ЖУРНАЛ МОСКОВСКОЙ ПАТРИАРХИИ
05-2000

ИЗ ЖИЗНИ ПРАВОСЛАВИЯ

Наперсная панагия Илии Карама, митрополита Гор Ливанских


       В конце 1999 года в один из московских антикварных магазинов была принесена наперсная панагия с образом Нерукотворного Спаса. Этот памятник был настолько необычен по форме и исполнению, что не мог не привлечь к себе пристального внимания.
       Рельефная икона достаточно крупного размера (11,5х11,5 см) отлита из серебра и позолочена. Центральную часть обрамляют четыре короны, составляющие равноконечный греческий крест, в средокрестии которого помещен образ Спасителя.
       Самое неожиданное открытие таила в себе надпись в четыре строки на французском языке, выгравированная на обороте средокрестия: "ELIE KARAM METROPOLITE DU LIBAN 1948" (Илия Карам, митрополит Ливанский. 1948).
       Прежде чем подробно рассказать о самой панагии, напомним некоторые факты биографии митрополита Гор Ливанских Илии Карама, о котором в России знают, к сожалению, очень мало, а в некоторых недавних изданиях даже путают его с ливанским митрополитом Илией Салиби1.

Митрополит Гор Ливанских Илия Карам. 1960-е годы

       Илия Карам родился 20 июля / 2 августа 1903 года в день пророка Илии. В 20 лет был рукоположен во диакона, в 24 года возведен в сан архимандрита2. В августе 1935 года Патриархом Антиохийским Александром III он был возведен в сан митрополита Гор Ливанских. Скончался митрополит Илия Карам 10 апреля 1969 года и был похоронен в Бхамдуне, близ Бейрута3.
       Илия Карам с детства особенно почитал Божию Матерь и очень сильно любил Россию и русский народ. Когда в год начала Великой Отечественной войны Патриарх Антиохийский Александр III обратился к христианам всего мира с просьбой о молитвенной и материальной помощи России, митрополит Гор Ливанских Илия ушел в затвор и молился в пещерной церкви перед чудотворной иконой Божией Матери о спасении России4.
       По церковному преданию и со слов митрополита Илии, на четвертые сутки затвора во время молитвы ему явилась в огненном столпе Божия Матерь и возвестила о том, что он избран, как истинный молитвенник и друг России, для того чтобы передать определение Божие для страны и народа русского. Особо Пресвятой Владычицей был упомянут один из самых чтимых в России Ее образов - Казанская икона. Владыка Илия связался через Красный Крест с представителями Русской Православной Церкви и советского правительства, передав им все, что ему было открыто в видении Пресвятой Богородицей5.
       После войны, в 1947 году, Патриарх Алексий I пригласил митрополита Гор Ливанских Илию Карама в Советский Союз.

Святейший Патриарх Алексий I и митрополит Гор Ливанских Илия Карам в Москве. 1947 год

       Митрополит Илия Карам прибыл в Москву 14 ноября 1947 года. Его с большим почетом встречали митрополит Крутицкий и Коломенский Николай (Ярушевич, † 1961), архиепископ Дмитровский Виталий (Введенский, † 1950), протопресвитер Николай Колчицкий и другие представители Русской Православной Церкви. От Совета по делам Русской Православной Церкви при Совете министров СССР присутствовал С. К. Белышев.
       Митрополита Илию Карама сопровождал архимандрит Антиохийской Церкви Василий Самаха, хорошо знавший русский язык6.
       Программа пребывания Владыки Илии в России была чрезвычайно насыщенной. В Москве он посещал в день три, а иногда и более храмов. В каждом храме митрополит дарил подарки и святыни от себя лично и от Антиохийской Церкви. Например, "Его Высокопреосвященство вручил через настоятеля в дар храму Воскресения Христова в Сокольниках серебряный медальон с вделанным в него камнем от Гефсиманской гробницы Божией Матери, с тем чтобы этот дар всегда находился на чудотворной Иверской иконе Божией Матери, и несколько сот бумажных изображений иконы Божией Матери "Скоропослушница" для раздачи присутствующему в церкви народу"7.
       В свою очередь, в Богоявленском Патриаршем соборе "митрополиту были преподнесены иконы, которые принесли ему в дар отдельные прихожане собора. Зная благоговейную любовь митрополита к Божией Матери со слов посетивших ранее Ливан русских духовных лиц и зная, что православное население Ливана нуждается в святых иконах, русские люди с радостью приносили их митрополиту.
       За все пребывание Владыки митрополита в нашей стране ему было преподнесено очень много ценных икон. В каждом храме, который он посетил, ему и его спутнику (архимандриту Василию Самахе. - Прим. авт.) вручались в дорогих ризах святые иконы, главным образом Божией Матери"8.

Святейший Патриарх Алексий I. 1947 год


Визитная карточка

       Святейший Патриарх Алексий I подарил Владыке Илии Караму Казанскую икону Божией Матери, драгоценный крест и панагию, украшенную драгоценными камнями.
       Перечислим только некоторые из храмов, которые посетил митрополит Илия Карам в Москве: Святителя Николая в Хамовниках, Тихвинской иконы Божией Матери в Алексеевском, Казанской иконы Божией Матери в Коломенском, святого пророка Илии в Обыденском переулке и в Черкизове, святого мученика Иоанна Воина на Якиманке и другие.
       16 ноября 1947 года в Патриаршем Богоявленском соборе было совершено особо торжественное богослужение, после которого было зачитано (на русском языке) обращение митрополита Илии к Святейшему Патриарху Алексию I. Приведем некоторые наиболее сильные места из необыкновенно эмоциональной речи Владыки Илии, пронизанной горячей любовью к России: "Народ ваш - народ Богоносец! Вся история земли Российской свидетельствует нам о том, что в тяжелые эпохи внутренних смут, а также во время нашествия иноплеменников, благородный и великий русский народ прибегал к Божией помощи, дабы сохранить в целости города и веси и широко раскинутые пределы Земли Российской. Не раз гордые и дерзкие враги в лице Чингисхана, Тамерлана, Карла XII, Наполеона и других пытались завладеть Русской землей и поработить ее народ, не раз орошалась православная земля кровью своих верных сынов, но все это не сломило народной силы, не уничтожило веры в правоту защищаемых народом принципов. Все эти попытки поработить русский народ, навязать ему другие государственные идеи, другую веру ни к чему не привели.
       Велик Бог христианский! И в эту ужасную кровавую войну Он сохранил любимый Свой народ и Дом Пресвятой Богородицы".
       Далее митрополит Илия Карам напомнил о глубоких и давних связях двух Церквей: "Великая Православная Русская Церковь не забывает своим вниманием и благорасположением Церкви Восточные, и в частности нашу древнейшую Православную Антиохийскую Церковь.
       Во времена скорби и бедствий Антиохийская Церковь, зная истинно братские чувства Церкви Российской, постоянно обращалась к ней за помощью, которую и получала всегда в полной мере. Примером тому может служить помощь, оказанная великой Русской Церковью Патриарху Антиохийскому Макарию (Алеппскому), который посетил вашу землю и впоследствии дал приказание своему сыну, архидиакону Павлу, написать книгу, в которой увековечил все деяния и благочестие, которые он видел и воспринял от начальников и благочестивых сыновей этой Церкви.
       То же самое мы видим в 1913 году, когда Государство Российское посетил Патриарх Григорий IV и во время своего пребывания возвел в епископский сан Господина моего Святейшего Патриарха Алексия. Великую радость имел наш и поныне здравствующий Блаженнейший Патриарх Александр III, ибо он участвовал в интронизации Его Святейшества Алексия, Патриарха Московского и всея Руси. Таким образом, Его Святейшество Патриарх Алексий дважды является сыном нашей Церкви - как по хиротонии его во епископа, так и по интронизации на Престол великой Российской Церкви"9.

Ордена Антиохийской Православной Церкви, которыми был награжден Святейший Патриарх Алексий I

      

Звезда и крест о́рдена Антиохийской Церкви


       22 ноября 1947 года Святейший Патриарх Алексий I наградил митрополита Илию белым клобуком русских митрополитов. В свою очередь, Илия Карам вручил иерархам Русской Церкви ордена святых Апостолов Петра и Павла - высшую награду Церкви Антиохийской.
       25 ноября митрополит Илия Карам прибыл в Ленинград. От правительства его сопровождал Алексей Николаевич Косыгин, от Патриархии - митрополит Ленинградский и Новгородский Григорий (Чуков, † 1955). Целью визита Владыки Илии в Ленинград было "возложение священной короны на Казанскую икону Божией Матери", которое состоялось в Князь-Владимирском соборе в конце ноября 1947 года10. По возложении венца ливанский митрополит произнес проповедь. Он рассказал, как явилась ему Божия Матерь и что она поведала ему, затем продолжал: "Я молился за ваш прекрасный город и так благодарен Господу, что он удостоил меня побывать здесь, молиться вместе с вами! Я увидел, что Матерь Божия не оставила чад Своих... Простите, дорогие мои, что не могу благословить и обнять каждого их вас! Посылаю благословение Господне на всех вас и всегда, пока я жив, буду молиться о вас!". Говорил Владыка Илия через переводчика, но почти все в храме плакали. Митрополита особенно умилило общенародное пение Акафиста Казанской иконе Божией Матери. Тропарь "Заступнице усердная..." пели все стоявшие в храме, на площади и прилегающих улицах.

Митрополит Илия Карам в белом клобуке Русской Православной Церкви. 1947 год

       В начале декабря 1947 года ливанские гости отбыли в Киев, где митрополит Илия совершил богослужение во Владимирском кафедральном соборе, поклонился святым мощам в Киево-Печерской лавре, посетил действующие монастыри и храмы. 11 декабря митрополит Гор Ливанских Илия Карам и архимандрит Василий Самаха отбыли в Ливан. Перед посадкой на пароход "Россия" митрополит Илия провел два дня в Одессе, где совершил богослужение в соборе и осмотрел храмы11.
       Здесь уместно будет процитировать не опубликованное ранее письмо Святейшего Патриарха Алексия I к его родной сестре Анне от 10 декабря 1947 года: "У нас последнее время, с приездом митрополита Илии Карама, было очень суетно. Правда, были передышки, когда он ездил в Ленинград на неделю и в Киев на несколько дней. Зато вчера и сегодня была настоящая горячка с паспортами, с визами, с проводами и так далее. Он едет обремененный подарками. В частности, я ему дал: облачение, митру, белый клобук и икону в жемчугах, большой портрет в раме, чашу, дискос и весь прибор и еще мелкие вещи. Всего теперь у него не более и не менее, как 50 мест багажа, и очень крупных. Кроме того, на нем моя шуба (беличья)... Завтра, 11-го, в 9 часов утра они уезжают в Одессу, откуда 14-го на пароходе едут к себе в Ливан... С отъездом митрополита Илии мне будет теперь посвободнее, хотя, как всегда, дела очень много, и я никак не могу найти время для прогулки. Ее заменяет отчасти массаж, который мне тоже порядочно надоел, так как берет много времени"12.
       И еще - из дневника Святейшего Патриарха Алексия I за ноябрь 1947 года: "24. Понедельник. Вечером поездом "Стрелой" выехал в Ленинград Преосвященный митрополит Илия Карам, отец архимандрит Василий. 25. Вторник. Выбывшие вчера в Ленинград оказались без паспортов. Сегодня выезжает в Ленинград с их паспортами А. Ф. - казначей. 28. Пятница. Ответ Губонину (художнику. - Прим. авт.):
       1. Крест горного хрусталя.
       2. Крест фигурный Патриарха Тихона.
       3. Малый крест на митру.
       4. Крест митрополита Сергия.
       5. Сделать штырь для куколей.
       6. Сделать крест на клобук митрополита Илии Салиби.
       7. Сделать херувима на клобук Патриарха Александра".
       Из последнего процитированного текста ясно, что Патриарх Алексий I заказал ювелиру несколько работ и для ливанских иерархов, планируя передать их через митрополита Илию Карама. Все эти мелкие детали свидетельствуют об особых дружеских отношениях Святейшего Патриарха с ливанскими архипастырями13.
       В июле 1948 года, через полгода после своего первого визита в Россию, митрополит Гор Ливанских Илия Карам вновь прибыл в Москву на торжества по случаю празднования пятисотлетия автокефалии Русской Православной Церкви.
       Именно к этому времени относится та панагия, о которой шла речь в начале статьи. Вероятно, эта наперсная икона попала к Илии Караму в числе подарков. Исполнена она была в такой форме как напоминание митрополиту о его даре 1947 года - священной короне, возложенной им на Казанскую икону Божией Матери в Князь-Владимирском соборе в Ленинграде.
       Четыре короны, выполненные в технике накладного литья и припаянные к средокрестию панагии, повторяют в миниатюре венец, изготовленный в Ливане для Казанской иконы Божией Матери. Сама же корона относится к типу так называемых арочных корон, известных еще с древних времен14.
       В более поздний период, начиная с ХVII века, на иконах с изображением Пресвятой Богородицы стали довольно часто встречаться короны такого типа (например, на иконах "Коронование Божией Матери", "Божия Матерь на троне с Богомладенцем", а также Черниговской, Почаевской и других). Изначально подобная корона воспринималась как корона Царицы Небесной и потому не случайно митрополит Илия приложил к Казанской иконе Пресвятой Богородицы корону именно такой формы - как символический образ Царства Небесного. Одновременна корона такого типа являлась символом Восточного Патриаршества, поэтому на многих орденах Антиохийской Церкви присутствует накладная рельефная золотая корона, часто на восьмилучевой звезде с сиянием. Святейший Патриарх Алексий I был награжден высшими орденами Антиохийской Церкви, которые хранятся в настоящее время в Церковноархеологическом кабинете при Московской Духовной академии в Троице-Сергиевой Лавре15.

Казанская икона Божией Матери (Князь-Владимирский собор в Петербурге)

       По всей видимости, именно с одного из таких орденов мастер-ювелир снял копию короны, так как размеры корон с панагии в точности совпадают с размером золотой короны с восьмилучевой звезды.
       Примечательно, что на визитной карточке Святейшего Патриарха Алексия I изображена точно такая же корона.
       Святейший Патриарх Алексий I и митрополит Гор Ливанских Илия Карам еще несколько раз встречались и даже вели переписку, о чем сохранились свидетельства. Так, с 17 августа по 12 сентября 1954 года в Советском Союзе по приглашению Патриарха Московского и всея Руси Алексия I находился Блаженнейший Патриарх Антиохийский и всего Востока Александр III в сопровождении митрополитов: Трипольского Феодосия, Захлесского и Баальбекского Нифона и Гор Ливанских Илии. Антиохийская делегация участвовала в праздновании столетнего юбилея подворья Антиохийской Православной Церкви в Москве, посетила ряд московских храмов, Троице-Сергиеву Лавру и Московскую Духовную академию, осмотрела достопримечательности столицы и провела день в путешествии по каналу имени Москвы. Затем гости побывали в Ленинграде, Киеве и Одессе16.
       Летом 1960 года митрополит Илия Карам вновь посетил Россию и участвовал в хиротонии архимандрита Никодима (Ротова) во епископа Подольского. Чин наречения 9 июля 1960 года совершили в трапезном храме Троице-Сергиевой Лавры Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий I, митрополит Гор Ливанских Илия и епископ Сергиопольский Василий (Антиохийская Православная Церковь), епископы Дмитровский Пимен и Можайский Стефан17.
       В конце 1960 года (25 ноября - 29 декабря) Святейший Патриарх Алексий I вместе с делегацией Русской Православной Церкви отправился в путешествие на Восток для поклонения православным cвятыням. Он побывал в Александрии, на Ближнем Востоке, в Палестине, Иерусалиме и других местах. Сохранились интереснейшие записки об этом путешествии личного секретаря Святейшего Владыки Даниила Андреевича Остапова и его сына протоиерея Алексия Остапова. В них нами были найдены важные свидетельства о встрече Святейшего Патриарха Алексия с митрополитом Илией Карамом.
       Из записок Д. А. Остапова: "День двадцатый. Бейрут, Ливан, 14 декабря 1960 года. Среда. <...> Фотограф дожидается, скоро нужно ехать к Караму, отец Платон вместо иконы Богоматери приготовил Спасителя, переменили, но Самаха усмотрел и задает вопрос: кому, кому икона, неужели Караму, другие архиереи обидятся... В 12.20 поехали к митрополиту Илии Караму, ехали с расчетом полюбоваться природой, проезжали у масличных садов, поднялись на гору, откуда весь Бейрут виден, подъехали к резиденции митрополита, торжественная встреча с пением собравшегося во множестве духовенства, гостей, включая министров и других лиц, обед, речи, и в конце говорил наш Патриарх и передал икону Божией Матери в ризе с жемчугом. Карам раздал панагии - иконочки с Ливанским кедром. На обратном пути заезжали на квартиру епископа Василия Самахи, пили кофе, квартира хорошая, мать, сестра встречали, он подарил патефон для Святейшего, но, как потом оказалось, он передан не был и остался у него в машине"18.
       Из записок протоиерея Алексия Остапова: "В 6.30 утра 14 декабря проф. Н. Д. Успенский, Ив. Васильевич Варламов и я выехали в интереснейшую поездку в Ваалбек, или Гелиополис, или Баальбек. Здесь сохранились остатки замечательного ансамбля I-III веков по Р. X. <...> Епископ Василий Самаха почти не покидает отель, он очень озабочен тем, чтобы все прошло хорошо. Много организаторских способностей проявил архимандрит Гавриил, племянник и викарий митрополита Илии Салиби.
       Епископ Никодим посещал епархию митрополита Илии Карама, которая начинается сразу за чертой города. В первом часу дня Святейший Патриарх с делегацией посетили митрополита Илию Карама в его резиденции. Здесь был устроен прием. Митрополит Илия вручил всем присутствующим медали с портретом Святейшего Патриарха Алексия и текстом, выбитые к этому дню, и преподнес Святейшему Патриарху часть Ризы Богородицы в особом ковчеге. Он сказал сердечное слово. Святейший Патриарх поблагодарил митрополита и подарил ему ценный образ Божией Матери"19.
       Сохранились несколько писем, отправленных митрополитом Илией Карамом из Ливана протоиерею Алексию Остапову.
       Вот одно из последних, которые удалось найти: "Хадет, пригород Бейрута. 22 декабря 1964. Его Высокопреподобию протоиерею Алексию Данииловичу Остапову. Московская Патриархия. Чистый пер. Москва.
       Дорогой Сын о Господе Алексей Даниилович! Спешу поздравить Вас с радостным Праздником Рождества Христова и шлю светлые пожелания здравия, во всем благого поспешения в Вашей плодотворной деятельности на благо нашей Святой Православной Церкви.
       Когда служу, всегда поминаю вас обоих молитвенно, а также и об упокоении души Вашей матушки. Смиренный Илия Карам, митрополит Ливана".

Панорама взорванной церкви Христа Спасителя,
в которой служил и был похоронен митрополит Илия Карам.
Город Бхамдун (Ливан)

       В 1970-е годы, во время гражданской войны в Ливане была разбита снарядами резиденция митрополита Илии Карама в пригороде Бейрута Хадете. Взорван храм в Бхамдуне, в котором в 1969 году он был похоронен. Когда митрополит Гор Ливанских Илия скончался, его гроб несли на руках восемь километров, внося во все храмы по пути следования процессии. Провожали митрополита в последний путь не только православные Ливана, но и мусульмане, католики, марониты и другие. В настоящее время останки митрополита Илии покоятся в домашней церкви при старом городском госпитале Бхамдуна. На месте разбитого собора строится новый - во имя Преображения Господня, на деньги племянников митрополита Илии Карама, куда и будет перенесен прах митрополита, извлеченный из-под развалин.
       Наперсный образ - панагия, которая когда-то принадлежала Илии Караму, его дары России вновь и вновь напоминают нам о великом молитвеннике за Русскую Православную Церковь и русский народ, а также являются свидетельством тесных связей Русской и Антиохийской Церквей, о чем так сердечно говорил сам митрополит Гор Ливанских Илия в своей проповеди 16 ноября 1947 года в Патриаршем Богоявленском соборе в Москве.

ПРИМЕЧАНИЯ

       1 См., например: Мухин В. В. Церковная культура Санкт-Петербурга. СПб., 1994. С. 136-137; Покров Божией Матери над Россией. Альманах. Вып.1. СПб.,1997. С. 6-7; История Русской Православной Церкви: От восстановления Патриаршества до наших дней. Т. 1. 1917-1970. СПб., 1997. С. 327.
       2 К сожалению, нам не известны даты священнической и епископской хиротоний митрополита Илии Карама.
       3 Эти сведения были любезно предоставлены мне членами съемочной группы фильма "И услышал я голос с неба..." - писателем В. Д. Поволяевым и режиссером Н. С. Раужиным (программа "Русский Дом", руководитель А. Н. Крутов).
       Пользуясь случаем, выражаю искреннюю признательность В. Д. Поволяеву, Н. С. Раужину и Председателю Российского Императорского Православного Палестинского общества профессору О. Г. Пересыпкину за помощь в работе над этой статьей.
       4 Этот пещерный храм находится в монастыре Дейр Сайдет эль Нурия, что в переводе на русский язык означает: "Монастырь Божией Матери, несущей свет". Сам монастырь расположен в 60 километрах от Бейрута на вершине высокой скалы. В нем находится чудотворная икона Пресвятой Богородицы, перед которой и молился митрополит Илия Карам в 1941 году. См.: Поволяев В. Д. Миссия в Ливане, или Послесловие к апокрифу о том, как Иосиф Сталин внял советам митрополита Илии // Труд. 1999. №. 208. 4 ноября.
       5 Заступница усердная... // Московский журнал. 1993. № 10. С. 24-28; Россия накануне Второго Пришествия. Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1993. С. 239-241.
       6 Зернов Михаил, священник. Митрополит Ливанский Илия и архимандрит Антиохийского Патриархата Василий в гостях у Патриарха Московского и всея Руси Алексия // Журнал Московской Патриархии. 1948. № 1. С. 45-56.
       7 Там же С. 46.
       8 Там же. С. 51.
       9 Там же. С. 49-50.
       10 Государственный архив Российской Федерации. Фонд 6991. Опись 1. Дело 66. Л. 152-153. Тов. С. К. Белышеву. Заявление митрополита Ливанского Ильи корреспонденту ТАСС: "Поездка в Советский Союз доставила мне истинное удовольствие. Целью моего визита было возложение священной короны на Казанскую икону Божией Матери, находящуюся в Ленинграде. Я выполнил эту миссию и совершил несколько богослужений в прекрасных храмах города-героя". ГАРФ. Ф. 6991. Оп. 1. Д. 66. С.155-155 об.: "Ленинград. 1 декабря (ТАСС). Шесть дней в Ленинграде находился митрополит Ливанский Илья. За это время он посетил несколько церквей в городе и сельской местности, побывал в духовной академии и семинарии, осмотрел ленинградские музеи, выставки и ознакомился с историческими и культурными памятниками. Сегодня, перед отъездом в Москву, митрополит в беседе с корреспондентом ТАСС поделился своими впечатлениями о Ленинграде: "Различные газеты за границей тридцать лет писали о том, что в России нет религии и церквей. Когда я собирался сюда, то мне даже предлагали взять с собой икону, ибо, говорили, их нет в России. Я глубоко рад, что нашел в России патриарха, митрополитов, епископов, много духовенства, верующих. Я испытывал такое чувство, которое испытывал, верно, святой Владимир в Константинополе, когда его поразили там в храмах благолепие и святость. Как не похоже все это на то, что пишут в газетах о России! И я очень счастлив, что видел здесь в богато украшенных храмах большое количество молящегося народа. Когда возлагал венец на чудотворную икону Казанской Божьей Матери, во всех церквах зазвонили колокола... В кафедральном соборе меня особенно умилило общенародное пение акафиста Казанской Божией Матери и акафиста Святителю Николаю..."".
       11 Журнал Московской Патриархии. 1948. № 1. С. 56.
       12 Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий. Письма к сестре. 1941-1958 годы. Машинопись. С. 76-77.
       13 Дневник Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия. 1943-1950 годы. Машинопись. С. 142.
       14 Мартынова М. В. Царские венцы первых Романовых // Искусство средневековой Руси. М., 1999. С. 299, 307. М. В. Мартынова ссылается на книгу лорда Твининга "Европейские регалии" (Lord Twining. European regalia. [London], 1967. P. 34, 48), в которой он утверждает, что так называемые арочные короны известны у европейских правителей с IX века, а в ХVII столетии такая корона становится общепризнанной эмблемой королевской власти и используется большинством правителей Европы.
       15 ЦАК МДА ТСЛ. МПА 2016/198, Ш 87 мм; МПА 2019/193 77х37 мм и др.
       16 Журнал Московской Патриархии. 1954. № 10. С. 10; Журнал Московской Патриархии. 1954. № 12. С. 7.
       17 Митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий. Человек Церкви. Московская епархия, 1999. С. 12. Фотография на с. 243: Епископ Никодим с совершителями архиерейской хиротонии - в центре рядом с Патриархом Алексием митрополит Гор Ливанских Илия Карам.
       18 Записки Д. А. Остапова "Великое путешествие". Машинопись. Л. 19.
       19 Записки протоиерея Алексия Останова "Путешествие на Восток (ноябрь - декабрь 1960 года). Рукопись. С. 48-49.
      
       Выражаю сердечную благодарность А. И. Мелашенко, Г. Л. Качурину, А. Л. Чвала, В. А. Любартовичу, Т. Н. Карсаковой, В. С. Жилкину за помощь в работе и поддержку.

С. ГНУТОВА, кандидат искусствоведения,
зав. сектором декоративно-прикладного искусства
Центрального музея древнерусской культуры и искусства
имени Андрея Рублева