|
ЖУРНАЛ МОСКОВСКОЙ ПАТРИАРХИИ
| 07-2000 |
ЦЕРКОВНАЯ ЖИЗНЬ
Вечная память
Протоиерей Александр Егоров
В воскресенье, 5 марта 2000 года, после тяжелой продолжительной болезни скончался протоиерей Александр Николаевич Егоров. Его многочисленная паства молилась в это время о нем в московском храме святого пророка Божия Илии, в приходе которого отец Александр прослужил Богу и людям более 48 лет.
Будущий пастырь родился в Москве 23 августа 1927 года, в православной старомосковской рабочей семье, крепкой своими устоями, традициями и преданной отеческой вере. Отец его, Николай Никифорович, проживший долгую и многотрудную жизнь, работал токарем на заводе "Красный богатырь", расположенном возле бывшего села Богородского, вошедшего в начале века в городскую черту. На том же заводе работала и мать, Ольга Ивановна, скончавшаяся глубокой старицей за несколько месяцев до смерти отца Александра.
Семья Егоровых жила недалеко от Спасо-Преображенского храма в селе Богородском, где в свободное от работы время нес алтарное и клиросное послушание Николай Никифорович, многому научивший своего сына даже в то тяжелое время господствующего и воинствующего атеизма. Он на дому преподавал сыну Александру Закон Божий. За усердное служение Святой Церкви Николай Никифорович был посвящен во чтеца. Духовенство храма оказывало чтецу Николаю глубокое доверие - он, в частности, непосредственно помогал сокрытию и сохранению церковных святынь во время разграбления храмов безбожной властью после 1917 года.
Воспитанный в этой доброй семье в любви к Богу, молитве, храму и богослужению, будущий пастырь стал исповедником еще в школе. Однажды во время очередного медицинского осмотра школьников дети увидели на груди Александра Егорова нательный крестик. Для советских детей 1930-х годов и периода "безбожной пятилетки" это было уже за гранью нормального и потому, смеясь, они усвоили будущему священнику промыслительное прозвище "поп".
Вспоминая свое детство, отец Александр писал: "...голосом народа Господь как бы предначертал мне в дальнейшем путь служения Церкви Христовой, именно в то время, когда и думать об этом было невозможно".
С началом Великой Отечественной войны в 1941 году 14-летний Александр Егоров становится тружеником тыла - работает на заводе "Красный богатырь" и одновременно продолжает обучение в школе рабочей молодежи. Отец Александр считал, что завод был для него хорошей школой светской жизни, дал возможность приобрести специальность и навыки работы, непосредственно познакомиться с производственной стороной бытия современников, и благодарил Бога за этот жизненный опыт.
Часто посещая свой родной Спасо-Преображенский храм в селе Богородском, юноша всегда стремился помочь приходу. Настоятелем этого храма с 1917 по 1949 годы был замечательный священник - протоиерей Алексий Добросердов. Он сумел воспитать в своих прихожанах, простых рабочих и работницах завода "Богатырь", такую любовь к Богу и своему храму, что в 1930-е годы эти труженики окраинного пролетарского района столицы грудью стали на защиту своей церкви и добились отмены постановления о закрытии этого храма, одного из немногих московских храмов, уцелевших от поругания.
Еще во время войны будущий пастырь активно содействовал открытию древней церкви Успения Божией Матери на Городке в Звенигороде, на родине своей матери. Отец Александр всегда содействовал и благословлял своих чад содействовать открытию и возрождению новых храмов и монастырей. Многие его духовные чада трудятся ныне по его благословению на церковной ниве.
На заводе будущий священнослужитель проработал до 1947 года, когда, успешно выдержав экзамены, поступил в Московскую Духовную семинарию. Квалифицированного и добросовестного потомственного рабочего всеми способами пытались задержать на заводе и не допустить его ухода в МДС. С молитвой и упованием на Бога, благодаря молитвам, мудрым советам и помощи родных и близких, а также отца Алексия Добросердова, давшего Александру Егорову рекомендацию для поступления в МДС, молодым семинаристом были успешно преодолены все препоны и запугивания (Николай Никифорович подвергался репрессиям как "церковник", а в те годы это было "пятном" в биографиях всех его близких родственников) и в 1951 году он успешно окончил Московскую Духовную семинарию.
Отец Александр всегда тепло вспоминал о своей семинарской юности, о Священноначалии, наставниках и собратьях учащихся, о годах возрождения Троице-Сергиевой Лавры.
В Духов день 1951 года настоятелем Богородского храма протоиереем Симеоном Касаткиным Александр Николаевич Егоров был обвенчан с девицей Ниной Васильевной Копыловой, с которой прожил всю жизнь, вырастив трех сыновей: Николая, Сергея и Серафима и дочь Елену, а в последние годы воспитывал внуков. В годы советской власти дети батюшки реально были поражены в гражданских правах как члены семьи "служителя культа" и незаметно для всех несли свой подвиг, помогая служению отца Александра и являя окружающим пример христианской семьи. Из собственного дома и родных мест семья Егоровых с ростом Москвы была переселена на самую окраину столицы - их блочная девятиэтажка стоит у самой кольцевой дороги. Отсюда батюшка в последние десятилетия постоянно ездил в храм.
19 сентября 1951 года, в день праздника Чуда Архистратига Михаила в Хонех, Высокопреосвященнейший Макарий, архиепископ Можайский, рукоположил Александра Егорова во диакона, а 21 сентября, в день праздника Рождества Пресвятой Богородицы, Святейший Патриарх Алексий I в Богоявленском Патриаршем кафедральном соборе, что в Елохове, рукоположил диакона Александра во пресвитера к храму святого пророка Божия Илии, что в Обыденном переулке в Москве.
22 сентября 1951 года по благословению настоятеля храма протоиерея Александра Толгского отец Александр Егоров совершил свое первое богослужение в Обыденском храме, где с того момента трудился до самой кончины.
Центром жизни батюшки была Божественная литургия, которую он благоговейно и трепетно совершал несколько раз в неделю, каждый раз молясь так, как будто впервые переживал Великое Таинство. Проникновенные слова богослужения отец Александр произносил четко, ясно и тепло, что привлекало и объединяло молящихся в едином устремлении к Горнему миру.
Служение отца Александра проходило под Покровом Пресвятой Богородицы, перед чудотворными образами Которой, именуемыми "Нечаянная радость", "Казанская" и "Милостивая", он любил молиться. Он постоянно молитвенно обращался за ходатайством пред Господом к покровителям храма святому пророку Илии, святым Апостолам Петру и Павлу, святым праведным Симеону Богоприимцу и Анне Пророчице, своему Небесному покровителю святому благоверному князю Александру Невскому и Всероссийским чудотворцам Преподобным Сергию Радонежскому и Серафиму Саровскому. Акафистное пение преподобному Серафиму стало благодаря молитвам батюшки неотъемлемой традицией богослужебной жизни Ильинского прихода.
Горячие молитвы и поучительные проповеди и беседы отца Александра глубоко трогали человеческие души, сердца и умы, способствуя очищению и просвещению людей светом евангельского учения. Для нескольких поколений москвичей отец Александр являлся пастырем и наставником, молитвенником и советчиком, добрым священнослужителем, подающим пример православной веры и надежды, мудрости и любви.
Просто и трогательно напутствовал отец Александр в жизнь будущего века знаемых и незнаемых и поминал их в своих молитвах, бережно сохранял множество собственноручных поминальных записок своих усопших духовных чад и регулярно, особенно в родительские дни, вынимал из просфор частицы и молился за всех поминаемых в записках людей, порой оставаясь в храме после вечерней службы допоздна.
Отец Александр окормлял множество людей, воспитав из них верных чад Русской Православной Церкви. Среди них священнослужители и монашествующие, церковнослужители и работники церковных учреждений, несущие послушание в Обыденном храме и в Московской епархии, в России и за ее пределами. Многие из них по послушанию покинули стены родного Свято-Ильинского Обыденного храма и трудятся на различных поприщах на благо Церкви и Родины. Среди них миряне - научные работники и люди, далекие от науки, инженеры и рабочие, профессора и студенты, военнослужащие и домохозяйки, дети и педагоги, чиновники и торговые работники, служащие и предприниматели, жители города и сельской местности, люди разных профессий и занятий... Есть среди них и преподаватели московских высших Духовных учебных заведений и почти все преподаватели Обыденской Свято-Ильинской церковноприходской школы. Батюшка всегда подчеркивал в беседах огромное значение духовного образования и самообразования, призывал прихожан к духовной учебе.
Для всех у отца Александра находились слова утешения и любви, всех он готов был поддержать в трудную минуту и предостеречь от ошибок.
Господь сподобил батюшку окормлять старинных прихожан Обыденного храма, прихожан храма Святителя Николая в Кленниках на Маросейке (духовных чад подвижников XX века - протоиереев Алексия и Сергия Мечевых), последних монахинь Зачатьевского монастыря и членов других разоренных приходов и церковных общин.
От них и от старшего духовенства нашего прихода и города отец Александр узнавал традиционные особенности приходской московской богослужебной жизни, о которых, в свою очередь, спешил сообщить молодому духовенству, щедро делясь с взращиваемой сменой своим ценнейшим богослужебным и жизненным опытом. Отец Александр являл молодому духовенству и прихожанам личный пример любви и послушания Священноначалию, пример христианской кротости, терпения и смирения.
Нет, пожалуй, дома вокруг Обыденного храма, нет в Москве микрорайона, больницы или православного кладбища, где бы отец Александр не молился, выполняя просьбы прихожан, совершая Таинства и требы. Невзирая на собственную усталость и телесные немощи, незаметно для окружающих неся в своем чемоданчике "передвижную церковь", отец Александр шел к труждающимся и страждущим, чтобы исполнить свой священнический долг - Пастырь добрый душу свою полагает за овцы (Ин. 10, 11).
Отец Александр являлся одним из старейших членов Приходского собрания Обыденного храма и активно участвовал во многих делах прихода, был духовником целого ряда приходских духовно-просветительных и благотворительных учреждений: действующей с 1990 года воскресной церковноприходской школы для детей и взрослых, где ныне обучается около 200 человек, учебной мастерской по пошиву облачений и церковной утвари для новых и восстанавливаемых храмов, православного лектория о святынях нашего города.
Из своих духовных дочерей, решивших избрать монашеский путь, отец Александр организовал сестричество в честь Пресвятой Богородицы и во имя Ее чудотворной иконы "Милостивая", происходившей из Зачатьевского монастыря, и благословил сестер трудиться для возрождения обители, укрепляя и поддерживая их молитвой и советом, благословляя прихожан жертвовать на возрождение обители, ныне ставшей крупным ставропигиальным монастырем.
Еще в детстве отец Александр видел Храм Христа Спасителя, собирал о нем (как и обо всей церковной старой Москве) различные материалы, которые оказались незаменимыми при восстановлении внутреннего убранства этого собора и использовались архитекторами, искусствоведами и художниками.
Всемерно содействовал он и открытию храма преподобных Зосимы и Савватия в Гольянове - ближайшего к его местожительству.
Его деятельнейшее участие и авторитет способствовали также возрождению звонницы и уставного колокольного звона (запрещенного при советской власти) в Обыденном Ильинском храме, возвращению приходу конфискованных после 1917 года строений и их восстановлению и множеству других приходских дел, в которых он принимал участие по благословению настоятелей храма.
Отец Александр собирал документы и хранил в своей памяти множество интересных сведений по истории храма в Богородском и Обыденного Ильинского храма, часть из которых опубликована в различных изданиях.
В годы безбожного лихолетья отец Александр помимо проповеди с церковного амвона и частных бесед с прихожанами размножал и распространял духовную литературу. И в 1989 году, когда появилась такая возможность, при деятельнейшем содействии отца Александра была создана церковноприходская библиотека, одна из крупнейших в Москве, насчитывающая в своих фондах около 12 тысяч изданий и обслуживающая около 1200 читателей, среди которых около 100 преподавателей, выпускников и студентов высших Духовных учебных заведений. Много лет при библиотеке осуществляется льготная подписка на православные периодические издания, услугами которой пользуются около 150 прихожан.
Всемерно содействуя паломническим поездкам прихожан к святыням России и зарубежья, отец Александр, несмотря на свой почтенный возраст и недуги, сам неоднократно возглавлял паломничества своих духовных чад. Последнюю поездку батюшка совершил незадолго до своей болезни - в конце 1998 года он, единственный раз в жизни выехав за границу, поклонился Святой Земле, молился у Гроба Господня, в Вифлееме, в пещере покровителя Обыденного храма святого пророка Божия Илии и многих других святых местах Палестины.
Отец Александр мудро и деятельно реагировал на все заметные явления церковной и общественной жизни, бережно хранил и с непоколебимой твердостью защищал от посягательств православные вероучительные истины и традиции Русской Православной Церкви, в верности и преданности им воспитывал своих духовных чад.
Протоиерей Александр Егоров являл собой пример соединения христианской веры и благочестия с активной гражданской позицией верного сына своей Родины и народа, защитника обездоленных и помощника действительно нуждающимся.
За усердные труды на благо Святой Церкви Предстоятели Русской Православной Церкви неоднократно удостаивали отца Александра высоких церковных наград. Свою первую богослужебную награду - право ношения набедренника - отец Александр получил ко дню Святой Пасхи в 1955 году, а последнюю - право ношения митры - ко дню Святой Пасхи в 1988 году.
Первосвятителями Русской Церкви, под омофором которых проходило служение протоиерея Александра Егорова, - Святейшим Патриархом Алексием I († 1970), Святейшим Патриархом Пименом († 1990) и ныне окормляющим Русскую Православную Церковь Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Алексием II - протоиерей Александр Егоров был награжден орденом святого равноапостольного князя Владимира II степени, орденом Преподобного Сергия Радонежского II степени, орденом святого благоверного князя Даниила Московского III степени и тремя Патриаршими грамотами.
Трепетно относился батюшка к знакам любви и благодарности со стороны прихожан - особенно он выделял именной наперсный крест, преподнесенный ему от всего прихода в день тезоименитства и в связи с 45-летием его служения священником в Свято-Ильинском Обыденном храме. В своем почти полувековом непрерывном служении в Обыденном храме сам отец Александр видел милость Божию, заботу Священноначалия и плоды молитв прихожан и всех духовных чад и близких.
За работу на трудовом фронте в годы Великой Отечественной войны и многолетний труд на благо Отечества Правительством нашей страны отец Александр был награжден государственными наградами.
Несмотря на появившееся с начала 1999 года недомогание батюшка до лета продолжал служить и, главное, исповедовать своих многочисленных духовных чад. Последнюю Божественную литургию отец Александр совершил в день Святой Троицы, но до самой своей кончины он считал своим долгом нести послушание клирика Обыденного храма, совершая в больницах и домах своих многочисленных духовных детей, священнослужителей и мирян, Таинство покаяния. Сам страдая от телесных недугов, он облегчал людей от страданий духовных.
В периоды пребывания в больницах и обострения болезни отца Александра прихожане Обыденного храма организовывали круглосуточное дежурство, а духовенство прихода: священники, бывшие духовными воспитанниками отца Александра, и другие клирики, близко знавшие батюшку, регулярно, а в период усиления недуга и перед кончиной ежедневно приобщали батюшку Святых Христовых Таин. В период облегчения болезни батюшка особенно радовался, когда его навещало духовенство, с которым он делился пережитым и благодаря которому чувствовал свое единство с собратьями. Особенно радостным для недугующего батюшки было посещение его на дому Патриаршим викарием архиепископом Истринским Арсением.
По окончании Божественной литургии, во время которой пришло известие о кончине отца Александра, настоятель храма Илии Обыденного протоиерей Алексий Лапин со всем приходом и осиротевшими духовными детьми совершил заупокойную литию. Срочно собравшиеся к почившему его собратья и духовные чада подготовили протоиерея Александра к погребению и вместе помолились Господу о упокоении батюшки в Горних обителях.
6 марта вечером в Обыденном храме состоялось заупокойное богослужение, совершенное собором духовенства во главе с благочинным Центрального округа протоиереем Владимиром Диваковым.
Проститься с усопшим пастырем приехал Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий. Его Святейшество обратился ко всем собравшимся в храме со Словом утешения и соболезнования и, отметив значение почти полувекового труда почившего, напомнил слова тропаря из чина погребения священников, трогательно напоминающие о необходимости наших молитв о упокоении души отца Александра: Братие мои возлюбленнии, не забывайте мя, егда поете Господа, но поминайте и братство, и молите Бога, да упокоит мя с праведными Господь.
7 марта после заупокойной Литургии, совершенной протоиереем Владимиром Диваковым с собором духовенства Москвы, состоялось отпевание почившего отца Александра. Отпевание совершил архиепископ Истринский Арсений в сослужении 80 священников при большом стечении верующих. Перед отпеванием Владыка Арсений огласил послание Святейшего Патриарха Алексия с соболезнованиями, обращенное к матушке Нине Васильевне Егоровой, настоятелю, Приходскому совету и собранию, клиру и прихожанам Ильинского Обыденного храма, родным и близким погребаемого батюшки. Говоря о большом жизненном пути и заслугах почившего, Святейший Патриарх, в частности, отметил, что "за годы служения отец Александр немало потрудился во славу Божию и на благо нашей Святой Церкви, снискал любовь и уважение своей многочисленной паствы... был известным духовником Москвы... щедро делился своим многолетним пастырским опытом с молодым духовенством".
В проникновенном слове о значении болезни в жизни христианина и последних месяцах жизни почившего усердного служителя алтаря Господня, призвав всех сугубо помолиться за чином отпевания, Владыка Арсений сказал: "Когда будем давать последнее целование, должны помнить, что мы провожаем своего рода реликвию Обыденного храма - человека, помнившего предания, особенности и традиции этого прихода. Надеемся, что его преемники в духовном звании, которые совершают здесь свое служение, продолжат те добрые порядки, которые существовали в этом святом храме ранее".
Слова прощания над гробом отца Александра произнесли: от имени прихода - настоятель храма протоиерей Алексий Лапин, от имени московского духовенства - протоиерей Николай Важнов, старший священник Зачатьевского женского монастыря, которые много лет прослужили вместе с отцом Александром в Обыденном храме. После прощания всех молившихся с отцом Александром гроб с телом почившего по традиции был обнесен духовенством вокруг храма, по совершении литии траурный кортеж направился на кладбище.
Похоронен отец Александр Егоров в Москве на Введенском (Немецком) кладбище, в ограде могилы своей духовной дочери монахини Марии (Тимофеевой), бывшей духовной дочери протоиерея Алексия Мечева, поблизости от могилы самого старца Алексия, одним из духовных наследников и преемников которого и был почивший протоиерей Александр Егоров.
Упокой, Господи, душу усопшего верного раба Твоего!Приходской совет храма Илии Обыденного