ЖУРНАЛ МОСКОВСКОЙ ПАТРИАРХИИ
02-2002

ИЗ ЖИЗНИ ПРАВОСЛАВИЯ

Балканский кризис: культурно-цивилизационный аспект

       Мировую общественность потряс вандализм Талибана, методично и хладнокровно уничтожающего немусульманские святыни и культурные памятники на территории Афганистана. Генеральный секретарь ООН вылетел для переговоров с лидерами Талибана о возможных путях предотвращения уничтожения памятников, составляющих достояние всей человеческой цивилизации. Однако, как известно, талибы от своих планов не отказались и мировое сообщество вновь, уже в который раз убедилось в малой эффективности существующей защиты культурных сокровищ от непредсказуемой злой воли фанатиков.
       Конечно, с талибами дело иметь сложно, на них у цивилизованного человечества практически нет методов "гуманитарного" воздействия. Но зададимся вопросом: всегда ли мировое сообщество проявляет обоснованное беспокойство о судьбах культурно-цивилизационного наследия там, где оно подвергается опасности, и там, где есть недвусмысленные пути предотвращения их гибели? Не принимают ли и представители самых передовых демократий прямого участия в акциях, подобных вандализму в Бамиане? За ответом далеко ходить не придется. Пример европейского суверенного государства, имеющего богатую историю, Югославии, - у нас перед глазами.
       Исторические аргументы нынче не в чести, но для адекватной оценки масштаба и глубины процессов уничтожения и искоренения культурно-цивилизационного наследия Европы на Балканах необходимо напомнить хотя бы основные параметры уникального исторического заповедника, каким являются земли от Солуни (Фессалоник) - на юге до Котора - на западе и Ниша - на северо-востоке. Безусловно, очерченный нами ареал можно выделить достаточно условно, и вне его находится огромное количество памятников материальной культуры Византии и государств южных славян - как сербов, так и болгар. Однако именно на этой земле сохранились до начала XXI века памятники православной архитектуры и живописи X-XIV веков, подобных которым ни по времени создания, ни по художественной ценности не сохранилость на всем поствизантийском пространстве.
       Еще А. С. Пушкин заметил: "Мы ленивы и нелюбопытны"... Мы плохо знаем свою историю, а потому плохо отстаиваем наши святыни. Культурные памятники Македонии, Косова и Метохии, Южной Сербии принадлежат к нашему общему православному наследию, более того, представляют сами истоки формирования, а затем и расцвета славянской православной цивилизации, именно с этих земель распространившейся на Киевскую Русь.

Славянская книжность

       Особую остроту приобретает вопрос сохранности культурно-цивилизационных заповедников после переноса боевых действий на земли Македонии. Здесь вся земля пропитана токами истории, здесь сохранились ансамбли римских правителей, здесь у священных вод уникального природного пресного озера Охрид создавались первые письменные памятники славянской православной письменности, здесь существовал один из первых учебно-просветительских центров, во главе которого стоял святой Климент Охридский - ученик и сподвижник святых равноапостольных Кирилла и Мефодия, учителей Словенских. Без той работы, которая была проделана учениками Климента Охридского по переводу греческих богослужебных книг на церковнославянский язык и по их переписке и распространению, труды Солунских братьев могли остаться втуне и не принести того поистине невероятного результата, которого добилась "кириллическая литература", распространившись от Адриатики до Тихого океана. Кстати, славянская кириллица принесла образование и многим неславянским народам, некоторые из которых в самое последнее время отказываются от "благих даров" и переходят на латиницу.
       К охридской литературной школе принадлежат творения учеников и продолжателей дел архиепископа Климента (840-916): святого Наума Охридского, епископа Константина (переводчик "Учительного Евангелия"), Георгия Пресвитера, Черноризца Храбра - автора сочинения "О писменех", первой апологии кириллового дела против "троязычной ереси", сына Симеона Великого - царя Петра и других. Интересно, что созданные на церковнославянском языке книги были позднее в процессе эллинизации этих земель уничтожены в местных ризницах и книжных собраниях, уцелели только списки, попавшие на Русь и в Сербию. Церковные связи Киевской Руси и Западной Болгарии (Македонии) были столь тесными, что существует даже гипотеза о том, что после Крещения святой князь Владимир, не получив от греков обещанной церковной самостоятельности, обратился к Охридскому Патриарху, с благословения которого и была основана русская архиепископия.
       В монастыре святого Наума Охридского на озере сохранились древнейшие глаголические записи на храмовых колоннах. В охридских школах были созданы древнейшие памятники славянской письменности: Ассеманово Евангелие, Зографское Евангелие, Синайская Псалтирь и Синайский Требник. Тут были написаны глаголические оригиналы Евгениевской и Толстовской Псалтири.
       Оба столпа Охридской школы - Климент и Наум - были детьми одной духовной семьи, непосредствеенными учениками Кирилла и Мефодия. Старославянский язык имел в то время значение общего, международного культурного языка всего славянства (включая и западное), и литературные памятники древнейшей эпохи должны были служить всем славянам. К X-XI векам относятся и древнейшие кирилловские эпиграфические памятники Македонии. В период последующей эллинизации, а затем турецкого ига островки славянской книжности сохранялись и развивались в древних монастырях: святого Наума на Охридском озере, святого Иоанна Рыльского, святого Прохора Пчинского и других. Эмигранты из Македонии и Болгарии в XII-XIII веках в большом количестве устремились на Русь, неся с собой священные книги.
       Было бы, однако, неправильным связывать славянское письмо только с церковной традицией. Именно в X-XI веках благодаря разработанности словаря и грамматических норм оно распространилось в гражданском употреблении и деловой переписке.
       Оазис древнейшей славянской книжности в районе Охридского и Преспанского озер в наше время требует объединенных усилий как по защите святынь, так и по их сохранению и просветительской работы, направленной на знакомство мировой общественности с культурно-цивилизационным наследием славян.

Архитектурные и живописные реликвии

       На землях южных славян есть несколько уникальных заповедников, где на протяжении веков начиная с X-XI столетия возводились монастыри. Причем в южнославянской традиции было создавать большой комплекс отдельно расположенных обителей, которые все вместе являли собой "Святой град". Таким заповедным местом является так называемая Скопская Черногория в непосредственной близости от столицы Македонии Скопье. В монастырях XII-XIV веков сохранились уникальные реликвии, неповторимые, но, к сожалению, разрушающиеся год от года фрески южнославянских и византийских мастеров. В настоящее время вся эта земля находится в непосредственной опасности в силу обострения албанско-македонского противостояния. Памятники архитектуры никак не защищены.
       Если святыни на территории Македонии только в последнее время стали подвергаться опасности, то земли Косова и Метохии страдают от разорения и вандализма албанцев уже многие десятки лет. Мы, к сожалению, плохо себе представляем, какую общемировую ценность представляют собой монастыри и храмы Косова и Метохии. Основная часть этих ансамблей была построена в XI-XIII веках. По словам Святейшего Патриарха Сербского Павла, "Косово и Метохия - соборный храм сербского народа". (У городков Гнилане, Клине, Врбница, Призрен сохранились сербские кладбища XI века.)
       По официальной статистике в Косове существует 1446 населенных пунктов. Как доказали исследования европейских искусствоведов, здесь описаны и зарегистрированы 162 объекта культуры мирового значения, 500 - признаны выдающимися памятниками, 1400 - памятниками регионального культурного значения. Перечисление всех этих объектов заняло бы слишком много места, но такие шедевры, названные "молитвой в камне", как монастырь Печская Патриархия (1230-1330), храм в честь Левишской иконы Пресвятой Богородицы (1212-1305), Грачаница (1313-1321), Высокие Дечаны (1327-1335), вошли во все антологии мирового искусства. Многие из этих ансамблей пострадали от бомбардировок НАТО и от рук албанских экстремистов.
       Архитектурные памятники Косова, Метохии, Македонии и Южной Сербии, созданные в период до турецкого ига, принадлежат к византийскому православному цивилизационному кругу и являются единственными сохранившимися до наших дней материальными свидетельствами этой высоко развитой цивилизации, так как памятники в Малой Азии и на Кавказе в большинстве своем не сохранились. Земли южных славян входили в так называемое Византийское содружество наций - Byzantine Commonwealth, по определению Д. Оболенского. Весь этот культурный и цивилизационный материал сознательно представлялся в качестве второстепенного в западноцентричном искусствоведении XIX-XX веков.
       Исследования русских ученых Кондакова, Покрышкина, Айналова, Окунева, болгарских - в частности, Златарского и сербских - Радойчича, Джурича, а в межвоенный период и французского центра Андре Грабара показали, что весь культурный фонд этого заповедника, и в особенности фресковая живопись старосербских монастырей, находятся на самом пике развития искусства своего времени. Сербское искусство XII-XIV веков стало лабораторией, где сливались воздействия Востока и Запада. Шедевром этого направления признаны Высокие Дечаны. Исследователь фрескового искусства Воислав Джурич писал: "Сербская Церковь была крайне ортодоксальной. Именно поэтому и случилось так, что сербские мастера на равных правах с живописцами Царьграда и Салоник, а подчас и одновременно с ними участвовали в художественных процессах, приводивших к коренным стилистическим изменениям. "Сербское" и "византийское", во всяком случае в живописи, никогда не были противоположны друг другу... Сербия обеспечила развитие православного искусства в такие тяжелые для Византии времена, каким был ХIII век, когда греческие земли были растерзаны нашествием латинян-крестоносцев, а также в конце XIV-XV веков, когда в самой Византии... художественные начинания были незначительны".
       Духовные и художественные ценности православной славяно-византийской цивилизации создавались в течение веков стараниями архипастырей, монахов, живописцев и простого православного люда, который в дни Косовской битвы 1389 года вместе со своим Царем Лазарем выбрал Царство Небесное, а не земную славу, сохранив верность православной традиции, был готов умереть в бою с турками, но не уступить своих святынь. Верность "Косовскому завету" сербы хранят и в наши дни, и трагедия целого народа заключается в том, что то общемировое достояние, которое он созидал и хранил веками, хладнокровно уничтожается бомбами НАТО и передается на разграбление и уничтожение мусульманским террористам и албанским бандитам.
       "Распятое Косово" - так называется уникальный каталог православных святынь, разрушенных и разграбленных на этих землях к исходу 1999 года. Этот каталог издан параллельно на сербском и албанском языках. Осознание всей глубины своего падения могло бы остановить вандалов, но упования на это напрасны. Уничтожение совершается и сейчас, каждый день, во всех зонах ответственности КФОР. Французские миротворцы рассказали в прессе о том, какую методику любят применять албанцы для поджога сербских храмов. Разводится огонь где-нибудь в дальнем уголке храма и двери плотно закрываются. Когда люди почувствуют запах дыма, они бросаются к дверям храма и, открыв их, дают доступ кислороду, так что пожар вспыхивает с катастрофической скоростью. Храмы горят как свечки в считанные минуты. Таких свечек полыхает в Косове уже больше сотни.
       Встает вопрос: что может сделать "цивилизованное человечество", чтобы предотвратить акты вандализма? Что можно сделать, чтобы заставить "передовой отряд" в лице НАТО возместить ущерб? Как можно защитить от страшной перспективы жемчужины Охрида?
       Сама жизнь ставит перед нами проблему международного правового регулирования охранного статуса памятников культуры и цивилизации вне зависимости от места расположения и конфессиональной принадлежности.
       России в этой области надлежит проявить инициативу и компетентность. Такие общественные и государственные структуры, как Фонд культуры, МИД, Государственная Дума, Фонд охраны памятников и Правозащитное движение, должны подготовить пакет соответствующих предложений и передать его на рассмотрение Совета Европы, ЮНЕСКО и прочих организаций. Если процесс правовой и физической защиты памятников цивилизации и культуры не начнет Россия, то его не начнет никто.
       Славяно-византийский цивилизационный свод должен быть гарантирован от уничтожения, и гарантом должна выступить именно Россия, требуя своего присутствия в регионе для защиты населения и наследия в условиях этноконфессиональной нестабильности. Это зона нашей культурной и духовной ответственности.
      

Е. БОНДАРЕВА