ЖУРНАЛ МОСКОВСКОЙ ПАТРИАРХИИ
02-2002

ИЗ ЖИЗНИ ПРАВОСЛАВИЯ

Уничтожение культурных ценностей в Македонии

       21 августа 2001 года, одновременно с вступлением на территорию Македонии передового отряда НАТО, пришло сообщение о том, что на севере страны, недалеко от города Тетово, взорван выдающийся памятник христианской культуры XIV века - монастырь святого Афанасия в селении Лешак.
       Посвященный святителю Афанасия Александрийскому, отстоявшему в 325 году на I Вселенском Соборе христианство от ересей, монастырь неоднократно и раньше осквернялся албанцами. В окрестностях Тетово начались первые столкновения бандитов с правительственными отрядами, и ансамбль монастыря в Лешаке (храм Пресвятой Богородицы и храм во имя святителя Афанасия) использовался террористами как убежище, а затем обстреливался. На старинных фресках в качестве "визитных карточек" бандитов появились надписи "ИСК" (Освободительная армия Косова). Теперь же, как сообщает пресса, в результате взрыва соборный храм святого Афанасия разрушен практически до основания. Уцелели только часть фасада и две опоры храма.
       Находящаяся в самом сердце Балканского полуострова историческая область Македония (ее границы не совпадают с границами нынешней Республики Македонии) - неотъемлемая часть европейского культурного ареала. На земле Македонии сохранились памятники архитектуры и искусства, связанные с Древней Грецией и периодом римского владычества. Археологи, проводившие здесь до недавнего времени интенсивные раскопки, находили многочисленные следы античной цивилизации - фрагменты римских терм, виллы военачальников, живописную мозаику, гончарные мастерские. С этой земли начали свою проповедь Солунские братья - великие христианские миссионеры и родоначальники самобытной славянской культуры святые равноапостольные Кирилл и Мефодий.
       По полноте и разнообразию экспонатов Национальный музей в Скопье входит в число крупнейших в Европе. Виктор Лилич, директор Института искусств и археологии в Скопье, в своем обращении к мировой общественности попытался обратить внимание на варварское отношение албанских террористов к памятникам европейской цивилизации. "Археологические объекты и раскопы на наших глазах превращаются в окопы и долговременные огневые точки, - писал В. Лилич. - В зоне непосредственных боевых действий между городами Куманово и Тетово находятся более 50 археологических объектов, датируемых рубежом нашей эры и более ранним периодом - Отия, Липово, Шипковица и другие". По словам президента Македонского Национального комитета Лазаря Шуманова, "...интеллигенция Македонии уже неоднократно обращалась в международные организации, в том числе в ЮНЕСКО". Но все эти обращения остаются гласом вопиющего в пустыне. В настоящее время сотрудники Национального музея в столице республики Скопье, которая оказалась в зоне активности албанских сепаратистов, разработали план эвакуации ценнейших экспонатов.
       Македония - один из районов, где на протяжении многих веков сохранялся большой массив православных памятников архитектуры и замечательная иконопись того периода истории Византии, когда центр культурной жизни Восточной Римской империи переместился из Царьграда на Балканы. Салоники, Охрид, Скопье, Призрен - крупнейшие центры средневековой славяно-византийской культурной традиции. Выступая на праздновании Дней славянской письменности и культуры, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий говорил о тяжких испытаниях Косовского края: "Сотни тысяч сербов испытывают горькую участь беженцев. Разрушены десятки православных храмов. Угроза войны распространяется из Косова и на сопредельные государства. От нападений террористов страдает братский народ Македонии". Последние события стали зловещим предвестием того, что Македонию ждет страшная судьба Косова.
       Уверенные в своей безнаказанности, террористы систематически превращают места расположения античных памятников Македонии в окопы, православные святыни - в отхожие места либо укрытия для снайперов. О том, что бандиты, действующие в Македонии под флагом албанской "освободительной армии", не имеют ни человеческих, ни религиозных чувств, свидетельствует уже тот факт, что ими же основательно повреждена и мусульманская турецкая святыня - мавзолей Баба-Тепе в Тетово. Развалины средневековой крепости в Тетово безжалостно обстреливаются албанскими бандитами из гранатометов.
       После натовских бомбардировок Косова и Метохии и "этнической чистки" этих земель от коренного сербского населения вандализм албанских экстремистов, которые на глазах всего мира уже методично уничтожили более 200 памятников сербской культуры на Балканах (и продолжают их уничтожать), не знает границ. Методичность их действий полностью исключает предположения о том, что этот процесс носит случайный характер. Нет ни одной албанкой автомашины, проезжающей мимо старого сербского монастырского ансамбля Печ, находящегося под охраной КФОР, из которой не неслись бы в адрес христианской святыни проклятья и не летели бы камни. Около города Гнилане весной 2001 года был сожжен православный храм, находившийся всего в 100 метрах от казармы отряда КФОР. Культурный геноцид, продолжающийся в Косове, перекинулся на земли Македонии.
       Разрушение православных храмов, церквей, монастырей, ставшее повседневной практикой на Балканах, - это больше, чем обычное преступление. Поджоги, взрывы, соскабливания и размалевка старинных стен и фресок навсегда уничтожают историческую память. Происходят поругание и разрушение священных предметов, на протяжении многих веков участвовавших в литургической жизни. Наносится чувствительный, точно рассчитанный удар по самосознанию народа, в основе национальной идентичности которого лежит Православие. Албанцы открыто говорят о том, что делается это с тем, чтобы окончательно уничтожить на Балканской земле след православных, не оставить ничего, что могло бы побудить их вернуться к этим местам.
       Складывается впечатление, что европейскую общественность сознательно не информируют о творимом варварстве. Преступления замалчиваются, общественная и культурная значимость наносимого ущерба занижается.
       Предоставим слово специалисту, знающему реальную ценность того, что подвергается сейчас в Македонии уничтожению. Воислав Джурич в известной монографии "Византийские фрески" пишет: "В этих росписях мастера жертвуют красотой физической, дабы выявить внутреннюю сущность: взоры святых озарены верой и готовностью к духовному подвигу и молитве. Мир монашеских идеалов получил в этих росписях наглядное выражение..." Наиболее известный из сохранившихся памятников христианской культуры в Македонии - монастырь в Леонове, к которому примыкает и храм в Лешаке, основанный около 1326 года и расписанный около 1350 года. Фрески храма святителя Афанасия в Лешаке - "Поклонение Жертве", "Гостеприимство Авраама" и "Три отрока в пещи огненной" вошли в антологии македонского средневекового искусства. Монастырь в Лешаке был задужбиной иеромонаха Антония, ставшего затем епископом под именем Иоаникий. Лешак - лишь один из многочисленных памятников, расположенных на известной по славянскому эпосу горе Шар-планине, пристанище легендарного богатыря Королевича Марко.
       Между Тетово и Куманово, в отрогах Скопской Черногории, в окрестностях Скопье - сотни древних православных храмов, монастырей, часовен. Население этих мест традиционно православное. Скопская Черногория до недавнего времени вообще была населена сербами. Ныне они, как и македонцы, покидают свои дома, а если им доводится вновь перешагнуть порог родного дома, они находят его опустошенным мародерами, а православные иконы в доме - оскверненными.
       Глухое безразличие мирового общественного мнения было лишь слегка поколеблено, когда распространилось известие о том, что албанские бандиты, явно издеваясь, захватили монастырь Пресвятой Девы Марии в местечке Матейч в окрестностях Куманово и здесь устроили свой штаб. Монастырь в Матейче - один из известнейших православных центров, который сравнивают с Дечанами в Косове и с ансамблями Охрида, находится в горах на высоте 1005 метров над уровнем моря. Основан он на землях, входивших некогда в сербскую державу Неманичей. По завещанию Короля Милутина он строился около 1300 года на средства и при попечительстве вдовы царя Душана Елены и их сына Уроша. Фрески с их портретами украшали прежде одну из стен монастыря в Матейче.
       Пятикупольному храму монастыря в Матейче, который поражал современников своими размерами и красотой, посвятил несколько строк Сербский Патриарх и книжник XVII века Паисий, писавший, что "благочестивая царица со своим сыном довершила церковь..." Об этом же рассказывают и ктиторские портреты, благодаря которым можно довольно точно датировать фрески 1356-1357 годами. Пятнадцать циклов и множество отдельных композиций украшают стены Матейча - второй по величине церкви средневековой Сербии. Самое почетное место занимают циклы, прославляющие Пресвятую Богородицу. На торжественном месте, на северной стене наоса, написаны "Деяния Апостолов", встречающиеся в Сербии еще всего один раз - в монастыре в Дечанах.
       Изображение в Матейче сербских святых - святого Саввы и святого Симеона Немани - рядом со святым Климентом Охридским отразило согласие, которое установилось в те годы в церковной и общественной жизни Сербского государства. Есть среди фресок Матейче и генеалогическое древо династии Неманичей. Только здесь среди их предков представлены члены византийской династии Комнинов и болгарской династии Асенов. Идея единого царства трех православных народов - сербов, греков и болгар - вдохновляла многих средневековых мастеров.
       Росписи Матейча отличает еще одна новая черта: в религиозное изображение вводится множество деталей из мира далеких стран. "Возвращение волхвов" и "Бегство в Египет" возбуждали воображение верующих, наводили на мысли о паломничестве в святые места, очаровывали видениями городов, в которых жили Христос и Апостолы. Это объемное восприятие окружающего мира отвечало мировоззрению эпохи.
       "Матейч, как и всякий выдающийся памятник, знаменовал появление нового в искусстве всего византийского мира", - писал В. Джурич. Фрески Матейча высоко ценятся всеми крупнейшими искусствоведами, сравнивающими их по совершенству живописи с фресками Венеции и Рима того же периода.
       Монастыри Косова и Македонии принадлежат к эпохе расцвета православной славянской цивилизации на Балканах. Пальма первенства переходила от болгарских династий к сербским, но все они были покорены после битвы на Косовом поле и на реке Марице турецкими завоевателями. Даже турки, однако, не разрушили этих святых стен, бережно охраняемых православными крестьянами - македонцами и сербами. После того, как русские ученые-искусствоведы Н. П. Кондаков, Н. Л. Окунев и другие в начале XX века сумели показать эту сокровищницу европейской публике, Запад начал наконец-то открывать для себя восточное христианство во всей его полноте. Сегодня, столетие спустя, монастырь Пресвятой Богородицы взорван и уничтожен.
       Вандализму не должно быть места на европейской земле. Перед культурным человечеством встает сегодня вопрос: возьмет ли Европа на свои плечи защиту общих христианских святынь на Балканах от поругания? Вопрос этот пока остается без ответа.
      

Е. БОНДАРЕВА