ЖУРНАЛ МОСКОВСКОЙ ПАТРИАРХИИ
02-2002

ИЗ ЖИЗНИ ПРАВОСЛАВИЯ

Беседа со Святейшим Патриархом Сербским Павлом

       - Ваше Святейшество! Все наши читатели помнят о тяжких страданиях сербского народа в период натовских бомбежек в 1999 году. Тогда в "Журнале Московской Патриархии" регулярно помещались материалы о положении в Югославии. Расскажите, пожалуйста, каковы в настоящее время самые острые проблемы Сербской Церкви и сербского народа?
       - Нашей главной проблемой является положение в Косове и Метохии. В настоящее время это этнически чистые территории - там практически нет сербов, живут только албанцы. Албанцы, которые бежали оттуда, вернулись на Косовскую землю, но ввиду того, что до сих пор граница практически открыта, в Косово хлынула масса албанцев из Албании, которые никогда прежде не жили в Косове. Сербов там осталось очень, очень мало - есть только маленькие сербские анклавы возле города Косовская Митровица и около Печской Патриархии.
       В рамках косовской проблемы есть несколько моментов, на которые нужно указать в первую очередь. Немалое число сербов албанцы взяли в плен, и до сих пор никакой информации о них мы не имеем. Очень многие сербы погибли. Причем большее число жертв появилось после подписания перемирия и прихода миротворцев, чем во время прямых бомбардировок. И третье - это уничтожение наших святынь, систематическое уничтожение. Я бы привел для примера уничтожение храма в маленьком местечке Косова - Мушутиште, где был разрушен православный храм, основанный в 1315 году, в начале XIV века. Это только один пример, таких разрушенных святынь очень много.
       - И уничтожение их продолжается?
       - Этот процесс полностью не остановлен. Время от времени взрываются православные храмы, и время от времени кого-то из сербов в Косове убивают.
       - Мы знаем, что государственная власть в Югославии сотрудничает с Православной Церковью и есть реальные плоды такого сотрудничества в сфере образования - введение преподавания Закона Божия в школах. Расскажите, пожалуйста, как вам удалось этого добиться.
       - Президент Республики Югославии Воислав Коштуница приложил большие усилия к решению этого вопроса. Он сам является религиозным человеком, причем стал верующим не в последнее время, а был верующим с детства, мы об этом знаем. Именно благодаря ему государство откликнулось на нашу просьбу вернуть Закон Божий в государственные школы. Хочу рассказать, на основании чего мы просили о введении Закона Божия в программу государственных школ.
       Как известно, в прошлом наша молодежь воспитывалась односторонне - исключительно в материалистическом миропонимании. Мы не хотели ни в коем случае повторять эту ошибку, чтобы теперь, по нашей инициативе кто-то воспитывался только в духе церковном. Человек является существом и духовным, и телесным, поэтому мы просили, чтобы введение Закона Божия осуществлялось на основе свободного выбора родителей - для маленьких детей, и самих учеников, которые уже могут самостоятельно выбирать свой путь, - в средней школе. Также кроме Закона Божия в государственных школах был введен так называемый альтернативный предмет - для детей, чьи родители не хотят, чтобы их дети изучали веронауку (так называется Закон Божий в Сербии. - Прим. ред.). Это история культуры, история религии. Люди, которые изучали марксизм и в школе, и в институте, и на работе ежедневно встречались с марксизмом и для которых такая система означала полную свободу и демократию, конечно, сегодня недовольны новой обстановкой в Югославии. Она для них не представляет ни демократии, ни свободы.
       В настоящее время уроки Закона Божия посещают только те дети, родители которых сами пожелали, чтобы их детей воспитывали и духовно.
       Между двумя великими войнами - в первой половине XX века - все дети изучали в школе Закон Божий, даже будущие югославские коммунисты во главе с покойным маршалом Тито изучали в школе Закон Божий, но это не помешало им стать материалистами. Мы настаиваем только на том, чтобы человек имел свободу выбирать, в каком духе его дети или он лично будут воспитываться.
       - Какой процент детей в ваших школах изучает веронауку?
       - Министр образовании Югославии является противником введения Закона Божия в государственных школах, поэтому из-за его влияния на директоров школ в Сербии у нас в самом начале, в сентябре-октябре прошлого года, только малое число детей записывалось на этот предмет, потому что родители были испуганы его позицией и явным выступлением против. А потом, когда мы предприняли некоторые меры, когда мы как следует проинформировали родителей, тогда положение изменилось.
       В настоящее время большое число детей записано на Закон Божий. Мы не можем точно сказать, сколько. Еще нет точных данных, это живой процесс, но во всяком случае многие дети изучают в школе веронауку.
       - А как вы решаете проблему педагогов и учебников?
       - Об этом мы думали уже несколько лет. У нас многие молодые люди учатся в Богословском институте Сербской Православной Церкви - вот из них мы сотворили кадры преподавателей Закона Божия. Кроме того, всем семинаристам было рекомендовано записаться в двухлетний Богословский институт Сербской Церкви. Благодаря этому можно было начать преподавать Закон Божий. Учебники по Закону Божию мы напечатали через Министерство образования, на государственные средства.
       Пока Закон Божий введен только в первом классе начальной школы и в первом классе средней школы. В следующем учебном году Закон Божий будет преподаваться и во вторых классах начальной и средней школы, и таким образом постепенно будет охвачена вся школа.
       В Республике Сербской, в Боснии, уже пять лет назад в школах введен Закон Божий. Недавно мы опрашивали там детей, желая узнать, как они относятся к этому предмету. Было получено 16 000 ответов. Теперь перед нами стоит сложная задача эти ответы классифицировать, чтобы иметь полную картину.
       Приведу только несколько детских ответов.
       Одна девочка из седьмого класса начальной школы написала: "Закон Божий - это очень полезный предмет. На этих уроках мы изучаем то, что раньше не могли изучать ни в школе, ни дома. Например, после урока биологии, где нам рассказывают, что человек произошел от обезьяны, на уроке Закона Божия мы узнаем, что его создал Бог. Это взгляд на человека с другой стороны. Но мы еще маленькие, а когда вырастем, нам все это станет яснее". Этот ребенок ясно показал, что он понимает, что Церковь ничего не имеет против того, что в школе изучают человека как земное, телесное существо. Но то, что они изучают на уроках Закона Божия, связано с духовной сферой, с тем, что человек является и духовным существом.
       Еще одна девочка написала в своем ответе, что Закон Божий - это очень хороший, полезный предмет, нужно было его гораздо раньше ввести в школах и нужно организовать уроки Закона Божия для родителей и для некоторых дедушек и бабушек.
       Один мальчик написал следующее: "Закон Божий - очень хороший и нужный предмет, но наш законоучитель плохой человек". Это показывает, что дети прекрасно все чувствуют и понимают. Они не только слушают, что мы им рассказываем, но и смотрят, что мы делаем, как мы себя ведем.
       Один мальчик описал свой диалог с отцом, неверующим человеком. Однажды отец спросил его, чем они занимались в школе. "Наверное, - сказал он, - там ваши законоучители рассказывают вам о Боге Отце и Боге Сыне, что Они вечные. Какие это глупости. Ты видишь, что я, твой отец, старше тебя". Мальчик отвечал: "Нет, папа, ты старше меня только как человек, ты раньше меня родился, но ты стал моим отцом только когда я родился, в тот момент, когда я стал твоим сыном. Так что если Бог Отец вечный, так и Бог Сын тоже вечный. Ты, папа, был мужем моей мамы, но пока меня не было, ты не являлся отцом".
       - Ваше Святейшество, перед обеими нашими Церквами стоит проблема расколов, очень больная и сложная проблема. В связи с этим, пожалуйста, выскажите свой взгляд на то, каким должно быть наше взаимодействие в этом вопросе.
       - Этот вопрос обсуждался нами во время встречи со Святейшим Патриархом Московским. Расколы в Церкви существуют с самых первых времен. Ересь является грехом против истины Церкви, а раскол - грехом против единства Церкви. Еще у Апостола Павла есть одно место в посланиях, где говорится, что мы будем делиться, чтобы это разделение показало, кто что из себя представляет (???). Это разделение происходит не по нашей воле, а потому, что есть люди неответственные в своем поведении, люди гордые, поведение которых приводит к расколу.
       В первые времена христианства сначала были гонения со стороны евреев, потом со стороны Римского государства, и в то время расколов не было, появлялись ереси. А потом, когда пришла свобода, начали появляться расколы.
       В настоящее время мы терпим со стороны государств, представители которых имеют материалистическое мировоззрение. Для них представляет интерес раскалывать Церковь изнутри. Такие примеры есть в Болгарии, есть у нас, из Боснии мы получаем информацию о том, что европейское сообщество хочет разделить на маленькие кусочки государства на Балканах, и каждое такое маленькое государство будет иметь и свою Церковь.
       Очень важно, чтобы все архипастыри и пастыри Православной Церкви осознавали, что Евангелие не представляет собой науку, которую нужно воспринимать умом. Евангелие нужно проповедовать и в то время, когда мы ничего не говорим, - своими деяниями. Личный пример является очень важным. Я бы указал на мученика Иустина Философа, который пострадал во II веке. До принятия им христианства он слышал о христианах как о злодеях, которые убивают младенцев и пьют их кровь. Но когда он увидел, что христиане идут на смерть за свою веру, тогда он подумал, что неправда то, что рассказывают об этих людях. Потому что если человек злодей, то он употребит все усилия, чтобы остаться в живых и продолжать свою грешную жизнь, а христиане так не делают, а даже до смерти исповедуют свою веру. Вот этот момент личного примера является самым важным.
       - Наша Церковь всегда поддерживала и поддерживает братскую Сербскую Церковь, и русские люди всегда видели в сербах братьев. Мы рассчитываем на ответную любовь и добрые чувства к русским и поддержку нас в наших проблемах, в частности в проблеме расколов.
       - Мы уже имели сегодня возможность выразить нашу благодарность Русской Церкви за поддержку и помощь, которую вы оказывали нашей Церкви и нашему народу, и не за только вашу помощь, но и за то, что вы свидетельствовали о постигших нас несчастьях. Мы знаем, что вы это делали не только потому, что мы единоверные и единокровные братья, но и потому что это дело истины, а Бог есть Истина.
       Между нами достигнуто согласие по вопросам раскола и мы методами евангельскими, позволенными нам, - указыванием на правду и истину, - будем поддерживать друг друга. Истина, правда и любовь содержат в себе сущность, а ложь, неправда могут существовать только на отрицании истины, правды, любви. Когда мы пребываем в истине, правде и любви, тогда мы существуем, то есть имеем сущность. Это очень важно.
       - Ваши пожелания, Ваше Святейшество, читателям нашего Журнала и всем православным в России.
       - Мы должны стремиться к пребыванию в истине, правде и любви. Как говорит святой Апостол Павел, "когда мы пребываем в истине, правде и любви, только тогда являемся истинными сотрудниками Божиими" (???). Это высокая честь, но и большая ответственность - быть сотрудником Божиим. Об этом прекрасно знали наши благочестивые предки и в России, и в Сербии. Ведь когда русский народ освободился от татарского ига, почти в то же время сербы попали под иго турецкое. Но наши благочестивые предки знали об этом духовном правиле, соблюдали его и благодаря этому выжили. Будем идти по стопам наших благочестивых предков - в таком случае у нас есть надежда, что мы выживем и физически, и как народ Божий.

С Предстоятелем Сербской Православной Церкви
беседовала М. ЖИЛКИНА,
ответственный секретарь Издательского Совета
Московского Патриархата

Святейший Патриарх Сербский Павел