение рассказов о святом старце способствовало созданию гравюр и литографий, запечатлевших отдельные эпизоды его жизни, а также икон с клеймами его жития. Среди икон, представленных на выставке, особое место заняла икона, написанная в начале XX века в Серафимо-Дивеевской обители. Образ преподобного в молении на камне сохранил до наших дней частицу подлинного камня-столпа, свидетеля многотрудного молитвенного подвига старца в течение 1000 дней и ночей. Большой редкостью являются литография с изображением преподобного Серафима, созданная через семь лет после его кончины, и прорись с прижизненного портрета старца, выполненная также вскоре после его смерти.
       На уникальном портрете кисти неизвестного художника из собрания Церковноархеологического кабинета Московской Духовной академии преподобный Серафим Саровский запечатлен сравнительно молодым. Подобная иконография встречается и в других его изображениях, однако на этом портрете облик святого носит нетрадиционный характер. Это портрет человека в расцвете сил с удивительно одухотворенным лицом, в котором на первый взгляд трудно узнать привычный облик старца Серафима. Однако, приглядевшись, видишь знакомые черточки в этом удивительном лице.
       Художнику удалось отразить основные черты личности преподобного: сосредоточенность на молитве, подвиг духовного делания, глубокую проницательность избранника Божия. Его облик, можно сказать, даже суров, возможно, таким он был в период своего затворничества, когда стяжал великие дары духовные, которые потом, через много лет, щедро изливались на всех приходивших к старцу Серафиму.
       Бесценен его автограф с поучениями, сохранившийся в собрании наместника Троице-Сергиевой Лавры архимандрита Антония (Медведева, † 1877), который был духовным чадом преподобного Серафима Саровского. Сверху на листе надпись архимандрита Антония, подтверждающая подлинность рукописания старца: "отца Серафима слова и его рукой написаны. Л[аврский] н[аместник] Ар[химандрит] Антоний"1. Портрет архимандрита Антония (Медведева), один из лучших в собрании Государственного Исторического музея, также был представлен на выставке.
       Особое место занял впервые экспонировавшийся этюд известного русского художника М. В. Нестерова, на котором изображена преподобномученица великая княгиня Елисавета Феодоровна в основанной ею Марфо-Мариинской обители в Москве.

Текст составлен на основе выставочной экспликации
(авторы - Я. ЗЕЛЕНИНА, Л. АЛЕХИНА)

Примечания

       1 Этот автограф впервые был опубликован в "Журнале Московской Патриархии". 1991. № 12. С. 49.

Святейший Патриарх Алексий приветствует дирекцию Центрального музея древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублева


Осмотр экспозиции выставки "Духовные светочи России"

       Все иллюстрации приводятся по каталогу выставки "Духовные светочи России", недавно вышедшему в свет (М., 1999).

Преподобномученица великая княгиня Елисавета Феодоровна. 1910-1912 годы. М. В. Нестеров. Картон, грунт, гуашь. ЦАК МДА


Погребение и перенесение мощей святителя Митрофана Воронежского. 1830-1840-е годы. Неизвестный художник. Картон, масло. ГИМ


Преподобный Серафим Саровский. Конец 1860-х - 1870-е годы. Неизвестный художник. Холст, масло. ЦАК МДА


Поучения преподобного Серафима Саровского. 1820-е - 1833 годы. Автограф.
Бумага, чернила; скоропись. Из собрания архимандрита Антония (Медведева), наместника Троице-Сергиевой Лавры. ОР РГБ


Преподобный Серафим Саровский кормит медведя. 1860-1880 годы. Литография. ИЗО РГБ


Преподобный Антоний (Медведев), наместник Троице-Сергиевой Лавры. 1858 год. Неизвестный художник. Холст, масло. ГИМ